Упражнения при дцп в домашних условиях

Упражнения при дцп в домашних условиях thumbnail

Обучение ходьбыВрожденное заболевание ДЦП — это паралич центральной нервной системы, который может возникнуть у ребёнка из-за повреждения некоторых отделов мозга. Нарушение двигательных функций может начать прогрессировать в пренатальном или родовом периоде, а также в первые дни жизни. При ДЦП часто встречается спастический синдром — болезненное повышение тонуса мышц и сухожильных рефлексов. Снизить негативные последствия расстройства в домашних условиях можно с помощью гимнастических упражнений, рекомендованных при церебральном параличе.

Лечебный эффект упражнений

Лечебная физическая культура (ЛФК) помогает научиться контролировать своё тело. Занимаясь специальной лечебной гимнастикой для детей с ДЦП, можно улучшить координацию, процессы торможения, двигательную амплитуду. Методика представляет собой неотъемлемую часть целостного комплекса, направленного на уменьшение проявлений заболевания, вызванного церебральными нарушениями.

Лечебное воздействие ЛФК на организм:

  1. Укрепляет ткани и органы детского организма.
  2. Активизирует ослабленные мышцы.
  3. Улучшает осанку.
  4. Нормализует обмен веществ.
  5. Улучшает работу головного мозга и кровеносной системы.
  6. Способствует общему оздоровлению.

Упражнение

При регулярном проведении занятий можно добиться следующих результатов:

  • выработки у рёбенка необходимых базовых навыков;
  • освоения несложной трудовой деятельности;
  • обслуживания себя без посторонней помощи.

Необходимо начинать проведение ЛФК как можно раньше, в первые дни жизни, понемногу усложняя занятия. Причём физкультуру необходимо проводить в случае, если у новорождённого не обнаружили симптомов ДЦП, но он предрасположен к его развитию.

Основные принципы методики

  1. В основе лечебной физкультуры лежит ряд базовых принципов:
  2. Занятия проводятся регулярно, без пропусков и длительных перерывов.
  3. Поэтапное увеличение физической нагрузки.
  4. Индивидуальный подход.
  5. Проведение занятий с учётом стадии заболевания, возраста, состояния психики.

Наряду с ЛФК, обязательно должны проводиться коррекционно-воспитательные мероприятия, позволяющие восполнить функциональные нарушения.

Тренажер

Виды упражнений и особенности проведения занятий

Любую оздоровительную гимнастику следует подбирать с учётом потребностей каждого отдельно взятого больного. Тем не менее в каждую программу занятий ЛФК включают следующие виды упражнений:

  • расслабляющие;
  • способствующие улучшению динамики;
  • стимулирующие двигательную активность;
  • выполняемые лёжа;
  • выполняемые сидя;
  • имеющие игровую направленность.

Если походка затруднена, или больной не в состоянии ходить, занятие надо проводить около брусьев или жёсткой опоры. На следующем этапе занятие продолжается около стены. Чтобы центр тяжести был одинаково распределён на обе стороны туловища, действия производятся сначала одними конечностями, например, правой рукой или ногой, потом другими. На более слабую сторону даётся более значительная нагрузка. Приседания не должны выполняться глубоко, чаще всего они выполняются лишь на расстояние от колена до стопы (полуприсед).

Тренировка

Занятия для развития двигательного аппарата

При повреждениях центральной или периферической нервной системы может возникнуть нарушение движения верхних или нижних конечностей — тетрапарез. Соответствующими гимнастическими упражнениями можно укрепить двигательные навыки детей-инвалидов, повысить уровень контроля над совершаемыми действиями.

Упражнения, улучшающие двигательную активность:

  1. Исходное положение — сидя на пятках. Взрослый, проводящий ЛФК, кладёт ладони на плечи, потом удерживает ребёнка в тазобедренной области, постепенно подталкивая его к тому, чтобы встать на колени.
  2. Вначале ребёнок сидит на коленях. Придерживая его в подмышечной области, следует начать движения из стороны в сторону, чтобы он выучился самостоятельному переносу массы тела на одну ногу. Вторую ногу он пробует сам оторвать от точки опоры и развести руки в стороны.
  3. Надо повернуться лицом к ребёнку, сидящему на стуле. Взрослый фиксирует на полу его ноги своими и берёт за руки. Руки протягиваются вперёд и вверх, так больной ДЦП научится вставать самостоятельно.
  4. Исходное положение — стоя, стопы ставятся в одну линию (друг за другом). Нужно по очереди слегка толкать маленького пациента в спину, затем в грудь. Такие действия научат его сохранять равновесие.
  5. Исходная позиция — стоя. Держа ребёнка за руку, надо раскачивать его разные стороны, чтобы он попробовал шагнуть сам.

Позиция лёжа на спине, рядом расположена стена или другая опора. Надо стараться давить стопами на твёрдую поверхность, тренируя способность твердо стоять на земле.

Занятия для укрепления суставов

При ДЦП часто встречаются различные суставные патологии, судороги и боли в суставах. Упражнения, необходимые их развития:

  1. Упражнение выполняется лёжа. Одну ногу нужно разогнуть и зафиксировать, другую постепенно сгибать в колене. По возможности бедро надо прижать к животу, потом отвести обратно.
  2. Находясь на боку и держа колено согнутым, надо начать медленно отводить бедро.
  3. Надо прислониться животом к столу так, чтобы ноги могли свободно висеть, затем постепенно выпрямить их.
  4. Начальное положение — на спине. Вначале надо согнуть колено, затем, насколько это возможно, выпрямить.
  5. Начальная позиция — лёжа на животе, под грудь подкладывается валик. Удерживая больного за руки, нужно приподнять верхнюю часть туловища, слегка отрывисто совершая пружинистые движения.
  6. Руку лежащего на спине ребёнка надо согнуть так, чтобы его лицо оставалось развёрнутым в эту же сторону. Потом конечность сгибается при повороте головы в другую сторону.

Укрепление мышц живота

В рамках ЛФК проводятся занятия, развивающие и укрепляющие группу мышц, расположенных в брюшной полости:

  1. Ребёнка нужно посадить на колени, прижав к своей грудной клетке его спину, после этого надо вместе с ним наклониться. На следующем шаге фиксируются ноги и область таза маленького пациента, чтобы он мог подняться сам.
  2. Исходное положение — лёжа на спине, руки прижаты к телу. Совершая маховые движения и не помогая себе руками, надо попытаться перекатиться на живот и обратно.
  3. Лёжа на спине, делаются вдохи и выдохи с втягиванием живота на выдохе.

Улучшение растяжки

Занятия, повышающие растяжку и гибкость, помогают добиться следующих результатов:

  • снижается степень выраженности патологий спины позвоночника;
  • улучшается состояние спинного мозга и спинномозговых нервных окончаний;
  • укрепляются мышцы конечностей.

Рекомендуемые упражнения:

Сидя на полу, нужно выпрямить ноги, при этом тело должно образовывать с ними прямой угол. Вдыхая, следует вытянуть руки перед собой. Выдыхая, надо постараться нагнуться, чтобы дотянуться руками до пальцев ноги. Взрослый может помочь, опустив корпус ещё сильнее, чтобы лоб тоже коснулся ног.

Исходное положение — на животе, руки вытянуты вдоль тела. Делается упор на ладони, с постепенным подъёмом грудной клетки. Важно проследить, чтобы голова запрокидывалась назад, а дыхание было ровным.

Лёжа на спине, ноги, не сгибаясь в коленках, соединяются и поднимаются над головой. Нужно стараться достать пола над макушкой пальцами ног. Руки не должны быть оторваны от пола.

Из положения сидя на полу надо согнуть правую ногу, чтобы пятка доставала до левого бедра. Левая стопа должна находиться с правой стороны другого коленного сустава.

Правая рука переводится вокруг левого колена, ей нужно держать левую ногу. После выполнения этих действий левая рука убирается за спину к другой стороне талии. При этом голова поворачивается в левую сторону, делается наклон, чтобы дотронуться подбородком до левого плеча. Правое колено остаётся прижатым к полу.

Расслабляющие упражнения

Есть упражнения для верхних и нижних конечностей:

  1. Чтобы дать отдохнуть верхним конечностям, нужно лечь, затем голову, руку и ногу с одной стороны зафиксировать используя утяжелители, например, мешочки с песком.
  2. Свободная рука сгибается в локтевом суставе, предплечье держит взрослый, проводящий гимнастику. Рука должна фиксироваться до снижения тонуса мышц, после этого кисть встряхивается, затем её нужно поочерёдно сгибать, вращать и отводить в сторону.
  3. В позиции лёжа зафиксированные руки и ноги соприкасаются с животом. Взрослый держит голени, отводя ноги в тазобедренном суставе. После фиксирования одной ноги, следует совершать круговые движения, стараясь тянуть ногу. Ноги нужно чередовать.

Дыхательные упражнения

Выполнять все действия нужно лёжа на спине, некоторое время спустя садясь, потом переходить к позиции стоя. Гимнастика, корректирующая дыхание:

  1. Ребёнку нужно показать, как делается глубокий вдох и выдох носом и ртом. Можно надувать шарики, резиновые игрушки, мыльные пузыри.
  2. С разной громкостью произносятся различные гласные звуки. Можно чередовать с пением и игрой на духовых инструментах.
  3. На счёт раз руки тянутся вверх, делается вдох, на счёт два — руки вниз и выдох. Упражнение будет более сложным, если на выдохе голова будет погружаться в воду.

Игровые упражнения

Такие элементы ЛФК помогают поддерживать интерес к занятию, вместе с тем способствуя расслаблению. Игровые элементы ЛФК:

Разрушитель башен. Для этой игры могут использоваться специальные мягкие модули или обычные подушки. Если ребёнок в состоянии построить башню, он делает это сам, если нет, — ему помогают взрослые. Главная задача — разрушить башню.

Скорее выбирайся. Опять понадобятся подушки. На этот раз ребёнок лежит на гимнастическом коврике, взрослый кладёт на него примерно 6 подушек и объясняет, что на счёт три ему нужно освободиться.

Складной ножик. Исходное положение — поза эмбриона. Даётся команда: «нож раскрывается»: одновременно надо тянуть руки вверх, а ноги вниз, оставаясь на боку. Действие совершается в размеренном темпе. Потом «ножик» надо сложить. Не спеша, руки подтягиваются к груди, а ноги — к животу. «Ножик» сложен. Упражнение повторяется по три раза на каждом боку.

Колбаса. Начальная позиция — лёжа на спине. Взрослый аккуратно обхватывает щиколотки малыша и начинает медленно поворачивать ребенка в разные стороны. Постепенно темп ускоряется.

Лев на охоте. Хорошо подходит для групповых занятий. Дети сидят на пятках с упором на колени вокруг большого мягкого модуля (можно приобрести специальный или использовать в качестве «острова» гимнастические маты). Взрослый рассказывает небольшую историю про льва: «Жил на свете лев. Он был храбрым и ловким, а ещё ему нравилась охота. Он поджидал в добычу засаде, чтобы его никто не смог увидеть (дети должны, не напрягаясь, сгруппироваться, положив голову на ладони, прижатые к коленкам). Потом он тихо крался (показывают, как лев точит когти и вытягивает спину) и прыгал (поднимаются на руках, помогая себе ногами, и падают на мягкую поверхность)».

Нельзя заранее сказать, когда именно наступят улучшения. Многое зависит от степени поражения и от того, как сильно проявляется спастический синдром. Чтобы добиться значительного уменьшения проявлений детского церебрального паралича, заниматься ЛФК с такими детьми нужно регулярно, соблюдая постепенность и прислушиваясь к личным потребностям каждого из них.

Источник

Примерный комплекс упражнений для людей с ДЦП.
Упражнение 1. «Разгибание головы»
Основная цель: укрепить разгибатели спины и шеи, подавить патологический лаби-
ринтный тонический рефлекс.
Исходное положение на животе. Руки согнуты в локтевых суставах, опираются ладо-
нями в пол.
Задание: максимально разогнуть голову, и удерживать ее в этом положении 3-10 сек.,
опираясь на ладони, затем возвратиться в исходное положение. Количество повторений:
5-7 раз.
Методические указания: при разучивании движения возможна поддержка головы.

Упражнение 2. «Разгибание головы и туловища в упоре на прямые руки».
Основная цель: улучшение одновременного выпрямления головы и туловища, опор-
ной функции рук, подавление шейных тонических рефлексов.
Исходное положение на животе, руки согнуты в локтях, опираются ладонями в пол.
Задание: максимально разогнуть голову и туловище, удерживая такое положение в
течение 3-8 сек с помощью выпрямленных в упоре на ладони рук, затем возвратиться в
исходное положение.
Количество повторений: 7-8 раз.
Методические указания: методист плавно разгибает корпус ребенка, оказывая давле-
ние на грудь.

Упражнение 3. «Лодочка».
Цель упражнения: подавление сгибательной синергии, укрепление выпрямителей
шеи и туловища.
Исходное положение: лежа на животе, руки вдоль туловища.
Задание: одновременно поднять голову и прямые ноги до их максимального разгиба-
ния.
Количество повторений: 6-8 раз.
Методические указания: методист придерживает таз ребенка одной рукой, а другой
помогает поднять ноги.

Упражнение 4. «Корзиночка».
Цель упражнения: растянуть спазмированные мышцы груди, живота, конечностей;
устранить контрактуры суставов.
Исходное положение: лежа на животе.
Задание: захватив ноги в области лодыжек максимально разогнуть туловище, бедра и
голову.
Количество повторений: 4-5 раз.
Методические указания: при захвате голеней методист придерживает руки ребенка.

Упражнение 5. «Сесть-сложиться».
Цель упражнения: расслабить разгибатели спины и мышцы живота, нормализовать
реакцию выпрямления, укрепить мышцы спины и живота.
Исходное положение: лежа на спине.
Задание: попытаться сесть с помощью инструктора и максимально согнувшись лечь
на прямые ноги.
Количество повторений: 6-8 раз.
Методические указания: движения совершаются плавно, без рывков.

Упражнение 6. «Часики».
Цель упражнения: снижение тонуса и укрепление косых мышц живота.
Исходное положение: лежа на спине, ноги согнуты под прямым углом в тазобедрен-
ных и коленных суставах, руки в положении отведения прижаты к полу.
Задание: поворачивать ноги вправо и влево до упора, не отрывая лопаток от пола.
Количество повторений: 10-12 раз.
Методические указания: методист фиксирует плечевой пояс ребенка.

Упражнение 7. «Полумост».
Цель упражнения: снижение тонуса и растяжение мышц груди и живота.
Исходное положение: стоя на коленях, руки вдоль туловища.
Задание: медленно прогнуться назад (на счет 1-4), достать пальцами пятки. После
паузы в 3-4 сек выпрямиться в исходное положение.
Количество повторений: 6-8 раз.
Методические указания: прогиб осуществляется за счет пояснично-грудного отдела
позвоночника в медленном темпе.

Упражнение 8. «Сгибание-разгибание ног».
Цель упражнения. Расслабить мышцы ног и туловища.
Исходное положение: лежа на спине.
Задание: согнуть прямые ноги, разогнуть прямые ноги.
Количество повторений 10-12 раз.
Методические указания: движения выполнять в быстром темпе с помощью методи-
ста.

Упражнение 9. «Рыбка»
Цель упражнения: расслабить мышцы живота, четырехглавые и подвздошно-
поясничные мышцы.
Исходное положение: сидя на коленях.
Задание: прогнуться назад до касания затылком пола, удержать положение в течение
2 сек, возвратиться в исходное положение.
Количество повторений: 6-8 раз.
Методические указания: методист придерживает колени, поддерживает спину. Дви-
жения плавные.

Источник

Детский церебральный паралич (ДЦП) это паралич центральной нервной системы, который проявляется в результате поражения одного или нескольких отделов головного мозга. Существует огромное количество методик, применяемых для лечения таких пациентов, но в данной статье речь пойдет об ЛФК при ДЦП, или, другими словами — все о применении лечебной физкультуры для лечения больных ДЦП.

Важность физической нагрузки

ДЦП проявляется в затруднении выполнения некоторых движений или, наоборот, непроизвольному выполнению тех или иных движений. ЛФК призвана не только укрепить организм пациента, но и научить его осуществлять контроль над своим телом. Можно сказать, что ДЦП и спортзал неразрывно связаны друг с другом.

Мама занимается с ребенком на валиках

Физические нагрузки методом ЛФК преследуют следующие цели:

  • Обучение бытовым навыкам и умениям.
  • Знакомство пациентов с трудом (метод трудовой терапии).
  • Обучение больного приемам самообслуживания.

Основные принципы лечебной физкультуры

  • систематичность и регулярность (непрерывный характер занятий крайне важен, так как мышечная память довольно быстро забывает некоторые моменты);
  • увеличение нагрузки должно происходить не скачкообразно, а плавно, учитывая состояние пациента;
  • индивидуальный подход (в подобной ситуации только работа индивидуально, групповой подход исключен);
  • прием во внимание возраст ребенка и его состояние.

Так какую же роль оказывают физические упражнения на организм малыша, страдающего ДЦП:

  • общеоздоровительное;
  • препятствует формированию спаек между нервными окончаниями;
  • укрепляющее;
  • способствует активизации ослабленных мышц;
  • устраняет сколиоз (искривление позвоночника);
  • улучшает кровообращение (за счет этого происходит активизация мозговой деятельности).
Упражнение на фитболе

Можно применять для ЛФК метод доктора Бандурина. Который в себя включает тридцатиминутные занятия лечебной физкультурой и часовой сеанс массажа.

Примеры ЛФК при ДЦП

ЛФК для детей с ДЦП включает в себя несколько самостоятельных направлений. Как правило, это не всегда гимнастика, но и некоторые другие формы в том числе упражнения:

  • для осуществления поддержки двигательных функций;
  • укрепления суставов;
  • мышц живота;
  • туловища и шеи;
  • коррекции дыхания;
  • мимики;
  • эмоций.

Помимо прочего, различают такие подвиды ЛФК, как лечение:

  • Положением.
  • Растягиванием.
  • Ходьбой.

Кстати, для лечения ДЦП применяют массаж и йогу.

Различают спастическую форму болезни и астеническую. В первом случае все упражнения должны носить непрерывный характер, для получения максимального эффекта, а во втором они должны быть непродолжительными по времени с обязательными перерывами.

Поддержка двигательных функций

Для поддержки двигательных функций малыша применяют следующий комплекс упражнений:

С пяток на колени

Исходное положение — ребенок сидит на пятках.

Доктор (родитель) встает перед ним и кладет руки пациента на свои плечи. Ребенок должен встать на колени из исходного положения. Задача доктора стимулировать такие попытки

Перенос веса с одной ноги на другую

Исходное положение — специалист поддерживает ребенка подмышками, находясь сзади.

Доктор плавно перемещает ребенка влево и вправо, чтобы пациент научился переносить вес с одной ноги на другую. Важно, чтобы во время переноса веса тела на одну ногу вторая нога была оторвана от пола, а руки разведены в стороны.

Вариант выполнения переноса веса с одной ноги на другую

Разгибание колен

Исходное положение — ребенок находится в положении сидя на корточках.

Специалист надавливает на колени малыша руками из-за спины и постепенно наклоняет туловище пациента. В таком положении колени самопроизвольно должны начать разгибаться.

Вариант упражнения

Вставание

Исходное положение — ребенок сидит на стуле

Врач становиться перед ним и слегка наступает на его ноги. Нога врача не должна причинять малышу боль или дискомфорт. Руки больного поднимаются вверх и слегка тянуться специалистом, что провоцирует самостоятельный подъем со стула.

Равновесие

Исходное положение — малыш стоит, причем одна нога выставлена вперед.

Для данного упражнения потребуется присутствие двоих взрослых. Один становиться перед лицом, второй за спиной у больного. Поочередно производятся толчки (не диагонально, а напрямую в грудь и спину). Упражнение тренирует равновесие у малыша.

Упражнение на удержание равновесия

Первые шаги

Исходное положение — ребенок стоит.

Врач начинает подтягивать больного за руку слегка толкая его в разные стороны, чтобы спровоцировать сделать шаг.

Давление стопами

Исходное положение — ребенок лежит на спине, ноги согнуты в коленях.

Врач контролирует, чтобы стопы пациента давили в поверхность пола. Данное упражнение позволяет повысить опороспособность.

Давление стопами в пол

Суставы

ЛФК для детей с ДЦП состоит из большого количества упражнений как в тренажерном зале, так и без применения специальных приспособлений. Работа над суставами важная составляющая успешного лечения больного. Комплекс упражнений для активизации работы суставов в себя включает:

Поочередное сгибание

Исходное положение — ребенок лежит на спине, причем его конечности выпрямлены вдоль тела.

Врач поочередно сгибает в колене то правую, то левую ногу, стараясь достать до живота (если это вызывает дискомфорт, можно ограничиться обычным сгибанием конечности в колене).

Отведение бедра

Исходное положение — пациент лежит на боку.

Специалист помогает пациенту отводить в сторону бедро верхней ноги. Данное упражнение помогает развивать суставы нижних конечностей.

Вариант выполнения упражнения

Упражнение со столом

Исходное положение — ребенок лежит на животе на столе, причем его ноги свисают вниз.

Так как больной ребенок, скорее всего, будет поджимать ноги данное адаптивное упражнение заключается в стимулировании малыша постепенно разогнуть ноги.

Порядок разгибания ног

Пружина

Исходное положение — малыш лежит на животе, а под тазом у него находится валик (можно использовать свернутое махровое полотенце).

Врач приподнимает ребенка за руки и начинает делать небольшие рывки, чтобы происходили пружинящие движения.

Сгибание рук

Исходное положение — ребенок лежит на спине, его голова повернута влево или вправо, в зависимости от того, какая рука будет выполнять упражнение.

Врач производит сгибание той руки, на которую смотрит пациент. Это позволяет не просто отработать автоматизм при сгибании, но и помогает осознать малышу, что именно происходит с его телом в тот или иной момент.

Мышцы живота

Методика тренировки мышц живота похожа на тренировку обычных спортсменов, выполняющих упражнения для мышц брюшного пресса, с той разницей, что ребенку с ДЦП необходима помощь постороннего человека.

Сгибание и разгибание

Исходное положение — малыш располагается на коленях у мамы и прижимается спиной к ее груди.

Мама вместе с малышом наклоняется вперед, после чего держит его ноги и тазобедренный сустав, для того, чтобы малыш вернулся в исходное положение самостоятельно. Возможно, на первоначальном этапе он не сможет этого сделать, тогда мама должна будет помочь.

П

ереворот

Исходное положение — ребенок лежит на спине.

Врач помогает малышу выполнить мах левой или правой ногой, тем самым провоцируя его перевернуться со спины на живот и обратно. Подключать к перевороту руки не следует.

Вдох — выдох

Исходное положение — пациент лежит на спине.

Фитнес имеет много упражнений, связанных с дыханием, одно из таких применяется во время ЛФК для детей с ДЦП. Ребенок делает вдох и выдох, причем на выдохе живот должен втягиваться, а на вдохе округляться.

Наклоны к ногам

Исходное положение — ребенок сидит на полу, ноги вытянуты вперед и немного разведены в стороны.

Врач располагается позади пациента и помогает ему выполнить наклон вперед. Наклон выполняется до тех пор, пока руки не достанут до пола. В идеале необходимо коснуться кончиком лба пола.

Данное упражнение имеет разный эффект. Помимо того, что оно является классическим упражнением для мышц живота, оно тренирует гибкость, растяжку, устраняет проблемы с искривлением позвоночника и нормализует кровообращение.

Прогиб

Исходное положение — ребенок лежит на спине, ноги вместе, руки вдоль тела.

Врач помогает больному выполнить прогиб в позвоночнике, причем важно, чтобы его конечности не отрывались от пола.

Наклоны лучше выполнять с одним из родителей

Неполный кувырок

Исходное положение — ребенок лежит на спине, прямые ноги подняты вверх.

Врач контролирует малыша, чтобы он смог дотронуться пальцами ног поверхности пола за головой. Выполняется своеобразное запрокидывание. Контроль при выполнении данного упражнения должен быть тотальным, во избежание травмирования пациента.

Запрокидывание ног за голову (вариант исполнения)

Мышцы туловища и шеи

Для развития мышц туловища и шеи можно выполнять следующие упражнения:

Покачивания

Исходное положение — ребенок лежит на спине.

Специалист фиксирует двумя руками тело больного в районе плеч и начинает выполнять раскачивающие движения влево и вправо. После этого такое же упражнение проводится с головой, дополняя его поворотами шеи влево и вправо.

Важно — ребенок не должен оказывать сопротивление.

Падение по сигналу

Исходное положение — ребенок лежит на левом или правом боку, нижняя рука под головой, верхняя вдоль тела.

Задача врача не больно подталкивать малыша в грудь или спину, провоцируя его держать равновесие. Падать можно только по сигналу специалиста.

«Шарнирная голова»

Исходное положение — пациент сидит на кресле, руки на подлокотниках, голова опущена и прижата к груди.

Специалист начинает крутить головой в разные стороны. Пациент не должен сопротивляться этому. При фиксации головы в одном из положений необходимо расслаблять мышцы шеи, чтобы голова под собственным весом «упала» обратно на грудь.

Для более полного усвоения упражнений, необходимо на собственном примере продемонстрировать больному, что от него хотят.

Коррекция дыхания

Гимнастические упражнения заключаются не только в развитии мускулатуры тела и тренировки мышц, дыхательные упражнения занимают не последнее место в лечебной физкультуре для детей с ДЦП.

Необязательно обращаться в реабилитационный центр, чтобы с малышом выполняли данный комплекс, родители в состоянии будут выполнить упражнения для коррекции дыхания в домашних условиях.

Все упражнения выполняются либо лежа на спине, либо стоя.

Дуем на перо

Малышу объясняют, как правильно делать глубокий вдох и выдох через нос и рот. Для развития интереса к упражнению рекомендовано выдыхать на какую-то легкую вещь (лист бумаги, перо) или надувать мыльные пузыри.

Считаем дыша

В данном упражнении малышу предстоит делать глубокий вдох на счет 1,2,3 и глубокий выдох на счет 4,5,6. Можно подключать пальчиковую методику и показывать цифры на пальцах. Для развития интереса ребенку можно предложить выполнять выдох в таз с водой.

Говорим дыша

Малыш учится произносить различные звуки на выдохе с различной интенсивностью. Нелишним будет привнести в данное упражнение элементы игры (использование свистка или губной гармошки, разучивание песен.)

Мимика

Эмоции неразрывно связаны с мимикой человека, а дети, больные ДЦП не всегда в состоянии проявить те или иные чувства мимикой. Важно научить малыша демонстрировать улыбку или грусть. Достигается это регулярным повторением и тренировками. Специалист на собственном примере показывает, как выглядит улыбка или печаль и т. п.

Данный раздел ЛФК называется — психогимнастика.

Эмоции

Проявление эмоций, как и мимические проявления важны не меньше, и научить ребенка с таким заболеванием, как ДЦП выражать удивление или страдание не так уж и сложно. Для этого потребуется тесный контакт с малышом.

Важное условие — доброжелательное отношение, так как такие дети крайне чувствительны.

Для выражения той или иной эмоции необходимо пробудить у ребенка соответствующие чувства, например:

  • Радость — попросите малыша представить, что ему подарили огромную игрушку или изобразить слоненка, который нашел свою маму.
  • Отвращение — пациент должен воспроизвести употребление невкусной каши или горького лекарства.
  • Страх — представляем маленькую мышку, которая увидела кота.
  • Вина — представляем, что малыш разбил любимую вазу родителей.

И так далее, вариаций с выражением эмоций может быть огромное количество, главное, включить фантазию и поделится ее с малышом.

Лечение положением

Лечебная физкультура при ДЦП, основанная на фиксации одного положения (кинезиологический способ) в течение 1–2 часов распространенной вариант реабилитации. Как правило, его выполняют на ранних этапах развития болезни.

На более поздних этапах стараются фиксировать положение таким образом, чтобы фиксирующие шины располагались непосредственно около мышц пациента.

Выглядит это следующим образом — ребенка кладут на спину, под шею накладывается валик, таким образом, чтобы максимально наклонить голову к груди. Кроме того, валик устанавливается под коленные суставы, чтобы ноги находились в полусогнутом состоянии. В таком положении малыш должен провести от часа до двух, в зависимости от пациента и его состояния.

Упражнения в бассейне при ДЦП

Что касается такого летнего вида лечения, как занятия в воде, то их можно проводить в любое время года, в бассейне. Современный бассейн для пациентов с ДЦП имеет в своем арсенале огромное количество специальных тренажеров, которые облегчают проведение занятий для самых осложненных случаев и для любых возрастов.

Польза от упражнений на воде очевидна. Даже для здорового человека несколько минут проведенных в плавательном бассейне сродни нескольким часам расслабляющего массажа. Тело не просто чувствует расслабление всех мышц, оно наполняется энергией.

Занятия лучше проводить в утренние часы, когда малыш недавно проснулся.

Для детей с гемипарезами или в особо тяжелых случаях показано применение специального поддерживающего тренажера Гросса, о котором можно подробнее прочесть в этой статье.

В бассейне можно выполнять следующие упражнения:

Отведение ноги

Исходное положение — пациент находится у борта бассейна в воде, опершись о него двумя руками.

Поочередно, назад отводится левая и правая ноги (по пять раз на каждую ногу), после этого ноги разводят в стороны (не меньше десяти раз).

Спиной к борту

Исходное положение — малыш повернут спиной к борту бассейна и держится за него руками.

Необходимо поднять вверх две ноги и максимально развести их в стороны (повторяют до десяти раз).

Упражнения на животе

Исходное положение — пациент располагается на животе и держится руками за бортик (инструктор поддерживает пациента под живот).

Необходимо поднять вверх левую и правую ноги (по пять раз на каждую конечность), развести в стороны ноги (до десяти раз), согнуть поочередно правую и левую ноги в колене у груди (по пять раз на каждую конечность).

Сгибание ног к груди (вариант)

Упражнения на спине

Исходное положение — пациент лежит на спине и держится руками за бортик.

Требуется поднимать вверх две ноги одновременно (до десяти раз), разводить ноги в стороны (до десяти раз), выполнять упражнение ножницы (до десяти раз).

Вариант разведения ног со специалистом

Сидячие упражнения

Исходное положение — в полусидячем состоянии нужно прижать спину к борту бассейна.

Выполняется упражнение велосипед (до 1020 повторений на каждую ногу), поднять ноги под углом 90 градусов и выполнять ими круговые движения

Игры

Центральная нервная система человека довольно нежна и капризна, как и настроение больного ребенка, поэтому иногда для продуктивных занятий требуется привносить в них элементы игры. К примеру, занятия с использованием фитбола (по-простому специального мяча).

Тренировка с мячом в себя включает следующие упражнения:

Катание на мяче

Исходное положение — малыш расположен к мячу спиной.

Требуется опереть ноги пациента о фитбол и откатывать его назад, после чего возвращать в исходное положение.

Лежа на мяче

Исходное положение — малыш лежит на мяче на животе

Придерживая пациента за ноги (бедра), толкайте мяч вперед, удерживая малыша верхом на нем.

Покачивания

Исходное положение — ребенок сидит на мяче.

Покачивания из стороны в сторону снижают тонус мышц.

Варианты упражнений на фитболе

Дети с ДЦП тоже хотят учувствовать в различных видах спорта. Так, возможно, проведение с ними соревнований по такому виду спорта, как настольный теннис. Доказано, что больные с ДЦП вполне в состоянии держать ракетку и выполнять необходимые для этой игры движения. Более того, больной тренирует не только свои мышцы, но и социально адаптируется.

Помимо общеукрепляющих упражнений, следует повышенное внимание обращать на улучшение общей моторики рук у детей больных ДЦП. Для этого существуют различные упражнения с мелкими предметами, которые основаны на перебирании их и выполнении различных других действий.

Таким образом, ЛФК при ДЦП серьезный процесс, который требует пристального внимания со стороны родителей, так как он может облегчить больному страдан?