Упражнения для вокала лежа на спине
Итак, вы собрались научиться петь. С чего же начать? У нас уже была статья, посвященная этому вопросу. В этот раз мы решили обратиться к наиболее распространенной проблеме, возникающей у начинающих вокалистов: проблема правильного дыхания при пении.
Как правило, это один из первых вопросов, который появляется у новичков: почему дыхание так быстро заканчивается? Что вообще значит — правильно дышать при пении? Для того, чтобы перестать быть новичком в мире вокала, необходимо овладеть базовой информацией: что такое певческое дыхание? Чем оно отличается от обычного? Как, в целом, распознать, правильно ли вы дышите во время пения? Что такое опора и почему так важно уметь ее “сбрасывать”? А также быть в курсе некоторых техник безопасности, которые помогут вам продуктивно заниматься, не срывая свои голосовые связки : )
Содержание
- Чек-лист по вокалу для новичков
- Типы дыхания
- Певческое дыхание: почему так важно?
- Опора в вокале: подробный разбор
- Упражнения на постановку правильного дыхания
- Техники безопасности при пении
Чек-лист по вокалу для новичков
Существует множество способов проанализировать свое дыхание. Мы подготовили небольшой чек-лист для новичков. Попробуйте спеть прямо сейчас, а следом ответить себе на эти вопросы:
- Хватает ли вам воздуха, чтобы удержать длинную ноту при пении?
- Можете ли вы пропеть целую фразу на одном вдохе?
- Звучит ли ваш голос в полную силу и можно ли определить его тембр?
- Что с вашими плечами — они на месте, не скачут? : )
- Вы способны управлять резкостью голоса? “Мягко” ли он звучит?
- Как себя чувствует ваше горло — в порядке ли оно, не болит ли?
Если на все или некоторые вопросы вы ответили однозначным “нет”, то, скорее всего, ваша проблема — как раз в неправильном дыхании. Прежде чем приступить к проработке этой проблемы, давайте разберем, какие типы дыхания вообще существуют.
Типы дыхания
Итак, дыхание условно подразделяется на следующие типы:
- Ключичное, или верхнее дыхание. Если вы замечаете, что ваши плечи “скачут” во время пения, то вы используете именно его. Это самый поверхностный тип, при котором активно задействованы только верхние части легких;
- Грудное, или межреберное. Обратите внимание на вашу грудь: она не должна опускаться и подниматься во время пения, но должна быть ровной. При этом типе дыхания грудная клетка расширяется посредством поднятия ребер, а наша главная дыхательная мышца — диафрагма — остается малоподвижной;
- Брюшное, или диафрагменное. Это наиболее полный, глубокий тип. Именно оно нам и понадобится: мы должны научиться правильно использовать диафрагму и мышцы брюшного пресса при пении.
Певческое дыхание: почему так важно?
Итак, певческое дыхание — это именно брюшное, или диафрагменное дыхание. Способ “брать воздух” является главным фактором, определяющим качественные характеристики получаемого звука. Поэтому постановка дыхания при пении является одной из наиболее важных задач для того, чтобы научиться красиво петь. Именно “певческая опора” (субъективное переживание в области торса во время пения, по сути — поставленное дыхание), создаваемая правильно удерживаемым дыханием, ведет к стабильности вашего вокала, то есть выдерживанию стабильного ровного звука.
По факту, умение дышать во время пения определяет силу и продолжительность вашего звучания. Воздуха, который в нас есть — с учетом его правильного расходования при звукоизвлечении — хватит на несколько криков в длину, но проблема заключается в том, что нам не хватает кислорода: поэтому нам необходимо “найти опору”, а также научиться ее “сбрасывать” после каждой пропетой фразы. Давайте разберемся.
Опора в вокале: подробный разбор
Как писал в своих воспоминаниях Федор Иванович Шаляпин, известный русский оперный певец, его учитель, тенор Дмитрий Усатов, подходил к своим ученикам, бил их в грудь и восклицал: “Опирайте, черт вас возьми! Опирайте!”. Певческая опора — одно из самых загадочных понятий в вокале. Все описывают ее по-разному. Как мы уже сказали, опора — это субъективное ощущение в области торса, возникающее при правильном диафрагменном дыхании во время пения. Простыми словами, это ощущение внутреннего давления. Например, вы чувствуете “опору” в тот момент, когда кашляете (в утрированной форме) или, предположим, фыркаете на кошку.
Наша вокальная мышца — диафрагма — находится в согнутом положении. Когда мы берем воздух именно в нижнюю часть легких, они тут же надавливают на диафрагму, и диафрагма расправляется. Наша главная задача при пении — сохранять воздух внутри как можно дольше и аккуратно подавать его на голосовые связи: небольшими порциями и равномерно. Именно в этом заключается секрет равномерного, мягкого голосообразования: через косвенное управление диафрагмой мы препятствуем сплошному скоростному выходу воздуха, который препятствует нам тянуть ноту.
Самое нужное ощущение, которое поможет вам взять воздух именно диафрагмой и расширить ваши ребра — это испуг. Попробуйте испугаться! Вы сразу почувствуете, как ваши ребра расширились. Зафиксируйте это ощущение. Когда мы собираемся в эту позицию (как бы “группируемся”, создаем “воздушную точку” внутри), мы работаем с нашим внутренним давлением: это давление, эту “опору” нам и нужно удержать.
Также важно не забыть о там называемом “сбросе опоры”. Сброс опоры необходим для того, чтобы перед каждой новой фразой, после того как вы вдохнете, у вас был стабильный, “ваш” стандартный набор воздуха и “ваше” определенное давление, с которого вам легче всего начинать. Поэтому выдыхайте после завершения фразы резко: так вы сбрасываете оставшийся после пропетой фразы воздух. Выбрасывая воздух, вы почувствуете как бы “толчок” диафрагмой вперед. Теперь, когда мы разобрались, что такое опора, перейдем непосредственно к упражнениям.
Упражнения постановку правильного дыхания
Упражнение №1
Начнем с самого простого упражнения: это упражнение на каждый день:
- Лягте на спину.
- Руки расположите на боках;
- Большие пальцы направьте в центр живота;
- Вдыхайте и выдыхайте, стараясь дышать только животом.
Первое, с чего вам нужно начать, приступив к следующим упражнениям — это поза, в которой вы поете. Помните, что правильное певческое дыхание у нас одно — диафрагменное или брюшное. Когда занимаетесь — стойте или сидите на стуле. Отлично подойдет высокий стул. Не забывайте, что ваша грудная клетка должна быть ровной, она не должна подниматься и опускаться, а плечи не должны скакать — все это говорит о том, что вы плохо контролируете диафрагму и пытаетесь давить на воздух сверху. Еще один секрет: если живот уходит при вдохе внутрь, то вы все равно захватываете воздух грудной клеткой. Следите за своей брюшной полостью: она должна быть как бы “надута” во время пения. Удерживайте себя в таком состоянии во время ваших занятий.
Упражнение №2
Во время пения диафрагму нужно “выдавливать” из себя, чтобы воздух медленно без усилий выходил через голосовую щель.
- Перед тем, как начать петь, наберите животом воздух;
- Удерживайте воздух в себе (не забывайте: грудь и плечи должны быть спокойны!);
- Начните петь, как бы “выдавливая” брюшную полость вперед;
- Снизьте давление, когда пропоете фразу.
Упражнение №3
Попробуйте взять этот звук — прерывистое “а” или “с” с предыханием, как будто небольшой воздушный шар спускает свой воздух (также этот звук похож на тот, который вы производите при испуге), и попытайтесь как бы “написать” им ровную линию, удерживая звук в его длительности. Зафиксируйте, как аккуратно вы выпускаете воздух. Почувствуйте внутреннее давление: оно стабильное, небыстро расходуется и его надолго хватает. Это упражнение научит вас расходовать воздух в минимальным количествах.
Упражнение №4
Вдохните в живот и задержите дыхание. Начните считать: раз, два, три, четыре, пять… Медленно, в полный голос и сколько получится. Обыкновенно получается около пятнадцати раз. Главное — между цифрами не выдыхать и оставаться на задержанном дыхании. Если вы каждый день будете выполнять это простое упражнение, то дыхание постепенно удлинится.
Еще упражнения:
- Берем звук “с” и начинаем его ритмично “выталкивать”. Четыре коротких захода, один длинный.
- Берем слог “ма” и пробуем протянуть его несколько тактов. Ваша задача — гласную потянуть как можно дольше. Сделайте вдох, возьмите ноту: удерживаем.
- Идем на усложнение: возьмите несколько слогов. Поем на одной ноте. Ваша задача — распределить воздух таким образом, чтобы вам хватило до конца фразы.
Удачи! И напоследок поговорим о техниках безопасности.
Техника безопасности при пении
Соблюдать технику безопасности при пении крайне важно. это поможет избежать таких проблем, как, например, срыв связок. Во время самостоятельных занятий соблюдайте несколько простых правил:
- Не начинайте заниматься сразу, как только проснулись. Ваши связки наполнены водой.
- Не пойте/не говорите шепотом при воспалительных процессах гортани. Вы ничего не сбережете, а совсем наоборот.
- Отложите занятия во время менструации: связки крайне уязвимы из-за притока крови.
- Знаменитой дыхательной гимнастике Стрельникой нужно обучаться только у преподавателя. Она укорачивает дыхание.
- Несильная боль в области диафрагмы и брюшных мышц во время занятий — это нормально; ваши мышцы тренируются, как и любые другие. Но если вы почувствовали себя плохо, у вас появилось головокружение или слабость — отложите занятия до следующего раза.
- Не раздражайте слизистую гортани перед пением! Отложите все сладкое и соленое, а на семечках вовсе поставьте крест.
- Не пойте “всухую” — смачивайте периодически горло простой водой: безостановочная циркуляция сухого воздуха также вредна для связок.
И помните: заниматься исключительно самообучением, без участия преподавателя — достаточно бесполезная штука, и вы все же рискуете сорвать связки. Если вы действительно хотите научиться петь, то первым шагом к этому является постановка правильного дыхания при пении. Приходите к нам в школу fishbones, у нас есть преподаватели, которые с радостью вам помогут : )
1. Представьте, что вы проглотили шарик. Положите руки на ребра, сделайте глубокий вдох в живот так, будто вы надуваете тот самый шарик и задержите воздух. Затем сделайте плавный выдох. Сделайте упражнение 5 раз. Следите за тем, чтобы ваши ребра не падали, что позволяет диафрагме быть в правильном зафиксированном рабочем положении.
2. Потренируем вдох через нос. Представьте, что вы хотите вытянуть весь воздух из комнаты. Или, скажем, что вы нюхаете цветочек. Попробуйте. При таком вдохе ваш воздух идет не на горло, а вверх. Теперь попробуем дышать через рот. Постепенно вдыхайте так, будто вы сильно удивлены. Почувствуйте, как воздух пошел по небу, а не напрямую «на горло».
Дышать ртом или носом – принципиальный вопрос только для начинающих вокалистов. Преимущество вдоха через нос в фильтрации всякого мусора или пыли – это раз, и вы через нос не можете взять так много воздуха, как через рот. Но как только вы научитесь правильно дышать – примите решение сами – дышать через нос или рот.
Следите за тем, чтобы воздух шел сразу в диафрагму и живот, а не в грудь и ключицу. Так, как мы научились ранее. Вдох должен быть тонким и не громким, но его все-таки должно быть слышно. Напоминаю: важно, чтобы не было ощущения, что у вас заложен нос. Нужно вдыхать так, будто вы всасываете воздух.
Теперь поговорим о том, сколько же воздуха нужно вдыхать. Существует миф, в котором уверены все новички – чем больше воздуха возьмешь, тем дольше протянешь ноту или фразу. Но это далеко от истины. Более того, излишний воздух мешает нашему телу правильно работать во время пения.
Вот один отличный лайфхак.Возьмем воображаемую трубочку и потянем сок из стаканчика. Вот так. И теперь так же, будто через трубочку выдохнем. Взятого воздуха достаточно для любой, даже длинной ноты.
3. И еще одно простое, но эффективное упражнение на тренировку дыхания. Изобразите дыхание собачки. Следите за тем, чтобы ваш вдох был равен выдоху. Сначала делайте упражнение медленно, затем быстрее. Обратите внимание как работает ваш живот.
Теперь поговорим о выдохе. Попробуйте протянуть ноту на гласной «и». Чувствуете как ваш воздух постепенно выходит. Также вы должны выдыхать и при пении. Не судорожно, а плавно, равномерно.
4. Давайте сделаем упражнение. Вдыхаем, как мы уже научились тонко и глубоко. И затем на звуке «тс» постепенно выдыхаем пока не кончится воздух. Старайтесь выдыхать равномерно, чтобы воздух не гулял, не дрожал. Следите за тем, чтобы ребра не падали, а были все время натянуты, это очень важно. Почувствуйте, как ваш живот постепенно сдувает воображаемый шар, приближаясь к спине. Если получилось, делайте это упражнение на время. Каждый день старайтесь протянуть «тсс» на 1 секунду дольше. Стремитесь к 40 секундам и более. Также попробуйте это упражнение на звук «з».
5. Еще одно простое упражнение. Вдохните глубоко и считайте 1,2,3,4,5… пока не кончится воздух. Стремитесь сосчитать до 50ти. Но есть один важный момент! Ни в коем случае не выдавливайте звуки в конце..35..36…37.. Не допускайте зажим. Все должно быть свободно. Пошел зажим – заканчивайте упражнение. И помните о том, что ребра не должны падать.
При помощи этих упражнений вы научитесь выдыхать равномерно, правильно распределяя воздух.
Исполняя распевки, выдыхайте, как бы придерживая воздух, чтобы весь воздух не вышел сразу. Поэтому старайтесь петь плотно, полным голосом.
И еще один важный момент, касающийся уже непосредственно песен. Следите за тем, чтобы не выдыхать весь объем воздуха на первом же слоге в строчке.
Если Вы давно мечтали научиться петь, пройдите наш бесплатный тест и получите программу занятий именно для вашего голоса
ПРОЙТИ ТЕСТ…..
Полезно для техники вокала
Хороший певец в совершенстве владеет не только своим голосом, но и знает, как развить дыхание. Как-то я наткнулась на одно интересное упражнение на дыхание для вокалистов от известной мировой звезды Селин Дион и превратила этот секрет в лайфхак, по которому мы разогреваемся с учениками на уроках вокала. Упражнение для развития дыхания, которое вы найдете ниже, позволяет управлять выдохом и динамикой звука.
Упражнение на дыхание
для вокалистов от Селин Дион.
Для начала я рекомендую посмотреть вам видео, в которых Селин показывает упражнение на дыхание.
Данное упражнение на дыхание взято из техники речевого пения Сета Риггса, у которого Селин Дион занималась долгое время. Однако, оно немного усовершенствовано.
Селин добавила к своему голосу динамику — переход от тихого звука к громкому и наоборот. С этим приемом пения можно добиваться красивых оттенков в тембре голоса.
Уметь петь тихо не так-то просто. Начинающие вокалисты часто избегают петь тихим звуком и считают, что сила голоса заключается в громкости. Поэтому привыкли орать в микрофон, не слыша ни себя, ни музыки.
А ведь, порой, слово, спетое или сказанное тихо и проникновенно, вызывает больший отклик у зрителя. Не обязательно петь для этого громким мощным голосом, который разбивает стекла.
Техника выполнения упражнения на дыхание
Лайфхак для голоса от Селин Дион у вас перед глазами, повторите ее движение губами. Так балуются дети в песочнице:) Либо представьте, что вы останавливаете лошадь на полном ходу.
Подобные тремоло губами расслабляют голосовой аппарат, но помогают собрать дыхание и контролировать его лучше. Рекомендации к выполнению:
Чувствуйте непрерывность вашего выдоха, когда переходите с тихого звука на громкий и наоборот, словно воздух идет одной струей, единым потоком.
Сохраняйте вокальный пресс в тонусе! Диафрагма работает, когда вы уходите на тихий звук, иначе он выйдет вялым! Звук (даже тихий) должен быть собранным, а выдох активным.
Стремитесь к контрастам. Ощутимо меняйте динамику голоса от тихого к громкому. Если разница между громким и тихим голосом практически отсутствует, а громкость колеблется примерно в одном диапазоне пользы от этого никакой.
Опробовав замечательную технику Селин Дион, описанную выше, я ввела на уроках вокала упражнения для дыхания, которыми хочу поделиться и с вами.
Первое довольно простое. Вам нужно сосчитать от одного до пяти таким образом, чтобы не было ни одной одинаковой цифры по громкости. То есть “один” следует произнести почти шепотом, “два” будет чуть громче — полушепотом, “три” — вашим обычным спокойным голосом, “Четыре” чуть на повышенных тонах, а “пять” должна быть почти криком.
Меняйте силу звука и громкость с каждой цифрой, между ними должна быть разница
Так вы приучите ваши связки и мышцы вокального пресса удерживать выдох и на тихих, и на громких звуках, чем потом можете пользоваться в пении, привнести в голос новую окраску.
Как контролировать дыхание в пении песен
Второй лайфхак для голоса предназначен непосредственно для работы над песней, которую вы поете. Чтобы почувствовать непрерывное дыхание во время пения, прочитайте текст своей песни, как стихи, в таком режиме:
Начните с полушепота
Скажите слова сначала тихим-тихим голосом, выдыхая при этом достаточно много. Столько же, сколько выдыхала Селин Дион на тихих звуках. Дыхание активное, на опоре. Но динамика звука маленькая.
Увеличьте звук до разговорного
Затем немного увеличьте громкость голоса до разговорного, оставляя дыхание интенсивным. Голос должен звучать протяжно, напевно, на выдохе. Торопиться не стоит, потяните слова, словно рассказываете ребенку сказку перед сном.
Прочтите текст в полный голос
Когда вы добьетесь стабильного дыхания на тихом звуке (я имею ввиду, что все слова будут на опоре, а выдох не будет прерываться), перейдите на громкий режим. Прочтите текст с подачей, как если бы вы читали стихи с трибуны перед большой аудиторией и хотели бы донести звук до зрителя.
Спойте песню очень тихо и очень громко
Спойте первый куплет в трех режимах: сначала на очень тихом звуке с большим выдохом, потом этот же куплет еще раз, но громче, близко к вашему разговорному тембру, а затем в полную громкость, на которую только способны. После чтения текста вам будет легко петь песню. Мышцы уже запомнят, как держать дыхание на тихом и громком звуке.
Принцип этого упражнения на дыхание един на всех трех этапах — почувствовать, что выдох длится непрерывно, и вы успеваете его распределять и удерживать. Важно почувствовать ту границу громкого звука, на котором вы можете спокойно работать, чтобы не переходить на крик.
Если горло начинает напрягаться на громком режиме — это прямой показатель, что неправильно работает дыхание. Вы либо не выпускаете его, зажимаете, либо диафрагма, наоборот, недостаточно активна и ваши мышцы отдыхают вместо того, чтобы поддерживать голос.
Возвращайтесь снова к тихому режиму и снова пойте полушепотом интенсивно выдыхая и запоминая, как вы это делаете. А потом повторите с теми же ощущениями на большей громкости. Этот лайфхак отлично выравнивает дыхание и избавляет голос от зажимов.
В пользу умения петь тихо я могу привести такие доводы:
- Пение на тихом звуке помогает развить дыхание. Чтобы тихий звук был плотным, нельзя снимать его с опоры. Он требует такой же основательной работы с выдохом, как и громкий звук. При тихом пении придется управлять мышцами ребер, спины и диафрагмы еще лучше, чтобы удерживать поток дыхания и давление воздуха на связки. Поэтому тренировки на тихий устойчивый звук очень важны и полезны.
- В тихом режиме вы можете беспрепятственно освоить любую голосовую технику. Ведь ваши связки и гортань расслаблены, отсутствуют зажимы голоса. При тренировке на тихом звуке легче запомнить новые ощущения при выполнении приема пения. А когда освоите его без напряжения, пробуйте спеть громко в полный голос.
- Именно в тихом режиме лучше всего тренируется техника задержанного вдоха, которая и является опорой дыхания. Так как опору труднее всего удержать на тихом звуке. Не верите? Попробуйте сами!
- Если у вас получилось спеть тихо и красиво и не потерять единый поток дыхания, то получится и на громком звуке, мышцы запомнят этот режим.
Упражнение на дыхание от Селин Дион поможет сделать голос динамичнее, разнообразнее и развить дыхание одинаково хорошо и на тихих, и на громких звуках, что очень пригодится в пении.
Используйте лайфхак как разогрев перед выходом на сцену, когда нет возможности распеться. Он пригодится и тем людям, кто не связан с вокалом, но использует голос в работе: дикторам, лекторам, учителям, актерам для поддержания голоса в тонусе.