Вольные упражнения у мужчин
Терминология спортивной гимнастики
Как и в других сферах деятельности, в гимнастике есть своя терминология. Гимнастическая терминология в основном относительного характера. Однако некоторые термины требуют пояснения.
Хват — способ держания спортивного снаряда в процессе выполнения упражнения.
Вис — положение тела, при котором линия плечевого пояса проходит ниже точки хвата.
Упор — положение тела, при котором плечи располагаются выше точек опоры.
Мах вперед — маятникообразное движение тела от одной крайней точки до другой в сторону лица.
Мах назад — то же, но в сторону спины.
Подъем — перемещение тела из виса в упор или из более низкого упора в более высокий. Может выполняться силой, махом вперед или назад, переворотом-силой, махом вперед или назад — разгибом, дугой.
Переворот — вращательное движение тела с полным переворачиванием через голову вперед или назад без промежуточной опоры или с опорой руками.
Оборот — круговое движение тела вокруг оси гимнастического снаряда или точек хвата, начинающееся в упоре и заканчивающееся либо в упоре, либо в висе или в стойке на руках при исполнении не касаясь снаряда.
Большой оборот — круговое движение тела вокруг оси гимнастического снаряда или точек хвата, начинающееся и заканчивающееся в стойке на руках или с максимальным удалением центра тяжести тела.
Перемах — маховое движение одной или двумя ногами над гимнастическим снарядом в упоре, не отпуская рук или отпуская одну или обе руки.
Круг — круговое движение ногами над снарядом или его частью, состоящее из двух последовательных перемахов без касания снаряда и возвращением в начальное положение.
Перелет — перемещение из виса или упора на одной стороне снаряда в вис или упор на другой стороне снаряда с отпусканием обеих рук или такое же перемещение с одной жерди на другую на женских брусьях.
Подлет — выполнение в конце маха вперед или назад действий с отпусканием рук (поворотов, сальто) с возвращением на снаряд в вис или упор.
Группировка — положение тела, при котором оно максимально согнуто в тазобедренных и коленных суставах.
Согнувшись — положение тела, при котором оно максимально согнуто в тазобедренных суставах.
Прогнувшись — положение, при котором тело сохраняется прямым или слегка прогнутым.
Сальто — вращательное движение тела (на полу прыжком) с полным переворачиванием через голову без промежуточной опоры на руки.
Флик-фляк (фляк) — прыжок вверх-назад с двумя фазами полета: прогибаясь в первой части до опоры на руки и сгибаясь во второй части после толчка руками.
Пируэт — сальто назад прогнувшись с поворотом на 360 градусов.
Угол — положение в висе или упоре, когда прямые ноги располагаются под прямым углом по отношению к туловищу.
Крест — положение на кольцах, в котором опора осуществляется разведенными в стороны руками.
Шпагат — положение сидя с максимально разведенными ногами с опорой на всю их поверхность.
Элемент — составная часть упражнения (комбинации). Отдельное законченное движение или действие определенной структуры, имеющее начало, основу и окончание.
Соединение — сочетание двух или более элементов, выполняемых слитно. при этом исполнение одного элемента как правило затрудняет (осложняет) исполнение другого.
Упражнения (комбинации) — сочетания отдельных элементов и соединений в едином целостном и композиционно определенном порядке. Имеют начало, основу и окончание (соскок) определенной трудности.
За последние годы появилось много элементов, которые не описываются по правилам гимнастической терминологии, а для краткости называются именами их первых исполнителей на крупных соревнованиях. Таких элементов на всех шести видах мужского шестиборья и четырех — женского, более пятидесяти. Вот наиболее употребительные: «Азарян», «Делчев», «Диомидов», «Хейли», «Хонма», «Юрченко», «Кенмоцу», «Ковач», «Люкин», «Мадьяр», «Шишова», «Штальдер», «Ткачев», «Цукакара», …
Упражнения на видах
Вольные упражнения гимнасты выполняют на специальном амортизирующем настиле, покрытом шерстяным или синтетическим ковром. Содержат сочетания различных передвижений, танцевальных элементов, кругов руками и ногами, перемахов, статических положений, сальто и переворотов, объединенных в законченную, отвечающую определенным требовапниям, комбинацию. Продолжительность вольных упражнений для мужчин 50-70 секунд, для женщин 70-90 секунд. Женщины исполняют упражнения под музыку (фонограмму без пения).
Опорные прыжки выполняются с разбега через специальное устройство, высота которого для женщин 120 см, для мужчин — 135 см. Длина специальной дорожки для разбега — 25 м. Толчок осуществляется о специальный амортизирующий мостик высотой 20 см двумя ногами, а о коня — двумя, а для мужчин, одной рукой. Прыжки могут быть прямые (толчок и приземление осуществляются в одном направлении), переворотные, содержать повороты и сальто до и после толчка руками, а также рондантные (наскок на мостик с помощью рондата).
Упражнения на коне содержат различные перемахи и круги одной или двумя ногами, перемещения в упоре поперек или продольно с опорой о коня, на одну руку и коня, на одну или обе ручки, исполняемые только махом и слитно.
Упражнения на кольцах содержат различные подъемы, обороты, выкруты, выполняемые махом и силой, статические положения — стойки на руках, горизонтальные висы и упоры, кресты.
Упражнения на параллельных брусьях содержат различные подъемы, повороты, переходы, перемахи, круги одной и двумя ногами, сальто над и под жердями, большие обороты, а также в ограниченном объеме статичные положения — стойки на руках, горизонтальные упоры.
Упражнения на перекладине содержат различные подъемы, обороты, большие обороты, повороты, перемахи, подлеты и перелеты, выполняемые только махом.
Упражнения на разновысоких брусьях содержат различные подъемы, обороты, большие обороты, подлеты, перелеты через верхнюю жердь и с одной жерди на другую, выполняемые только махом.
Упражнения на бревне содержат различные передвижения, прыжки, повороты, перевороты, сальто, танцевальные элементы, а также в ограниченном объеме статические положения и позы.
Упражнения на всех видах должны заканчиваться эффектным соскоком, соответствующим трудности всего упражнения.
Порядок проведения соревнований по спортивной гимнастике
На соревнованиях гимнасты и гимнастки проделывают только произвольные упражнения (до 1960 года они соревновались в выполнении и обязательных упражнений, теперь отмененных, составляемых мужским и женским комитетами Международной федерации гимнастики (ФИЖ) для всех участников, и произвольных, составляемых каждым участником для себя).
В процессе крупнейших соревнований — Олимпийских игр, чемпионатов мира и континентов, — длящихся несколько дней, проходят как бы четыре соревнования:
№1 (CI) — предварительные (квалификационные) соревнования по многоборью (выполняются упражнения на всех видах) для всех участников. По их результатам определяются участники последующих соревнований.
№2 (CII) — финальные соревнования по многоборью. В них участвуют 12-36 гимнастов и гимнасток, но не более, чем 3-х от страны, показавших лучшие результаты в многоборье в предварительных соревнованиях. По их результатам определяются абсолютные чемпионы (чемпионы в многоборье).
№3 (CIII) — финальные соревнования по отдельным видам. В них участвуют 8 спортсменов, но не более двух от страны, показавших лучшие результаты на каждом снаряде. По их результатам определяются чемпионы на каждом виде.
№4 (CIV) — финальные соревнования командного первенства по многоборью. В них участвуют 6-8 команд, показавших лучшие результаты в предварительных соревнованиях. По их результатам определяются победители командного первенства, а места других команд (с 7-ого и далее) определяются по результатам соревнований №1.
В соревнованиях меньшего масштаба можно ограничиться проведением только соревнований №1, по итогам которых можно определить результаты всех видов первенства. Это оговаривается регламентом конкретных соревнований.
Для участия в соревнованиях на помост одновременно выходят шесть мужских и четыре женских команды — по одной на каждый вид многоборья. Участникам предоставляется время на разминку по 30-40 сек. на каждого, после чего, по гонгу, участники вызываются для выполнения упражнений. После окончания соревнований на виде производится переход на следующий вид. Порядок видов у мужчин — вольные упражнения, конь, кольца, опорные прыжки, брусья, перекладина, а у женщин — опорные прыжки, брусья, бревно, вольные упражнения. Если в команде 8 участников, то время для разминки предоставляется сначала первой четверке, а после того, как она отсоревнуется — второй.
Оценка выступления гимнастов
Оценка выступления гимнастов на соревнованиях (судейство) отличается большей сложностью в сравнении со многими другими видами спорта. Недаром говорят: «Чтобы судить гимнастику, надо ее знать, понимать и чувствовать». На это, как правило, способен судья, который сам имеет большой опыт спортивных выступлений, тренерской работы и собственно судейства.
В гимнастике по 10-ти бальной системе оцениваются содержание упражнения — трудность и композиция (построение) — и его исполнение. Для оценки трудности все известные, наиболее часто исполняемые элементы и их соединения, в специальной таблице «Правил соревнований» (разрабатываются мужским и женским техническими комитетами Международной федерации гимнастики) распределены по группам А, В, С, D и Е (Е — самые сложные). «Формула сложности» — количество элементов каждой трудности в упражнении — должно быть: у мужчин — 1D+2С+2В+4А, а у женщин — 1D+2С+2В+1А. При соблюдении «Формулы» упражнения мужчин оцениваются в 8,6, а у женщин — в 9,0 балла. За отсутствие в упражнении элемента группы D оценка уменьшается у мужчин на 0,6, а у женщин на 0,8 балла, группы С — соответственно на 0,4 и на 0,6, группы В — на 0,2 и на 0,4, группы А — на 0,4 и 0,2 балла.
Оценка трудности упражнения и у мужчин и у женщин может быть увеличена до 10 баллов, если в упражнении дополнительно к «Формуле» содержатся элементы группы D, Е, а у мужчин еще и супер Е. При этом за каждый элемент группы D добавляется 0,1, группы Е — 0,2 и группы супер Е — 0,3 балла. Однако оценка трудности (исходная оценка) не может превышать 10 баллов.
За каждую ошибку композиции (отсутствие специфичных для данного вида требований к построению упражнения) оценка уменьшается на 0,1-0,2 балла.
За каждую ошибку исполнения (отклонение от техники, нарушение осанки) оценка снижается на 0,1 балла за мелкую (незначительную), на 0,2 — за среднюю (значительную) и на 0,4 — за грубую ошибку, а при падении со снаряда — на 0,5 балла.
Оценивают выступления гимнастов две бригады судей на всех видах, кроме прыжков. Бригада А, состоящая из двух судей, оценивает трудность и композицию, определяя путем согласования исходную оценку, бригада Б, в которой могут быть 2-6 судей, качество исполнения. Каждый судья бригады Б самостоятельно определяет количество ошибок и их степень и определяет сбавки за них. Поскольку мнение судей бригады Б субъективно и может быть (и бывает, как правило) разным, для определения окончательного размера сбавок за исполнение наименьшая и наибольшая сбавки, если судей больше двух, отбрасываются, а из оставшихся определяется среднеарифметическая сбавка, вычитая которую из исходной оценки трудности, и получают окончательную. Таким образом субъективная оценка каждого судьи объективизируется в оценке бригады.
Опорные прыжки судит одна бригада, оценивающая только качество исполнения, так как трудность каждого прыжка определена таблицей Правил соревнований.
Вольные упражнения — один из видов упражнений в спортивной гимнастике.
Описание
Вольные упражнения выполняются на «ковре» — квадратной помосте, размерами 12 на 12 метров с дополнительным бордюром безопасности шириной 1 метр. Помост должен иметь определенную эластичность для смягчения приземления спортсмена при выполнении акробатических прыжков. Специальное покрытие ковра должно исключать ожоги кожи при трении об него.
Вольные упражнения входят в программу как женских, так и мужских турниров. К современной программы Олимпийских игр проводятся соревнования со свободными упражнениями, в которых разыгрывается комплект медалей; также эти соревнования входят в программу командной и абсолютного первенства.
Вольные упражнения продолжаются, как правило, 70 секунд у мужчин и 90 секунд у женщин. Женские вольные упражнения — единственный вид программы спортивной гимнастике, выполняется под музыку. Выступление спортсмена оценивается по сложности элементов, правильности выполнения элемента, отсутствия ошибок. В женских соревнованиях судьи также учитывают уровень хореографической подготовки. Акробатические элементы вольных упражнений включают в себя кувырки, сальто, шпагаты, стойки на руках и другие, а также их связи. Характерным элементом вольных упражнений является акробатическая связка — серия прыжков и кульбитов, выполняемая по диагонали ковра от одного угла к другому. У женщин в программу входят отдельные танцевальные па, схожие с упражнениями по художественной гимнастике. Грубыми ошибками считаются падения и выход спортсмена за пределы ковра. В ходе выступления спортсмен должен максимально использовать площадь ковра.
У мужчин на вольных упражнениях гимнаст должен включить в свою комбинацию элементы из различных структурных групп. Всего таких групп 4 плюс соскок (соскок на вольных упражнениях считается заключительная акробатическая диагональ).
Структурные группы элементов (мужчины)
I. Элементы гимнастики (без использования акробатики)
- Статические и динамические силовые элементы: высокий угол, горизонтальные упоры, стойки на руках силой, т.
- Элементы гибкости: шпагаты, равновесия, опрокидывания, медленные перевороты.
- Повороты на ногах и прыжки с поворотами.
- Круги двумя ногами, а также эффектные круги ноги врозь (круги Деласаль-Томаса), а также круга прогнувшись (русские круги).
II. Акробатические элементы с вращением вперед
В данную структурную группу входят перевороты вперед, а также разнообразные сальто.
Сальто выполняются в разных положениях тела — зрупувавшись, согнувшись, прогнувшись / выпрямившись. Также выполняются сальто с поворотами — пируэты и сложные двойные сальто.
Сальто могут выполняться как с приземлением на ноги, так и в упор лежа, или в кувырок (полуторные сальто).
III. Акробатические элементы с вращением назад
Подобно акробатическим элементам вперед, сюда входят перевороты и различные сальто назад.
IV. Акробатические элементы с вращением в боковой плоскости и прыжки назад с поворотом на 180 градусов и больше с последующим выполнением сальто вперед. Прыжки вперед с поворотом на 180 и сальто назад
Эта структурная группа включает различные боковые сальто (арабские сальто), а также твисты — прыжки назад с поворотом на 180 и сальто вперед.
Кроме этих элементов, сюда входят элементы типа «Томас» — полуторные сальто назад в кувырок с поворотом на 540 градусов.
Также к этой группе элементов принадлежат редкие и сложные сальто, прыжком вперед с поворотом на 180 и последующим сальто (или двойным сальто) назад.
Надбавки за соединение элементов
За отдельные сложные соединения элементов, гимнаст получает надбавку за складнысть. Правила от 2009 года устанавливают такие надбавки за соединение
- за соединение элемента группы D (и выше) с элементами групп А, В, С дается надбавка 0,1;
- за соединение элементов группы D (и выше) с элементами группы D (и выше) дается надбавка 0,2.
Один элемент может участвовать в связке лишь однажды, то есть если выполнена связка из трех акробатических элементов, то гимнаст получит надбавку только самой дорогой связи первого сальто со вторым или другого третьим. Две связи учтены не будут.
Структурные группы элементов (женщины)
I. Прыжки и подскоки
К данной структурной группы входят разнообразные прыжки. Прыжки различают:
- по форме тела (прыжки прогнувшись, сгруппировавшись, согнувшись, в шпагате, кольцом и т.д.);
- по наличию поворота;
- за работой ногами (толчком с двух ног, прыжки шагом, прыжки со сменой ног в шпагате)
- по способу приземления (на ноги, в упор лежа, в шпагат сидя);
II. Повороты
Повороты различаются:
- По числу градусов вращения вокруг вертикальной оси (один поворот, два, пр.);
- по положению ног во время поворота (безопорным нога согнута в колене, параллельно полу, в вертикальном шпагате, и тому подобное. Опорная нога согнута или прямая)
- круги (подобно гимнастам-чоловыкам) на полу;
III. Элементы с опорой на руки
Включают:
- всевозможные кувырки (как полит-кувырок, так и перекатом со стойки на руках или в стойку на руках)
- повороты в стойке на руках;
- перевороты (медленные и темпу)
IV. Сальто вперед и боком
Сюда входят все сальто вперед, сальто боком и твисты (сальто назад с переворотом и последующим вращением вперед). Максимально сложным элементом считается двойной твист прогнувшись (G), впервые выполненный бразильской гимнасткой Даяной Дос Сантос.
V. Сальто назад
Включает различные сальто назад. Максимально сложные элементы — двойное сальто назад сгруппировавшись с двумя пируэтами, двойное сальто назад прогнувшись с пируэтом, сальто назад прогнувшись с тремя с половиной пируэтами и крайне редкое сальто Татьяны Грошковои — двойное сальто назад согнувшись с двумя пируэтами (первое сальто прогнувшись с двумя пируэтами, второе согнувшись).
Группы сложности
Элементы на вольных упражнениях имеют различные группы сложности — от А до G. К элементам группы «А» относятся простые прыжки, типа переворотов вперед или назад, сальто сгруппировавшись и т.д., элементы группы «G» выполняются единицами гимнастов мира, к ним относятся (в мужчин):
- тройное сальто назад в группировке;
- двойное сальто назад в группировке с тремя пируэтами;
Чемпионы мира в вольных упражнениях
- 1950 — Йозеф Штальдер, Швейцария
- 1954 — Валентин Муратов, СССР, Масао Такемото, Япония
- 1958 — Масао Такемото, Япония
- 1962 — Нобуюки Аихара, Япония, Юкио Эндо, Япония
- 1966 — Акинори Накаяма, Япония
- 1970 — Акинори Накаяма, Япония
- 1974 — Савай Касамацу, Япония
- 1978 — Курт Томас, США
- 1979 — Курт Томас, США
- 1981 — Юрий Королев, СССР
- 1983 — Тун Фей, КНР
- 1985 — Тун Фей, КНР
- 1987 — Лоу Юнь, КНР
- 1989 — Игорь Коробчинский, СССР
- 1991 — Игорь Коробчинский, СССР
- 1993 — Григорий Мисютин, Украина
- 1994 — Виталий Щербо, Беларусь
- 1995 — Виталий Щербо, Беларусь
- 1997 — Алексей Немов, Россия
- 1999 — Алексей Немов, Россия
- 2001 — Иордан Йовчев, Болгария и Мариан Дрегулеску, Румыния
- 2 003 — Пол Хэм, США и Иордан Йовчев, Болгария
- 2005 — Диего Иполито, Бразилия
- 2006 — Мариан Дрегулеску, Румыния
- 2007 — Диего Иполито, Бразилия
- 2 009 — Мариан Дрегулеску, Румыния
- 2 010 — Элефтериос Космидис, Греция
- 2011 — Утимура Кохей, Япония
Олимпийские чемпионы в вольных упражнениях
- 1952 — Уильям Турессон, Швеция
- 1956 — Валентин Муратов, СССР
- 1960 — Н. Аихара, Япония
- 1964 — Ф. Миникелли, Италия
- 1968 — Като Савва, Япония
- 1972 — Андрианов, СССР
- 1976 — Андрианов, СССР
- 1980 — Р. Брюкнер, ГДР
- 1988 — Сергей Харьков, СССР
- 1992 — Ли Сяошуай, Китай
- 1 996 — Иоаннис Мелиссанидис, Греция
- 2000 — Игорь Вихров, Латвия
- 2004 — Кайл Шефелт, Канада
- 2 008 — Цзоу Кай, Китай
- 2012 — Цзоу Кай, Китай
Олимпийские чемпионки в вольных упражнениях
- 1952 — Келети Агнеш, Венгрия
- 1956 — Лариса Латынина, СССР
- 1960 — Лариса Латынина, СССР
- 1964 — Лариса Латынина, СССР
- 1968 — Лариса Петрик, СССР и Вера Чаславска, Чехословакия
- 1972 — Ольга Корбут, СССР
- 1976 — Нелли Ким, СССР
- 1980 — Нелли Ким, СССР
- 1988 — Даниэла Силиваш, Румыния
- 1992 — Лавиния Милошовичи, Румыния
- 1 996 — Лилия Подкопаева, Украина
- 2000 — Елена Замолодчикова, Россия
- 2004 — Кэтэлин понор, Румыния
- 2 008 — Сандра Избаш, Румыния
- 2012 — Али Райсман, США
Чемпионки мира в вольных упражнениях
- 1954 — Тамара Манина, СССР
- 1958 — Ева Босаковой, Чехословакия
- 1962 — Лариса Латынина, СССР
- 1966 — Наталья Кучинская, СССР
- 1970 — Людмила Турищева, СССР
- 1974 — Людмила Турищева, СССР
- 1978 — Елена Мухина, СССР
- 1979 — Эмилия Эберле, Румыния
- 1981 — Наталья Ильенко, СССР
- 1983 — Екатерина Сабо, Румыния
- 1985 — Оксана Омельянчик, СССР
- 1987 — Елена Шушунова, СССР и Даниэла Силиваш, Румыния
- 1989 — Светлана Богинський, СССР и Даниэла Силиваш, Румыния
- 1991 — Оксана Чусовитина, СССР и К. Бонташ, Румыния
- 1993 — Шеннон Миллер, США
- 1994 — Дина Кочеткова, Россия
- 1995 — Джина Годжан, Румыния
- 1997 — Джина Годжан, Румыния
- 1999 — Андреа Радукан, Румыния
- 2001 — Андреа Радукан, Румыния
- 2 003 — Дайане Дус Сантус, Бразилия
- 2005 — Элиша Секремони, США
- 2006 — Чен Фей, Китай
- 2007 — Шон Джонсон, США
- 2 009 — Элизабет Тведдл, Великобритания
- 2 010 — Лорен Митчелл, Австралия
- 2011 — Ксения Афанасьева, Россия
Источник