Урок значение тренировки мышц
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА №6 Темы «Опорно-двигательная система»
Тема урока
Работа мышц
Учитель
Мингазова Гелюзя Гениятовна
Тип урока
урок «открытия» нового знания
Целевые установки
Личностные: сформировать представление о опорно-двигательном аппарате. Содействие эстетическому воспитанию, формирование научного мировоззрения.
Метапредметные: развитие универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных, знаково-символических и коммуникативных действий.
Предметные: Формирование представлений о механизмах работы скелетных мышц человека.
Изучение процессов утомления и правил гигиены труда и отдыха.
Основное содержание изучаемой темы
Выявить особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью, путем сравнения скелетов человека и других млекопитающих. Показать связь между строением и функциями опорно-двигательной системы. Формировать навыки самонаблюдений. Ввести понятия «осевой скелет», «добавочный скелет».
Ключевые опорные точки темы урока
Свойства мышц, утомление мышц, динамическая и статическая работа мышц.
Термины и понятия
Сила мышц, амплитуда движения, мышцы-антогонисты, мышцы синергисты, утомление мышц, работоспособность, динамическая и статическая работа.
Планируемые образовательные результаты
Личностные
Метапредметные
Предметные
Познавательный интерес к изучению биологии.
Понимание механизмов процессов сокращения и расслабления мышцы.
Представление о движении как результате как о согласованной работе скелета и мышц.
Принятие правил работы в кабинете при проведении лабораторных работ
Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной в другую форму, выделять главное в тексте, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие м6ежду объектами и их характеристиками.
Личностные УУД: способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях по отношению к окружающим.
Регулятивное УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения.
Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свою точку зрения, адекватно аргументировать.
Давать определения понятиям возбудимость, сократимость, утомление.
Описывать механизмы работы скелетных мышц. Различать мышцы — синергисты, антагонисты и приводить примеры . объяснять причины утомления. сравнивать динамическую и статистическую нагрузку.
Объяснять значение физических упражнений.
Организация деятельности учащихся в информационно-коммуникационной предметной среде
Информационные ресурсы
Формы работы
Межпредметные связи
Демонстрации
Диагностические материалы
Учебник «Биология. Человек. 8 класс. Вертикаль. ФГОС»
Сонин Н.И., Сапин М.Р. Изд. Дрофа, 2018г.
коллективная (К);
индивидуальная (И);
парная (П);
групповая (Г)
история
таблица «Схема строения скелета человека», иллюстрированный атлас анатомии человека, макет скелета человека
1. Типовые задания.
2. Учебно-познавательные задачи.
3. Учебно-практические задачи.
4.Информационный текст.
Деятельность учителя и учащихся
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формирование УУД учащихся как результат совместной деятельности
I. Актуализация изученного
1. Организует деятельность по актуализации знаний. Предлагает ответить на вопросы:
Работа с иллюстрацией: учитель показывает мышцу, учащиеся называют, к какой группе она относится. Слайд 2
1. Учащиеся внимательно слушают вопросы учителя (К) и отвечают на них (И).
Слайд 1
1. Какую роль скелетные мышц выполняют в работе опорно-двигательной системы и всего организма?
2.Как устроена скелетная мышца?
Решение биологических задач Слайд 3
В результате чего мышцы вызывают движение тела человека, отдельных его суставов, внутренних органов? (Сокращения и расслабления попеременно)
Почему при нарушении кровоснабжения мышц нарушается их работа и могут возникнуть болезненные ощущения?
Какие мышцы обеспечивают сохранение вертикального положения тела? (Мышцы спины)
Почему для совершения движения необходимо участие минимум двух мышц?
Биологический диктант
Кости черепа соединены ……
Сустав сверху покрыт……..
Суставная жидкость уменьшает……
Череп состоит из двух отделов:……
Грудная клетка состоит из…..
Ключицы и лопатки образуют….
Тазовые кости образуют….
Скелетные мышцы образованы тканью….
Внутри мышечных волокон проходят….
Мышечные волокна собраны в ….
Мышцы делятся на две группы по выполняемым функциям:…..
В сгибании верхней конечности участвует…..
В разгибании верхней конечности участвует…..
2. Учащиеся осуществляют поиск информации в учебнике и представляют содержание прочитанного материала, оформляя свои мысли в устной речи (И)
Личностные: Понимать иосмысливать особенности строения скелета человека, правила оказания первой мед. помощи при различных травмах конечностей.
Метапредметные
Познавательные:
Давать определение понятиям «первая помощь»,
« растяжение», «вывих», «перелом».
Обобщать понятие «природа».
Осуществлять сравнение травм конечностей.
Строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи.
Осознанно и произвольно строить речевые высказывания
Поиск и выделение необходимой информации.
Регулятивные: Слушать вопросы и дополнять, уточнять ответы одноклассников.
Коммуникативные: Воспринимать на слух вопросы учителя и ответы учащихся. Строить понятные для собеседника речевые высказывания, допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
Предметные: Актуализировать знания учащихся о строении скелета человека, разнообразии травм конечностей человека, об использовании человеком знаний по оказанию первой помощи в своей жизни и познакомить с методическим аппаратом учебника.
II. Самоопределение к изучению нового материала и целеполагание
Организует групповое обсуждение
Проблемная ситуация: Объяснить, почему, когда маленький ребенок учится ходить, он шатается, балансирует руками, падает. Чем объясняется такая неточность движений?
(Подчеркивается сложность ходьбы, при которой необходима согласованная работа множества мышц.)
2. Учитель просит учащихся сформулировать тему урока, цель и задачи. Слайд 4,5
Тема :Работа мышц.
Цель: Узнать механизмы работы скелетных мышц человека.
Задачи: Узнать какие бывают виды работы мышц;
Значение работы мышц;
Тренировка мышц.
3. Рассказ учителя о двигательной единице. Слайд 6
4. Проблемная ситуация: Почему при регулярных тренировках сначала мышцы увеличиваются в размерах быстро, а потом их рост замедляется?
(Слайд № 7)
Рассказ учителя о тренировочном эффекте.
5. Любое мышечное сокращение связано с расходом энергии. Каков источник, расходуемый на нее? (Беседа). Слайд 8
6. Недостаток подвижности – гиподинамия и ее последствия. (Рассказ учителя с элементами беседы). Слайд 9
7. Регуляция работы мышц — антагонистов. (Рассказ с элементами беседы). Слайд 10
8. Проблемная ситуация: Кто устанет быстрее – человек, который держит гантели в вытянутых руках или человек, который с этими гантелями делает упражнения?
Учащиеся дают ответы, и формулируется вывод о том, почему это происходит именно так:
— во втором случае утомление наступает медленнее, так как, мышцы сгибатели и разгибатели сокращаются попеременно и успевают отдохнуть (динамическая работа);
— в первом случае утомление наступает быстрее, так как напряжены и мышцы сгибатели и мышцы разгибатели (статическая работа);
9. Утомление при статической работе
Личностные: Формировать учебно-познавательную мотивацию учения, (интерес) и находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет для меня учение».
Метапредметные
Познавательные:
Высказывать логические рассуждения в выдвижении гипотез. Осознанно и произвольно строить речевые высказывания при выдвижении гипотез и их обсуждении.
Регулятивные: Ставить учебные цели с помощью учителя и самостоятельно. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Определять цели, способы взаимодействия.
Физкультминутка для глаз (2 м)
Выполняет упражнения под музыку одновременно с
учащимися.
Выполняют упражнения для глаз.
IV. Интеллектуально-преобразовательная деятельность
1. Организует работу в парах:
1. Предлагает работу с понятийным аппаратом (терминами повышенной сложности) и презентацией
Учащиеся внимательно слушают вопросы учителя (К) и отвечают на них (И).
Задания.
Поднимите ноги на носочки. Ощупав ногу, определите местоположение мышцы, которая выполняет данное действие. Найдите ее в учебнике на иллюстрации и определите название.
Вытяните губы в трубочку, улыбнитесь. Какие мышцы участвуют в этих действиях?
Вы знаете, согласно исследованиям французских невропатологов, у плачущего человека задействовано 43 мышцы лица, в то время как у смеющегося всего 17. таким образом смеяться энергетически выгоднее, чем плакать.
Втяните живот, выдохните. Какие мышцы отвечают за это?
Положите руки на скулы. Откройте и закройте рот. Движение, каких мышц вы чувствуете?
Жевательные мышцы самые сильные мышцы. Они способны развивать усилие около 70 кг.
Положите левую руку на правое плечо. Сгибайте и разгибайте правую руку. Какая мышца работает во время сгибания (разгибания)?
Личностные: Формировать учебно-познавательную деятельность.
Метапредметные
Познавательные:
Общеучебные
Осознанно строить речевые высказывания.
Искать и выделять необходимую информацию.
Логические
Анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
Устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений.
Знаково-символические действия
Структурировать знания.
Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Переводить информацию из одной знаковой системы в другую:
-из полного текста в схему.
Регулятивные:
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения, в том числе, во внутреннем плане.
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль своих действий.
Коммуникативные:
Инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации.
С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Владеть монологической и диалогической формами речи.
Предметные: понимать практическую значимость мышц для человека.
V. Оценочно-рефлексивная деятельность
Ì. Организует деятельность по закреплению и оцениванию изученного материала и предлагает выполнить задание
1.Учащиеся выбирают предложения (И), отвечают на них (И). и проверяют ответы у соседа за партой, работая в парах (П)
Мышечная ткань бывает гладкая, сердечная, ……………….. Из поперечно – полосатой мышечной ткани образуются …………….. мышцы. Всего в теле человека насчитывают около ……. мышц. Мышцы состоят из пучков мышечных волокон, а в состав волокон входят нити ……… белков актина и ……. Выделяют условно три основные группы мышц: головы и шеи, ………………., …………… Мышцы классифицируют: по расположению, по форме, по ………., по строению (направлению мышечных волокон).
2.Рефлексия.
ВЫБЕРИ ВЕРНОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ
1) Я сам не смог справиться с затруднением;
2) У меня не было затруднений;
3) Я только слушал предложения других;
4) Я выдвигал идеи….
Личностные: понимание роли живой природы, как объекта изучения современной биологии.
Метапредметные
Познавательные:
Логические
синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
Знаково-символические действия
Структурировать знания.
Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Регулятивные:
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения, в том числе, во внутреннем плане.
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль своих действий.
Коммуникативные:
Инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации.
С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Владеть монологической и диалогической формами
речи.
Предметные: понимать практическую значимость мышц для человека.
Домашнее задание: составить опорный конспект к §10-11, синквейн «мышцы»
Источник
Проект урока
8 класс. Биология
Технологическая карта урока
Тема урока | Мышцы, их строение и функционирование |
Цели: | 1.Создать условия для усвоения материала по теме. 2. Создать условия для развития внимания, мышления. 3. Создать условия для воспитания культуры общения и стремления к здоровому образу жизни. |
Задачи: | 1.Изучить строение скелетных мышц, способ прикрепления мышц к скелету; выявить основные функции мышц, познакомить с классификацией мышц, выяснить значение физических упражнений. 2.Развить умение работать в группе, с книгой, анализировать и систематизировать изучаемый материал. 3.Воспитывать чувство взаимопомощи, культуры общения, стремление к здоровому образу жизни; расширить образовательное пространство. |
Форма урока | Урок с применением ИКТ, здоровьесберегающих технологий, КСО. |
Тип урока | Урок новых знаний |
Оборудование | Медиапрезентация по теме, учебник, обучающие тесты, рабочие листы, образовательные ресурсы медиотеки, листы – инструкции. |
Методы | Частично-поисковый, репродуктивный. |
Средства | Беседа, работа с книгой, лабораторная работа, работа с диском, тест, объяснение. |
Основные понятия | Мышца, мышечные волокна, миофибриллы, нити белков актина и миозина, сухожилие. |
Структура урока | 1. Организационный момент. Валеологическая минутка. 2. Целеполагание. 3. Изучение нового материала. Физминутка. 4. Закрепление материала. 5. Лабораторная работа. 6. Проверочная работа. Валеологическая минутка. 7. Домашнее задание. 8. Рефлексия. 9. Оценивание. |
План урока | 1.Строение мышц. 2.Функции мышц. 3.Основные группы мышц, значение физических упражнений. 4.Классификации мышц . |
Рефлексия | 1.На каком этапе урока вам было легче всего, интереснее? 2.На каком этапе урока испытали затруднение? 3.Как вы думаете, какой вид деятельности вам помог лучше усвоить изучаемый материал? 4.Все ли вы узнали, что планировали в начале урока? 5.Вам понравился урок? |
Домашнее задание | Изучить материал на с.106 – 109, задание из рубрики «Подумайте!» С.111 |
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. Валеологическая минутка.
2. Целеполагание.
3. Изучение нового материала. Физминутка.
4. Закрепление материала.
5. Лабораторная работа.
6. Проверочная работа. Валеологическая минутка.
7. Домашнее задание.
8. Рефлексия.
9. Оценивание.
1. Организационный момент.
Валеологическая минутка.
Цель: создание обстановки психологического комфорта на уроке, снятие напряжения.
Педагог предлагает детям представить, что они листочки, которые качаются на волнах. Дети садятся удобно, закрывают глаза, расслабляют мышцы рук и ног. Затем учащиеся открывают глаза и улыбаются соседу по парте. Успокоившиеся после перемены дети легко включаются в урок.
Выход на тему.
— Эпиграфом к нашему уроку хочу предложить слова знаменитого философа Тиссо: «Движение как таковое может по своему действию заменить любое лекарство, но все средства мира не в состоянии заменить действие движения» (слайд 1)
— Как вам кажется, о чем пойдет речь на уроке?
— Движения постоянно окружают нас. А благодаря чему человек движется?
— Итак, тема нашего урока « Мышцы, их строение и функционирование».
(слайд2)
11. Целеполагание
- Что вы уже знаете по этой теме?
- Что бы вы хотели узнать? (составление плана на доске)
- А зачем нужно изучать этот материал?
— А теперь сравните с тем планом, который я хотела вам предложить (слайд 3) .
План урока
- Строение мышц.
- Функции мышц.
- Основные группы мышц, значение физических упражнений.
- Классификации мышц.
111. Изучение нового материала
1. Беседа.
— А знаете ли вы, сколько мышц в теле человека? Как вы думаете?(656 и почти все парные).
— Прежде чем перейдём к основной работе по теме, давайте вспомним, а из какой ткани состоят мышцы? (гладкая, поперечно — полосатая, сердечная).
(слайд 4)
— Где в организме находятся данные виды мышечной ткани? Каковы их свойства?
— Сегодня мы будем говорить о скелетных мышцах, а об остальных поговорим подробнее на последующих уроках.
(слайд 5)
2. Работа в группах
Методические рекомендации для учителя.
Для работы класс делится на 3 группы. В каждой группе выбираются спикер (выступающий от группы), секретарь (фиксирует материал во время работы группы), хранитель времени (следит за временем, отведенным на выполнение этапов работы), помощники. Выделяют три этапа работы в группе:
а) получение задания группами
б) самостоятельное изучение материала и обсуждение в группе
в) защита ответа спикером
Работу начнем в группах. После получения задания от каждой группы ко мне подходит по 1 человеку и с моей помощью отбирает дополнительный материал на компьютере по вопросу с диска.
а) Получение задания группами.
Задание для 1группы — «Строение мышц» (с. 106-107 учебник Сонин Н.И., Сапин М.Р.)
Лист – инструкция для 1 группы
Тема: Строение мышц.
Этапы работы:
- Распределение ролей.
- Самостоятельное чтение (с. 106 – 107 учебника).
- Обсуждение в группе для выработки единого ответа.
Роли в группе:
Секретарь (пишет)…………………………………………………………..
Спикер (выступающий от группы)………………………………….
Хранитель времени…………………………………………………………..
Помощники…………………………………………………………………………
Вопросы для обсуждения в группе:
- Выясните общее строение мышцы и подпишите.
- Как мышцы крепятся к скелету?
3. Заполните схему
мышца ↔ ………………….↔ нити – миофибриллы ↔ нити белков …………… и миозина
Задание для 2группы – «Функции мышц» (с. 107-108 учебник Сонин Н.И., Сапин М.Р.)
Лист – инструкция для 2 группы
Тема: Функции мышц.
Этапы работы:
- Распределение ролей.
- Самостоятельное чтение (с. 106 – 108 учебника).
- Обсуждение в группе для выработки единого мнения.
Роли в группе:
Секретарь (пишет)………………………………………………………….
Спикер (выступающий от группы)………………………………….
Хранитель времени………………………………………………………..
Помощники…………………………………………………………………….
Вопросы для обсуждения в группе:
1. Перечислите, какие функции выполняют мышцы?
2. Сгруппируйте все выявленные функции в три основные.
Задание для 3 группы – «Основные группы мышц. Значение физических упражнений» (с.108 учебник Сонин Н.И., Сапин М.Р.)
Лист – инструкция для 3 группы
Тема: Основные группы мышц.
Этапы работы:
- Распределение ролей.
- Самостоятельное чтение (с. 108 учебника).
- Обсуждение в группе для выработки единого мнения.
Роли в группе:
Секретарь (пишет)…………………………………………………………..
Спикер (выступающий от группы)………………………………….
Хранитель времени………………………………………………………….
Помощники………………………………………………………………………..
Вопросы для обсуждения в группе:
- Объедините все мышцы в схему.
2. Нужно ли тренировать мышцы и зачем?
— Предлагаемые листы-инструкции помогут подготовиться на должном уровне к ответу.
б) Самостоятельное изучение материала и обсуждение в группе.
— Работу в группах начали.
3. Работа с диском.
— Пожалуйста, от каждой группы к компьютеру подходит по 1 человеку и с моей помощью отбирает дополнительный материал на компьютере по вопросу с диска.
Методические рекомендации для учителя.
Во время просмотра диска дети выбирают необходимый материал для своей группы и распечатывают его с помощью учителя, если не имеют опыта работы или самостоятельно.
Материал, который располагается на диске.
Мышцы образуют активную часть опорно-двигательного аппарата. Они прикрепляются к костям скелета, действуют на костные рычаги, приво дят их в движение. Поэтому их на зывают также скелетными мышцами. В теле человека насчитывают око ло 650 мышц.
Общая масса скелетной мускулатуры у новорожденных детей в среднем составляет 22% от массы тела, в 17—18 лет она достигает 35— 40%. У пожилых и старых людей относительная масса скелетных мышц уменьшается до 25—30%. У тренированных спортсменов мышцы могут составлять до 50% от всей массы тела.
Скелетные мышцы выполняют следующие функ ции:
I) удерживают положение тела и его частей в пространстве;
2) обес печивают передвижение тела (бег, ходьба и другие виды движений);
3) перемещают части тела друг от носительно друга;
4) осуществляют дыхательные и глотательные движе ния;
5) участвуют в артикуляции речи и формировании мимики;
6) вы рабатывают тепло;
7) преобразуют химическую энергию в механическую.
Значение тренировки мышц. Установлено, что при работе любого органа в него поступает больше крови, чем во время покоя.
Чем большую работу совершают мышечные волокна, тем больше питательных веществ и кислорода приносит кровь. При регулярной физической работе, занятиях физкультурой и спортом мышечные волокна быстрее растут, утолщаются и человек становится сильнее. Мышцы нуждаются в систематической тренировке. Этому способствуют регулярные физические упражнения, ходьба на лыжах, плавание. Физические упражнения оказывают благоприятное действие на весь организм, укрепляют здоровье, делают человека закаленным, способным выдерживать самые различные неблагоприятные воздействия внешней среды.
в) Защита ответа спикером
— Закончили работу, от групп выступают спикеры, а остальные делают записи на рабочих листах.
Рабочий лист для 1 группы
№ 1
1. Перечислите, какие функции выполняют мышцы?
2. Сгруппируйте все выявленные функции в три основные.
№ 2
1. Объедините все мышцы в схему.
2. Нужно ли тренировать мышцы и зачем?
Рабочий лист для 2 группы
№ 1
- Выясните общее строение мышцы и подпишите.
- Как мышцы крепятся к скелету?
3. Заполните схему
мышца ↔ ………………….↔ нити – миофибриллы ↔ нити белков …………… и миозина
№ 2
1. Объедините все мышцы в схему.
2. Нужно ли тренировать мышцы и зачем?
Рабочий лист для 3 группы
№ 1
- Выясните общее строение мышцы и подпишите.
- Как мышцы крепятся к скелету?
3. Заполните схему
мышца ↔ ………………….↔ нити – миофибриллы ↔ нити белков …………… и миозина
№ 2
1. Какие функции выполняют мышцы?
2. Сгруппируйте все выявленные функции в три основные.
в) защита ответа спикером (для выступления учащиеся исльзуют слайды 6 – 8 из презентации к уроку).
(слайд 6) (слайд 7) (слайд 8)
ФИЗИЧЕСКАЯ МИНУТКА
— Мы выяснили, какие существуют группы мышц. Давайте их разомнем.
- Разминаем мышцы пояса верхних конечностей (делаем круговые движения плечами; руки перед грудью, рывки в стороны).
- Разминаем мышцы тела. Руки на пояс наклоны в стороны.
- Разминаем мышцы нижних конечностей. Поочередно поднимаемся на носочки, а теперь поднимите носки.
4.Беседа.
— Как вы думаете, почему мы не разминали мышцы шеи?
— Вернемся к плану урока, что мы еще не рассмотрели?
Вывод. Итак, единой классификации мышц не существует, так как в основе каждой классификации лежат различные признаки.
(слайд 9)
5. Беседа.
— По каким признакам можно разделить мышцы на группы?
— А теперь давайте сравним с действительными, какие признаки вы угадали? А какие не угадали?
Вывод. Классифицировать можно по форме, расположению, по выполняемым функциям, по строению.
6.Работа со слайдами 10 — 13 .
Методические рекомендации для учителя.
Слайды из медиопрезентации используются как образовательный материал. Слайд 10 высвечивается полностью сразу. Дети зачитывают, а затем по нему отвечают на вопросы учителя. Аналогично работать со слайдом 11. Слайд 13 высвечивать сначала только иллюстрацию и заголовок, затем предложить детям, выполняя движения, назвать виды мышц и сравнить с появившимися на экране. Назвать недостающие.
По форме мышцы делятся на: веретеновидные, двуглавые, лентовидные, широкие, двубрюшные и т.д.
(слайд 10)
— Веретеновидные, а почему их так назвали? Как вы думаете?
— Двубрюшные, а почему их так назвали? Как вы думаете?
По строению мышцы делятся на: одноперестые, двуперестые, многоперестые и т.д.
(слайд 11)
— Как вы думаете, какая из этих мышц одноперестая? Почему?
(слайд 12) По расположению мышцы делятся на: косые, прямые, глубокие и т.д.
— Можно выделить группы мышц по выполняемым функциям. Как вы думаете какие? Чтобы вам было легко их назвать предлагаю выполнить следующие действия.
- Согните руки в локтях и разогните, какие группы можно выделить?
- Поднимите руки перед собой, разведите в стороны и верните в исходное положение. Как можно назвать эти мышцы?
- Сожмите руку в кулак. Какие это мышцы? А мышцы действующие в противоположном направлении, как называются?
- Сравните и скажите, какие мы еще не назвали?
(слайд 13 полностью открывается)
Валеологическая минутка.
Цель: профилактика заболевания глаз.
Предлагается закрыть глаза, сосчитать до 15 и поморгать.
1 V. Закрепление
7.Обобщительная беседа.
— Какие основные функции выполняют мышцы?
— По каким признакам можно классифицировать мышцы? (сл. 14)
— Как устроена скелетная мышца? (сл. 15)
— Какие основные группы мышц выделяют? (сл. 16)
— Зачем необходимо тренировать мышцы?
V. Лабораторная работа
Тема: Определение местоположения отдельных мышц.
Откройте учебник с. 108-109. вы должны выполнить действие, найти на себе выполняющую его мышцу и по учебнику найти ее название. Кто быстрее, но не забывайте поднимать руку.
Методические рекомендации для учителя.
Задания для лабораторной работы можно проговаривать учителю вслух или напечатать на слайдах, чтобы дети зачитывали по очередно после выполнения предлагаемого действия.
Задания.
- Поднимите ноги на носочки. Ощупав ногу, определите местоположение мышцы, которая выполняет данное действие. Найдите ее в учебнике на иллюстрации и определите название.
- Вытяните губы в трубочку, улыбнитесь. Какие мышцы участвуют в этих действиях?
Вы знаете, согласно исследованиям французских невропатологов, у плачущего человека задействовано 43 мышцы лица, в то время как у смеющегося всего 17. таким образом смеяться энергетически выгоднее, чем плакать.
- Втяните живот, выдохните. Какие мышцы отвечают за это?
- Положите руки на скулы. Откройте и закройте рот. Движение, каких мышц вы чувствуете?
Жевательные мышцы самые сильные мышцы. Они способны развивать усилие около 70 кг.
- Положите левую руку на правое плечо. Сгибайте и разгибайте правую руку. Какая мышца работает во время сгибания (разгибания)?
V1. Проверочная работа
Для проверки освоенности материала, предлагаю вам выполнить небольшой тест. Кто затрудняется, может пользоваться записями и учебником. На работу 3 минуты (тест распечатывается и раздается каждому индивидуально).
Валеологическая минута.
Цель: снятие напряжения перед обучающим тестом.
Педагог предлагает детям в каждой группе взяться за руки, закрыть глаза и под медленную музыку сделать плавные движения, говоря про себя: «Я все могу. Я все знаю».
Тест
Мышечная ткань бывает гладкая, сердечная, ……………….. Из поперечно – полосатой мышечной ткани образуются …………….. мышцы. Всего в теле человека насчитывают около ……. мышц. Мышцы состоят из пучков мышечных волокон, а в состав волокон входят нити ……… белков актина и ……. Выделяют условно три основные группы мышц: головы и шеи, ………………., …………… Мышцы классифицируют: по расположению, по форме, по ………., по строению (направлению мышечных волокон).
8.Взаимопроверка.
Закончили. Поменяйтесь работами и проверьте. В помощь вам слайд.
(слайд 18)
«0» ошибок – 5, «1 – 2» ошибки — 4, «3-4» ошибки – 3.
— Кто не справился? Что вызвало затруднение? Как это можно ликвидировать?
V11. Домашнее задание (сл. 19)
Методические рекомендации для учителя.
Задание под звездочкой идет по выбору, для любознательных.
Изучить материал на с.106 – 109, задание из рубрики «Подумайте!» с. 111.
*Выясните, откуда произошло слово «мышцы»; найдите примеры, людям каких профессий особенно важны знания о строении и расположении мышц
V111. Рефлексия
На каком этапе урока вам было легче всего, интереснее?
На каком этапе урока испытали затруднение?
Как вы думаете, какой вид деятельности вам помог лучше усвоить изучаемый материал?
Все ли вы узнали, что планировали в начале урока?
Вам понравился урок?
1X. Оценивание
Выставление отметок с оценочным комментарием.
Источник