Упражнения и домашние задания логопеда
Разработала: учитель — дефектолог Масалович Татьяна Сергеевна
ГУО «Ясли-сад № 35 г. Орши»
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 1
1. Артикуляционная гимнастика:
иголочка, парус, часики, маляр, вкусное варенье, почистим зубки, качели.
2. Звукоподражание:
Самолет летит: л-л-л-л (язычок между зубами).
3. Повторять слоги за взрослым, протягивая звук Л, много раз:
ЛА-ЛА-ЛА ЛА-ЛО ЛО-ЛА ЛУ-ЛА ЛЫ-ЛА
ЛО-ЛО-ЛО ЛА-ЛУ ЛО-ЛУ ЛУ-ЛО ЛЫ-ЛО
ЛУ-ЛУ-ЛУ ЛА-ЛЫ ЛО-ЛЫ ЛУ-ЛЫ ЛЫ-ЛУ
ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ
4. Повторять слоги, при этом соединять большой пальчик, по очереди, с указательным, со средним, с безымянным, с мизинцем, повторяя слоги:
Ла-ла-ла-ла Ло-ло-ло-ло Лу-лу-лу-лу Лы-лы-лы-лы |
_________________________________________________________________________________________
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 2
1. Артикуляционная гимнастика:
иголочка, парус, часики, маляр, вкусное варенье, почистим зубки, качели.
2. Звукоподражание:
Самолет летит: л-л-л-л (язычок между зубами).
3. Повторять за взрослым много раз:
ЛА-ЛА-ЛО ЛО-ЛО-ЛА ЛУ-ЛУ-ЛА ЛЫ-ЛЫ-ЛА
ЛА-ЛА-ЛУ ЛО-ЛО-ЛУ ЛУ-ЛУ-ЛО ЛЫ-ЛЫ-ЛО
ЛА-ЛА-ЛЫ ЛО-ЛО-ЛЫ ЛУ-ЛУ-ЛЫ ЛЫ-ЛЫ-ЛУ
ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ ЛУ-ЛЫ-ЛА-ЛО
ЛО-ЛУ-ЛЫ-ЛА ЛЫ-ЛА-ЛО-ЛУ
ЛА-ЛА-Лак ЛО-ЛО-Лом ЛУ-ЛУ-Лук ЛЫ-ЛЫ-Лыжи
ЛА-ЛА-Лаз ЛО-ЛО-Лось ЛУ-ЛУ-Луч ЛЫ-ЛЫ-Лыко
ЛА-ЛА-Лапа ЛО-ЛО-Лоб ЛУ-ЛУ-Лунка
ЛА-ЛА-Лама ЛО-ЛО-Локоть ЛУ-ЛУ-Лужа
ЛА-ЛА-Ландыш ЛО-ЛО-Лошадь
ЛА-ЛА-Лампа ЛО-ЛО-Ложка
__________________________________________________________________________________________
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 3
1. Артикуляционная гимнастика:
иголочка, парус. часики ,маляр, вкусное варенье, почистим зубки, качели.
2. Звукоподражание.
Самолет летит: л-л-л-л (язычок между зубами).
3. Повтори слова за взрослым (много раз):
«ЛА»: юла, дела, пила, мала, салат, халат, палатка.
«ЛО»: болото, чулок, село, голодный, холодный.
«ЛУ»: тулуп, белуга, шалун, колун, валун.
«ЛЫ»: валы, столы, малыш, улыбка.
4. Выучить наизусть:
ЛА-ЛА-ЛА-у меня была юла.
ЛО-ЛО-ЛО- с ней мне было весело.
ЛУ-ЛУ-ЛУ- поломала я юлу.
ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ- и осталась без юлы.
________________________________________________________________________________________
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 4
1. Артикуляционная гимнастика:
иголочка, парус, часики, маляр, вкусное варенье, почистим зубки, качели.
2. Звукоподражание:
Самолет летит: л-л-л-л (язычок между зубами).
3. Повтори за взрослым слова (много раз):
«ЛЫ»: белый, алый, милый, смелый, бокалы, вокзалы, обвалы, малыши,
каникулы.
«ЛА»: лапша, жила, пела, вела, видела, обидела, читала, кидала, бросала,
возила, акула.
«ЛО»: лото, мыло, весело, одеяло, сало.
«ЛУ»: луна, голубь, лукошко, голубцы, палуба.
4. Выучить наизусть:
Все бело, бело, бело.
Много снега намело.
Вот веселые деньки-
Все на лыжи и коньки!
5. Повтори предложения за взрослым:
Моя сестренка мала. У мамы есть халат. На столе салат из лука. Ласточка свила гнездо. У нас есть лошадь. Таня ушибла локоть. Во дворе – лужа. Мой котенок – шалун.
_____________________________________________________________________________________
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 5
1. Артикуляционная гимнастика:
иголочка, парус, часики, маляр, вкусное варенье, почистим зубки, качели.
2. Звукоподражание:
Самолет летит: л-л-л-л.
3. Повтори за взрослым ( много раз):
глаза, класс, сладость, плавать, пластинка, заплатка, флаг, плот, плут, глобус, площадь, хлопок, хлопать, глупый, каблук, клубника, клумба, заслуга, слышать, весло, слово, клок, клоп, клоун, флоксы, флакон, флот, сложный.
4. Выучить наизусть ( Л — четко в каждом слове):
Белый снег, белый мел,
Белый заяц тоже бел.
А вот белка не бела,
Белой белка не была.
5. Повтори предложения за взрослым:
Мама приготовила молочный суп. Володя полол на огороде лук и свеклу. В зоопарке мы видели слона, Слава и Луша плывут на лодке. У Клавы на голове белый платок. Мила играет с куклой. Клава моет ладони с мылом.
____________________________________________________________________________________________
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 6
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Звукоподражание.
3. Повтори за взрослым (много раз):
АЛ-АЛ-АЛ АЛ-ОЛ-УЛ-ЫЛ
ОЛ-ОЛ-ОЛ ОЛ-УЛ-ЫЛ-АЛ
УЛ-УЛ-УЛ УЛ-ЫЛ-АЛ-ОЛ
ЫЛ-ЫЛ-ЫЛ ЫЛ-АЛ-ОЛ-УЛ
АЛ-АЛ-АЛ-Павел днем не спал.
УЛ-УЛ-УЛ-Павел сел на стул.
ОЛ-ОЛ-ОЛ-Он играл в футбол.
ИЛ-ИЛ-ИЛ-Павел гол забил.
4. Выучить наизусть:
Молоток стучал, стучал. Лопата копала,
Гвозди в доску загонял. Копала, копала,
Колотил он с толком, Потом улеглась,
Получилась полка. Видно очень устала.
5. Составь предложение из слов:
Лук Мила полоть. Таня белое надеть платье. Надя халат надеть. На голубой платок Таня. Нина мыть полы. Мила клоуна видеть веселым. Блокнот Мила купить новый. Кот галка поймать. Облака по плыть небо белые.
__________________________________________________________________________________________
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 7
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Звукоподражание.
3. Повтори за взрослым:
АЛ-АЛ-АЛ-слишком мал.
ОЛ-ОЛ-ОЛ-вымой пол.
УЛ-УЛ-УЛ-ветер дул.
ИЛ-ИЛ-ИЛ-траву косил.
ЕЛ-ЕЛ-ЕЛ-белый мел.
4. Выучить наизусть:
Есть у Аллы юла,
Юлу Алла завела.
Юла пела, танцевала,
На одной ноге стояла.
А потом устала
И на бок упала.
5. Повтори предложения:
У лайки белые лапки. Мила катается на лыжах. Брат Володи уехал на футбол. Папа купил зеленую елку. Стул стоял около стола. Лариса надела новое платье. Павел сел за свою парту. Бабушка посадила цветы на клумбе.
________________________________________________________________________________________
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 8
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Звукоподражание.
3. Выучить наизусть:
Варежка.
Маша варежку надела:
— Ой! Куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал.
Маша варежку сняла:
— Поглядите-ка, нашла.
4. Повтори чистоговорку:
ЛА-ЛА-ЛА- Мила в лодочке плыла.
ЛО-ЛО-ЛО- светит солнышко тепло.
ЛУ-ЛУ-ЛУ- рада Милочка теплу.
ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ- песни Милочке слышны.
Клава в лодочке сидела,
Вместе с Милой песни пела.
5. Пересказ:
МИЛА И ПЧЕЛА.
Было тепло. Мила сидела у окна и смотрела в сад. Она увидела, как над цветком летали пчелы, они ползали по нему и жужжали. Вдруг одна пчела влетела в комнату. Мила испугалась и убежала к маме на кухню. Она об этом рассказала маме. Мама готовила обед. Мама сказала Миле: «Не бойся, дочка. Сейчас мы ее прогоним». Они вошли в комнату, но пчелы там уже не было.
______________________________________________________________________________________
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 9
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Звукоподражание.
3. Выучить наизусть:
Мышка весело жила,
На пуху в углу спала.
Ела мышка хлеб и сало,
Но все мышке было мало.
4. Я начну, а ты продолжи (записать ответы в тетрадь):
Я встаю — а ты встал Я сажусь – а ты …
Я рисую – а ты … Я падаю – а ты…
Я пишу – а ты … Я ставлю – а ты…
Я поднимаю – а ты … Я покупаю – а ты …
5. Пересказ:
Лиза с мамой ходили в зоопарк. Там они увидели много разных животных. Когда Лиза с мамой пришли домой ,то старший брат Володя спросил Лизу: «А каких животных ты видела в зоопарке?» А Лиза сказала: «Я видела там много животных, но больше всего мне понравились животные, в названии которых встречается звук «Л»: лошадь, лев, осел, козел, лиса, слон, крокодил, волк».
_________________________________________________________________________________________
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 10
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Звукоподражание.
3. Выучить наизусть:
Елка.
Елка плакала сначала
От домашнего тепла.
Утром плакать перестала,
Задышала, ожила.
4. Повтори за взрослым:
Ла-ла-ла — Мила плачет у стола.
Лу-лу-лу — я возьму метлу.
Лы-лы-лы — вымыли полы.
Ла-ла-ла — я домой ушла.
Ло-ло-ло — как на улице светло.
Лу-лу-лу — стекла осколки на полу.
лу-лу-лу — скачет лошадь по селу.
Лы-лы-лы — эти туфли мне малы.
5. Исправь предложения (записать). Повтори их:
Голубь ловил Павла. Стол сел за Михаила. Кукла унесла собаку в чулан. Полка поставила бутылку на Володю. Велосипед сел за Михаила и поехал на футбол. Жук долбил кору и искал дятла. Гол играл в ворота и забил в футбол Володю.
_____________________________________________________________________________________________ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 11
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Звукоподражание.
3. Повтори за взрослым:
Ил-ил-ил — стекло Олег разбил.
Ыл-ыл-ыл — бульон в котле остыл.
Ил-ил-ил — лампу лось купил.
Ел-ел-ел — дятел улетел.
Ол-ол-ол — в углу стоит стол.
Ал-ал-ал — я достал пенал.
Ил-ил-ил — блокнот взял Михаил.
Ал-ал-ал — едет, едет самосвал.
4. Выучить наизусть:
Клава, Клава, глянь в окно,
Сколько снега намело.
И в лесу, и в саду
Сосны елки все в снегу.
5. Повтори предложения:
На балконе лопнуло стекло. Элла сломала лыжную палку. Мила гладила платье для куклы. В лесу за болотом плакала иволга. Светлана слушала звон колоколов. Павел ловил плотву с лодки. Котенок лакал молоко. Володя запивал клубнику холодным молоком. Алла ела булку с маслом.
__________________________________________________________________________________________
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 12
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Звукоподражание.
3. Повтори много раз:
Я долго мыл полы.
МЫ долго мыли полы. ОН долго мыл полы.
ТЫ долго мыл полы. ОНА долго мыла полы.
ВЫ долго мыли полы. ОНИ долго мыли полы.
4. Повтори предложения:
Алла заколола волосы заколкой. Стеклянная бутылка лопнула от холода. Клава слушала, как весело заливался соловей. Мила гладила и складывала халаты на полку. Павел заблудился в глухом лесу.
5. Повтори за взрослым:
Ол-ол-ол — Володя в школу шел Ил-ил-ил — подмел палас Данил Лок-лок-лок — побелили потолок | Лат-лат-лат — Ане купим мы халат Алка-алка-алка — это слово галка. Ула-ула-ула — говорю акула. |
6. Выучить наизусть:
Мама купала в лохани малышку, мылом, мочалкой мыла голышку.
Около мамы Мила стояла, теплой водой малыша обливала.
Аллочка ласково вытрет младенца теплым, лохматым, большим полотенцем.
__________________________________________________________________________________________
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 13
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Звукоподражание.
3. Выучить наизусть:
Клава ловко лук полола, мыла пол и полки Лола,
Пыль Володя выбивал, гвозди Валя забивал.
Коля весело пилил, Анатолий вилки мыл,
Ну а маленькая Светка ела сладкие конфетки.
4. Повтори за взрослым:
На дороге мелкая лужа. У нас плаксивый малыш. Мы купили полотняное платье. На дороге растет толстый лопух. Лара уронила шелковый платок. У Павла голубые глаза.
5. Повтори за взрослым:
Ал-ал-ал — у нас будет бал. | Ал-ал-ал — вот заходят гости в зал. Ал-ал-ал — ах, какой веселый бал! |
6. Придумай родственное слово (записать в тетрадь):
Волк — волчиха, волчий Голубь-…
Слон-… Колос-…
Лось-… Колокол-…
__________________________________________________________________________________________
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 14
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Звукоподражание.
3. Выучить наизусть:
Галка.
Задумала галка иголку купить,
Чтоб голым галчатам штанишек нашить.
Иголку и лучшего желтого шелку купила
И тут же уселась на елку.
Уселась на елку и хвост положила,
Очки нацепила – и шила, и шила…
Летела синица и вниз поглядела:
— Эй, галка, ты нитку в иголку не вдела!
4. Повтори предложения, ответь на вопросы:
Володя копает клумбу лопатой.(Кто копает клумбу? Чем копает Володя? Что копает?)
Слава и Володя плывут на лодке.(Кто плывет? На чем плывут? Что делают ребята?)
Клава мыла ладони с мылом.(Кто мыл ладони? Чем мыла ладони Клава? Что мыла?)
Михаил посмотрел на глобус.(Кто посмотрел? Что сделал Михаил? Куда посмотрел?)
На елке Павел увидел белку.(Кто увидел белку? Кого увидел Павел? Где Павел увидел белку? Что Павел сделал?)
_____________________________________________________________________________________
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 15
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Выучить наизусть:
Клоун – чудак.
Клоун – чудак, делал все не так:
Ломом копал, лопатой ломал,
Долотом шил, иглой долбил,
Колуном пилил, пилой колол,
Метлой белил, а кистью мел!
3.Пересказ текста:
Белка и волк.
Бела прыгала с ветки на ветку и упала на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:
— Пусти меня.
Волк сказал:
— Я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас посмотришь, вы на елках все прыгаете.
Белка сказала:
— Пусти меня на елку, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.
Волк пустил, а белка ушла на елку и оттуда сказала:
— Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебя злость жжет. А мы веселы оттого, что добры и никому зла не делаем. (По Л.Толстому)
____________________________________________________________________________________
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 16
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Выучить наизусть:
Помощница.
Мила маме, как могла, хоть мала, а помогла.
Долго дела не искала: полотенца полоскала,
Вилки вымыла и ложки, молоком поила кошку,
Пол метелкой подмела от угла и до угла…
3. Составь предложения из словосочетаний, повтори и запиши их в тетрадь:
Голубые глаза, гладкий пол, большой класс, сладкая клубника, шелковый платок, полотняное платье, желтый флаг, слушать колокол, огромные клыки, голубой клубок, красивая блузка.
4. Повтори за взрослым много раз:
Одна гладкая оловянная ложка.
Две гладких оловянных ложки.
Три гладких оловянных ложки.
Четыре гладких оловянных ложки.
Пять гладких оловянных ложек.
_________________________________________________________________________________________
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 17
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Выучить наизусть:
Маляр
Вот как потолок я белил: белила в ведро я налил,
Поставил на стол я стул, в белила я кисть макнул.
На стул забираться стал, на стуле не устоял.
Неловко кистью махнул, белилами стены мазнул.
3. Повтори чистоговорку:
ЛА-ЛА-ЛА — такие вот дела.
ЛУ-ЛУ-ЛУ — иголка на полу.
ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ — вымою полы.
ЛО-ЛО-ЛО — лопнуло стекло.
4. Составь, и запиши в тетрадь рассказ, используя слова:
Солнышко, облака, колокольчики, голубое, плывут, тепло, лето, лужок, желтые, сладкие, клумба, гладиолус, ландыш, фиалка.
5. Повтори скороговорки:
Лежебока рыжий кот, отлежал себе живот.
Маленькая болонка пила воду около колонки.
_________________________________________________________________________________________
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 18
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Повтори стихи о слонах:
Головой кивает слон — он слонихе шлет поклон.
Слоны умны, слоны сильны, слоны спокойны, веселы.
Двое маленьких слонят спать давным- давно хотят.
3. Выучить наизусть:
Вот плывет Володин флот: лодки, яхты, ялик, плот.
Капитан флажок поднял, теплоход сигнал подал.
Весла весело взлетают, слон зашел на пароход,
Лодка лодку догоняет, Клоуны идут на плот.
Взять Володя всех готов- кукол, колобка, котов,
Он бы взял еще осла- жаль, что ванная мала.
4. Пересказ текста:
Ласточки в гостях.
Наша палатка стояла около бора. Весна была холодная. В середине мая шел плотный снег. Но весна была весной. Холод, не холод, а птицы прибывали. Как-то подходя к палатке, я увидел стайку ласточек.
«А у нас гости!»- сказал мой товарищ. Какие гости в такие холода? Я открыл палатку, а от туда выпорхнули ласточки. Стайка уселась около палатки. Пока было светло, я сделал им около лампочки насест. Ласточкам в палатке показалось удобно. Стайка уселась, и птички плотно прижались друг к другу.
Ночью ласточки иногда подавали голос. Это стало понятно утром. Когда стало светло, оказалась, что на палатке сидит еще одна ласточка. Это с нею ночью была беседа у ласточек .Когда стало тепло, стайка ласточек покинула нас.
________________________________________________________________________________________
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 19
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Выучить наизусть:
Пирожок в печи пекла
Хлопотливая пчела.
Положила в пирожки
Пол наперсточка муки.
Каплю патоки взяла,
Всех подружек позвала.
На пиру у пчел я был,
Крепкий мед пчелиный пил.
3. Измени по образцу, ответы записать в тетрадь:
плавать – плавательный бассейн облако-…
яблоко – яблочное повидло колокол-…
пластик — … елка-…
пластмасса-… клубника-…
солдат-…
4. Придумай и запиши в тетрадь 10 слов, которые начинаются на звук «Л» и 5 слов, которые заканчиваются на звук «Л».
____________________________________________________________________________________________
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ № 20
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Выучить наизусть:
Лиса и волк.
— Лизавета, здравствуй!
— Как дела, зубастый?
— Хороши мои дела,
Голова еще цела!
Как, кума, твои дела?
— На базаре я была!
— Что ты так устала?
— Уток я считала.
— Сколько было?
— Семь с одной.
— Сколько стало?
— Ни одной!
— Где же эти утки?
— У меня в желудке
3. Подумай и ответь, какие из этих слов обозначают животных, какие – птиц, какие – растения?
Лапа, лак, лама, лампа, лавка, лайка, лань, ландыш, ласка, ластик, ласты, ласточка, лапша, ладья, лось, лотос, лов, лошадь, лоза.
4. Послушать и пересказать сказку «Колобок».
__________________________________________________________________________________________
Речевое развитие — важнейший процесс для каждого ребенка. Особенности его определяют не только способность выражать свои мысли, но и умение эффективно общаться с другими, влияют на успешность обучения в школе. Именно поэтому так важно проводит логопедические занятия с детьми пяти – шести лет. Хорошо, если родители не только пользуются помощью специалистов, но и самостоятельно могут организовать занятия с ребенком в домашних условиях.
Типичные речевые нарушения у детей 5-6 лет
Большинство старших дошкольников имеют трудности с:
- освоением сонорных и шипящих звуков;
- звуковым анализом слов;
- развитием повествовательной речи;
- составлением рассказа и описаний.
Конечно, подобные проблемы могут быть незначительными, лишь немного отличающимися от возрастной нормы, и серьезными, вплоть до общего недоразвития речи (ОНР). Обратиться к логопеду необходимо в любом случае, но поддерживающая работа родителей дома тоже очень важна.
Стоит отметить, что регулярные логопедические упражнения и занятия для детей 5-6 лет полезно проводить дома для каждого ребенка, ведь они помогают быстрее освоить грамоту.
Правила для логопедических занятий дома
Успешность домашних уроков зависит не только от наличия нужных пособий и плана работы, согласованного с логопедом. Очень большое значение имеет сама организация занятий. Вот несколько простых правил, которые помогут добиться отличного результата:
- Все логопедические упражнения для детей нужно проводить регулярно, но по чуть-чуть. Не стоит стараться сделать сразу артикуляционную гимнастику, поиграть в речевые игры, заполнить рабочую тетрадь. Лучше каждому виду упражнений уделять несколько минут, а не устраивать целый «день логопедии».
- Не заставляйте выполнять задания «из-под палки», развивающие занятия для детей должны напоминать игру. Придумайте несложный сюжет (например, путешествие во вселенную звуков), подготовьте небольшие призы-оценки (наклейки, бумажные звездочки), устраивайте физ-минутки.
- Хвалите, поддерживайте маленького ученика, если он делает хотя бы крошечные успехи. Акцентируйте внимание на достижениях, пусть даже небольших, постепенно прогресс будет все более очевидным.
- Подберите для домашней тренировки хорошие рабочие тетради. Они должны быть не только профессиональными по содержанию, но и яркими, красочными, увлекательными. Идеально, если в заданиях есть элементы интерактива (возможность что-то дописать, дорисовать). Такой материал позволяет заинтересовать дошкольника, наглядно показывает ему «пройденный путь», успех.
- Не ждите мгновенных результатов, проявите терпение, мягкую настойчивость. Процесс постановки, закрепления, дифференциации звуков — сложный, на него уходят месяцы даже у опытных логопедов. Соблюдайте намеченный план и результаты постепенно появятся.
Логопедические упражнения для занятий дома
Все логопедические упражнения можно разделить на три большие блока, каждому из которых нужно уделить внимание и проводить регулярно:
Развитие фонематического слуха
Умение различать звуки на слух кажется естественным, но если вы попросите своего дошколенка произнести то или иное слов по буквам, то увидите пробелы.
Для детей 5-6 лет существует большое количество специальных игр, упражнений, помогающих развивать фонематический слух. К ним можно отнести:
- подбор слов, начинающихся или заканчивающихся на заданный звук;
- подсчет звуков в слове, определение слоговой структуры;
- составление звуковой схемы слова;
- придумывание рифм и коротких стихов;
- проговаривание речевок и скороговорок.
Продуманные логопедические занятия для детей 5 6 лет позволяют сделать все звуки родного языка послушными и легкими.
Пальчиковая гимнастика
Мелкая моторика рук помогает речевой деятельности, поэтому старшие дошкольники должны выполнять ее обязательно.
Конечно, для детей 5-6 лет упражнения нужно использовать сложные, со сценарием, в стихах. Полезно подбирать комплексы упражнений для двух рук одновременно, синхронные. Не забывайте использовать «помощников»:
- маленькие массажеры (резиновые мячики, валики, шишки);
- ножницы для вырезания;
- пластилин;
- бумагу для оригами.
Также помните, что все виды рукоделия, конструирования, любого творчества — отличные способы совершенствования мелкой моторики вне индивидуальных занятий.
Артикуляционная гимнастика
Специальные упражнения для языка необходимо выполнять каждый день, если есть какие-либо проблемы с произношением. Для домашних занятий лучше всего подобрать комплекс упражнений со стихотворным описанием, картинками.
Делайте разминку для язычка каждый день, обязательно перед зеркалом (это позволяет малышу самому наблюдать за процессом, оценивая его успешность). Если есть проблемы с одним или двумя звуками, то артикуляционную гимнастику стоит подбирать под них. Такие можно найти в тематических рабочих тетрадях по логопедии.
Логопедические задания
На букву Р
Один из самых трудных для освоения звуков — Р. Многие дошкольники учатся раскатисто рычать уже к самому окончанию детского сада. Если постановка звука Р уже позади, то ускорить его автоматизацию помогут специальные упражнения:
1. «Как моторчик»
Просим ребенка произнести звук Р в слове долго, протяжно (как мотор рычит).
2. «Где спрятался Р?» ( в картинках и словах)
Предложите выбрать картинки с изображениями предметов с данным звуком или хлопнуть в ладоши, если он такое слово услышит.
3. «Как ты умеешь рычать?»
Покажите ребенку картинки с предметами, в названии которых есть звук р. Предложите прочитать и раскрасить картинку.
4. «Звонкие дорожки»
Придумайте с ребенком несколько речевок, составленных из нескольких слогов:
Ра-ра-ра — убежали со двора.
Ро-ро-ро — а они нашли ведро.
Ру-ру-ру — мы придумали игру.
5. «Подставь слог»
Взрослый предлагает ребенку слова, заканчивающиеся или начинающиеся на слог с Р (ра, ро, ры), малыш должен подобрать правильный вариант и произнести его верно.
6. «Посмотри и назови»
Взрослый просит прочитать ребенка слова с буквой р по картинкам. Слово нужно произнести столько раз, сколько изображено звездочек рядом с каждой картинкой.
7. «Стихи, скороговорки, загадки»
Выучите с ребенком несколько стихотворений и загадок, в которых встречаются слова с Р.
Необходимые задания для развития речи можно найти в Рабочей тетради для звука Р, составленной Костюк А.В.
Скачайте, распечатайте задания в картинках и занимайтесь дома:
Логопедические задания на букву Р
На букву Л
Твердый звук Л тоже часто представляет трудность для детей 5-6 лет. Если малыш уже научился произносить его один, изолированно, то пришло время начать работу по автоматизации в речи. Для этого подойдут следующие упражнения:
1. «Скажи красиво»
Предложите ребенку несколько изображений слов, начинающихся на Л. Попросите его произнести слова красиво, выделяя голосом нужный звук.
2. «Игрушки для Ларисы»
Попросите ребенка собрать для куклы Ларисы подарки. Скажите, что она любит только то, что начинается на Л. Для этого упражнения нужно заранее подобрать небольшие предметы или картинки, все слова не должны начинаться только на Л.
3. «Один-много»
Предложите ребенку назвать слова с Л в единственном и множественном числе. В рабочей тетради для звука Л (автор Костюк А.В.) есть целая таблица с рисунками для этого упражнения (занятие 20).
4. «Отыщи звук»
Предложите ребенку составить схему слова и обозначить на ней место Л. Если пока самостоятельно определить количество звуков вашему ребенку сложно, то для начала можно выполнить несколько подобных упражнений из рабочей тетради.
5. «Скороговорки и потешки»
Используйте потешки, скороговорки и стихотворения со словами, в которых есть Л.
Скачать и распечатать задания в картинках на букву Л:
Логопедические задания на букву Л
На букву Ш
Трудности с шипящими у детей 5-6 лет тоже встречаются достаточно часто. Для автоматизации Ш подойдут следующие игры:
1. «Кто шипит?»
Предложите ребенку выбрать несколько картинок с изображениями тех, кто умеет шипеть. Попросите произнести их «песенку» четко, громко, долго.
2. «Поймай звук»
Попросите ребенка хлопать ладошками каждый раз, когда вы произносите Ш или слово с этим звуком (среди других).
3. «Слоги путешествуют»
Возьмите карточку с одним из слогов ША, ШО, ШУ. Предложите придумать слова или несколько, которые начинаются на этот слог и заканчиваются на него (Ша-ры и ка-Ша, шо-рох и хо-ро-шо).
4. «Как зовут ребят»
Попросите ребенка прочитать детские имена, добавив в конце слог ША.
4. «Сочиняем логопедические стишки»
Придумайте короткие ритмичные речевки со слогами ША, ШО, ШУ, ШИ.
Ша-ша-ша — убежала каша,
Шо-шо-шо — отдыхаем хорошо,
Шу-шу-шу — грибы-ягоды сушу.
5. «Говори красиво и правильно»
Попросите ребенка правильно произнести слова со звуком Ш.
Скачать и распечатать задания в картинках на букву Ш:
Логопедические задания на букву Ш
Использование рабочих тетрадей позволяет не только правильно организовать занятия по развитию речи для детей 5-6 лет, но также дает возможность тренировать графические навыки, внимание, мышление, фантазию.
Для закрепления материала используйте также видео-занятия: