Упражнения для укрепления мышц ног для детей до года
Движение — это жизнь! С этим утверждением, пожалуй, не поспоришь. Касается оно и маленького человечка, только что появившегося на свет. Ведь от того, насколько правильно кроха будет приобретать новые двигательные навыки по мере взросления, зависит его здоровье. Тут только вы можете помочь своему малышу.
И это не столь сложно, как может показаться на первый взгляд, достаточно лишь:
Ø создать все условия для приобретения крохой новых двигательных навыков и умений
Ø избегать типичных ошибок
Ø выполнять с малышом упражнения в соответствии с его возрастом и уже полученными навыками
Итак, приступим…
Какие условия необходимо создать?
Ø Измените обстановку в вашем доме таким образом, чтобы она была интересна малышу и способствовала его желанию познавать окружающий мир. Например, в первые месяцы жизни подвешивайте к кроватке крохи яркие погремушки, а когда он немного подрастет, покупайте развивающие игрушки и так далее. Таких рекомендаций можно дать много. Однако лучше, если вы проявите фантазию: будете менять обстановку в доме, отталкиваясь от предпочтений маленького человечка и учитывать его возраст.
Ø Во время занятий всегда разговаривайте с малышом и хвалите его за достижения.
Ø Детям не нравится рутина, поэтому позаботьтесь, чтобы занятия по усвоению новых навыков были веселыми, недолгими и проходили в игровой форме.
Ø В процессе обучения разбивайте новые сложные движения на несколько составляющих, поскольку карапузу нелегко их сразу усвоить.
Ø Все упражнения выполняйте на твердой поверхности: на столе или на полу.
Ø Узнавайте как можно больше информации о развитии здоровых детей. Ведь вам необходимы некие усредненные нормы, на которые можно ориентироваться.
Ø Во время занятий стимулируйте малыша яркой игрушкой.
Ø Каждое упражнение повторяйте от 3 до 5 раз, затем делайте небольшой перерыв и переходите к следующему.Сами занятия проводите 2-3 раза в день.
Типичные ошибки
1. Бытует мнение, что маленький непоседа должен усвоить определенные навыки к тому или иному возрасту. Например, переворачиваться с живота на спину и обратно, сидеть, ползать и так далее. Однако этот подход неверный.Поскольку каждый малыш развивается по предусмотренному природой индивидуальному плану, который может соответствовать общепринятым стандартам, несколько опережать их или отставать от них. Однако придерживаться определенных норм развития здорового ребенка вы все же должны, а в случае отклонений от них обязательно обращаться к педиатру.
2. Не стоит переходить к приобретению следующего навыка по возрасту, пока малыш еще неусвоил хорошо предыдущий.
Комплексы упражнений согласно возрасту
Всего за какой-то год малыш должен научиться удерживать голову, переворачиваться с живота на спину и обратно, удерживать равновесие тела во многих положениях, сидеть, ползать и ходить. А помочь ему формировать все навыки правильно можете только вы, выполняя комплексы упражнений согласно возрасту и уже усвоенным навыкам.
Новорожденный
Рефлекторная ходьба
Возьмите малыша за подмышки, поверните спиной к себе таким образом, чтобы он слегка наклонился вперед. Затем ведите его, перенося вес с одной ножки на другую. Однако следите за тем, чтобы кроха наступал на полную стопу, а не на цыпочки.
Рефлекторное ползание
Положите малютку на животик, ножками к себе, выведите ручки вперед, а локоточки разведите в стороны. Затем приставьте свои ладони к ножкам малыша, чтобы он мог оттолкнуться от них.
Укрепляйте мышцы шеи и спины
Выкладывайте ребенка на животик три-четыре раза в день на 1-2 минуты перед едой. По мере его взросления постепенно увеличивайте продолжительность занятия, чтобы к трехмесячному возрасту малыша длительность упражнений достигла 10-15 минут.
Первый месяц
Способствуйте раскрытию кулачков и разведению пальчиков
Положите кроху на спину, соедините его кулачки и постучите ими друг о дружку, при этом поглаживайте тыльную сторону ладошек и пальчиков. Затем совершайте поглаживающие движения от кистей крохи к локоткам и далее к плечам.
Развивайте мелкую моторику
Вкладывайте погремушку в ладошку малютки. После нескольких попыток он сможет удержать ее на несколько секунд.
Второй месяц
Тренируйте силу пальцев
Когда кулачки маленького человечка начнут самостоятельно раскрываться, положите его на спину и вложите в ручку погремушку. Как только он крепко ухватит игрушку, тяните ее на себя. Во время выполнения упражнения следите, чтобы большой палец крохи был противопоставлен остальным.
Укрепляйте силу рук и плечевого пояса
Положите малыша на животик, возьмите его одной своей рукой за голеностопные суставы («вилочкой»), а другую подставьте ему под грудь. Затем приподнимите карапуза и опустите таким образом, чтобы он ручками слегка оперся об опору, но не опускайте ножки. В таком положении «провезите» кроху по поверхности стола так, чтобы он как бы погладил ее.
Третий месяц
Учите переворачиваться с живота на бок
Положите малютку на животик, заведите одну ножку за другую и слегка подтолкните в бочок. Повторите это же движение, только в другую сторону. Для стимулирования малыша положите яркую игрушку в ту сторону, в направлении которой выполняется упражнение.
Координируйте движения рук
Выкладывайте на грудь малышу погремушки, чтобы он смог обхватить их обеими руками и потрясти.
Укрепляйте мышцы ног и живота
Положите малютку на спину, ногами к себе. Возьмите его за лодыжки своими руками, затем поочередно сгибайте и разгибайте ноги в коленях, имитируя езду на велосипеде.
Четвертый месяц
Учите переворачиваться со спины на животик
Положите ребенка на спину, ножками к себе, возьмите его за голень (например, за левую), согните ножку в колене и тазобедренном суставе. Затем согнутую ножку крохи заведите на противоположную сторону (вправо) и поверните таз. Дождитесь, когда ребенок приподнимет голову и повернет верхнюю часть туловища в туже сторону (вправо) и перевернется.
Если у крохи не получается выполнить движение, помогите ему: дайте свой палец, чтобы он ухватился за него и перевернулся, но не тяните сами. Выполняйте
упражнение в обе стороны поочередно.
Укрепляйте мышцы спины, шеи, туловища и развивайте вестибулярный аппарат
Положите карапуза на спину, ножками к себе. Обхватите его туловище с боков таким образом, чтобы ваши пальцы оказались на спине, под грудной клеткой, а большие пальцы на груди. Далее медленно поднимите малыша, сохраняя горизонтальное положение его тела, и уприте его ножки о вашу грудь. Затем слегка покачайте малютку влево, вправо, вниз и наверх. Выполняя упражнение, следите за тем, чтобы ребенок не пугался.
Пятый месяц
Формируйте опору на ручки
Положите малютку животиком на свои колени и бочком к себе. Затем одной рукой возьмите за голеностопные суставы, а на спину малыша положите вторую руку, чтобы он не скатился. Из такого положения начните медленно поднимать ножки ребенка вверх.Во время выполнения упражнения кроха должен опустить голову вниз, выбросить вперед свои ручки и опереться на них.
Укрепляйте ножки
Расположите малыша на спине и на краю стола, чтобы его ножки слегка свисали в вашу сторону, а одну свою руку для страховки положите ему на грудь. Затем второй своей рукой согните одно колено ребенка, прижмите к его животу и оставьте в таком положении. Спустя некоторое время он сам согнет вторую ногу. Повторите упражнение и для второй ножки.
Шестой месяц
Укрепляйте мышцы плечевого пояса и спины
Возьмите небольшой мяч, положите на него кроху животиком. Затем, удерживая его своей рукой за крестец и поясницу, совершайте движения вперед и назад в виде покачиваний.
Учите раскачиваться на четвереньках
Ребенка расположите на четвереньках и, придерживая за ягодицы и бедра, начните раскачивать его вперед и назад.
Укрепляйте мышцы ног и таза
Положите малыша с выпрямленными ножками на спину, по направлению к себе, а затем обхватите руками его коленки. Медленно и плавно поднимайте ножки до вертикального положения: вначале поочередно, а затем вместе.
Седьмой месяц
Укрепляйте мышцы плечевого пояса и глубокие мышцы спины
Расположите кроху на четвереньках и слегка похлопывайте его по животику. Это заставит его подтянуть живот и выпрямить спинку.
Формируйте правильную осанку
Поставьте ребенка на четвереньки, а недалеко расположите яркую игрушку. Затем подложите свои руки ему под грудь, поднимите над столом или полом, таким образом, чтобы руки и ноги малыша слегка упирались об опору. Далее стимулируйте карапуза «переступать» руками по направлению к игрушке.
Восьмой месяц
Тренируйте мышцы туловища
Расположите кроху в положении стоя на столе или полу, прижмите спиной к себе, а в его ногах положите яркую игрушку. Затем обнимите одной рукой его коленки, не давайте им сгибаться. Далее наклоните кроху вниз, побуждая его нагнуться и взять игрушку в руки.
Укрепляйте мышцы ног и живота
Положите малыша на спине, ногами к себе. Возьмите его ножки в свои руки, выпрямите их максимально. Затем совершайте ими параллельные поверхности движения, напоминающие ножницы.
Девятый месяц
Учите управлять своим телом и развивайте вестибулярный аппарат
Посадите маленького непоседу на пол с раздвинутыми ножками и сядьте напротив него в таком же положении. Затем возьмите его ручки или плечи в свои руки и совершайте медленные покачивающие движения из стороны в сторону, назад и вперед. Конечно, у крохи не сразу все получится: он может завалиться на бочок. Однако со временем цель будет достигнута: он научится удерживать равновесие.
Учите правильно вставать на всю стопу
Положите маленького непоседу на спину, согните его ноги в коленях, а тыльные поверхности стоп хорошо зафиксируйте одной рукой. Другой рукой возьмите малыша за обе кисти и потяните к себе, побуждая встать. Выполняя упражнение следите за тем, чтобы карапуз всегда опирался на всю стопу.
Десятый месяц
Укрепляйте мышцы бедер
Расположите кроху спиной к себе, поддерживая его под мышками своими предплечьями, а кистями слегка согните колени. В таком положении подталкивайте ребенка к приседаниям. Выполняя упражнение следите за тем, чтобы его спина всегда была вертикальная.
Укрепляйте мышцы спины
Встаньте на колени, а малыша положите на животик, ножками к себе, чтобы он ими обхватил ваши. Затем подведите свои руки под грудную клетку крохи, слегка приподнимите его и переместите тяжесть тела на руки. При этом следите за тем, чтобы таз ребенка не был выше уровня плеч. В таком положении стимулируйте его передвигаться на руках вперед к интересной игрушке.
Одиннадцатый месяц
Учите самостоятельно вставать и опускаться на четвереньки
На некоторое время поставьте возле опоры маленького непоседу, затем снимите его, удерживая под мышками и за таз, и посадите посредине комнаты. Малыш, в стремлении самостоятельно познавать мир, поползет обратно и вновь встанет на ножки возле опоры.
Учите перешагивать через предметы
Расположите на полу две параллельные ленты на расстоянии 15-20 см друг от друга, возьмите кроху за обе ручки и стимулируйте перешагивать через них. По мере усвоения навыка вместо лент используйте любые невысокие предметы (например, кубики).
Двенадцатый месяц
Учите приседать
Если ребенок уже хорошо и устойчиво стоит на ножках, то возьмите его за ручки и приседайте вместе с ним, пока он не устанет.
Учите ходить вдоль опоры (если кроха еще не ходит самостоятельно)
В этом возрасте, как правило, малыш уже уверенно ходит вдоль опоры. Учите его делать это правильно: обхватите голеностопные суставы крохи своими руками и переставляйте его ножки вбок (приставным шагом).
Вот, пожалуй, и все, что можно было рассказать о том, как правильно формировать двигательные навыки у ребенка до года.
Однако на практике родителям не всегда удается следовать столь четкому алгоритму, поскольку развитие каждого ребенка индивидуально. Поэтому ориентируйтесь только на то, что ваше чадо уже умеет делать самостоятельно, а не на соседского малыша. Ведь «соревнования» в этом виде «спорта» неуместны.
Автор: Корецкая Валентина Петровна, педиатр,
врач-ординатор детского отделения
В этой статье я расскажу, как укрепить мышцы ног ребенка с помощью гимнастики и массажа. Упражнения предназначены для грудных детей, которым нужно сформировать опору на ножки и подготовиться к первым самостоятельным шагам. В качестве дополнительного укрепления перед упражнениями можно сделать массаж ног (инструкцию смотрите по ссылке). В начале для выполнения упражнений нам понадобится гимнастический мяч.
Упражнение 1
Положите ребенка животом на мяч, ногами к себе. При этом
удерживайте его в подмышечной области. Прокатите ребенка на мяче к себе до соприкосновения подошв с поверхностью стола либо с массажным ковриком. Малыш должен научиться выпрямлять ноги и удерживать вес тела при опоре на ноги. Повторите упражнение 5–7 раз.
Упражнение 2
Ребенок находится в том же исходном положении, как в предыдущем упражнении. При прокатывании ребенка на мяче к себе сделайте так, чтобы его стопы упирались вам в область грудной клетки
Упражнение 3
Теперь возьмите ребенка на руки спиной к себе. Перед собой положите гимнастический мяч. Поднимите ноги ребенка, слегка согнув в коленных суставах и прижмите стопы к мячу. Добейтесь, чтобы малыш отталкивал мяч от себя, выпрямляя ноги. Повторите упражнение 8–10 раз. При отталкивании придерживайте мяч. Тем самым вы увеличите нагрузку на ноги малыша и будете тренировать мышцы ног.
Упражнение 4
Возьмите ребенка за туловище в подмышечной области спиной к себе, согните его ноги в коленных суставах и поставьте на стол. Он должен с вашей поддержкой удержаться в позе «стоя на коленях» до 5–7 секунд. При этом следите, чтобы спина малыша была прямой.
Упражнение 5
Из положения ребенка «стоя на коленях» с поддержкой в подмышечной области потренируйте подъем с коленей при помощи опоры на каждую ногу по очереди. Повторите упражнение 3–4 раза для каждой ноги.
Упражнение 6
Потренируйте умение ребенка садиться на корточки и вставать,
желательно без вашей дополнительной помощи.
Для этого поставьте малыша спиной к себе и поддерживайте его, обхватив рукой за талию. Слегка надавив в области подколенных ямок, помогите ребенку сесть на корточки, согнув ноги в коленных суставах. Задержите его в этой позе 3–5 секунд, после чего помогите ему выпрямить ноги, т.е. встать. Повторите упражнение 5 раз.
Упражнение 7
Следующее упражнение называется «Цапля». Потренируйте умение ребенка стоять на одной ноге. Это упражнение — для тех малышей, которые уверенно стоят на двух ногах, удерживая свой вес тела без посторонней помощи. Малыш стоит спиной к вам, а вы его страхуете, обнимая одной рукой за талию. Второй рукой возьмите ножку ребенка в области голени и согните ее в коленном суставе. Малыш должен удержать свой
вес на одной ноге в течение 3–5 секунд. Затем поменяйте ноги для опоры, по очереди сгибая их. Повторите упражнение по 2–3 раза с каждой стороны.
Упражнение 8
Поучите малыша подниматься на ступеньку. Для этого поставьте ребенка к себе спиной и удерживайте его одной рукой, обхватывая его за талию. Перед его ногами поставьте ступеньку высотой 6–7 см. Для ступеньки можно использовать прочную коробку. Свободной рукой возьмите ножку малыша в области голеностопного сустава, приподнимите ее, сгибая в коленном суставе. Поставьте на ступеньку, плотно прижимая подошву стопы к поверхности ступеньки. Помогите малышу перенести вес тела на эту ногу и выпрямить ее, поднимаясь на ступеньку. Затем вторая ножка должна встать рядом с первой. Вернитесь в исходное положение и
повторите упражнение еще 3–5 раз, начиная движение с каждой ноги по очереди.
Как укрепить мышцы ног ребенка с помощью массажа смотрите в публикациях:
- основные приемы массажа
- массаж ног
- детский массаж: рекомендации
- Вопросы по теме задавайте на форуме.
- Подписывайтесь на мою страницу в Инстаграме.
- Пользуйтесь моим каналом остеопат-онлайн в Телеграме.
- Записывайтесь на очный прием в Москве.
*Статьи по массажу, ЛФК и рекомендации врача носят информационный характер, не являются рекламой услуг.
Всем родителям хочется, чтобы их ребёнок рос здоровым и активным, весёлым и умным.
Всем родителям хочется, чтобы их ребёнок рос здоровым и активным, весёлым и умным.
Помогать ему в этом нужно с первых дней жизни. Каким образом? — спросите вы.
К примеру, обеспечить малышу полноценную двигательную активность.
Конечно, есть вариант просто не мешать крохе двигаться самостоятельно — не применять тугое пеленание, стимулировать двигательную активность и интерес к познанию мира с помощью ярких игрушек.
Но этого всего будет недостаточно. Практически с первых дней можно и даже нужно начинать выполнять с малышом специальные упражнения — гимнастику для грудничков.
Зачем нужна гимнастика деткам до 1-го года?
Гимнастика для самых маленьких — это не только и не столько метод укрепления мышц. Её влияние на становление детского организма трудно переоценить.
Регулярные занятия гимнастикой с грудным ребёнком, особенно в сочетании с массажем или плаванием, способствуют:
- Стимуляции общего физического развития малыша: правильному формированию внутренних органов и систем организма — пищеварительной, дыхательной, опорно-двигательной, сердечно-сосудистой;
- Активизации развития нервной системы грудничка — стимуляции мозговой деятельности, формированию нейронных связей, выработке и совершенствованию условных рефлексов, чувства ритма;
- Оказанию неоценимой помощи в развитии эмоциональной сферы малыша: приобретению первого жизненного опыта, становлению более тесных и прочных связей с мамой, получению навыков взаимодействия и радости общения с родным человеком.
При этом упражнения для таких крошек совсем просты и не требуют никакой особенной подготовки — любой взрослый может научиться этому очень быстро.
Как заниматься гимнастикой с малышом?
Для здоровенького ребёнка вполне достаточно будет одного занятия длительностью не более 10-15-ти минут в день. Если целью ваших упражнений является коррекция, тогда их комплекс подбирается индивидуально при помощи специалиста и исходя из имеющихся проблем. Зачастую даже в этом случае будет достаточно 2-х занятий в сутки.
Время подбирайте любое, лишь бы оно было удобным и для маленького и для вас. Исключением являются 30–40 минут непосредственно после кормления.
Расположитесь с малышом поудобнее, поговорите с ним — пусть ребёнок настроится и будет расположен к занятиям. Включите негромкую расслабляющую музыку, а ещё лучше записи звуков природы: журчания ручейка, пения птиц, шума листвы. Такое звуковое сопровождение для занятий гимнастическими упражнениями рекомендуют детские психологи.
Детей грудничкового периода, в зависимости от состояния их двигательного аппарата, делят на 4 группы.
Первая группа — до 4-х месяцев
В первые месяцы жизни у малышей повышен тонус мышц сгибательных конечностей, поэтому с помощью гимнастики нужно тренировать рефлексы, связанные с разгибанием.
При этом ставятся такие задачи: расслабление сгибательных мышц ручек и ножек, повышение тонуса разгибателей, стимуляция первых навыков развития моторики рук, изменение положения тела. Для этого на высоте вытянутой ручки малыша подвешивают яркие игрушки и предметы, к которым он будет пробовать дотянуться. Очень полезны рефлекторные упражнения и активные движения, учитывающие рефлексы.
Например, рефлекс ползания: если ребёнка уложить на животик и подставить ладонь к его ступням, он начнёт совершать ползающие движения. Хватательный рефлекс (с 3-х мес.): если нажать на ладошку ребёнка, он крепко ухватится за мамин палец. Рефлекс Галанта: если положить малыша на бочок и провести по линии позвоночника от таза к шейке, произойдёт разгибание туловища.
Вторая группа — от 4-х до 6-ти месяцев
В этом возрасте у детей уже исчезает гипертонус конечностей. Первоочередными задачами комплекса упражнений становится: развитие двигательных умений, укрепление мышц спинки, туловища, шеи (выполнение упражнений на повороты и поднимание головки малыша на основе пищевого рефлекса). Вводятся пассивные упражнения для мышц ног.
Для пятимесячных детей, которые уже умеют сидеть, придерживаясь ручками за опору, но при этом их позвоночник ещё очень слаб и сгибается, делаются специальные упражнения для укрепления мышц спины.
В возрасте 6-ти месяцев ребёнок уже сам умеет переворачиваться с животика на спинку, сидеть без поддержки, пытается ползать.
В качестве поощрения и развития этих умений делают комплекс упражнений из исходного положения лёжа на животе. Для развития чувства ритма рекомендуется делать упражнения со счётом вслух (раз, два, три, четыре) и под музыку.
Третья группа — от 6-ти до 9-ти месяцев
К седьмому месяцу дети уже умеют ползать, вставать на колени, повторять отдельные слоги; в восемь — самостоятельно садиться, ложиться, стоять, держась за руку взрослого или за опору, ходить с поддержкой за обе ручки и начинают понимать, о чём им говорят. Малыши становятся очень активными, и арсенал упражнений, которые можно выполнять с ними в этот период, значительно расширяется.
Тем более, что крохи начинают испытывать всё большую радость от движения. Теперь перед родителями стоят задачи: стимулировать ребёнка к ползанию, укреплять мышцы, участвующие в процессах стояния и сидения, способствовать координации и пониманию речи (давать команды: возьми, принеси, покажи и т. д.)
Длительность и интенсивность занятий можно увеличить, сочетать активные упражнения с пассивными, а также с массажем спинки и животика. Массаж рекомендуется делать перед комплексом упражнений.
Четвёртая группа — от 9-ти месяцев до года
Двигательные возможности ребёнка расширяются. Малыш сидит и стоит без опоры, присаживается на корточки, наклоняется, произносит слова.
В этот период очень важно закрепить приобретённые физические навыки и стимулировать речевой аппарат. С ребёнком делают упражнения с использованием различных предметов, вводят большее количество речевых инструкций, упражнения на приседание.