Упражнения на совершенствование техники плавания кроль на спине

Упражнения на совершенствование техники плавания кроль на спине thumbnail

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детско-юношеская спортивная школа «Виктория» ст. Выселки муниципального образования Выселковский район

План-конспект

открытого занятия по плаванию

в группе НП-3 (8-10 лет)

«Совершенствование техники плавания кролем на спине»

Морозова Мария Сергеевна,

тренер-преподаватель по плаванию

Выселки

2015 год

Тема занятия: «Совершенствование техники плавания кролем на спине».

Цель:

1. Привлечение школьников к систематическим занятиям плаванием.

2. Пропаганда здорового образа жизни

3. Развитие умений и навыков, необходимых при плавании

Задачи:

Образовательная:

— Совершенствовать технику работы рук и ног при плавании кролем на спине

— Совершенствовать согласование движений рук, ног и дыхания при плавании кролем на спине.

Воспитательная:

— Воспитывать настойчивость, волю, трудолюбие, товарищескую взаимопомощь

— Воспитывать интерес к изучению способов плавания.

— Соблюдать технику безопасности на занятии.

Оздоровительная:

— Способствовать развитию гибкости, силы мышц рук, координации движений, силы дыхательных мышц.

Оборудование и инвентарь:

Плавательные доски

Скакалки

Калабашки

Дата проведения:_______________________________________________

Время проведения: _____________________________________________

Место проведения: МБУ ДО ДЮСШ «Виктория» станицы Выселки

Ход занятия

Часть урока

Содержание

Дозировка

ОМУ

ПОДГОТОВИ

ТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

10 мин

1. — Построение, приветствие занимающихся,

— сообщение задач урока,

— рассказ о правилах техники безопасности при проведении занятий в зале и бассейне.

2. Построение

-Бег

— скрестным шагом правым боком

— скрестным шагом левым боком

— бег по точкам

— бег спиной вперед

— гладкий бег

— упражнения в ходьбе

— упражнения на восстановление дыхания

Перестроение в две шеренги

4 мин

5 мин

1 мин

Следить за правильной осанкой, дисциплиной.

Следить за правильным выполнением.

Руки вверх-вдох, вниз- выдох

Следить за дисциплиной

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

35 мин (зал)

40 мин (вода)

ОРУ со скакалкой.

1. «Полумесяц»

И.п. – стойка НН врозь, скакалка сложена в 4 раза, РР за спиной.

1- полумесяц подбородком влево

2- то же вправо

2. «Махи»

И.п. – стойка НН врозь, скакалка сложена в

  1. раза РР вниз.

1-мах руками вверх

2- и.п.

3. «Выкрут»

И.п. – стойка НН врозь, скакалка сложена в

4 раза РР вперед.

1- выкрут рук назад

2- то же вперед.

4. «Скручивание»

И.п. – стойка НН врозь, скакалка сложена в

4 раза РР вперед.

1-2 скручивание вправо

3-4 скручивание влево

5. « Наклоны к ногам»

И.п.– стойка НН врозь, РР вверх скакалка сложена в 4 раза

1 –наклон к правой ноге

2- наклон посередине

3- наклон к левой ноге

4- И.п.

6. «Маятник»

И.п.– стойка, РР вверх, скакалка сложена в 4 раза

1 –2 наклон влево

3 –4 наклон вправо

7. «Гибкость»

И.п. – стойка НН врозь, РР за спину, скакалка сложена в 4 раза

1- 3 наклон вперед, РР вверх

4 – И.п.

8. «Махи ногами»

И.п. – стойка НН врозь, РР вперед, скакалка сложена в 4 раза.

1- мах правой ногой вперед

2 – мах левой ногой вперед

9. «Пружинка»

И.п. – стойка НН врозь, скакалка сложена в 4 раза

1- присед, РР вперед

2- И.п.

10. «Бокс вперед»

И.п. – стойка правая вперед, левая назад, в РР скакалка

1 – смена положения ног

2 – И.п.

11. « Спинка»

И.п. – сед, упор на руки сзади.

1-16 имитация работы ног кролем

12. « Сухое плавание»

И.п. – лежа на животе, РР под головой

1-16 имитация работы ног кролем

Упражнения на развитие гибкости суставов

13. «Подъёмы»

И.п. – сед на голеностопы, НН согнуты в коленях, РР на пол.

1- колени вверх, упор на руки

2- И.п.

14. «Мост»

И.п. – стойка на коленях, РР на пятках

1- прогнуться

2- И.п.

15. «Складочка»

И.п. – узкая стойка

1-8 наклон вперед, РР обнять голень

16. «Замочек»

И.п. – стойка НН врозь

1-4 растяжка плечевого сустава левая РР вверх, правая вниз, замок за спиной.

5-8 растяжка плечевого сустава правая РР вверх, левая вниз, замок за спиной.

Упражнения на восстановление дыхания:

17. «Потягушки»

И.п. – стойка, РР вниз

1- РР вверх, встать на носки – вдох

2- РР вниз, наклон – выдох

Организованный переход в бассейн

Построение в одну колонну

1.Разминка в воде

2. Плавание на спине с доской, руки за голову. Работа ног.

3. Плавание на спине с калабашкой, работа рук. 25 м-работа правой рукой, 25 м- левой

4. Плавание в полной координации, согласованные движения рук и ног. Плавание на скорость.

8х50м (50 м на спине + 50 м кроль на груди)

5. Упражнение на технику.

25м- два гребка правой рукой, два-левой+

25м- плавание в полной координации кролем на спине

6. Со старта с отработкой правильного поворота.

8х20м на спине

7. Плавание на восстановление дыхания дополнительным стилем.

8. 25 м на спине на время

9. Восстановление дыхания

Выдохи в воду

Организованный выход из воды

1-2 раза

4-6 раз

1-2 раза

1-2 раза

4-6 раз

4-6 раз

4-6 раз

4- 6 раз

4- 8 раз

30 с

30 с

30 с

4-8 раз

4-8 раз

1-2 раза

2-4 раза

2-4 раза

200 м

200 м

Читайте также:  Комплекс упражнений на укрепление мышц спины при сколиозе

200 м

400 м

400 м

200 м

400 м

25 м

10 раз

Спина прямая. Подбородок касается груди

Руки не сгибать

Руки прямые, скакалка натянута

Руки прямые, параллельно пола. Ноги на месте

Ноги не сгибать, руки прямые

Спина прямая

Ноги прямые, руки максимально тянем

Спина прямая, руки прямые, колени не сгибать. Ногой достать до скакалки

Руки прямые, пятки не отрывать от пола

Спина прямая. Максимальная амплитуда движения, прыжок на каждый шаг.

Спина прямая. Носки оттянуты, колени не сгибать.

Ноги прямые, носки оттянуты.

Таз не поднимать, пятки вместе.

Следить за выполнением, руки от пяток не отрывать

Колени не сгибать, наклон максимально вниз

Спина прямая, руки соединить за спиной

Потянуться вверх

Комплексное плавание

Ноги прямые, носки оттянуты, руки не сгибать, голова лежит на воде. Дыхание свободное.

Калабашка зажата ногами. Плечи не раскачивать, удерживать на поверхности воды. Дыхание свободное.

Работа ног начинается от бедра, носки оттянуты и развернуты во внутрь. Отдых между отрезками 20 секунд.

Во время отдыха- выдохи в воду.

Следить за техникой выполнения.

Низкий старт на спине, руки вверх-прогнуться в пояснице. Из положения лежа на спине руки выполняют гребок, в конце которого делаются вдох и подтягивание ног для толчка.Одновременно, с толчком ногами руки завершают пронос по воздуху, возвращаясь в и. п., и опускаются в воду.

Следить за выполнением.

ЗАКЛЮЧИ-

ТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

5 мин.

  1. Построение, подведение итогов урока

  2. Выставление оценок

  3. Домашнее задание

«До свидания!»

2-3 мин

1-2 мин

Оценить работу воспитанников на уроке, их активность, самостоятельность, зачитать выставленные отметки.

Источник

Упражнения для изучения техники плавания кролем на спине[править | править код]

Движения ногами[править | править код]

Упражнения на совершенствование техники плавания кроль на спине

Рис. 6.7. Упражнения для обучения движению ногами при плавании кролем на спине на суше (пояснения в тексте)

Упражнение № 1. Упражнения для изучения техники движений ног, выполняемые на суше, напоминают те, которые применяются при изучении движений ног в кроле на груди. Вначале, если в этом есть необходимость, в положении стоя имитируются две фазы подготовительного и две фазы ударного движения одной и другой ногами. Затем в положении сидя в упоре на предплечья выполняются попеременные движения прямыми ногами в вертикальной плоскости (рис. 6.7, а). Занимающийся при этом использует зрительный контроль для соблюдения правильности выполнения движений. Основные требования В» ноги прямые в коленях и носки постоянно вытянуты (рис. 6.7, б). Постоянно вытянутый носок является главным техническим отличием от движений ног в кроле на груди, так как при плавании на спине движение ног вниз выполняет подъемную функцию, нейтрализует топящие силы от движения ноги вверх.

Упражнение № 2. Затем движение ног лучше изучать лежа на спине с руками, расположенными вдоль туловища (рис. 6.7, б). В последующем при тех же движениях ног одну прямую руку необходимо расположить за головой. В следующем упражнении положение рук меняется. Заканчивать изучение движений ног на суше рекомендуется в исходном положении «обе руки или одна за головой выпрямлены в локтевых суставах» (рис. 6.7, в). Уже при изучении движений ног на суше необходимо обращать внимание на дыхание. Как указывалось ранее, в положении на спине вода легко попадает в нос, достигает перегородок лобных пазух и гайморовых полостей, вызывая неприятные, а иногда и болевые ощущения. Чтобы этого не происходило, нужно осваивать такое дыхание на спине, при котором выдох выполняется только через нос.

Упражнения на совершенствование техники плавания кроль на спине

Рис. 6.8. Упражнения для обучения движению ногами при плавании кролем на спине у неподвижной опоры и с подвижной опорой (пояснения в тексте)

Упражнение № 3. Изучение движений ног кролем на спине в воде начинается у борта бассейна или с помощью партнера на мелком месте. В исходном положении лежа на спине, держась одной рукой за неподвижную опору или руку партнера, другая — вдоль тела, изучается поза лежания (рис. 6.8, а). Главное — тело и ноги должны быть в одной плоскости, у поверхности воды, лицо немного наклонено подбородком вниз. При наклоне лица затылок остается погруженным в воду.

Упражнение № 4. После того, как будет освоена поза лежания, приступают к выполнению движений ногами. В том же исходном положении вначале выполняют редкие движения прямыми ногами, затем темп движений постепенно увеличивают. При изучении движений ног кролем на спине у неподвижной опоры необходимо следить за тем, чтобы колени не показывались на поверхности воды, а стопы были постоянно вытянуты.

Излишнее сгибание ног в коленях можно исправить с помощью так называемого контрастного упражнения. Занимающемуся необходимо дать задание выполнять неглубокие и частые движения прямыми ногами. Бывают и такие случаи, когда обучающиеся выполняют движение совершенно прямыми ногами. Контрастным упражнением для таких людей будет движение ног с увеличенным размахом, с большей, чем необходимо, амплитудой движений. При этом быстро наступает усталость мышц бедра, и ноги при движении вверх начинают сгибаться в коленях. Легкое покачивание плеч во время движений ног может служить показателем их правильной работы.

Упражнение № 5. Изучив движения ног в положении, когда свободная рука располагается вдоль тела, упражнение усложняется путем перемещения вначале согнутой, а затем выпрямленной в локте руки за голову (рис. 6.8, б и в). При правильном положении туловища и ног выпрямленная за головой рука должна свободно лежать в воде, не нарушая позы.

Читайте также:  Упражнения для боковой поверхности спины

Упражнение № 6. В дальнейшем изучение движений ног проводится с подвижной опорой.

Наиболее простым упражнением будет движение ногами с плавающим средством в обеих руках, расположенных вдоль тела. При этом поддерживающее средство должно находиться над коленями, и тогда оно будет служить ориентиром для занимающегося, так как касание коленями этого средства является сигналом о слишком высоком их поднимании (рис. 6.8, г).

Упражнение № 7. Затем упражнение усложняется тем, что одна рука, а потом и другая располагаются прямыми за головой.

Это упражнение дает возможность научить занимающегося правильно принять позу на спине, при которой рука, располагающаяся за головой, была бы полностью прямой в локтевом суставе и вся находилась в воде. Если все-таки рука зависает над водой и занимающийся не может принять правильную позу, дается задание: держась обеими руками за поддерживающее средство, расположить его за головой с прямыми руками (см. рис. 6.8, г). Тогда вес рук и поддерживающего средства помогает занимающемуся выпрямить ноги в тазобедренных суставах и руки в плечевых суставах. Если желаемого результата достигнуть не удается, приходится возвращаться к предыдущим упражнениям, как у неподвижной, так и с подвижной опорой.

Упражнения на совершенствование техники плавания кроль на спине

Рис. 6.9. Упражнения для обучения движению ногами при плавании кролем на спине без опоры (пояснения в тексте)

Упражнение № 8. В безопорном положении наиболее простым упражнением является движение ногами, когда руки расположены вдоль тела (рис. 6.9, а). Вначале при освоении движений ног в безопорном положении допустимо выполнение мелких, подгребающих движений кистями, поддерживающих таз у поверхности воды и помогающих удерживать равновесие тела.

Упражнение № 9. После этого упражнение усложняется перемещением одной, а затем и другой выпрямленной руки в положение за голову (рис. 6.9, б). Если с прямыми руками выполнять движение ногами не удается, руки сгибают в локтях, а ладони располагают на затылке. Проплыв некоторое расстояние в таком исходном положении, пловец медленно разгибает руки, стараясь сохранить позу и не дать рукам возможности зависать над водой. Движение ногами на спине считается освоенным тогда, когда занимающийся без особого напряжения может плыть, работая одними ногами с вытянутыми за голову и лежащими на поверхности воды руками.

Движения руками[править | править код]

Упражнения на совершенствование техники плавания кроль на спине

Рис. 6.10. Упражнения для обучения движению руками при плавании кролем на спине на суше (пояснения в тексте)

Упражнение № 10. Движения рук изучаются на суше в исходном положении стоя, руки вверху. Вначале имитируется несколько гребковых и подготовительных движений одной, а затем другой рукой (рис. 6.10, а, б). В отличие от кроля на груди изучать гребковое движение кролем на спине целесообразно в несколько упрощенном виде. Дается задание сделать движение прямой рукой через сторону вниз. При этом особое внимание обращается на положение кисти. В начале движения руки вниз она должна сделать небольшое ладонное сгибание, а в конце небольшое тыльное сгибание в лучезапястном суставе.

Практика работы с начинающими пловцами показывает, что если с первых занятий приступать к изучению движений рук на спине со сгибанием их в локтевых суставах, то у занимающихся медленнее развивается ощущение давления ладонью о воду, т. е. чувство гребка. Движение происходит локтем вперед, при этом предплечье и кисть располагаются не под прямым углом к направлению своего движения, и происходит так называемый «мажущий» гребок.

Упражнение № 11. Освоить движение рук в кроле на спине легче, чем в кроле на груди. Поэтому в течение занятия можно изучать не одно или два, а несколько упражнений. После раздельного движения одной и другой рукой следует упражнение в раздельно-попеременном согласовании. Из исходного положения «обе руки вверху» (см. рис. 6.10, а) поочередно имитируется гребок и подготовительное движение одной рукой, а затем другой.

Упражнение № 12. Если в раздельно-попеременном согласовании изучение движения рук идет успешно, то предлагается выполнить движение в полураздельном согласовании. В исходном положении «одна рука вверху, другая — вдоль тела» (рис. 6.10, б). Одновременно выполняется подготовительное движение нижней рукой и гребковое — верхней. После смены положения рук упражнение повторяется. От полураздельного согласования переходят к слитному, постепенно уменьшая паузу между движениями рук.

Упражнение № 13. Изучение движений рук в воде начинается с упражнений у неподвижной опоры в положении лежа (рис. 6.11, а). Одной рукой обучаемый держится за какой-нибудь неподвижный предмет или руку партнера, а другой — из исходного положения «рука прямая за головой» — выполняет гребковое и подготовительное движения. Иногда из-за плохой подвижности плечевых суставов принять исходное положение «рука за головой» обучаемому не удается. Из-за этого кисть руки не касается воды, зависает в воздухе, притапливая плечи и голову. Таким людям лучше давать задание выполнять подготовительное и гребковое движения из исходного положения «рука вдоль тела».

Упражнение № 14. Изучение движений одной и другой рук у неподвижной опоры продолжают, подключая движения ног. При этом нужно следить за тем, чтобы рука, после того как она придет в исходное положение, задерживалась бы за головой на 1 — 2 с. В этом случае занимающийся успевает закончить выдох и сделать ногами шесть ударных движений. В дальнейшем эта пауза позволит легче осваивать слитное согласование.

Читайте также:  Какие упражнения делать на спину в зале

Упражнения на совершенствование техники плавания кроль на спине

Рис. 6.11. Упражнения для обучения движению руками при плавании кролем на спине в воде (пояснения в тексте)

Упражнение № 15. После освоения движений рук у неподвижной опоры переходят к изучению движений рук с подвижной опорой (рис. 6.11, б). Для этого, стоя на дне, принимают исходное положение «одна рука вверху, другая — держит подвижную опору». Прогибаясь, с подседом касаются спиной и рукой воды, делают толчок ногами и выполняют скольжение на спине. Затем, начав непрерывную работу ногами, совершают несколько гребковых и подготовительных движений одной рукой, а затем — другой. После вкладывания руки в воду следят, чтобы она задержалась на мгновение за головой.

Упражнение № 16. Изучив движение одной, а затем другой рукой, переходят к раздельно-попеременному движению руками. При выполнении раздельно-попеременных движений, так же, как и в предыдущем упражнении, необходимо постоянно обращать внимание на присутствие паузы для рук в момент, когда кисти встречаются, держась за поддерживающее средство (рис. 6.11, в).

Упражнение № 17. Если при выполнении движений рук с поддерживающей опорой не устраняются ошибки в положении тела (сидячая поза), а руки не опускаются в воду за головой и начинают гребок, когда кисть еще не вошла в воду, применяют упражнение, при котором поддерживающее средство располагают не над ногами, а за головой (рис. 6.11, г).

Упражнение № 18. Освоив движение рук с поддерживающим средством, начинают выполнять те же движения без него. Наиболее простым из них будет выполнение гребков при расположении рук вдоль тела (рис. 6.12, а). Вначале несколько движений выполняют одной рукой, затем другой, а после этого попеременно одной рукой и другой, переключая внимание с движения одной руки на другую. В большом объеме эти упражнения выполнять не рекомендуется, так как они могут вызвать навык задержки руки у бедра, который в дальнейшем трудно поддается исправлению.

Упражнение № 19. Это упражнение при изучении движений рук является основным. В исходном положении руки вверху выполняются гребковые и подготовительные движения с паузой после каждого гребка. Как и в предыдущих упражнениях, при движении одной рукой, а затем другой необходимо выдерживать паузу в исходном положении, т.е. впереди (рис. 6.12, б). При этом необходимо следить, чтобы ноги работали ритмично, без остановок, таз не поворачивался в сторону гребущей руки, так как при этом ноги начинают работать в наклонной плоскости, снижая тем самым свою поддерживающую функцию. Упражнение, являясь основным для изучения движений рук, выполняется многократно, позволяя не только добиваться правильной структуры движений, но и развивать межмышечную координацию. По мере усвоения движений рук переходят к раздельно-попеременному движению, при котором чередование гребков развивает способность переключать внимание с одной руки на другую.

Упражнения на совершенствование техники плавания кроль на спине

Рис. 6.12. Упражнения для обучения согласованию движений руками при плавании кролем на спине (пояснения в тексте)

Упражнение № 20. Добившись качественного гребка в раздельно-попеременном согласовании, переходят к выполнению упражнений в полураздельном согласовании (рис. 6.12, в). Обучающийся, например, принимает исходное положение «правая рука вверху, левая — вдоль тела». Затем, ложась на спину, оттолкнувшись от дна или бортика бассейна и начав движения ногами, он одновременно выполняет гребок правой рукой и подготовительное движение левой рукой, после чего наступает пауза в движениях рук. Постепенно, сокращая эту паузу, нужно добиться такого согласования, при котором выход одной руки из воды совпадал бы с началом подтягивания другой.

При изучении движений рук в кроле на спине часто возникает задержка кисти у бедра. Это связано с тем, что вертикальная опора на спине в отличие от других способов плавания чаще всего находится не в начале, а в конце гребка. При неправильном расположении туловища, когда оно находится под большим углом к поверхности воды, фаза опоры излишне удлиняется. Если не исправить эту ошибку вовремя, то произойдут стойкие нарушения согласования движений рук. Появится разрыв в передаче движущей силы с одной руки на другую, что вызовет неравномерное передвижение тела вперед.

Согласование движений рук и ног. Если шестиударное согласование движений рук и ног не получается, то вначале на суше, а затем в воде выполняют упражнения с подсчетом движений ног. Эти упражнения аналогичны тем, которые описаны в изучении согласования при плавании кролем на груди, с той лишь разницей, что движения руками выполняются не как в кроле на груди, а как в кроле на спине.

Читайте также[править | править код]

  • Техника плавания кролем на спине
  • Подготовительные упражнения в плавании
  • Упражнения для изучения техники плавания кролем на груди
  • Упражнения для изучения техники плавания брассом на груди
  • Упражнения для изучения техники плавания баттерфляем
  • Упражнения, применяемые для изучения поворотов в плавании
  • Техника стартов в спортивном плавании

Источник