Упражнения на тему домашние птицы
Подборка по лексической теме. «Домашние птицы»
Автор: Даутова Миляуша Салаватовна
Организация: МБДОУ ДСКВ №86 «БЫЛИНУШКА»
Населенный пункт: ХМАО-Югра, г. Нижневартовск
Дети должны знать:
— понятие «домашние птицы»;
— как называется помещение, где живут домашние птицы;
— чем эти птицы питаются;
— название частей тела, чем оно покрыто(различать по внешнему виду разных домашних птиц, их повадки);
— о пользе домашних птиц для человека;
— для чего люди разводят домашних птиц;
Существительные: утка, селезень, утёнок, гусь, гусыня, гусёнок, индюк, индюшка, индюшонок, курица, петух, цыплёнок, туловище, хвост, гребешок, лапки, голова, глаза, шпоры, оперенье, крылья, перепонки, коготки, хохолок, бородка, клюв, дом, человек, зерно, семечки, крошки, птенцы, яйца, мясо, курятник, насест, пуховик, подушка, одеяло;
Прилагательные: красивый, резвый, задиристый,бойкий, ловкий, смелый, быстрый, воинственный, разноцветный, большой, домашние, водоплавающие, летающие, нелетающие, пушистый, желторотый, пёстрый, ряба, длинный, острый;
Глаголы: клевать, пить, летать, плавать, кричать, чистить, хлопать, переваливаться, ходить, бегать, махать, выращивать, ухаживать, высиживать, вылупляться, оберегать, кукарекать, гоготать, кудахтать, шипеть, налетать, пищать, заботиться.
Дидактические игры и упражнения.
- Игра «Назови ласково»
Цель: Закрепление в активном словаре детей существительных по теме, формирование навыка образования существительных с уменьшительно — ласкательными суффиксами.
Оборудование: мяч.
Ход игры: Логопед предлагает ребенку изменить слово по образцу:
Курица – курочка, гусыня – гусочка, петух, гусь, цыплёнок, гусёнок и т.п.
- Игра«Собери семью»
Цель: Расширение словарного запаса. Совершенствование грамматического строя речи, обучение использованию и образованию форм родительного падежа имен существительных с предлогом У и без предлога, образованию существительных с суффиксами: -онок, -ёнок, -ат, -ят. Развитие зрительного внимания.
Оборудование: на магнитной доске вырезанные по контуру изображения курицы, утки, гусыни и картинки птенцов по одному и группами.
Ход игры:
Логопед раздает детям картинки с изображением детенышей, а себе оставляет картинки, изображающие взрослых птиц.
Логопед говорит: «Плачет курица, потеряла она своих детей. Кто у нее детки?» Предлагается детям помочь птенцам найти свою маму и прокомментировать.
у утки — утенок, у гусыни — …, у индюшки — …, у курицы — … .
- Игра «ЧЕЙ? ЧЬЁ? ЧЬЯ?ЧЬИ?»
Перо (чье?) – куриное, гусиное, утиное, петушиное…
Хвост (чей?) – куриный, гусиный….
Глаза (чьи?) – утиные, индюшачьи… - Игра «Сравни птиц с людьми и животными»
Цель: Активизация словаря по теме, практическое овладение навыком построения предложении с союзом а.
Ход игры: Дети должны закончить предложение, а затем повторить его полностью (хором и индивидуально).
у человека — дети, а у птиц — птенцы.
у человека — нос, а у птицы — . . .
у животных — шерсть, а у птиц — . . .
у кошки — лапы, а у птиц — . . .
- Игра «Кто как кричит?».Поиск соответствующего понятия «Кто как кричит?»
Гусь — гогочет,
утка — крякает,
курица — кудахчет,
петух — кукарекает,
цыпленок — пищит,
индюк — балаболит. - Игра «Назовите родителей»
У цыпленка — курица, петух;
у индюшонка — индюшка, индюк;
у утенка — утка, селезень;
у гусенка — гусыня, гусак. - Игра «Назови, какой и какая птица?»
Петух — красивый, резвый, задиристый, храбрый, воинственный, разноцветный, большой.
И далее об утке, гусе, курице, цыпленке по образцу. - Игра «Один — много»
Гусь — гуси — много гусей,
утка — утки — уток,
петух — петухи — петухов,
курица — куры — кур,
селезень — селезни — селезней,
гусенок — гусята — гусят,
гусыня — гусыни — гусынь,
утенок — утята — утят,
индюк — индюки — индюков,
индюшка — индюшки — индюшек,
индюшонок — индюшата — индюшат. - Игра «Назови ласково»
Петух — петушок — петушки,
зерно — зернышко — зернышки,
курица — курочка — курочки,
цыпленок — цыпленочек — цыплятки,
утка — уточка — уточки,
гусь — гусачок (гусенок) — гусачки (гусята, гусятки),
гусыня — гусынюшка — гусынюшки,
утенок — утеночек — утятки,
индюшка — индюшечка — индюшечки,
индюшонок — индюшоночек — индюшатки,
яйцо — яичко — яички,
крыло — крылышко — крылышки. - Игра «Сравни и назови по образцу»
Красивый — красивее, мягкий — мягче,
твердый — тверже, длинный — длиннее,
корокий — короче, добрый — добрее,
злой — злее, сильный — сильнее,
слабый — слабее, высокий — выше,
низкий — ниже, толстый — толще,
тонкий — тоньше. - Игра «Кого не стало?».
Цель: Развитие зрительного внимания. Расширение словарного запаса. Закрепление в словаре детей существительных по теме.
Ход игры: Логопед предлагает ребенку посмотреть на картинку и назвать всех изображенных птиц по семьям.
Гусь — гусыня — гусята, (петух, селезень, индюк.) Затем один из членов семьи убирается и логопед спрашивает: «Кого не стало?»
- Игра «Какое слово не подходит?»
Цель: Развитие слухового внимания.
Ход игры: Логопед называет слова и предлагает детям назвать«лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».
Гусь, гусиный, гусли, гусыня, гусята.
Индюк, индеец, индейка, индюшата.
- Упражнение «Кто лишний?»
Цель: Классификация понятий, слухового внимания, развитие связной речи, мышления.
Ход: педагог предлагает вниманию детей цепочки слов – названий зимующих и домашних птиц. Дети внимательно слушают, определяют, какое слово лишнее.
Цепочки слов: курица, снегирь, гусь, петух.
Индюк, утка, клёст, гусыня.
Синица, утка, индюк, петух.
Утенок, гусенок, котенок, цыпленок.
Перо, крыло, клюв, утка.
- Упражнение «Запомни слова»
Цель: отработка длительного выдоха. Формировать умение строить фразу на выдохе. Накопление словаря, развитие слуховой речевой памяти.
Ход: произнести название четырёх – шести птиц на одном выдохе.
Например:
Петушок, курица, цыпленок, цыплята..
Гусь, индюк, петух, утка…
- Игра «Исправь ошибку»
Цель: Развитие слухового внимания, логического мышления
Ход игры: Логопед произносит задание. Ребенок должен найти ошибку и дать правильный ответ.
У утки — гусята, у индюшки — цыплята,
у курицы — утята, у гусыни — индюшата.
- Игра: «Закрытая картинка»
Цель: учить задавать вопросы, развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.
Оборудование: На магнитную доску помещается картинка изображением к доске, что бы дети не видели изображения перелётной птицы.
Ход: Дети задают вопросы ведущему, чтобы узнать, что это за птица. На вопросы детей ведущий может отвечать только «да» или «нет».
— Эта птица перелётная? Зимующая? Оседлая?
— У неё грудка красная? Белая? Желтая и т.д.?
— У неё крылья Заострённые? Закруглённые?
После отгадывания картинка открывается. Дети видят птицу.
- Игра «Угадай кто это?»
Цель: Накопление пассивного словаря. Обучение детей отгадывать
загадки по опорным словам.
Ход игры: Отгадывание загадок по картинке с использованием эпитетов (предлагается несколько картинок, из которых надо выбрать нужные).
Кудах-тах-тах — снеслась в кустах. (курица).
Ку-ка-ре-ку — стерегу! (петух).
Пить-пить-пить — воды попить! (цыпленок)
Кря-кря- ищу червя! (утка).
- Игра «Какая домашняя птица?»
Цель: Формировать умение детей подбирать существительное к глаголу.
Ход игры: Кудахчет — …, кукарекает- …, крякает — …, гогочет — …
- Игра «Кто как передвигается?»
Цель: Упражнять в подборе слов действий. Активизация глагольного словаря.
Ход игры: Логопед предлагает детям ответить на вопрос: «Кто как передвигается?
Утка (что делает?) — ходит, плавает, летает. Индюшка-…, курочка-…
Развитие общих речевых навыков.
Стихотворение «Курица с цыплятами»
Цель: работа над чёткость дикции, отработка интонациональной окраски стихотворения
Ход:
Куд-куда? Куд-куда?
Ну-ка, ну-ка все сюда!
Ну-ка к маме под крыло!
Куд-куда вас понесло?
Игра “ ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ”
Наши уточки с утра —
Кря -кря -кря! Кря — кря — кря! (Идут по кругу вперевалочку, подражая походке уток.)
Наши гуси у пруда —
Га — га — га ! Га — га — га !(Идут по кругу, вытянув шеи вперед и отставив руки -“крылья” назад.)
Наши курочки в окно-
Ко -ко-ко! Ко -ко -ко!(Останавливаются, встают лицомв круг, бьют руками по бокам.)
А как Петя — петушок
Ранним — рано поутру
Нам споет : ку -ка -ре-ку!(Встают спиной в круг, вытягиваютшею вверх, поднимаются на цыпочки.)
Диалог «Курочка-рябушка»
Цель: Развитие интонационной выразительности.
Ход: Логопед предлагает детям выразительно рассказать данный текст.
— Курочка-рябушка, куда ты идёшь?
— На речку.
— Курочка-рябушка, за чем идёшь?
— За водой.
— Курочка-рябушка, зачем тебе вода?
— Цыплят поить. Они пить хотят,
На всю улицу пищат: ПИ-пи-пи!
(Народная песенка)
Диалог «Гуси и волк»
Цель: Развитие интонационной выразительности.
Ход: Логопед предлагает детям выразительно рассказать данный текст.
— Гуси вы, гуси, красные лапки!
Где вы бывали? Что вы видали?
— Мы видали волка: Унёс он гусёнка,
Да самого лучшего, да самого большого.
— Гуси вы, гуси, красные лапки!
Щиплите вы волка. Спасайте гусёнка.
(Народная песенка)
Пальчиковая гимнастика.
Первый, второй — шли утята. Поочерёдно сгибать пальцы рук,
Третий, четвёртый — за водой. начиная с большого , а со слов
А за ними плёлся пятый. «пи- пи- пи» ритмично сгибать
Позади бежал шестой.и разгибать пальцы обеих рук.
А седьмой от них отстал.
А восьмой уже устал.
А девятый всех догнал.
А десятый испугался.
Громко- громко запищал:
« Пи-пи-пи!»-
« Не пищи, мы тут рядом, поищи!»
Игра “Гусь”
(кумыкская народная песенка)
— Где ладошка? Тут?
— Тут.
— На ладошке пруд?
— Пруд.
— Палец большой –
Это гусь молодой.
Указательный – поймал,
Средний – гуся ощипал,
Этот палец суп варил,
Этот палец нас кормил.
Полетел гусь в рот,
А оттуда — в живот!
Вот!
Игра “УТОЧКА”
Шла уточка бережочком,
Шла серая по крутому.(“Идут” двумя пальчиками по столу,переваливаясь.)
Вела детей за собою,
И малого, и большого,( Загибают безымянный палец; большой палец.)
И среднего, и меньшого, (Загибают средний палец; мизинец.)
И самого любимого.( Загибают указательный палец.)
Игра «Сколько было утят в стае?»
Как-то летним вечерком
Утята стаей шли гуськом.
Шли они на пруд купаться,
Порезвиться, поплескаться.
Первый среди них – вожак.
Идёт гордо: «Крак-кряк-кряк!»
У трёх других утят
Спинки жёлтые блестят.
А последний поотстал.
Очевидно, он устал.
Из травы высокой вдруг,
Вызвав у утят испуг,
Ещё двое выбегают,
Место в стае занимают.
Ну-ка быстро сосчитаем:
Сколько было утят в стае?
Загадки.
По лужку он важно бродит, из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки, дарит мягкие перинки. (Гусь.)
Весь я золотистый, мягкий и пушистый.
Я у курицы — ребёнок, а зовут меня … (цыплёнок).
Гребешок аленький, кафтанчик рябенький,
Двойная бородка, важная походка,
Раньше всех встаёт, голосисто поёт. (Петух.)
Квохчет, хлопочет,
Детей созывает,
Всех под крылья собирает. (Курица)
Беленькие перышки,
Красный гребешок.
Кто это на колышке? (Петя-петушок)
По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки. (Гусь)
Вдоль по речке, по водице
Плывет лодок вереница,
Впереди корабль идет,
За собою их ведет. (Утка с утятами)
По двору он важно ходит
Раздувается как шар.
И совсем ему не лень
Бал-бал-бал кричать весь день. (Индюк)
Прилетели птички,
Сели возле речки.
Ворковали: «Гуль-гуль»
Речка пела: «Буль-буль». (Голуби)
Тексты для чтения: А. Барто « На птичьем дворе», Г.Х. Андерсен « Гадкий утёнок».
Составление описательного рассказа о домашней птице по плану или схеме:
Кто это?
Каков внешний вид?
Какие повадки?
Кто у этой птицы детёныши?
Чем питается?
Где живёт?
Какую пользу приносит?
Кто ухаживает?
Жил на свете цыпленок. Он был маленький. Вот такой. И была у него мама – курица. Звали её Пеструшка. Она очень любила цыпленка и кормила его червячками.
Как – то появился во дворе злой черный кот. Вот такой. И прогнал Пеструшку со двора. Цыпленок остался один.
Вдруг он видит: взлетел на забор петух, вытянул шею и во все горло закричал:
— Кукареку! Я ли не молодец! Я ли не удалец!
Цыпленку это очень понравилось. Он тоже вытянул шею и, что было силы, запищал:
— Пи – пи – пи!
Но споткнулся и шлепнулся в лужу.
В луже сидела лягушка. Она увидела цыпленка и засмеялась:
— Ха – ха – ха! Далеко тебе до петуха!
Цыпленку стало обидно. Но тут к нему подбежала мама – курица и пожалела его.
Вопросы:
— Про кого была сказка?
— Как звали маму?
— Какого цвета был кот?
— Кого потом увидел цыпленок?
— Что кричал петух?
— А как кричал цыпленок?
— Куда он упал?
— Кто там сидел?
— Что лягушка сказала?
Кто пожалел цыпленка?
Опубликовано: 10.06.2015
В учебно — методическом комплекте представлены дидактические и подвижные игры, стихи и загадки, упражнения (задания) и конспекты занятий на каждый день по лексической теме «МИР ЖИВОТНЫХ. ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ», направленные на развитие речи детей дошкольного возраста. Дидактический материал включает не только задания на формирование лексико — грамматического строя, связной речи,развитие физиологического и речевого дыхания, голоса; но и упражнения на развитие двигательной сферы детей (мелкой моторики, координации речи сдвижением, графо — моторных навыков), их внимания, мышления, памяти, фонетического восприятия. Задания подобраны в соответствии с программными требованиями и требованиями ФГОС.
Цель данного учебно — методического комплекта — помочь студентам в планировании и организации воспитательно — образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Дидактический материал может быть полезен воспитателям, тифлопедагогам, логопедам и родителям, стремящихся к всестороннему развитию своих детей.
Работая над учебно — методическим комплектом, был использован материал,представленный в книгах и пособиях Л.Н.Арефьевой, И. Веселовой, О.Е. Громовой Н.В.Нищевой, Е.М. Скрябиной, Г.Н.Соломатиной и других, а также собственные методические разработки.
- ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСМОТРА ДЕТСКИХ ТЕЛЕПЕРЕДАЧ О ДОМАШНИХ ПТИЦАХ, БЕСЕД С ДЕТЬМИ ПО ИХ СОДЕРЖАНИЮ
Домашние птицы.
Звуки природы. Голоса домашних птиц для детей. Как поет петух?
Он носом в землю постучит,
Взмахнет крылом и закричит.
Кричит он даже сонный,
Крикун неугомонный.
Ку-ка-ре-ку кричит он звонко,
Хлопает крыльями громко-громко,
Курочек верный пастух,
Как зовут его?
(Петух)
Петух и курица — домашние птицы.
Пету́х — самец курицы. Внешне от курицы обычно отличается крупным гребнем и серьгами, также пышным и часто разноцветным хвостовым оперением.
Как правило, петух тяжелее курицы на 1-2 кг.
Для обеспечения нормального проживания курицам требуется не очень большое пространство. Наиболее часто птиц держат в курятниках или сараях. Хотя курицы в основном не страдают от холода, оптимально им обеспечить зимой укрытие от морозов.
Курицы отличаются всеядностью. Могут есть даже кухонные отходы. Однако курицы способны различать вкусовые особенности еды. Летом птицы обычно пасутся на траве, поедают зелень, вылавливают червяков и личинок насекомых.
Использование звуков пения петуха на занятиях, в игровой деятельности…
Поют Павловские петухи, ПАВЛОВСКАЯ ПОРОДА КУР.
Это видео поможет узнать ребенку, как говорят животные. Детям будет интересно смотреть видео и слышать звуки домашних животных
Конспекты занятий по развитию речи детей раннего и младшего дошкольного возраста для проведения в условиях детских садов, яслей-садов, домов ребенка и детских домов
ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ. ПЕТУШОК С СЕМЬЕЙ (для детей 3-4 лет)
Приблизительный пассивный и активный словарь: петух, курица, наседка, цыпленок, клюв, хвост, лапка, гребешок, борода, грудь, брюшко, крыло, перо, корм, зерно, курятник, яйцо, клевать, кукарекать, ходить, кудахтать, пищать, желтый, белый, разноцветный, громко, высоко.
Занятие 1
Тема «Петух, курица и цыплята»
Цель: знакомство с внешним видом, повадками птиц (клюют зерна, пищат, кукарекают, ходят), уточнение названий частей тела; закрепление навыка сравнения двух птиц по образцу.
Оборудование: картинки с изображением ласточки, скворца, вороны, воробья петуха, курицы и цыплят, шапочки с изображением курицы и цыплят.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент.
На наборное полотно выставляются картинки с изображением ласточки, скворца, вороны и воробья.
Каких птиц вы знаете? Где они живу? (В лесу, в городе.) Сегодня мы поговорим о птицах, которые живут рядом с домом человека.
2. Рассматривание картинок с изображением петуха, курицы и цыплят.
Сначала педагог внимание детей обращает на петуха. Дети самостоятельно называют и показывают части тела петуха. Педагог уточняет отличительные внешние признаки петуха — красный гребешок и борода, разноцветный длинный хвост, рассказывает, что петушок рано встает, всех будит своим громким криком «ку-ка-ре-ку!», поэтому говорят, что петух кукарекает. Обращает внимание на то, что у петуха такие же части тела, как у всех птиц, но в отличие от других птиц петух не умеет летать: он так давно живет с людьми, что разучился летать. Рассказывает, что петуху не надо заботиться о корме, корм ему дают люди, петух — домашняя птица.
Внимание детей переключается на курицу. Дети самостоятельно называют и показывают части тела курицы, сравнивают гребешок и хвост курицы и петуха. Педагог рассказывает о том, что курица несет яйца, высиживает из яиц цыплят, что курица, которая сидит на яйцах, называется наседкой. Рассказывает, что из яиц вылупляются маленькие желтенькие цыплята (показывает цыплят), мама-курица учит своих деток искать корм (зернышки, червячков), клевать и пить, она заботится о цыплятах, защищает их от кошек и больших птиц.
3. Отгадывание загадок.
Я в деревне на дворе
Просыпаюсь на заре.
«Ку-ка-ре-ку» я кричу,
Разбудить ребят хочу. (Петух.)
Как вы догадались, что это петух?
Клохчет, квохчет, детей созывает. (Курица.)
Как вы догадались, что это курица?
Желтый крошка
Ищет хлеба крошку.
Если встретит червяка —
Наклюет ему бока! (Цыпленок.)
Как вы догадались, что это цыпленок? В заключение педагог обобщает: петух, курица, цыплята — домашние птицы, они умеют кричать (кудахтать, кукарекать, пищать), клевать, ходить, бегать, петь, но не умеют летать.
4. Подвижная игра «Вышла курочка гулять».
Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать.
А за ней ребятки,
Желтые цыплятки. —
Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
Не ходите далеко.
Лапками гребите,
Зернышки ищите.
Съели толстого жука,
Дождевого червяка.
Выпили водицы
Полное корытце.
Дети выполняют соответствующие действия, при произнесении последних двух строк запрокидывают головы.
5. Итог.
Как называются домашние птицы, которые не умеют летать?
Занятие 2
Тема «Рассказ К. Д. Ушинского «Ходит по двору петушок»
Цель: уточнение представлений о внешнем виде, повадках, названиях частей тела; закрепление умения отвечать на вопросы по содержанию рассказа.
Оборудование: картина с изображением петуха, кур и цыплят.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент.
Перечислите состав семьи петуха. Папа — это … (петух). Мама — это … (курица). Дети — это … (цыплята).
2. Чтение рассказа К.Д. Ушинского «Ходит по двору петушок». Рассказ читается с одновременным показом картины.
Ходит по двору петушок: на голове красный гребешок, под носом красная бородка. … Лапами Петя кучу разгребает, курочек с цыплятами созывает: «Курочки-хохлатушки! … Собирайтесь с цыплятками, с малыми ребятками: я вам зернышко припас!» Курочки с цыплятками собрались, раскудахтались; зернышком не поделились — передралися.
Петя-петушок беспорядков не любит — сейчас семью помирил: ту за хохол, того за вихор, сам зернышко съел, … крыльями замахал, во все горло заорал: «Ку-ка-ре-ку!»
3. Беседа по содержанию рассказа.
Кто ходил по двору? Какой у петушка был гребешок? Какая у петушка была бородка? Сколько зернышек нашел петушок? Кого он стал звать? Хватит на всех птиц одного зернышка? Кто съел зернышко? Как закричал петушок?
4. Дидактическая игра «Кто лишний?»
Детям показываются картинки с изображением петуха, курицы, цыплят, воробья. Затем задаются вопросы: «Кто лишний?», «Почему?»
5. Итог.
Как называют птиц, которые живут рядом с человеком?
Занятие 3
Тема «Игрушечный петушок с семьей»
Цель: формирование умения действовать с предметами в соответствии со словесными инструкциями; побуждение к самостоятельным высказываниям, грамматически правильно оформленным.
Оборудование: игрушки (петух, курица и цыпленок), яичная скорлупа, забор из кубиков, трафареты яиц с волнообразным разрезом посередине.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент.
Каких домашних птиц вы знаете? Дети называют птиц, показывают игрушки.
2. Инсценировка отрывка из стихотворения В.Л. Гаазова «Птичий двор».
Что за шум, я не пойму? Кто кричит: «Ку-ка-ре-ку»? Это славный петушок, Ярко-красный гребешок. На заборе он сидит И «ку-ка-ре-ку» кричит. Будит курочек с утра, Чтоб искали червячка. Яйцо, смотри, лежит. Изнутри оно трещит. Вот проход большой открылся И цыпленок появился.
3. Дидактическая игра «Найди половинку». Детям раздаются трафареты яиц с волнообразным разрезом посередине. Каждый ребенок должен собрать целое яйцо.
4. Дидактическая игра «Узнай, кто кричит».
Педагог имитирует голоса петуха, курицы и писк цыпленка. Дети должны отгадать, кто кричит.
Примечание. При проведении игры можно использовать магнитофонную запись голосов птиц.
5. Итог.
С какими игрушками вы сегодня играли?
Тематический цикл «Домашние птицы» для детей 4- 5 лет
(двадцатая неделя)
Дети должны усвоить: названия домашних птиц и их детенышей (курица, петух, утка, гусь); их отличительные признаки; существительное с обобщающим значением птицы.
Лексико-грамматические игры и упражнения
«В гости пришли птицы». Обогащение знаний детей по теме.
Логопед показывает детям картинки и говорит: «Дети, к нам в гости пришли птицы: петух, курица, утка, гусь. Кто это? Да, это домашние птицы. Они живут около дома. Они приносят пользу человеку: несут яйца, дают нам мясо. Какую пользу домашние птицы приносят нам? (Дети повторяют.) Посмотрите внимательно на курочку: какая она, что у нее есть? Правильно, у курочки есть голова, хохолок, клювик, глаза, лапки, хвостик, перышки. А теперь скажите сами, что есть у курочки?»
« Что умеют птицы?» Расширение словаря по теме.
Курица умеет кудахтать, клевать, бегать, ходить, летать, пить.
Утка умеет крякать, клевать, бегать, ходить, летать, плавать, пить.
Гусь умеет гоготать, клевать, бегать, ходить, летать, плавать, пить.
Петух умеет кукарекать, клевать, бегать, летать, драться.
Далее логопед просит детей повторить, что умеют птицы.
«Один — много». Образование множественного числа существительных.
У курицы не цыпленок, а… (цыплята).
У утки не утенок, а… (утята).
У гуся не гусенок, а… (гусята).
Игра повторяется. Логопед спрашивает у детей: «Кто у курицы? Кто у утки? Кто у гуся?»
Логопед подводит итог игры: «Цыплята, утята, гусята — это детеныши, они маленькие».
Чтение с выражением рассказа К.Д. Ушинского «Петушок с семьей».
«Ходит по двору петушок: на голове красный гребешок, под носом красная бородка… Хвост у Пети колесцом, на хвосте узоры, на ногах шпоры. Лапами Петя кучу разгребает, курочек с цыплятами созывает:
— Курочки -хохлатушки, пестренькие -рябенькие, черненькие -беленькие! Собирайтесь с цыплятками, с малыми ребятками, я вам зернышко припас! Курочки с цыплятами собрались, раскудахталися; зернышком не поделились, передрались. Петя-петушок беспорядков не любит — сейчас семью помирил: ту за хохол, того за вихор, сам зернышко съел, на плетень взлетел, крыльями замахал, во все горло заорал: «Ку-ка-ре-ку!»
- Развитие связной речи
Пересказ рассказа В. Сутеева «Добрая утка» по серии сюжетных картинок. Можно изготовить силуэты птиц из картона.
«Утка с утятами, курица с цыплятами пошли гулять. Шли-шли и к речке пришли. Утка с утятами умеют плавать, а курица с цыплятами не умеют. Что делать? Думали-думали и придумали!
Речку переплыли ровно в полминутки:
Цыпленок на утенке, цыпленок на утенке,
Цыпленок на утенке, а курица на утке!»
- Сенсорное развитие
«Расскажи о курочке». Развитие пространственного восприятия.
«Впереди у курочки — голова с клювом. Сзади — хвостик. Посередине — туловище. С одной стороны — крыло, с другой стороны — тоже крыло, у курочки два крыла. Внизу у курочки — две лапки».
Рассказ о курочке повторяется с помощью вопросов.
- Работа над звуковой стороной речи
«Разложи полоски». Слоговой анализ слов.
Используются картинки: утка, курица, гусь, петушок, утенок. Логопед раздает детям по три картонные полоски. Дети хлопками в ладоши определяют количество слогов в слове и выкладывают схему на столе.
- Физкультминутка —логоритмика
«Как у наших у ворот». Импровизация движений в такт потешке.
Как у наших у ворот
Петух зернышки клюет,
Петух зернышки клюет,
К себе курочек зовет.
Уважаемые студенты, на мой взгляд, это важно!
Советую Вам пройти по другим разделам » Навигации» и почитать интересные статьи или посмотреть презентации, дидактические материалы по предметам (педагогика, методика развития детской речи, теоретические основы взаимодействия ДОУ и родителей); материал для подготовки к зачётам, контрольным работам, экзаменам,курсовым и дипломным работам, Буду рада,если информация, размещённая на моём сайте, поможет Вам в работе и учёбе.
С уважением, О.Г. Гольская.
«Помощь по сайту» — нажмите на изображение — гиперссылку, чтобы вернуться на предыдущую страницу (Контрольная работа по модулю «Планирование работы по развитию детской речи»).