Упражнения для тренировки мышц рта челюсти губ языка

Упражнения для тренировки мышц рта челюсти губ языка thumbnail

как улучшить артикуляцию

Многим людям, даже не связанным с публичными выступлениями как таковыми, нередко всё же приходится брать на себя функцию оратора, ведущего или конферансье. Это может быть презентация проекта или доклад, проведение какого-либо мероприятия или просто рассказ интересной истории в кругу друзей. Что уж говорить о тех, для кого выступления – это профессия? Но абсолютно неважно, выступает человек профессионально, только обучается этому мастерству или же вообще толком не имеет к этому отношения, в любом случае правильная артикуляция всегда будет играть ему только на руку, т.к. благодаря ей все произносимые слова будут звучать внятно, ясно и чётко, а речь будет красивой и запоминающейся. В особенности же это, конечно, касается тех людей, которые имеют к выступлениям непосредственное отношение. В этой статье мы представляем вашему вниманию 10 действенных упражнений по улучшению артикуляции.

Каждое из упражнений направлено на тренировку мышц речевого аппарата и улучшение их подвижности. При выполнении важно уделить особенное внимание тому, что нагрузка должна направляться на конкретные группы мышц. Важно также, чтобы мышцы шейно-плечевого отдела могли работать свободно, а темп упражнений должен быть замедленным – это способствует получению от упражнений наибольшего эффекта. Перед выполнением упражнений обязательно нужно выполнить разогревающую гимнастику речевого аппарата. Уделить ей можно всего 5-7 минут, но качество практики улучшится существенно.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика различается по видам:

Гимнастика для щёк

  1. Втягивание и раздувание щёк поочерёдно
  2. Перегонка воздуха из одной щеки сначала в другую щёку, затем под нижнюю губу, затем под верхнюю губу
  3. Напряжение щёк и губ с попыткой выталкивания из ротовой полости воздуха
  4. Втягивание щёк и одновременное смыкание и размыкание губ

Гимнастика нижней челюсти

  • Упор кулаками в нижнюю челюсть и давление челюстью на кулаки
  • Различные движения нижней челюстью: вверх-вниз, назад-вперёд, круговые

Гимнастика мягкого нёба

  1. Зевание с открытым ртом
  2. Движения языком, собранным в «лопатку» до мягкого нёба и возвращение к альвеолам – основанию верхних нижних зубов
  3. Произношение гласных звуков с позёвываниями
  4. Имитация полоскания горла

Гимнастика губ

  • Напряжённая улыбка с сомкнутыми зубами и вытягивание губ трубочкой
  • Различные движения губ с сомкнутыми зубами: вверх-вниз, влево-вправо, круговые
  • Пожёвывание губ
  • Натягивание губ на зубы и последующая улыбка со скольжением губ по зубам
  • Подтягивание верхней губы с обнажением верхних зубов, затем нижней губы с обнажением нижних зубов
  • Фырканье

Гимнастика языка

  1. Вращение языком по кругу в пространстве между губами и зубами и задержка языка под правой и под левой щёками поочерёдно
  2. Пожёвывание языка
  3. Похлопывание языка губами
  4. Вытягивание языка вперёд «иголочкой»
  5. Попытки достать языком до подбородка и до носа
  6. Складывание языка «трубочкой», движение «трубочкой» вперёд-назад и выдувание в неё воздуха
  7. Переворачивание языка на разные бока
  8. Удерживание языка у верхнего нёба

После того как артикуляционная гимнастика окончена и вы убедились, что все части речевого аппарата разработаны, можно переходить к основным упражнениям на улучшение артикуляции.

Упражнения на улучшение артикуляции

Упражнение 1

Упражнение на чувствование кончика языка – его твёрдости и активности в произношении. Для этого используйте своё воображение: представьте, что ваш язык — это маленький молоточек. Затем побейте его кончиком по зубам , проговаривая: да-да-да-да-да. После этого потренируйтесь в произношении букв «Т-Д».

Упражнение 2

Упражнение для освобождения гортани и языка. Суть его заключается в том, что нужно быстро сделать короткий вдох носом и полностью выдохнуть через рот. Выдох также должен быть резким и должен сопровождаться звуком «Фу». Это же упражнение можно дополнить упражнением на укрепление мышц гортани: несколько раз произносите буквы «К-Г».

Упражнение 3

Упражнение на быструю активацию губных мышц. Нужно надуть щёки и сбросить набранный воздух резким хлопком через сжатые губы, одновременно энергично произнося буквы «П-Б».

Упражнение 4

Упражнение на отработку навыка набора воздуха перед каждой новой фразой. Возьмите любое стихотворение или отрывок произведения и осознанно перед каждой новой фразой набирайте воздух. Старайтесь не забывать об этом, чтобы выработалась привычка. И ещё нужно учесть три момента: дыхание должно быть бесшумным, в начале каждой фразы следует держать губы немного разомкнутыми, а после окончания каждого звука нужно сразу же закрывать рот, чтобы окончание не «зажёвывалось».

Упражнение 5

Упражнение на правильное распределение воздуха. Как правило, больше дыхания человеку требуется при громком произношении, но тихое произношение зачастую предполагает большего контроля выдоха. Потренируйтесь в произношении фраз тихим и громким голосом и определите, какое количество воздуха вам требуется для каждого из них. Совмещайте данный приём с предыдущим.

Упражнение 6

Упражнение на ровное произношение гласных единым потоком и чёткое произношение согласных внутри этого потока. Выберите любое стихотворение (или несколько строк из него) и делайте следующим образом: сначала исключите из строк все согласные и ровно произносите только гласные, немного их протягивая. После этого в поток гласных начинайте вставлять чёткие и быстрые согласные, стремясь к тому, чтобы поток гласных сохранился таким же звучным.

Читайте также:  Когда растут мышцы до или после тренировки

Упражнение 7

Упражнение на дикцию. Оно представляет собой простое чтение скороговорок. Выберите для себя несколько скороговорок с различными буквосочетаниями и начинайте оттачивать произношение. Сначала не спеша, размеренно. Затем увеличивайте темп. Следите за ритмичностью, контролируйте дикцию, внятность и выразительность.

Упражнение 8

Ещё одно упражнение на улучшение дикции. Заключается оно в том, что в конце каждого слова нужно уделять особое внимание резкому подчёркиванию его окончания. Это сделает произношение слова чётче и выразительнее.

Упражнение 9

Упражнение на улучшение произношения звуков. Оно применяется для тех звуков, произносить которые вам наиболее сложно. Возьмите словарь, откройте букву, которая вызывает у вас затруднения, и читайте подряд все слова, в которых есть сложный для вас звук, тщательно в него вслушиваясь. Посредством многократных повторений произношение улучшится. В дополнение к этому упражнению можно использовать для отслеживания прогресса диктофон: записывайте все произносимые слова, затем прослушивайте записи и работайте над ошибками.

Упражнение 10

Упражнение на развитие тембральных и акустических свойств голоса. В него входит развитие мышц глотки и языка. Нужно по 10 раз беззвучно произносить буквы «А-Э-О», стараясь при этом раскрывать не рот, а полость зёва.

И в качестве небольшого бонуса ещё один классный и эффективный приём на улучшение общего качества не только артикуляции, но и вступлений вообще — это работа с зеркалом. Выберите отрывок из прозы или стихотворение, которое вы помните, и прочите его, наблюдая за своим отражением в зеркале. Отслеживайте свою мимику, движение губ, глаз, бровей, скул. Прислушивайтесь к своему голосу. Главными критериями оценки должны выступать эстетичность, естественность, гармоничность, а также психологический и физический комфорт. Вы должны добиться того чтобы нравиться себе, чтобы звук вашего голоса был для вас самих приятен, а мимика и жестикуляция вызывали исключительно положительные эмоции.

Естественно, эти упражнения не являются исчерпывающими и единственными в своём роде. И они должны служить вам лишь указателями в работе над своей артикуляцией. При желании вы можете найти огромное количество подобных упражнений в Интернете или специализированной литературе. Но подводя итог, можно составить краткое резюме и выделить несколько главных принципов:

  • Особой важностью в тренировке артикуляции обладают систематичность занятий и их сознательный контроль
  • Очень важно регулярно работать перед зеркалом
  • В процессе занятий вы должны требовательно относиться к себе, уметь смотреть (слушать) себя со стороны
  • Нужно обязательно делать многочисленные повторения неудобопроизносимых звуков до ощущения состояния полного комфорта при их произношении
  • Особое внимание следует уделять работе с мышечными и эмоциональными зажимами
  • Прогресс значительно ускоряет прослушивание аудио- и просмотр видеоматериалов с записями людей, обладающих превосходной артикуляцией

Руководствуйтесь в своей практике этими принципами, и нужный результат очень скоро даст о себе знать. А первый ощутимый эффект проявится уже на начальном этапе. Запомните, что развивать артикуляцию рекомендуется не только певцам, профессиональным ведущим, лекторам, ораторам или актёрам, но и любому человеку вообще хотя бы по той простой причине, что все мы живём в социуме, и нам постоянно приходится взаимодействовать с другими людьми.

Мы желаем вам удачи в работе над артикуляцией. Говорите красиво!

Для тренировки артикуляции и поднятия настроения мы предлагаем вам пройти небольшой тест:

  1. Попробуйте, не используя рук и с закрытым ртом, вывернуть наизнанку нижнюю губу
  2. Попробуйте сделать то же самое, но уже с открытым ртом
  3. Повторите пункт №2 у зеркала

Источник

Есть примерно 10-15 основных упражнений, которые развивают мышцы языка. Это нужно для того что бы малыш мог правильно произнести звук. Есть еще упражнения для губ и щек, но это отдельной статьей.

Артикуляционные упражнения для языка:

  • «Лошадка». Ребенок должен пощелкать языком, озвучивая цокот копыт. Чем четче будет «цоканье», тем лучше. Меняйте темп лошадки — быстро скачет медленно.
  • «Лопатка». Расслабленный язык нужно положить на нижнюю губу (не высовывая).
  • «Иголочка». Узкий язычок высовывается как можно дальше. Можно взять Чупа-Чупс или конфетку, держать ее на небольшом расстоянии от губ и пусть ребенок к ней тянется кончиком языка.

Идеальная «Иголочка»

  • «Грибок». Язык плотно прикладывается (присасывается к небу) и удерживается в таком положении.
  • «Гармошка». Держа язык в положении «грибок» нужно несколько раз открыть/закрыть рот.
  • «Чашечка». С широко открытым ртом нужно удерживать язычок вверху.
  • «Вкусное варенье». Широким языком облизывается верхняя губа (можно слизывать настоящее варенье).
  • «Маляр». Языком проводим по небу в направлении спереди назад (от зубов к горлу). Ребенку можно рассказать, что язык — малярная кисточка, которой раскрашивается небо.
  • «Чистим зубки». Кончиком языка нужно провести по верхним, а затем по нижним зубам от одного до другого края.
  • «Обезьянка». Чуть приоткрыть рот, и поместить язык между нижней губой и нижними зубами. Губы при этом сближены.
  • «Парус». Конец языка опирается о верхние зубы и удерживается в этом положении.
  • «Часики». Приоткрыть рот и кончиком языка поочередно касаться левого и правого уголка рта. Для сладкого эффекта и веселого занятия, «пачкайте» уголки рта вареньем или медом.

«Часики»

  • «Качели». Рот открывается, а язык поочередно поднимается вверх и опускается вниз. Так же как и с «часиками», используйте варенье. Или возьмите конфетку и держите чуть выше верхней губы. Пусть малыш тянется к ней.
  • «Барабанщик». Улыбнуться, открыть рот, поставить язычок за верхние зубы, звонко, отчетливо, многократно повторять: «Д-Д-Д-». Темп постепенно убыстрять, зубы не сближать.
  • «Покусаем язычок». Улыбнуться, приоткрыть рот, покусать кончик и центр языка.
  • «Где конфета?». Нужно плотно закрыть ротик, кончиком языка надавливая то на одну, то на другую щеку изнутри.
  • «Пароход гудит». Улыбаясь, необходимо прикусить язычок и долго произносить «ы».
  • «Индюк» («Болтушка»). Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на верхнюю губу и производить быстрые движения кончиком языка по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от верхней губы.

Делая эти упражнения, Вам, возможно, не понадобится ходить к логопеду. Малыш самостоятельно натренирует все мышцы и сможет правильно произносить звуки. Но консультации раз в полгода у логопеда — никто не отменял!

Читайте также:  Разрыв мышц после тренировки

Ежедневно, по 3-4 минуты, два-три раза в день, делая их, Вы заметите успехи малыша уже очень скоро. Делайте их вместе с ним перед зеркалом, так веселее и ребенку будет понятно, что Вы от него хотите. Главное, не перегрузите мышцы язычка. Начинайте занятия с 1 минуты. Сделали несколько подходов и пусть отдыхает. Если у ребенка не получается упражнение и он расстраивается — выбирайте другое (более простое для него). В миксе ежедневных упражнений всегда должно быть то, которое он правильно выполняет.

Желаю успехов! Подписывайтесь и ставьте лайки, не забывайте!)) Мне очень важна Ваша обратная связь! Если будут вопросы — жду комментариев! ♥️

Источник

Стр. 15

3.1. Упражнения для тренировки мышц рта, челюсти, губ, языка

 1. Сжать челюсти как можно сильней, затем расслабить их, мысленно «подвесив» к нижней челюсти гирю.Все упражнения повторять по 6-8 раз.2. Опустить подбородок на ладонь, собранную в кулак, упираясь в кулак нижней челюстью, давить на него; одновременно кулак «давит» на нижнюю челюсть; упражнение делать в течение 1-2 минуты, через паузу повторить; упражнение хорошо «убирает» сквозьзубость, расслабляет нижнюю челюсть.3. Надуть щеки и массировать их, постукивая по ним, выдыхая воздух на сочетание [пф].4. Язык напрячь, придав ему форму «иголочки»; особенно напряжен кончик языка.5. «Иголочка» упирается в нижние зубы (корни), как бы прокалывая их с внутренней стороны. «Иголочка» упирается в верхние  зубы (корни), как бы прокалывая их с внутренней стороны.6. Наш язык — «часовая стрелка», а нижняя часть лица — от носа до подбородка — «циферблат»; язык к носу — «полдень»; язык вправо — «три часа дня»; к подбородку — «шесть вечера», язык влево — «девять часов вечера», к носу — «полночь» и еще круг; теперь часы испортились, и часовая стрелка пошла в обратную сторону: «полночь», «девять», «шесть», «полдень» и т.д.7. «Горочка» — кончик языка упирается в нижние зубы с внутренней их стороны; середина языка выгнута и касается верхнего неба (язык напряжен); держать язык в таком положении 1 минуту.8. Тренировка языка движением вправо-влево.9. Достать языком до подбородка (растягиваем корень языка); упражнение делается сначала медленно, затем — на относительно большой скорости 6-8 раз.10. «Толчки» или «уколы» языком попеременно в правую и левую щеки (на большой скорости); упражнение повторить 5-8 раз.11. Рот закрыт; язык вращается по кругу перед зубами вправо на большой скорости.12. То же упражнение, но только влево.13. Челюсти плотно сомкнуты; вытянуть губы «трубочкой» и напрячь их; упражнение длится 1 минуту.14. «Трубочка» вправо-влево (на большой скорости). «Трубочка» вверх-вниз (на большой скорости).15. «Скольжение» — натянуть верхнюю губу на верхние зубы; начинать упражнение нужно плавно, медленно, постепенно увеличивая скорость.16. «Скольжение» — натянуть нижнюю губу на нижние зубы.17. «Скольжение» обеими губами одновременно.18. Опустить голову вниз (к груди), одновременно выдыхая на сочетании звуков [пф], затем добрать воздух через нос и, выдыхая на [пф], вращать головой по кругу вправо.19. То же упражнение, но вращать головой влево (эти упражнения хорошо расслабляют мышцы шеи).20. Голову, опустить к груди, одновременно выдыхая на [пф]; добрать воздух через нос; запрокинуть голову назад, выдыхая на [пф].Примечания:а) выдох на [пф], который постоянно используется в работе над техникой речи, тренирует губы и активизирует работу нижнебрюшных мышц, что способствует формированию «опоры» голоса и речи;б) после серии упражнений рекомендуется расслаблять губы, делая для этого ими движения, подобные тому, как фырчат лошади — фф-рр-фф-рр…; это упражнение повторять периодически после того, как устанет речевой аппарат.Необходимо помнить, что процесс самопроверки и снятия излишнего напряжения нужно довести путем длительной постоянной работы до автоматизма.Гласные звуки составляют мелодику речи, так как в них заключены основные качества: высота и сила звука. Согласные звуки делают нашу речь четкой и ясной. Работая над текстом, помните о словах К.С. Станиславского: «Гласные — река, а согласные — берега». Оформляйте свою речь.

Читайте также:  Программа тренировки мышц ягодиц

Источник

Упражнения для развития мышц языка

Упражнения для тренировки мышц рта челюсти губ языка

Продолжаем работу по укреплению ораторских мышц. Сегодня предлагаю вам наиболее полезные и оптимальные упражнения для развития мышц языка. Язык – один из самых активных органов речевого аппарата и от его работы во многом зависит четкое произношение слов. Порой нам даже сложно представить, какие мгновенные переключения от одной позы к другой совершает наш язык. Как раз в этот момент и наступают трудности произношения.

Особенно часто это происходит тогда, когда мы произносим слова с «пучками согласных» типа: боДРСТвовать, траНСПЛантация, ВСТРевоженный и т.д.

В ситуации публичного выступления, когда волнение неизбежно, наши артикуляционные органы напряжены. Только четкая и слаженная работа речевого аппарата, в том числе и языка, поможет устранить это напряжение и обезопасить нашу речь от проблем с дикцией.

Упражнения для развития мышц языка несомненно будут способствовать развитию его подвижности и переключаемости, что в конечном итоге благоприятно скажется на общении с любой аудиторией.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЫШЦ ЯЗЫКА

УПРАЖНЕНИЕ 1.  «ЛОПАТКА»

И. П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Открыть рот, широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет до 5. Вернуться в И. П.

Выполнить 3 раза.

УПРАЖНЕНИЕ 2. «ТРУБОЧКА»

И.П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Рот приоткрыть, губы слегка вытянуть вперед, боковые края языка поднять вверх. Удерживать в таком положении под счет до 5. Вернуться в И.П.

Выполнить 3 раза.

УПРАЖНЕНИЕ 3. ЧЕРЕДОВАНИЕ «ЛОПАТКА» – «ТРУБОЧКА»

И. П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Чередование под счет до 8: язык «Лопаткой» (расслабление) — язык «Трубочкой» (напряжение). Вернуться в И.П.

Выполнить 3 раза.

УПРАЖНЕНИЕ 4.  «ИГОЛОЧКА»

И. П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Рот открыть, верхние и нижние зубы обнажить, узкий напряженный язык выдвинуть вперед.  Удерживать в таком положении под счет до 5. Вернуться в И.П.

Выполнить 3 раза.

УПРАЖНЕНИЕ 5. ЧЕРЕДОВАНИЕ «ЛОПАТКА» — «ИГОЛОЧКА»

И. П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Чередование под счет до 8:  язык «Лопаткой» (расслабление) – язык «Иголочкой» (напряжение). Вернуться в И.П.

Выполнить 3 раза.

УПРАЖНЕНИЕ 6. «ЧАШЕЧКА»

И. П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Рот открыть, верхние и нижние зубы обнажить, передний и боковые края языка поднять. Удерживать в таком положении под счет до 5. Вернуться в И.П.

Выполнить 3 раза.

УПРАЖНЕНИЕ 7. ЧЕРЕДОВАНИЕ «ЛОПАТКА» — «ЧАШЕЧКА»

И. П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Чередование под счет до 8: язык «Лопаткой» (расслабление)  —  язык «Чашечкой» (напряжение). Вернуться в И.П.

Выполнить 3 раза.

УПРАЖНЕНИЕ 8. «ГОРКА»

И.П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Рот открыть, верхние и нижние зубы обнажить, кончик языка упереть за нижние резцы, спинку языка поднять вверх.  Удерживать  в таком положении под счет до 5. Вернуться в И.П.

Выполнить 3 раза.

УПРАЖНЕНИЕ 9. «ГРИБОК»

И.П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Рот открыть, верхние и нижние зубы обнажить, широкий язык поднять вверх и присосать  к небу. Удерживать в таком положении под счет до 5. Вернуться в И.П.

Выполнить 3 раза.

УПРАЖНЕНИЕ 10. «МАЯТНИК»

И.П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Рот открыть, верхние и нижние зубы обнажить. Под счет до 8 попеременно тянуться кончиком узкого языка к уголкам рта. Вернуться в И.П.

Выполнить 3 раза.

УПРАЖНЕНИЕ 11. РИСУЕМ  КРУГ «ИГОЛОЧКОЙ»

И.П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Рот открыть, верхние и нижние зубы обнажить, кончиком узкого языка под счет до 4 «рисуем круг» в правую сторону. Вернуться в И.П. Затем также под счет до 4 в левую сторону. Вернуться в И.П.

Выполнить 2 раза.

УПРАЖНЕНИЕ 12. «ЗМЕЙКА»

И.П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Рот открыть, верхние и нижние зубы обнажить, узкий напряженный язык выдвинуть вперед, произвести легкие движения из стороны в сторону. Вернуться в И.П.

Выполнить 3 раза.

УПРАЖНЕНИЕ 13. «КАЧЕЛИ»

И.П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Рот открыть, верхние и нижние зубы обнажить, под счет до 6 узким напряженным языком попеременно тянуться к носу – к подбородку. Вернуться в И.П.

Выполнить 2 раза.

УПРАЖНЕНИЕ 14. «ЧИСТИМ НИЖНИЕ ЗУБЫ СНИЗУ-ВВЕРХ»

И.П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Рот открыть, верхние и нижние зубы обнажить, под счет до 8 широким передним краем языка «чистить» нижние зубы с внутренней стороны снизу вверх. Вернуться в И.П.

Выполнить 3 раза.

УПРАЖНЕНИЕ 15. «ЧИСТИМ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ СВЕРХУ-ВНИЗ»

И.П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Рот открыть, верхние и нижние зубы обнажить, под счет до 8 широким передним краем языка «чистить» верхние зубы с внутренней стороны сверху вниз. Вернуться в И.П.

Выполнить 3 раза.

УПРАЖНЕНИЕ 16.  «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»

И.П. Рот закрыт, губы сомкнуты.

Рот открыть, верхние и нижние зубы обнажить. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу сверху вниз. Вернуться в И.П.

Выполнить 5 раз.

ПРИЯТНОГО ВАМ ЧТЕНИЯ И ПОЛУЧЕНИЯ УДОВОЛЬСТВИЯ ОТ УПРАЖНЕНИЙ!

Марина Корельская

Педагог, логопед, тренер, специалист по технике речи и публичным выступлениям

https://sekretovnet.com

Источник