Вольные упражнение на ковре мужчины

Вольные упражнения — один из видов упражнений в спортивной гимнастике.
Описание
Вольные упражнения выполняются на «ковре» — квадратной помосте, размерами 12 на 12 метров с дополнительным бордюром безопасности шириной 1 метр. Помост должен иметь определенную эластичность для смягчения приземления спортсмена при выполнении акробатических прыжков. Специальное покрытие ковра должно исключать ожоги кожи при трении об него.
Вольные упражнения входят в программу как женских, так и мужских турниров. К современной программы Олимпийских игр проводятся соревнования со свободными упражнениями, в которых разыгрывается комплект медалей; также эти соревнования входят в программу командной и абсолютного первенства.
Вольные упражнения продолжаются, как правило, 70 секунд у мужчин и 90 секунд у женщин. Женские вольные упражнения — единственный вид программы спортивной гимнастике, выполняется под музыку. Выступление спортсмена оценивается по сложности элементов, правильности выполнения элемента, отсутствия ошибок. В женских соревнованиях судьи также учитывают уровень хореографической подготовки. Акробатические элементы вольных упражнений включают в себя кувырки, сальто, шпагаты, стойки на руках и другие, а также их связи. Характерным элементом вольных упражнений является акробатическая связка — серия прыжков и кульбитов, выполняемая по диагонали ковра от одного угла к другому. У женщин в программу входят отдельные танцевальные па, схожие с упражнениями по художественной гимнастике. Грубыми ошибками считаются падения и выход спортсмена за пределы ковра. В ходе выступления спортсмен должен максимально использовать площадь ковра.
У мужчин на вольных упражнениях гимнаст должен включить в свою комбинацию элементы из различных структурных групп. Всего таких групп 4 плюс соскок (соскок на вольных упражнениях считается заключительная акробатическая диагональ).
Структурные группы элементов (мужчины)
I. Элементы гимнастики (без использования акробатики)
- Статические и динамические силовые элементы: высокий угол, горизонтальные упоры, стойки на руках силой, т.
- Элементы гибкости: шпагаты, равновесия, опрокидывания, медленные перевороты.
- Повороты на ногах и прыжки с поворотами.
- Круги двумя ногами, а также эффектные круги ноги врозь (круги Деласаль-Томаса), а также круга прогнувшись (русские круги).
II. Акробатические элементы с вращением вперед
В данную структурную группу входят перевороты вперед, а также разнообразные сальто.
Сальто выполняются в разных положениях тела — зрупувавшись, согнувшись, прогнувшись / выпрямившись. Также выполняются сальто с поворотами — пируэты и сложные двойные сальто.
Сальто могут выполняться как с приземлением на ноги, так и в упор лежа, или в кувырок (полуторные сальто).
III. Акробатические элементы с вращением назад
Подобно акробатическим элементам вперед, сюда входят перевороты и различные сальто назад.
IV. Акробатические элементы с вращением в боковой плоскости и прыжки назад с поворотом на 180 градусов и больше с последующим выполнением сальто вперед. Прыжки вперед с поворотом на 180 и сальто назад
Эта структурная группа включает различные боковые сальто (арабские сальто), а также твисты — прыжки назад с поворотом на 180 и сальто вперед.
Кроме этих элементов, сюда входят элементы типа «Томас» — полуторные сальто назад в кувырок с поворотом на 540 градусов.
Также к этой группе элементов принадлежат редкие и сложные сальто, прыжком вперед с поворотом на 180 и последующим сальто (или двойным сальто) назад.
Надбавки за соединение элементов
За отдельные сложные соединения элементов, гимнаст получает надбавку за складнысть. Правила от 2009 года устанавливают такие надбавки за соединение
- за соединение элемента группы D (и выше) с элементами групп А, В, С дается надбавка 0,1;
- за соединение элементов группы D (и выше) с элементами группы D (и выше) дается надбавка 0,2.
Один элемент может участвовать в связке лишь однажды, то есть если выполнена связка из трех акробатических элементов, то гимнаст получит надбавку только самой дорогой связи первого сальто со вторым или другого третьим. Две связи учтены не будут.
Структурные группы элементов (женщины)
I. Прыжки и подскоки
К данной структурной группы входят разнообразные прыжки. Прыжки различают:
- по форме тела (прыжки прогнувшись, сгруппировавшись, согнувшись, в шпагате, кольцом и т.д.);
- по наличию поворота;
- за работой ногами (толчком с двух ног, прыжки шагом, прыжки со сменой ног в шпагате)
- по способу приземления (на ноги, в упор лежа, в шпагат сидя);
II. Повороты
Повороты различаются:
- По числу градусов вращения вокруг вертикальной оси (один поворот, два, пр.);
- по положению ног во время поворота (безопорным нога согнута в колене, параллельно полу, в вертикальном шпагате, и тому подобное. Опорная нога согнута или прямая)
- круги (подобно гимнастам-чоловыкам) на полу;
III. Элементы с опорой на руки
Включают:
- всевозможные кувырки (как полит-кувырок, так и перекатом со стойки на руках или в стойку на руках)
- повороты в стойке на руках;
- перевороты (медленные и темпу)
IV. Сальто вперед и боком
Сюда входят все сальто вперед, сальто боком и твисты (сальто назад с переворотом и последующим вращением вперед). Максимально сложным элементом считается двойной твист прогнувшись (G), впервые выполненный бразильской гимнасткой Даяной Дос Сантос.
V. Сальто назад
Включает различные сальто назад. Максимально сложные элементы — двойное сальто назад сгруппировавшись с двумя пируэтами, двойное сальто назад прогнувшись с пируэтом, сальто назад прогнувшись с тремя с половиной пируэтами и крайне редкое сальто Татьяны Грошковои — двойное сальто назад согнувшись с двумя пируэтами (первое сальто прогнувшись с двумя пируэтами, второе согнувшись).
Группы сложности
Элементы на вольных упражнениях имеют различные группы сложности — от А до G. К элементам группы «А» относятся простые прыжки, типа переворотов вперед или назад, сальто сгруппировавшись и т.д., элементы группы «G» выполняются единицами гимнастов мира, к ним относятся (в мужчин):
- тройное сальто назад в группировке;
- двойное сальто назад в группировке с тремя пируэтами;
Чемпионы мира в вольных упражнениях
- 1950 — Йозеф Штальдер, Швейцария
- 1954 — Валентин Муратов, СССР, Масао Такемото, Япония
- 1958 — Масао Такемото, Япония
- 1962 — Нобуюки Аихара, Япония, Юкио Эндо, Япония
- 1966 — Акинори Накаяма, Япония
- 1970 — Акинори Накаяма, Япония
- 1974 — Савай Касамацу, Япония
- 1978 — Курт Томас, США
- 1979 — Курт Томас, США
- 1981 — Юрий Королев, СССР
- 1983 — Тун Фей, КНР
- 1985 — Тун Фей, КНР
- 1987 — Лоу Юнь, КНР
- 1989 — Игорь Коробчинский, СССР
- 1991 — Игорь Коробчинский, СССР
- 1993 — Григорий Мисютин, Украина
- 1994 — Виталий Щербо, Беларусь
- 1995 — Виталий Щербо, Беларусь
- 1997 — Алексей Немов, Россия
- 1999 — Алексей Немов, Россия
- 2001 — Иордан Йовчев, Болгария и Мариан Дрегулеску, Румыния
- 2 003 — Пол Хэм, США и Иордан Йовчев, Болгария
- 2005 — Диего Иполито, Бразилия
- 2006 — Мариан Дрегулеску, Румыния
- 2007 — Диего Иполито, Бразилия
- 2 009 — Мариан Дрегулеску, Румыния
- 2 010 — Элефтериос Космидис, Греция
- 2011 — Утимура Кохей, Япония
Олимпийские чемпионы в вольных упражнениях
- 1952 — Уильям Турессон, Швеция
- 1956 — Валентин Муратов, СССР
- 1960 — Н. Аихара, Япония
- 1964 — Ф. Миникелли, Италия
- 1968 — Като Савва, Япония
- 1972 — Андрианов, СССР
- 1976 — Андрианов, СССР
- 1980 — Р. Брюкнер, ГДР
- 1988 — Сергей Харьков, СССР
- 1992 — Ли Сяошуай, Китай
- 1 996 — Иоаннис Мелиссанидис, Греция
- 2000 — Игорь Вихров, Латвия
- 2004 — Кайл Шефелт, Канада
- 2 008 — Цзоу Кай, Китай
- 2012 — Цзоу Кай, Китай
Олимпийские чемпионки в вольных упражнениях
- 1952 — Келети Агнеш, Венгрия
- 1956 — Лариса Латынина, СССР
- 1960 — Лариса Латынина, СССР
- 1964 — Лариса Латынина, СССР
- 1968 — Лариса Петрик, СССР и Вера Чаславска, Чехословакия
- 1972 — Ольга Корбут, СССР
- 1976 — Нелли Ким, СССР
- 1980 — Нелли Ким, СССР
- 1988 — Даниэла Силиваш, Румыния
- 1992 — Лавиния Милошовичи, Румыния
- 1 996 — Лилия Подкопаева, Украина
- 2000 — Елена Замолодчикова, Россия
- 2004 — Кэтэлин понор, Румыния
- 2 008 — Сандра Избаш, Румыния
- 2012 — Али Райсман, США
Чемпионки мира в вольных упражнениях
- 1954 — Тамара Манина, СССР
- 1958 — Ева Босаковой, Чехословакия
- 1962 — Лариса Латынина, СССР
- 1966 — Наталья Кучинская, СССР
- 1970 — Людмила Турищева, СССР
- 1974 — Людмила Турищева, СССР
- 1978 — Елена Мухина, СССР
- 1979 — Эмилия Эберле, Румыния
- 1981 — Наталья Ильенко, СССР
- 1983 — Екатерина Сабо, Румыния
- 1985 — Оксана Омельянчик, СССР
- 1987 — Елена Шушунова, СССР и Даниэла Силиваш, Румыния
- 1989 — Светлана Богинський, СССР и Даниэла Силиваш, Румыния
- 1991 — Оксана Чусовитина, СССР и К. Бонташ, Румыния
- 1993 — Шеннон Миллер, США
- 1994 — Дина Кочеткова, Россия
- 1995 — Джина Годжан, Румыния
- 1997 — Джина Годжан, Румыния
- 1999 — Андреа Радукан, Румыния
- 2001 — Андреа Радукан, Румыния
- 2 003 — Дайане Дус Сантус, Бразилия
- 2005 — Элиша Секремони, США
- 2006 — Чен Фей, Китай
- 2007 — Шон Джонсон, США
- 2 009 — Элизабет Тведдл, Великобритания
- 2 010 — Лорен Митчелл, Австралия
- 2011 — Ксения Афанасьева, Россия
Источник
Содержание вольных упражнений
Как вид программы многоборья вольные упражнения используются в соревнованиях гимнастов и гимнасток, имеющих спортивный разряд. С музыкальным сопровождением их выполняют только женщины.
В отличие от упражнений на снарядах, где подавляющее большинство упражнений связано с опорой руками (висы, упоры), техника движений, составляющих вольные упражнения мужчин и женщин, связана с опорой на ноги, на руки и ноги одновременно, с опорой на другие части тела.
Содержание вольных упражнений как вида многоборья составляют повороты, равновесия, перемахи, хореографические и танцевальные движения. Основой же сложности упражнений квалифицированных гимнастов и гимнасток служат акробатические элементы и соединения.
Участие в движениях различных звеньев тела, чередование динамических элементов и статических поз, свободный выбор условий опоры, ритма, темпа выполнения — все это обусловливает практически неограниченное количество вариантов элементов и технических приемов, возможность создания оригинальных тематических композиций.
Вольные упражнения воспитывают культуру движений, развивают точность, пластичность и выразительность (особенно в сочетании с музыкальным сопровождением) движений.
Прыжки — характерные элементы вольных упражнений, придающие особую динамику, создающие впечатление легкости, невесомости. Прыжки с ног на руки и с рук на ноги выполняются на месте и с передвижением, без разбега и с разбега, с поворотами. Наиболее сложными формами прыжков являются акробатические элементы — перевороты, сальто и т.п.
Перевороты — вращательные движения тела с переворачиванием через голову и промежуточной опорой.
Падения — движения, выполняемые из стоек на ногах или руках и заканчивающиеся положением упора лежа или положением лежа.
Повороты могут выполняться в сочетании с падениями, перекатами, переворотами, прыжками. Например, поворот кругом махом правой в равновесие; поворот кругом в стойке на руках, поворот на 360° в полете с приземлением в «доскок».
Равновесия включают как элементарные стойки на носках, на одной ноге, так и сложные разновидности: стойки на голове и руках, стойки на руках, горизонтальный упор или упор на локте и т.п.
Техника хореографических и танцевальных движений, занимающих особое место в содержании вольных упражнений женщин, раскрывается в § 8.2
Включение различных видов упражнений (общеразвивающих, акробатических, хореографических, танцевальных) тесно связано с композиционным построением вольных упражнений.
Композиция вольных упражнений — это логическая последовательность выполнения элементов, их сложность, взаимосвязь частей упражнения, динамика перемещения спортсмена на ковре, согласованность с характером музыкального сопровождения.
Композиция вольных упражнений в спортивной гимнастике — творческий процесс, в котором участвуют спортсмен, тренер, хореограф. Композиция должна быть оригинальной (нс шаблонной), позволяющей в рамках правил соревнований и учета объективных тенденций развития гимнастики показать индивидуальные особенности каждого гимнаста.
Целостность композиции предусматривает органичную взаимосвязь начала, середины и концовки упражнения, соответствие единому замыслу, единой стилистике. При этом большая роль в женской гимнастике отводится выбору музыкального произведения. Восприятие композиции вольных упражнений судьями и зрителями основано на определенных закономерностях (критериях): контрастности, нарастании и др.
Контрастность — основана на усилении впечатления за счет продуманного сочетания движений, различающихся по амплитуде, скорости, ритмическому рисунку исполнения отдельных фрагментов и упражнения в целом. Реализация этого требования тесно связана с динамикой перемещения спортсмена на ковре, позволяющей продемонстрировать движения в наиболее выгодном ракурсе. На рис. 87 показаны схемы перемещения гимнаста (гимнастки), применяемые в спортивной практике.
Рис. 87
Нарастание — предусматривает неуклонное (от начала к концу) повышение трудности выполняемых движений. Не менее эффективен способ наращивания темпа или амплитуды движений от начала упражнения к финалу. Весомым признаком удачно составленной композиции является трудный завершающий комбинацию элемент. Правда, включение простого, редко используемого элемента при высоком качестве его исполнения может произвести не меньший эффект, чем выполненный с большими техническими огрехами сверхтрудный элемент.
Методические рекомендации к обучению. В основной гимнастике, где вольные упражнения представляют собой сочетание обычных общеразвивающих упражнений па 32 или 64 счета, рекомендуется осваивать движения по восьмеркам (па 8 счетов), запоминая их и постепенно уточняя детали, вплоть до положений кистей, головы, характера движений.
Сложные элементы в упражнениях спортивной программы обычно осваивают отдельно, а затем соединяют со связующими движениями и фрагментами целого упражнения.
Пластичность, мягкость движений — отличительные черты хорошо освоенного упражнения. В этих качествах просматривается манера исполнения, которая зависит также от правильной динамической осанки спортсмена как в исходных и конечных положениях, так и в процессе выполнения элементов техники.
Большую пользу при освоении вольных упражнений приносит самоконтроль движений (выполнение их перед зеркалом). Проверяются и уточняются позы, корректируются движения по амплитуде, ритму, закрепляются мышечные ощущения.
В работе с детьми, учитывая их запрограммированность к играм, состязаниям, высокоэмоциональным реакциям, процесс овладения вольными упражнениями должен совмещаться с повышением уровня музыкальной грамотности. Большой эффект дают такие приемы, как музыкальные игры, конкурсы на качество исполнения двигательных фрагментов или упражнения в целом.
Источник
Вольные упражнения представляют собой комбинацию гимнастических элементов, выполняемых на горизонтальной поверхности — на полу, сцене, поле стадиона и т. п. Они могут предназначаться для того или иного контингента занимающихся (мужчин, женщин, школьников, дошкольников, спортсменов любого разряда и т.д.), быть индивидуальными или групповыми, выполняться с музыкальным сопровождением или без него.
Групповые вольные упражнения составляются из хорошо разученных, обычно простых элементов, выполняются с предметами и без них, как правило, под музыку. Основная сложность состоит в сохранении определенного взаимного расположения участников на помосте или площадке и в согласованности их движений. Оценивается не каждый исполнитель в отдельности, а исполнение упражнения группой в целом, точность и ритмичность движений, оригинальность перестроений.
Индивидуальные вольные упражнения подразделяются на спортивные упражнения и учебные комбинации (комплексы упражнений).
Спортивные вольные упражнения являются одним из видов как мужского, так и женского гимнастического многоборья. Выполняются они индивидуально на специальном гимнастическом ковре размером 12х 12 м. В младших разрядах разрешается выполнять упражнения вдвоем или втроем, но качество исполнения оценивается индивидуально. У мужчин в младших разрядах вольные упражнения могут выполняться на акробатической дорожке. Для Женских вольных упражнений музыкальное сопровождение является обязательным.
Учебные комбинации составляются не более чем на 32 счета, но не менее чем на 8. В отличие от общеразвивающего упражнения конечное положение в учебной комбинации не обязательно совпадает с исходным. Если комбинация составлена более чем на 16 счетов и выполняется на оценку, то ее можно считать спортивным вольным упражнением. Учебные комбинации могут состоять из элементов общеразвивающих упражнений, включать в себя движения, характерные для гигиенической и производственной гимнастики, простые акробатические элементы.
Вольные упражнения в целом содействуют развитию всех двигательных способностей: ловкости, быстроты, силы, подвижности в суставах, выносливости, повышению функциональных возможностей сердечно-сосудистой, дыхательной и сенсорных систем. Последнее выражается в том, что занимающиеся усваивают такие характеристики движений, как амплитуда, темп, ритм, положение тела и его частей в пространстве, величина и направление прилагаемых мышечных и волевых усилий. Вольные упражнения обычно располагают для этого более широкими и разнообразными возможностями, чем упражнения на снарядах.
Совершенствование навыков выполнения вольных упражнений содействует формированию правильной осанки, пополняет волевой, эмоциональный и главным образом двигательный опыт гимнастов. Не только женщины, но и мужчины благодаря занятиям этими упражнениями развивают пластичность и выразительность движений всех звеньев тела. Групповые вольные упражнения, кроме того, содействуют воспитанию общительности, чувства товарищества, ответственности за свои действия, взаимопомощи, формированию сплоченности коллектива.
С предметами могут выполняться как групповые упражнения, так и учебные комбинации. Спортивные вольные упражнения с предметами относятся к художественной гимнастике. Кроме предметов, используемых в художественной гимнастике, в вольных упражнениях могут применяться также флажки, гантели, гимнастические палки, шесты, канаты и др. При выполнении этих упражнений дополнительно приобретаются и совершенствуются навыки движений кистью, что имеет еще и прикладное значение при обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста письму, игре на пианино и других музыкальных инструментах, при овладении бытовыми, трудовыми, спортивными двигательными навыками. Разнообразие используемых предметов содействует развитию координации движений.
Вольные упражнения включают в себя элементы различных видов упражнений — общеразвивающих, художественной гимнастики, акробатики, хореографии и др. — и составляются с учетом требований композиции.
Под композицией вольных упражнений понимают последовательность выполнения гимнастических элементов и соединений, их расположение относительно ковра и взаимосвязь частей упражнения. Последнее означает стройность, осмысленность сочетаний и последовательность элементов и движений. Композиция должна быть гармоничной, динамичной, включать элементы разнообразного характера, задавать направление движения исполнителя. Наличие слишком простых, примитивных элементов или соединений нарушает гармоничность композиции. В групповых вольных упражнениях композиция определяет также взаимное расположение и перемещение самих исполнителей.
Индивидуальные вольные упражнения могут быть столь же оригинальны и неповторимы, как и свойства личности каждого отдельного исполнителя. Включение простого, но редко исполняемого элемента создает порой лучшее впечатление, чем последовательное выполнение трудных, но не очень оригинальных элементов. В любом случае композиция упражнения должна подчеркивать достоинства исполнителя. Мужским вольным упражнениям присущи использование движений прямыми руками и ногами, строгость движений, больший удельный вес силовых и статических элементов. Композиции женских вольных упражнений свойственна плавность движений, подчеркивание грациозности, пластичности, элегантности, танцевальное™ исполнительницы. В детских упражнениях отражаются задор, игривость и подвижность юных спортсменов. В основе их упражнений может лежать какая-либо сценка или картинка.
Композиция спортивных вольных упражнений может быть обязательной или произвольной. Последняя составляется из необходимого числа элементов и соединений определенной сложности с учетом требований правил соревнований. Композиция обязательных упражнений либо является строго заданной, либо составляется из элементов заданного типа (для I и II разрядов по категории Б). Например, требования к акробатической комбинации, выполняемой мужчинами в качестве вольных упражнений II разряда, таковы.
1. Любое равновесие.
2. Стойка на руках — обозначить.
3. Переворот вперед или назад.
4. Соединение из 2 — 3 акробатических элементов.
При создании композиции элементы, указанные в требованиях, чередуются с простыми элементами и движениями для создания целостного, логически завершенного упражнения.
Гармоничность спортивных вольных упражнений предполагает равномерность распределения трудных элементов внутри упражнения. Упражнение должно заканчиваться акробатическим соединением указанной или большей трудности. У женщин после конечного соединения следуют несколько движений, завершающихся
Гимнастика
принятием конечной позы. Для вольных упражнений спортсменов высоких разрядов характерно разнообразие направлений передвижений, поворотов, использование большей части ковра, значительные перемещения. При этом в композициях вольных упражнений мужчин передвижение исполнителя происходит, как правило, по сторонам и диагоналям ковра (рис. 167), гимнастки же передвигаются не только по прямым линиям (рис. 168).
В вольных упражнениях для массовых разрядов и в учебных комбинациях (комплексах упражнений) направлений передвижения по ковру обычно немного. Например, при выполнении мужских вольных упражнений III разряда по программе категории Б спортсмен перемещается вдоль одной прямой линии (рис. 169). Иногда композиция спортивных вольных упражнений намеренно приводится к линейной, чтобы упражнение можно было выполнить на акробатической дорожке.
В групповых вольных упражнениях участники выполняют обычно несложные элементы. Трудность состоит в требовании синхронности движений исполнителей, единства характера их движений.
Если от начала до конца группового упражнения взаимное расположение участников, выполняющих одинаковые движения, сохраняется неизменным, то упражнение такого типа называется синхронным. В более сложных упражнениях этого типа применяются одновременные перемещения участников на определенное число шагов и одновременные повороты.
Групповые упражнения называются ролевыми, если участники в едином ритме выполняют разные упражнения в зависимости от их принадлежности к той или иной группе, колонне, шеренге и от места в ней. Исполнители разного пола распределяются обычно в разные группы. Ролевые упражнения выглядят эффектно, если между движениями разных групп участников наблюдается контраст, например: соседние группы выполняют выпады в разные стороны; одни выполняют присед, другие встают и т.п. Контраст подчеркивается также различием костюмов участников и предметов, с которыми выполняется упражнение. Самым трудным из ролевых упражнений является «волна», при выполнении которой каждый участник в ряду выполняет то же движение, что и ДРУ»
гие, но с запаздыванием на определенную часть амплитуды от предыдущего участника.
Еще более сложными являются групповые вольные упражнения с перестроением, например, смыкания и размыкания, разбивка на группы, перестроение из шеренг в круги и т.д. Поддерживать четкость строя особенно трудно при перестроениях типа «прочесывания», когда одна колонна движется навстречу другой, или с пересечением путей участников.
Если упражнение в целом состоит из частей разного типа, то оно называется составным.
Упражнение, в котором часть участников выполняет упражнения одного типа, а другая одновременно — упражнения другого типа, называется комплексным. Групповые вольные упражнения могут использоваться для выступлений на физкультурных праздниках (подробнее об этом см. разд. 15.3 «Массовые гимнастические выступления»).
Для обучения вольным упражнениям первым этапом при работе с начинающими является формирование «школы движений», т.е. навыков выполнения движений, элементов и простых соединений чисто, безупречно, строго в гимнастическом стиле. Средством для этого являются не всякие, а правильно выбранные об-щеразвивающие упражнения. Для постановки «школы движений» не следует использовать такие движения, как, например, из стойки руки в стороны-вперед мах правой вперед-влево, носком коснуться левой руки (то же левой ногой) или: из стойки ноги врозь с наклоном вперед, руки в стороны — повороты туловища.
Улучшению качества движений при выполнении вольных упражнений содействуют контроль и самоконтроль. Последний в полной мере возможен при использовании зеркала, а лучше — видеосъемки. Контроль может осуществлять сам педагог либо он организовывает работу учащихся в парах для взаимоконтроля. При работе с начинающими и с занимающимися младшего возраста контроль педагога должен обязательно преобладать. Постоянно следует обращать внимание на их осанку, положение головы, рук, кистей, пальцев. Например, при выполнении наклона вперед, руки в стороны контролируется, чтобы туловище учащегося было прогнутым и находилось в горизонтальном положении, голова поднята, руки в стороны (на уровне плеч) и слегка кверху (относительно туловища, а не пола), ладонями вперед (т.е. к полу), пальцы вытянуты и прижаты. Большое значение для формирования «школы движений» имеет хореографическая подготовка.
Обучение вольным упражнениям проводится как в подготовительной, так и в основной части урока.
В подготовительной части разучиваются простые элементы и соединения, совершенствуется «школа движений». Более сложные элементы разучиваются в упрощенном и измененном виде. На-
пример, вместо шагов в сочетании с движениями рук выполняются выставления ног с теми же движениями рук. Организуется выполнение частей вольных упражнений в различных направлениях, для чего применяются повороты и перестроения.
В подготовительной части чаще всего используется фронтальный метод. Учащиеся выполняют упражнения на ковре или на полу. Разучиваемые части вольных упражнений выполняются вначале в медленном темпе, по разделениям, с фиксацией внимания на более трудных движениях, при контроле правильности их выполнения. Затем темп, амплитуда движений постепенно увеличиваются, повышаются требования к точности, совершенствуется стиль исполнения разучиваемого элемента, соединения, комбинации, подключается музыкальное сопровождение.
В основной части урока разучиваются более сложные элементы: равновесия, стойки, перевороты, сальто, прыжки, повороты, перемахи и т. п. Разучивание проводится индивидуальным или проходным методом. Если в подготовительной части урока учащиеся выполняют упражнения главным образом на полу или на ковре, то в основной части используются также маты, акробатическая дорожка, мостик, лонжи (страховочные пояса), поролоновая яма и другие снаряды и приспособления.
Совершенствование техники исполнения отдельных элементов вольных упражнений и их соединений осуществляется также путем выполнения несложных учебных комбинаций, составленных из разученных частей упражнения. Педагог может составлять эти комбинации сам на 8, 16, 24 счета, а более подготовленным ученикам предложить составить такие комбинации самостоятельно.
Вольные упражнения, составленные для исполнения под музыкальное сопровождение, разучиваются по «восьмеркам». При добавлении вновь разученной «восьмерки» к ранее освоенной части упражнения темп исполнения вначале задается более медленный, а затем постепенно ускоряется. Если упражнение не сопровождается музыкой (для старших разрядов мужчин), то оно разучивается в произвольном разделении на части. В конечном итоге все части, или «восьмерки», упражнения соединяются в единое целое и выполняются слитно.
На этапе совершенствования вольные упражнения выполняются целиком, при этом более трудные фрагменты продолжают совершенствоваться отдельно. При выполнении упражнения в целом иногда делаются остановки для уточнения отдельных положений тела или его звеньев. Для развития двигательной памяти и выносливости разученные вольные упражнения выполняются по 2 и даже по 3 раза подряд без остановки. Применение указанного метода в вольных упражнениях более эффективно, чем в других видах гимнастического многоборья, особенно в плане развития выносливости.
Источник