Упражнения на выворотность бедра

Упражнения на выворотность бедра thumbnail

Каждое упражнение в художественной гимнастике, да и вообще любое движение даже в танцах зависят от одного очень важного природного аспекта – выворотность ног.

Само понятие выворотности отражено и в медицинских справочниках, и упоминается в методологиях для занятий художественной гимнастикой.

Но как понять степень выворотности стопы и можно ли развить это с помощью упражнений?

Зачем нужно развивать выворотность и какие упражнения способствуют ее разрабатыванию.

Сама по себе выворотность – это усилия, которые предпринимают для того, чтобы вывернуть конечность наружу.

В медицине эта способность называется супинацией.

Проще пояснить процесс выворотности на примере рук – если вытянуть перед собой руки ладонями вниз, а затем перевернуть ладони вверх, не меняя положения рук – можно увидеть, на каком уровне супинация рук.

С ногами все немного сложнее.

Длят того чтобы самостоятельно проверить выворотность своих ног, достаточно попробовать встать так, чтобы пятки стоп прикасались друг к другу своими шпорными косточками.

Если одна стопа и развернется перпендикулярно ноге, то вторая вряд ли примет то же положение.

Сразу при поступлении на занятия художественной гимнастикой, будущий тренер проверяет выворотность тазобедренного сустава.

Есть несколько аспектов, от которых будет зависеть выворачивание:

Вертлужные впадины (углубления подвздошной кости у таза) могут иметь разную направленность и глубину.

В случае, если отверстия этих впадин направлены чуть назад и не являются глубокими – ребенок имеет врожденную выворотность.

Если впадины глубокие и направлены вперед – выворотность сомнительная.

Супинация голени в коленном суставе.

В возрасте 11-12 лет у ребенка происходит некое смещение берцовой и бедренной костей, что приводит к развороту носков стопы в стороны.

В этом случае и возможна более удачная супинация голени.

Если же стопы преимущественно «тянет» внутрь – супинация голени будет отсутствовать.

Развивать выворотность вполне возможно, т.к. она не является врожденным и неисправимым физическим качеством (только в каких-то индивидуальных случаях).

Развитая выворотность позволяет совершать отведения бедра с высокой амплитудой, когда сама гимнастка находится во фронтальной поверхности с соблюдением равновесия.

Несложные партерные упражнения для улучшения выворотности:

Сесть на пол с прижатыми к груди коленями, а пальцы ног держать руками.

Наклоняя корпус вниз, пытаться распрямить ноги, держа стопы при этом в выворотном состоянии (как в I позиции).

Не спеша вернуться в исходное положение.

Сесть на пол, ноги соединить стопами, а колени опустить по краям (поза лягушки). Соединенные стопы максимально близко подвести к паху. Корпус тела при этом можно наклонить вперед.

Похожее на предыдущее упражнение, но выполняется лежа на животе.

Сведенные подошвами стопы притягиваются к паху, а спина при этом максимально прогибается и тянется вверх.

Среди спортсменок и танцоров есть понятие «верхней» и «нижней» выворотности. Случается так, что один человек имеет потрясающую «верхнюю» выворотность – когда прекрасно раскрывается паховая область, но есть сложности с вывертом нижних конечностей – ножки, ступней, коленей.

Есть и противоположные особенности, однако в любом случае стоит работать над собой и способностью ног выворачиваться.

Выворотность и гибкость

Как можно заметить в упражнениях на повышение выворотности, они схожи с некоторыми занятиями на увеличение гибкости и растяжки.

Это неудивительно, ведь развитие гибкости и поворотности ног – тесно связаны.

Развивать гибкость помогают статические и динамические упражнения, а также смешанные комплексы.

Для более эффективного развития гибкости стоит учесть некоторые факторы:

В утреннее время (8-9 часов) гибкость сильно снижена, однако если провести в этот период тренировку, будет хороший результат;

Если в помещении холодно или температура тела спортсменки снижена, лучше не проводить упражнения для выворотности. Эффективнее тренироваться в теплом помещении и после разминочных упражнений.

Если спортсменка переутомлена, будет сложно развивать активную гибкость, а вот упражнения на усиление пассивной гибкости будут результативными.

В возрасте с 7 до 14 лет подвижность тела увеличивается, к 16 замедляется, а после начинает снижаться.

Но если в период с 14 до 16 лет не проводить занятия на растяжку, подвижность начнет снижаться и ранее.

Выделяют 2 основных способа растяжки и повешения уровня гибкости.

Первый основан на многократности повторений упражнения, где постепенно увеличивается амплитуда движения.

Второй способ – статический, в котором важны не повторения, а выдерживание заданного времени в растянутом состоянии.

Обычно такие упражнения выполняются при полном расслаблении тела.

Занятия, укрепляющие стопу

Безусловно, у всех спортсменок, а особенно у гимнасток ноги должны быть очень выносливыми, натренированными и гибкими. И абсолютно все нагрузки должна выдержать одна часть ноги – стопа.

Для того, чтобы укрепить стопы, можно воспользоваться следующими упражнениями:

Опуститься на колени, взять в правую руку правую стопу и попытаться максимально близко притянуть ее к спине;

Сделать положение выпада – одна нога согнута в колене, вторая отведена назад и составляет параллель с полом. Резким скачком поменять положение ног, при этом не переводя усилие на спину, а работать именно ногами;

Сесть на пол, одна нога согнута в колене, вторая – прямая. Ухватить стопу прямой ноги руками и опустить тело на эту ногу с максимальной возможностью.

Носок тянуть на себя;

Закрепить у стоп утяжелители, одной ногой встать на небольшую возвышенность.

Подниматься на носок и спускаться на пятку той ноги, что стоит на возвышении.

Приятным бонусом при развитии гибкости, выворотности и любых упражнениях на растяжку является то, что тянутся и держатся в тонусе все мышцы – и пресса, и рук, и ягодиц.

Простой, но очень эффективный комплекс

Многолетний опыт тренеров и самих гимнасток позволил отобрать некоторые упражнения, которые с наибольшей пользой работают на развитие выворотности.

Как уже было определено, это понятие может разделять верхние и нижние части ноги.

В зависимости от целей, можно делать акцент на те или иные упражнения.

Упражнения для развития верхней выворотности

Упражнение «Бабочка»

— необходимо сесть, раскрыть колени, свести стопы и попытаться прижать колени к полу.

Спину при этом нельзя округлять, голова должна как бы тянуться к потолку.

Если колени достали до пола – нужно потянуться вперед. Конечная цель – дотронуться животом до пола, сохраняя при этом ровную спину.

Упражнение «Угол»

— ноги должны быть вытянуты в стороны, при этом носки смотреть вверх, а на полу должны остаться только пятки.

С ровной спиной и шеей нужно попытаться лечь животом на поверхность пола.

Если дотронуться животом до пола сложно – можно вытянуть вперед руки и тянуться с их помощью максимально вперед.

Упражнение«Лягушка»

— лежа на полу на животе, необходимо соединить стопы ног, а колени развести и попытаться положить их на пол. Важно, чтобы стопа была полностью прижата к полу. В этом положении таз будет выгибаться вверх и задача – приблизить таз, колени, бедра и стопы к полу.

Упражнение «Шнур»

— по сути является обычным поперечным шпагатом. Сидя в этом положении, нужно склониться животом к полу.

Читайте также:  Упражнения для таза бедер поясницы

Упражнениядля развития нижней выворотности

  1. Упражнение «Складка» — нужно сесть на пол, вытянуть ноги ровно перед собой, стопы поместить в I позицию, носки смотрят в стороны. Обхватив руками носки стоп, необходимо пригнуться животом к бедрам, притягивая стопы к полу.
  2. Упражнение «Складка с оттягиванием» — исходное положение аналогично предыдущему, только рука проходит под коленом, обхватывает пальцы стопы. Стопу нужно тянуть к полу, а вот пятку – вверх.
  3. Упражнение «Паук» — из положения сидя и со слегка согнутыми коленями нужно обхватить пальцы стопы (продев руку под коленом). Носок тянется на себя, пятка вперед – нужно постараться выпрямить ногу.
  4. Упражнение «Первая позиция» — лежа на животе ноги складываются в 1 позицию, максимально приживая все ребро стопы к полу. Можно продеть ноги под диван или попросить кого-то давить на стопы.

Почти у каждой девочки, которая мечтает о победах в художественной гимнастике, есть потенциал и возможности развить свои умения.

Поэтому несмотря ни на какие комментарии или отказы принимать в секцию, нужно заниматься, повышать гибкость и выворотность суставов.

Источник

Упражнения для суставов

Если вы хотите увеличить объём движений в тазобедренных суставах, осилить позу лотоса или поперечный шпагат, упражнения на выворотность тазобедренных суставов – обязательная часть подготовки.

Помните, что существует риск повреждения головки бедренной кости и связки, которая идёт от головки ко дну вертлюжной впадины. Занятия могут оказаться неприятными, но дискомфорт продлится только несколько тренировок, дальше появится положительный эффект.

Зачем нужно делать такие упражнения?

С лечебной и профилактической целью такие упражнения не назначает ни один врач‐реабилитолог! Если у вас проблемы с суставами, делать движения на выворотность тазобедренного сустава запрещено!

Делают их только танцоры, йоги, гимнасты и акробаты. Разведение и выворотность тазобедренных сочленений – это основополагающая часть их движений и трюков.

Пример гипермобильных суставов

Для общего развития или профилактики заболеваний такие движения выполнять вредно. Кроме повреждения самого сочленения, можно надорвать связки мышц бедра, получить разрывы мышц и сухожилий. Движения на выворотность не являются физиологическими даже для новорожденных детей.

Если во время выполнения движений на выворотность произошел разрыв вертлюжной губы сустава, читайте рекомендуемый комплекс упражнений в этой статье. 

Почему нужно быть осторожным при занятиях?

Помните, что любое травматическое движение для тазобедренного сустава чревато формированием зоны воспаления. Частые травмы и воспаления – это предпосылки к появлению артроза.

ВАЖНО! Микротравмы влияют на хрящевую ткань: она истончается, становится менее выносливой к физическим нагрузкам. Все профессиональные гимнастки и балерины жалуются на боли в тазобедренных суставах после 45 лет.

Вторая сторона неправильного выполнения гимнастики на выворотность – это повышение риска асептического некроза головки бедренной кости. Единственным выходом из этого состояния является эндопротезирование.

Упражнения после эндопротезирования тазобедренного сустава описаны здесь. А в этой статье указана поэтапная разработка сочленения после операции.

Если сосуд повреждается частично, тогда повышается риск развития остеопороза и формирования патологических переломов.

Этого можно избежать, если движения будут выполняться правильно по отношению к связкам и сухожилиям. В развитии выворотности тазобедренных суставов главное не усердие, а знание механики движения и анатомии тазобедренного сочленения.

Гимнастический комплекс

Гимнастику для развития выворотности можно выполнять в положении сидя, лежа и стоя возле опоры. Каждое упражнение направлено на растягивание и разработку отдельных структур тазобедренного сустава. Главное правило – это постепенность.

Все упражнения на выворотность делают плавно и до появления болевого синдрома. Работать через боль опасно повреждениями здоровых тканей около сустава и самого хряща.

Движения на выворотность тазобедренного сустава:

  1. Упражнение 1

    Стоя возле опоры, одну стопу поверните пальцами к опоре, другую прижмите пяткой к центру первой стопы, а пальцы максимально отведите в сторону. В таком положении плавно приседайте, разводя коленные суставы в стороны. Повторите 2 подхода по 8–12 раз. Все время необходимо придерживаться за опору, чтобы не упасть. С каждым новым подходом ногу необходимо отворачивать все больше и больше в сторону.

  2. Упражнение 2

    Лежа на животе, начинайте подтягивать колени к боковым поверхностям туловища, имитируя лапы лягушки. Руки находятся в положении сгибания в локтевых суставах на уровне грудных мышц. В момент, когда колени дальше не двигаются, соедините стопы подошвенной поверхностью. Повторите 2 подхода по 7–8 раз.

  3. Пример упражнения 3 (не повторяйте в домашних условиях)

    Лежа на спине, ноги согните в коленных суставах и разведите в стороны. На колени положите вес от 2 до 6 кг в виде специальных утяжелителей. В таком положении разведите ноги и задержитесь в точке максимального разведения на 2–3 секунды. Под поясницу положите подушку или одеяло. Выполните 3–5 подходов с интервалами между ними по 10–15 секунд.

  4. Лежа на животе, согните ноги в коленных суставах и разведите в стороны. В таком положении оттолкнитесь от стены вперёд, после чего плавно вернитесь в исходное положение. Всего сделайте 10–12 раз, выполните 2 подхода.
  5. Лежа на животе, разводите ноги в стороны, не сгибая их в коленных суставах. Иногда за голеностопный сустав привязывают верёвки или резиновые ленты, чтобы увеличить растяжку. Повторите 10–12 раз, выполните 2 подхода.
  6. Упражнение 6

    Сидя на полу, соедините подошвенные поверхности стоп. На коленные суставы положите предплечья. Туловищем начинайте слегка давить на суставы, раздвигая ноги в стороны. Повторите 4 подхода по 30–50 секунд каждый.

  7. Сидя на полу, согните одну ногу в коленном суставе и положите её латеральной поверхностью на пол. Потом поднимите её и верните в исходное положение. Повторите те же движения для другой ноги. Всего выполните по 15–20 раз, по 3 подхода на каждую конечность.

В конце комплекса сделайте небольшие постукивания по мышцам бедра и колена. Это позволит расслабить перерастянутые мышцы и сухожилия.

При остеопорозе тазобедренного сустава нужен другой ЛФК, который описан здесь. 

Итоги:

  1. Упражнения на выворотность тазобедренных суставов нужно делать только людям, которые занимаются танцами, гимнастикой, акробатикой и аналогичными видами спорта.
  2. Если делать упражнения на выворотность неправильно или сквозь боль, повышается риск развития артроза или асептического некроза головки бедренной кости.
  3. Для одного комплекса развития выворотности достаточно 5–7 движений, которые выполняются регулярно, не реже 4 раз в неделю.
  4. Такие упражнения не имеют никакого терапевтического эффекта, они не являются физиологичными для организма.

Окончил ВНМУ им. Н. И. Пирогова. Врач-интерн.

Источник

Нередко можно услышать обвинения в адрес классической хореографии в том, что это очень неестественное положение тела: выворотность, гибкость, подъем… Все это противоречит удобству тела.

Особенно выворотность. Среди прохожих всегда можно узнать артиста балета: ноги врозь и колени вперед.

Вот что писала о выворотности А. Я. Ваганова: «Выворотность — анатомическая неизбежность для всякого сценического танца, желающего охватить весь объем движений, мыслимых для ног и неисполнимых без выворотности. Смысл воспитания ног классического танцовщика заключается в строгом «en dehors» — наружу. Это не эстетическое понятие, а профессиональная необходимость. Танцовщик, лишенный выворотности, ограничен в движениях, классический же танец со своим «en dehors» располагает всем мыслимым богатством танцевальных движений ноги».

Читайте также:  Таблица упражнений для бедер

Поэтому основной критерий приема в профессиональную балетную школу — выворотность верхняя (тазобедренный сустав) и нижняя (колени и стопы).

Гранд плие по первой позиции отлично демонстрирует выворотность тазобедренного сустава

Выворотность — способность танцовщика в танце развернуть бедра, голени и стопы в положении, при котором правильно поставлен корпус, а бедра, голени и стопы повернуты своей внутренней стороной наружу.

Развернутые бедра придают корпусу устойчивость, и поэтому движения тела выглядят свободными, непринужденными и естественными.

Если же бедра завернуты, то нога смотрит чуть вперед, а не в сторону, корпус заваливается то в одну, то в другую сторону в попытках компенсировать отсутствие выворотности. Но все это выглядит весьма печально. Тем и строг классический танец: малейшее отклонение от требований очень заметно.

Завален корпус из-за недостаточной выворотности тазобедренного сустава. Нога смотрит чуть вперед

Наряду с выворотностью важнейшие условия для классического танца — мягкость и эластичность связок. Это влияет на высоту поднятия ноги.

Таким образом, при приеме в балетную школу гибкость — важный критерий, поэтому детям, пришедшим в балет из гимнастики, в этом смысле проще.

Также стоит отметить, что выворотность влияет на прыгучесть (элевацию и баллон). Как именно? Прыжок состоит из нескольких этапов: приготовление, отталкивание, полёт.

В момент приготовления танцовщик должен исполнить выворотное, глубокое и эластичное плие. Развернутые бедра в этот момент защищают колени от травмы. Выворотное плие позволяет легко и свободно выталкивать и принимать тяжесть тела без вреда для здоровья.

В момент прыжка пятки должны смотреть друг на друга. Это достигается разворотом бедер

Классический танец — основа основ. Он имеет широкий спектр выразительных средств, и он продолжает обогащаться новыми элементами и передаваться из рук в руки, из ног в ноги. Год от года методика в ведущих балетных школах совершенствуется, а требования растут.

Если посмотреть выступления балерин начала XX века, можно заметить, насколько шагнул вперед классический танец в плане эстетики и физических возможностей за последние 100 лет. Теперь выворотность стала важнейшим фактором успешности танцовщика. В ней заключается способность будущего артиста соответствовать требованиям, которые растут год от года, тем самым являя на сцене совершенство.

Проверка нижней выворотности у ребенка. Приём в балетное училище

К сожалению, подвижность тазобедренного сустава доступна не каждому от природы. Об этом мы говорили в статье «Все ли могут сесть на поперечный шпагат». Поэтому такое пристальное внимание уделяется выворотности во время приема детей в балетную школу.

Для развития выворотности существует ряд упражнений. Они направлены на развитие эластичности связок, растяжки, гибкости суставов. Разработан целый комплекс балетной гимнастики на полу, в которую входят упражнения на все группы мышц ног, а также на корректирование излишнего прогиба в пояснице (лордоза), влияющего на сохранение квадрата бедер и плеч.

Урок по системе Князева

Больше об анатомии танцовщика:

Коленный сустав в жизни артиста балета

Что такое свод стопы и что с ним делать в балете

Как и почему деформируются стопы балерин

Вы можете поддержать канал, кликнув по ссылке.

Спасибо, что читаете нас!

Источник

Упражнения на выворотность бедра

24.03.2017
Просмотров: 58693

Предлагаем вашему вниманию одну очень интересную статью о выворотности. К сожалению, из-за частой перепечатки не можем точно сказать, кто автор и где первоисточник.

Физическое качество гибкость имеет анатомические пределы своего развития и воспитания. Выворотность (супинация в тазобедренном суставе) — один из способов преодоления анатомических ограничений движения человека (хотя они тоже имеют свои анатомические пределы).

Если гибкость развивает максимальную подвижность в анатомически естественных положениях суставов , то выворотность анатомически противоестественна человеческому телу. В нормальном положении движения ноги весьма ограничены анатомической особенностью строения тазобедренного сустава [2].

Физические качества в своем развитии лишь расширяют метрические характеристики пространства движения, не изменяя его топологических свойств, выворотность же меняет топологические характеристики пространства движения.

Выворотность ног — это способность развернуть ноги (бедра, голени и стопы) в положении en dehors (наружу), когда при правильно поставленном корпусе бедра, голени и стопы повернуты своей внутренней стороной наружу [3, с. 21]. Хореографическая выворотность — самая «выворотная » выворотность . Она затрагивает не только тазобедренный сустав, но и коленный и голеностопный. В других видах физической активности часто бывает достаточно иметь выворотность только в тазобедренном суставе.

Наличие и характер воспитания выворотности напрямую зависят от анатомических особенностей строения опорно-двигательного аппарата ребенка. Являясь анатомической особенностью, выворотность напрямую не зависит от функции мышечной системы, не является врожденным качеством. Поэтому, строго говоря, выворотность — не физическое качество. Правильнее говорить о воспитании, а не о развитии выворотности , так как в отличие от основных физических качеств (сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость) выворотность в онтогенезе не развивается.

В ряде сложнокоординированных видов физической активности (хореография, художественная гимнастика, боевые искусства и др.) выворотность служит одним из ведущих «физических качеств», и при этом ее воспитание остается практически «незатронутым» в стандартном курсе общей и специальной физической подготовки.

Для чего же нужна выворотность ? Она позволяет, не «перекашивая» таза, выполнять высокоамплитудные отведения бедра во фронтальной плоскости: выворотность дает максимальную свободу движений при максимальном соблюдении равновесия . Можно сказать, что выворотность добавляет еще одну степень свободы в поясе нижних конечностей.

Наибольшее понимание и осознание выворотности достигнуто в хореографии, вернее в классическом танце, существенной особенностью которого она и является. В хореографии выворотность присутствует во всех основных пяти позициях классического танца. Все его па, все движения — производные от этих пяти позиций, т.е. выворотен весь классический танец. Более того, выворотность как способ расширения спектра движения человека в той или иной степени присуща любому танцу вообще, даже отрицающему ее танцу «модерн».

Если в хореографии выворотность воспитывают целенаправленно, то в художественной гимнастике — в основном на уроках той же хореографии. Художественная гимнастика в силу фундаментальной хореографической базы частично выворотна (гимнастические и акробатические элементы в художественной гимнастике выполняются невыворотно), однако спортивная гимнастика, наоборот, практически невыворотна. Прямые (поперечные) шпагаты в спортивной и художественной гимнастике будут разными. При выполнении прямого шпагата в спортивной гимнастике колени направлены вперед, а концы больших пальцев стоп должны тянуться к полу, в то время как в художественной гимнастике и в хореографии колени направлены вверх.

Поэтому пространства движения в художественной и спортивной гимнастике будут топологически разными.

Заметим, что получить максимальное отведение бедра можно не только за счет его супинации, то есть выворотности , но и за счет увеличения угла наклона таза [7, с. 9]. Но изменение угла наклона таза влечет за собой изменение рабочей осанки, что в случае спортивной гимнастики недопустимо.

В боевых искусствах, где ряд стоек, передвижений и ударов ногами выворотны, о выворотности вообще ничего не известно, а ее воспитание идет косвенно за счет «широкого спектра действия» упражнений специальной физической подготовки системы боевых искусств. Пробить боковой удар со строго параллельным полу коленом и ступней вряд ли удастся — удар выйдет скованным и невысоким; и не из-за отсутствия растяжки, а из-за «упирания» шейки бедренной кости в край вертлужной впадины. Но стоит только бедру принять выворотное положение, как анатомическая преграда — край вертлужной впадины — обходится. В этом положении мастера единоборств и выполняют высокие боковые удары, не подозревая, что последние достигаются не за счет гибкости, а за счет выворотности . В боевых искусствах «смесь» гибкости и выворотности называют «растяжкой». Поэтому в них так популярны упражнения с переходами из прямого шпагата в продольный, да еще с «провисом».

Читайте также:  Эффективные упражнения для уменьшения бедер и ляшек

Несмотря на то что термин «выворотность» не входит в понятийную систему боевых искусств, в партерные разминочные комплексы последней в обязательном порядке включают упражнения на развитие выворотности : «лягушки», «бабочки» и т.п. Можно даже сказать, что выворотностью пронизан не только танец, но и боевые искусства .

Возможно, и в других видах физической активности можно было бы с успехом применять это «физическое качество», если бы тренеры знали о нем чуть больше. Хочется вспомнить реплику комментатора на одном из футбольных матчей: «вратарю не хватило выворотности …».

«Механизм» выворотности достаточно прост: при выворотном положении ног большой вертел бедренной кости находится не снаружи, а сзади тазобедренного сустава, таким образом устраняется костное препятствие для выполнения ногой движения большей амплитуды [3, с. 22].

Выворотность в первую очередь зависит от глубины и расположения вертлужной впадины. У детей с хорошей выворотностью ног вертлужная впадина неглубокая, а связки, фиксирующие бедренную кость, эластичные. Если вертлужные впадины расположены в стороны, то даже при глубокой вертлужной впадине можно ожидать хорошую выворотность ног, чего нельзя сказать при обращенных вперед вертлужных впадинах, которые создают чисто анатомические препятствия для развития выворотности . Также играет роль анатомическое строение голеней и стоп (коленного и голеностопного суставов).

Какова же эволюционная биомеханика выворотности ? В поисках расширения пространства движения человек на примере выворотности преодолевает видовые ограничения на движения . Является ли выворотность эволюционным шагом вперед? Обладали ли этим качеством земноводные, рептилии, птицы? Можно ли сказать, что выворотность — это воспоминание об эволюционно утерянных степенях свободы?

Подвздошная (ilium), седалищная (ischium) и лобковая (pubis) кости и вертлужная впадина (acetabulum) появляются уже у земноводных. У примитивных тетрапод (земноводные, пресмыкающиеся) бедренная кость, направленная вбок от тела, двигалась вперед и назад, по существу, в горизонтальной плоскости, движение в колене осуществлялось в вертикальной плоскости, параллельной оси тела [6, c. 247]. Если гипотетически «распрямить» скелет примитивного тетрапода, то «колено» не будет смотреть наружу и никакого выворотного положения не получится, тем более что необходимая для выворотности ротация в коленном и голеностопном суставах анатомически для примитивных тетрапод невозможна (необходима круговая ротация в будущей предплюсне). Движения вращения стопы (пронация и супинация), свойственные человеку, у четвероногих млекопитающих также отсутствуют [1, с. 96].

Ограничивающий свободу движения большой вертел (trochanter major) бедренной кости появляется только у млекопитающих. Но в силу недоразвитости (по сравнению с человеком) шейки бедренной кости у млекопитающих [4, с. 7-16] последние к «человеческой» выворотности все равно анатомически не способны.

Млекопитающих разделяют на стопоходящих — опирающихся при хождении на всю стопу (медведи), полустопоходящих, у которых с землей соприкасается только передняя часть стопы (многие грызуны и хищники), и пальцеходящих, опирающихся только на концы пальцев (копытные) [5, с. 299]. Не углубляясь в аналогию, заметим, что в искусствах движения также приняты фактически три вида опоры: на всю стопу, на полупальцы, на пальцы (пуанты).

В силу большой степени свободы в плечевом и тазовом поясе человека возникают гипотезы о гомодинамичности этих поясов и, следовательно, о переносе средств и методов развития физических качеств указанных поясов конечностей. На самом деле это не так. Теории о том, что «каждому элементу тазового пояса соответствует элемент плечевого, совершенно безосновательны» [6, с. 238]. Поэтому постановка вопроса о выворотности в плечевом поясе также безосновательна.

В биологическом плане выворотность — лишь использование запаса свободы движения в тазобедренном суставе.

Как же воспитывается выворотность ? Заметим, что воспитывать ее следует лишь у тех детей, у которых имеются соответствующие анатомические предрасположенности к ней. Понятно, что у детей с врожденным вывихом бедра данное качество воспитывать не следует. Не стоит расстраиваться, если предрасположенности к выворотности у данного ребенка вы не обнаружите: звезда русского балета Анна Павлова выворотностью , как известно, не обладала.

Приведем некоторые несложные партерные упражнения для улучшения выворотности .

Упражнение 1 (активное). И.п. — сесть на пол, согнуть ноги в коленях, поднять их к груди, захватить пальцы ног руками. Медленно наклониться вниз, распрямляя ноги и сохраняя выворотное положение стоп (I позиция). Так же медленно вернуться в И. п.

Упражнение 2. «Лягушка» (пассивное). И.п. — сесть на пол, согнуть и развести в стороны колени, стопы соединить и максимально близко подвести к корпусу. Вариант выполнения упражнения, применяемый в боевых искусствах: второй партнер сзади становится ступнями на бедра первого партнера; первый партнер может лечь на пол на спину, прижимая поясницу к полу.

Упражнение 3. «Лягушка на животе» (активное и пассивное, если с партнером). И.п. — лечь на живот, бедра отвести, колени согнуть, стопы касаются друг друга подошвенной частью, максимально подтянуть стопы к корпусу, спину максимально прогнуть назад. Пассивное — если партнер помогает удерживать стопы и бедра на полу и создает дополнительное давление на область крестца.

Литература

1. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. — М.: ФиС, 1991. — 288 с.

2. Ваганова А.Я. Основы классического танца. Изд. 6-е. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература» — СПб.: Лань, 2001. — 192 с.

3. Васильева Т.И. Тем, кто хочет учиться балету. Правила приема детей в балетные школы и методика обучения классическому танцу: Учебно-методическое пособие. — М.: ГИТИС, 1994. — 160 с.

4. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: В 3 т. Т.3/ Пер. с англ./Под ред. Р. Сопера. — М.: Мир, 1990. — 376 с.

5. Кузнецов Б.А., Чернов А.З. Курс зоологии для студентов сельскохозяйственных вузов. Изд. 3-е, перераб. и доп. — М.: Высшая школа, 1978. — 392 с.

6. Ромер А., Парсонс Т. Анатомия позвоночных. В 2 т. / Пер. с англ. — М.: Мир, 1992. — 358 с.

7. Станевко С.Н. Особенности развития подвижности в тазобедренных суставах и методы ее совершенствования у спортсменов, занимающихся художественной гимнастикой: Автореф. канд. дис. Моск. обл., Малаховка, 1981.

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1

(1 голос, в среднем: 5 из 5)

Источник