Упражнения для тренировки глазной мышцы для ребенка
Последнее обновление статьи: 23.03.2018 г.
В современном мире, когда подвижные игры на свежем воздухе потеряли свою популярность, а компьютерные – приобрели, всё больше детей испытывают проблемы со зрением. Ограничение высоких нагрузок, сбалансированное питание, повышение двигательной активности и зарядка для глаз являются эффективными методами профилактики. Сокращение и расслабление мышц под воздействием специальных комплексов упражнений улучшают кровообращение в тканях глаза, позволяют уменьшить количество времени, направленное на адаптацию при изменении условий окружающей среды (переход из тёмного в светлое помещение, и наоборот), повышают выносливость организма при длительных нагрузках.
Постоянное проведение тренировок способствует укреплению мышечного аппарата, что позволяет обеспечить профилактику возникновения аномалий рефракции, возникающих на фоне спазма аккомодации.
Основные этапы создания зрительной гимнастики
- В основе развития и становления метода лежат работы Уильяма Бейтса, который отметил положительное влияние комплексов упражнений для глаз на зрение. Он считал, что важно снять психологическое напряжение. Его методики основывались на пальминге, воспоминаниях и мысленном представлении объектов, необходимых для повторения.
- Для тренировок по методу Норбекова основным является комплекс, направленный на укрепление глазодвигательных и косых мышц, стимулирование аккомодации, разведение осей глаза с последующим расслаблением.
- Гимнастика, предложенная Ждановым, имеет два направления заданий. Так, упражнения для близоруких сочетают в себе стимулирование зрительного анализатора как вдали, так и вблизи. У дальнозорких все процессы тренировки происходят на рабочем расстоянии и вблизи.
- Комплексы профилактических и лечебных занятий, разработанных Аветисовым, направлены на улучшение кровообращения и циркуляции внутриглазной жидкости наряду с укреплением глазных мышц и работой над аккомодационным резервом.
- Достижение расслабления мышц при работе с помощью специальных непрозрачных экранов, с использованием более слабых очковых линз (для пациентов с очень низким зрением) или оправ без стекол и с чередованием работы глаз – уникальная методика Утехина, сочетающая основы плеоптики с новейшими технологическими приёмами.
- Розенблюм, Мац и Лохтина создали аккомодотренер для расслабления аккомодационных мышц.
- Маргарет Корбет предложила самостоятельно изменять фокусное расстояние посредством перемещения книги во время чтения либо частого изменения положения тела. Была сторонницей активной мимической зарядки (особенно для век и бровей).
Особенности проведения
Врачи-офтальмологи рекомендуют делать упражнение для зрения не реже двух раз в день, а в идеале в течение 10 минут после каждого часа напряжённой работы.
Проводят гимнастику без спешки в спокойной обстановке под контролем родителей. Ребёнок должен быть расслаблен. В дальнейшем возможно самостоятельное выполнение комплекса, направленного на профилактику и восстановление зрительных функций.
Классическая инструментальная музыка лучше всего подходит в качестве музыки для зрительных упражнений.
Показания
Проведение упражнений для глаз показано:
- детям с аномалиями рефракции (близорукость, дальнозоркость, астигматизм). Проводят не реже 4 раз в день, а в случае работы за компьютером или планшетом — через каждые 45-50 минут. В этой ситуации основной целью является не профилактика ухудшения зрения, а снижение зрительного напряжения, что активно используется в комплексном лечении таких пациентов, позволяя остановить прогрессирование заболевания;
- при наследственной предрасположенности (когда один или оба родителя страдают проблемами со зрением) постоянное применение методик гимнастики позволяет уменьшить частоту возникновения спазма аккомодации, что, в свою очередь, обеспечивает отсутствие физиологической причины нарушения функции зрения;
- при возникновении жалоб на усталость глаз или появление двоения после длительной нагрузки. Перед началом проведения упражнений для зрения в этом случае необходимо обратиться к врачу-офтальмологу для проведения обследований с целью раннего выявления глазной патологии;
- детям с высокой зрительной нагрузкой, а также использующих для учёбы или игр компьютерную технику или мобильные телефоны, в сочетании с ограничением времени использования гаджетов и повышения двигательной активности посредством подвижных игр.
Противопоказания
Зарядка для глаз имеет и противопоказания к проведению:
- Упражнения запрещено проводить после операций на мышечном аппарате глаза вследствие нарушения функции оперированной мышцы и повышения тонуса мышцы — антагониста.
- В послеоперационном периоде у пациентов с отслойкой сетчатки гимнастика не проводится.
- При высоких степенях близорукости необходимо проконсультироваться с врачом-офтальмологом для подбора правильного комплекса заданий, не подвергающих угрозе осложнений.
- При угрозе перфорации роговицы упражнения проводить не следует.
- Пальминг (особый вид массажа глазных яблок, применяемый у взрослых) не рекомендуется проводить детям из-за высокого риска нанесения травматических повреждений.
Виды зрительной гимнастики
Существует великое множество упражнений для глаз, которые условно подразделяют на следующие виды:
- выполнение тренировок под стихотворные формы (стишки, прибаутки, потешки) или без оных;
- по наличию дополнительных материалов: с дополнительными предметами (яркие игрушки, ручки, шарики), с наличием демонстрационных плакатов и рисунков, без каких-либо дополнительных объектов.
Комплекс упражнений
- «Жмурки». Необходимо зажмуриться, посчитать до пяти, открыть глаза. Повторить 7 раз. Следует внимательно следить за выполнением, так как быстрое выполнение приводит к усталости мышц и не несёт никакого положительного эффекта.
- «Далеко-близко». Рекомендовано выполнять перед окном. Суть данного упражнения для глаз заключается в том, чтобы поочередно смотреть на близко расположенный объект с дальнейшим переводом взгляда на предмет, находящийся далеко. Для маленьких детей данный метод удобно проводить, стоя непосредственно у окна, так как можно выбрать максимально далеко расположенный объект наблюдения, а на стекло наклеить, например, картинку. Для детей старшего возраста можно усложнить задание, предложив посчитать какие-нибудь объекты определенного цвета или формы. На рассматривание каждой цели отводится до 10 секунд. Выполнить 7 раз.
- «Восьмёрочки». Пусть ребёнок мысленно представит цифру восемь, если малыш маленький, покажите, как она выглядит. Предложите взглядом нарисовать эту цифру. Внимательно следите за движением глаз. Для облегчения задания можно использовать рисунок со стрелочками. Поверните картинку так, чтобы получился знак «бесконечность» или восьмёрка на боку, предложите ребёнку нарисовать фигуру взглядом. Упражнение сделать 7 раз.
- «Крестики-нолики». С правого верхнего угла комнаты перемещаем взгляд на левый нижний угол, затем с левого верхнего – на правый нижний. Делаем круговое движение глазами. За выполнением этого упражнения внимательно следим, так как дети очень часто выполняют движения не глазами, а головой. Делаем пять крестиков, пять ноликов. Этот комплекс можно выполнять и с закрытыми глазами.
- «Часики». Представляем себе большой циферблат или используем изображение с нарисованными или, если нет возможности, пользуемся настоящими часами. Движение глаз совпадают с движением секундной стрелки. На каждой цифре останавливаемся на 1-2 секунды. Выполняем 5-6 раз.
- «Приближение». Исходное положение: рука максимально вытянута вперед, в руке ручка с ярким колпачком, к которому приковано наше внимание. Начинаем медленно передвигать предмет по направлению к кончику нашего носа, взгляд от кончика ни на что не переводим. Как только колпачок становится просто ярким пятном, движение прекращаем. Делаем 5 секунд перерыва, затем еще 5 таких приближений.
- «Лёгкий отдых». Прикрыть глаза, посчитать с закрытыми глазами до 15, открыть глаза. Повторить 6 раз.
- «Найди вещь». Лучше всего выполнять рядом с книжным шкафом или компьютерным столом. Родитель даёт задание найти взглядом какую-то вещь или книгу, и сказать, где она стоит.
- «Туда-сюда». Сделать 7 вертикальных движений глазами, чередуя с горизонтальными движениями. У маленьких деток с выполнением этого упражнения может помочь яркая игрушка или предмет, за которым следует следить, пока родитель его двигает.
- «Быстро-быстро». Интенсивно поморгать, считая до 5, сделать перерыв 1-2 секунды, затем выполнить ещё 5 раз.
Формируя комплекс зрительной гимнастики для ребёнка, следует помнить, что применение больше пяти упражнений утомительно, следовательно, качество выполнения будет хуже.
Задания с открытыми и закрытыми глазами чередуются. Дошкольникам рекомендовано проводить данные тренировки исключительно в игровой форме, используя легко запоминаемые стишки.
Со старшеклассниками необходимо провести беседу, в которой подробно объяснить, какую цель мы преследуем, выполняя данные занятия, постараться мотивировать их.
У лиц с близорукостью следует больше внимания уделять упражнениям, направленным на рассматривание предметов расположенных вдали, в то время как дальнозорким рекомендовано больше времени уделять работе на близком расстоянии.
У детей с астигматизмом основными являются задания, направленные на рисование объектов взглядом. У пациентов с косоглазием необходимо вызвать содружественную реакцию глаз с помощью приближения-удаления предметов.
Оценка статьи:
Загрузка…
Источник
Большинство людей не уделяют зрению должного внимания, а зря. В настоящее время проблемы со зрением у детей возникают не только из-за наследственности, врожденных заболеваний, но и образа жизни, а именно перегрузки зрения гаджетами и другой зрительной нагрузки. Уже с детского сада необходимо внимательно относиться к здоровью глаз. Научить следить за своим здоровьем и постепенно ввести это в привычку малыша должен взрослый.
Профилактика заболеваний глаз
- контроль за временем использования различных гаджетов;
- гимнастика для глаз;
- достаточная освещенность в помещении;
- игры на свежем воздухе;
- здоровое питание.
Гимнастика для глаз
Гимнастика помогает снять напряжение, усталость с глазных мышц, улучшает кровообращение. Выполнять 2-3 раза в день, не более 10 минут. Каждое упражнение повторяем 2-3 раза (постепенно переходя к 8 повторений). Придерживаемся правила от простого к сложному. Проводятся в положении сидя, при необходимости (например,дошкольникам) можно сочетать с игровой формой (стихи, песенки) или подвижными играми. Это ещё и поможет увлечь ребёнка. Вообще проведите с ребёнком любого возраста зачем вообще необходима данная гимнастика.
Для некоторых упражнений есть противопоказания, поэтому если у ребёнка есть проблемы со зрением, лучше проконсультироваться со специалистом, прежде чем выполнять такую гимнастику.
В настоящее время известно много методик, но мы рассмотрим простые и понятные упражнения, при этом эффективные, которые подойдут для профилактики.
Можно использовать различные формы проведения гимнастики для глаз:
— в стихотворной форме.
Подойдет для самых маленьких.
— использовать схемы для выполнения некоторых из упражнений.
Упражнения:
1 «Жмурки»
Сильно зажмуриваем глаза на 3-4 секунды, далее открываем на то же время. Не спешить, иначе не будет никакого положительного эффекта, скорее наоборот мышцы глаз устанут еще больше.
Быстро моргаем, но не напрягаясь. Упражнение выполняем примерно секунд 10 (постепенно доходя до 1 минуты). В перерывах можно чередовать открытые и закрытые глаза.
3. «Светофор»
Закрываем правый глаз и изображаем мигание светофора левым глазом. Затем меняем. Упражнение развивает еще и внимание и координацию.
4. «Маятник»
Смотрим на лево, затем переводим взгляд на право, далее наоборот и т.д. Упражнение выполняется в медленном темпе, голова должна быть неподвижна. Можно добавить этому упражнению яркую игрушку, за движение которой необходимо наблюдать.
5. «Пол — потолок»
Аналогичное упражнение, но смотрим вверх-вниз.
6.»Гляделки»
Упражнение выполняется вдвоём. Необходимо сесть друг напротив друга и смотреть в глаза. Кто первый моргнул, тот проиграл.
7. «Отдых»
Закрываем глаза, про себя считаем до 15. Открываем глаза и так несколько повторений.
8 «Приближение»
Правую руку вытягиваем вперед, в руке яркая игрушка или любой небольшой яркий предмет. Смотрим на него внимательно, двигаем его к кончику носа и обратно. Упражнение выполняем в медленном темпе, когда предмет становится ярким пятном, то прекращаем упражнение. После отдыха ещё несколько повторений.
9 «Часы»
Имитирует глазами ход часовой стрелки, а затем делаем движения глазами против часовой стрелки. Упражнение выполняется в медленном темпе, голова неподвижна.
10. «Крестики»
Рисуем глазами крестик. Сначала в одной последовательности (с левого нижнего угла в правый верхний- с левого верхнего угла в правый нижний), затем в противоположной. Темп медленный, голова неподвижна.
11. «Далеко-близко»
Лучше выполнять это упражнение перед окном или на улице. Смотрим на предмет находящийся вдалеке. Рассматриваем его примерно 10 секунд. Далее смотрим на предмет находящийся примерно 30 см от глаз, смотрим на него также примерно 10 секунд.
12. «Массаж век»
Легонько массируем верхнее веко от внутреннего края к наружному. Нижнее веко наоборот. Массаж проводится не более 60 секунд.
13. «Восьмёрочки»
Глазами рисуем цифру 8 (или используем специальный плакат).
14 «Найди вещь»
Просим ребёнка, найди взглядом, какую либо вещь.
Гимнастические упражнения для глаз помогут детям в любом возрасте и даже взрослым расслабить мышцы глаз, улучшить в них кровоснабжение, тем самым уменьшить риск развития заболевания. Но при условии регулярного выполнения.
Упражнения можно использовать выборочно или в комплексе. Подойдут как элементы в физкультминутках в процессе обучающих занятий в дома, детском саду и школе.
Вам может быть интересно:
— 5 причин необходимости наличия в доме массажного коврика и 5 оригинальных идей для изготовления его своими руками.
— Внимание, опасные игрушки!
— Как и зачем развивать межполушарное взаимодействие у ребенка
Источник
Эти упражнения способствуют восстановлению нормального зрения независимо от характера имеющихся нарушений (близорукости или дальнозоркости).
Скачать:
Предварительный просмотр:
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ РАБОТЫ МЫШЦ ГЛАЗА
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ Упражнения для глаз заключаются в основном в фиксации зрения на различных точках, движении взгляда по тренажерам В. Базарного и некоторых движениях глазными яблоками и веками (по методу йогов). Эти упражнения способствуют восстановлению нормального зрения независимо от характера имеющихся нарушений (близорукости или дальнозоркости). Упражнения рекомендуется выполнять 2 раза в день до тех пор, пока они выполняются легко. После них нельзя в течение 20 мин писать, рисовать или смотреть телевизор. |
Комплекс 1. Цель: Способствует снятию статического напряжения мышц глаза, улучшению кровообращения (и.п. — сидя). 1. Плотно закрыть, а затем широко открыть глаза с интервалом 30 сек. (5-6 раз). 2. Посмотреть вверх, вниз, влево, вправо не поворачивая головы (3-4 раза). 3. Вращать глазами по кругу по 2-3 сек. (3-4 раза). 4. Быстро моргать (1 мин.). 5. Смотреть вдаль, сидя перед окном (3-4 мин.). |
Комплекс 2. Цель: Способствует снятию утомления, улучшению кровообращения, расслаблению мышц глаз (и.п. — стоя). 1. Смотреть прямо перед собой (2-3 сек.), поставить указательный палец на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца, смотреть на него 2-3 сек., опустить руку (четыре-пять раз). 2. Опустить голову, посмотреть на носок левой ноги; поднять голову, посмотреть в правый верхний угол комнаты; опустить голову, посмотреть на носок правой ноги; поднять голову, посмотреть в левый верхний угол комнаты (ноги на ширине плеч) (3-4 раза). 3. Посмотреть на вершины деревьев перед окном; перевести взгляд и назвать любой предмет на земле; отыскать в небе птиц или самолет и проследить за ними взглядом; назвать транспорт, проезжающий мимо или стоящий на обочине дороги. |
Комплекс 3. Цель: Улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости, восстанавливает кровообращение (и. п. — сидя). 1. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко одноименного глаза (1-2 сек.); отвести пальцы (три-пять раз). 2. Смотреть на концы пальцев вытянутой вперед руки (по средней линии лица); медленно приблизить указательный палец к лицу, не отводя от него взгляда (три раза). 3. Отвести полусогнутую правую руку с игрушкой в сторону; медленно передвигать игрушку справа налево, следить за ней двумя глазами; то же самое, но в обратную сторону (четыре-пять раз). |
Комплекс 4. Цель: Способствует улучшению координации движений глаз и головы, развитию сложных движений, улучшению функций вестибулярного аппарата (и.п. — стоя). 1. Поднять глаза вверх, опустить вниз; посмотреть вправо, влево, не поворачивая головы (три-четыре раза). 2. Поднять голову вверх; совершать круговые движения глазами по часовой стрелке, против часовой стрелки (два—три раза). 3. Посмотреть на левый носок ноги; поднять голову, посмотреть на люстру; опустить голову, посмотреть на правый носок; поднять голову, посмотреть на люстру (два—три раза). |
Комплекс 5. Цель: Тренирует мышцы глаза, улучшает упругость век, восстанавливает циркуляцию внутриглазной жидкости. 1. И.п. — сидя на полу. Ноги согнуть в коленях, руки в упоре сзади; повернуть голову назад и увидеть предметы, расположенные сзади (два раза). 2. И.п. — стоя, руки на палке, расположенной вертикально. Отвести руки от палки в стороны и успеть удержать падающую палку; попеременно перехватывать палку двумя руками (повторить три-четыре раза). 3. И.п. — стоя. «Спрячь глазки» (зажмуриться). «У кого глазки большие» (широко открыть глаза). |
Комплекс 6. Цель: Способствует тренировке мышц глаза, формированию сложных движений глазных мышц. 1. И.п. — стоя, руки с мячом внизу. Поднять мяч до уровня лица, широко открытыми глазами посмотреть на него; опустить мяч; поднять мяч до уровня лица, прищурить глаза, посмотреть на мяч; опустить его. 2. И.п. — стоя, мяч в вытянутых перед собой руках. Двигать руками влево — вправо, следить глазами за мячом (пять-шесть раз). 3. И.п. — стоя, руки с мячом внизу. Совершать медленные круговые вращения руками снизу вверх, вправо и влево, следить взглядом за мячом (четыре-пять раз). 4. И.п. — стоя, мяч в вытянутых руках. Согнуть руки, поднести мяч к носу; вернуться в и.п., следить за мячом (четыре-пять раз). |
Комплекс 7. «СОВА И ЛИСА» На сосне сидит сова, Перемещают взгляд вверх-вниз. Под сосной стоит лиса. На сосне сова осталась. Выполняют круговые вращения Под сосной лисы не стало. глазами сначала по часовой стрелке, затем — против нее. |
Комплекс 8. ЛИСА
| ||||||||||||||
Комплекс 9. СОЛНЫШКО
| ||||||||||||||
Комплекс 10. СНЕЖИНКИ
|
Комплекс 11. ДОЖДИК
| ||||||||||||||
Комплекс 12 САМОЛЁТ
| ||||||||||||||
Комплекс 13. СНЕГОПАД
|
Комплекс 14 МЕДВЕДЬ
| ||||||||||||
Комплекс 15 ЗАЯЦ БЕЛЫЙ
| ||||||||||||
Комплекс 16 ЛИПЫ (все движения сопровождаются взглядом)
| ||||||||||||
Комплекс 17 ЖУК Дети садятся на пол, вытянув ноги. Большой палец правой руки – это жук. Поворачивать его, следуя тексту. Все движения отслеживать глазами. К журавлю жук подлетел, Жук наверх полетел Зажужжал и запел: ж – ж – ж. И на потолок присел. Вот он вправо полетел, На носочки мы привстали, Каждый вправо посмотрел. Но жука мы не достали. Вот он влево полетел, Хлоп, хлоп, два хлопка, Каждый влево посмотрел. Так прогнали мы жука. Жук нам на нос хочет сесть, Не дадим ему присесть |
Источник