Занятия для закрепления мышц рук и спины для детей 4 лет

Занятия для закрепления мышц рук и спины для детей 4 лет thumbnail

Упражнения для укрепления позвоночника у детейЗдоровый позвоночник для человека любого возраста, и особенно ребенка, является одним из главных условий нормального развития.

Практически каждый день любой школьник проводит в сидячем положении от 3 до 7 часов.

Кроме того, ему нужно ежедневно носить тяжелый рюкзак или сумку на плече. Подобные факторы являются остро негативными для формирования мышечного корсета развивающегося организма.

В случае нарушений этого процесса, у ребенка начинает развиваться сколиоз или иные патологии позвоночного столба, которые приведут к значительным осложнениям со здоровьем в более зрелом возрасте.

Кроме того, дети, имеющие неправильную осанку, часто страдают от простуд, бронхита, гастрита и запоров. Тем не менее, если вовремя предпринять необходимые меры, можно избежать подобных проблем. Для этого потребуется проведение регулярных мероприятий, таких как лечебная физкультура, специальные упражнения которой помогут укрепить мышцы спины и брюшного пресса.

Польза ЛФК для опорно-двигательного аппарата детей

Процесс формирования костно-мышечного корсета позвоночника в первую очередь определяется состоянием всей мышечной системы ребенка, задача которой сводится к эффективному поддержанию позвоночного столба в естественном природном положении.

Систематические занятия лечебной физкультурой помогают закалить детский организм, развивая его мышцы, укрепление которых позволит удерживать позвоночник в физиологически правильном положении.

Польза от занятий лечебной физкультурой для ребенка проявляется в следующем:

  • общеоздоравливающем и общеукрепляющем действии, нормализации деятельности всех систем организма, повышении иммунитета, стабилизации работы нервной системы;
  • активизация обменных процессов;
  • совершенствование двигательных навыков и координации движение, увеличение общей физической выносливости;
  • укрепление мускулатуры спины, пресса, торса (мышечного корсета), мышц рук, ног и шеи в целом;
  • устранение дисбаланса, возникающего при не достаточно равномерном, а также недостаточном формировании и растяжении связок и мышц;
  • снятие повышенной нагрузки на позвоночный столб;
  • исправление осанки, профилактика искривлений (сколиоз, кифоз, лордоз).

ЛФК очень важна для детей, так как укрепляет глубокие мышцы спины, а это профилактика искривления позвоночника

Занятия лечебной физкультурой с самого раннего возраста потребуют от родителей терпения и настойчивости, но из значимость невозможно переоценить в отношении профилактики проблем со спиной, которые неизбежно появляются у ребенка в период обучения в школе.

Показания к занятиям ЛФК

Если привычка выполнять комплекс специальных физических упражнений для укрепления спины не была привита ребенку с детства, то в школьные годы по причине резкого увеличения нагрузки на позвоночник, при внимательном наблюдении за поведением школьника, родители могут заметить ряд признаков, свидетельствующих о необходимости проведения профилактики.

К числу признаков начинающихся проблем с развитием позвоночника относятся:

  • быстрая утомляемость;
  • неуколюжесть и неловкость движений;
  • отказ ребенка играть в подвижные игры;
  • жалобы на головные боли и болезненность на уровне шеи;
  • боли в конечностях, появляющиеся после прогулок;
  • сидячая поза с упором на руки;
  • затруднения во время длительного пребывания в одном положении;
  • характерный хруст суставов, раздающийся во время движений.

Родителям, заметившим хотя бы один или сразу несколько из названных симптомов, следует как можно быстрее обратиться к специалисту. Только врач может правильно подобрать медикаменты и назначить процедуры, необходимые для коррекции появившихся нарушений осанки.

Кроме того упражнения для укрепления позвоночника назначают детям при имеющихся следующих показаниях:

  • общая задержка развития;
  • сколиоз;
  • рахит;
  • дисплазия тазобедренного сустава;
  • смещение позвоночных дисков;
  • плоскостопие;
  • косолапость;
  • кривизна шеи.

Упражнения для укрепления спины у детей

В зависимости от возраста ребенка, его эмоционального состояния и иных физиологических показателей, врач определяет продолжительность занятий лечебной физкультурой, направленной на укрепление позвоночного столба.

В среднем длительность выполнения упражнений определяется следующим образом:

  1. грудничкам до полугода будут полезны упражнения, выполняемые от 10 до 20 минут в день;
  2. малышам от 6 до 12 месяцев принесет пользу ежедневная тридцати минутная гимнастика;
  3. дети от года до трех лет могут заниматься физическими упражнениями до 30-40 минут ежедневно.

Грудничкам нужно прививать физическую активность постепенно, ведь их позвоночный столб еще не сформирован до конца

Лучше всего, чтобы первое занятие было проведено профессиональным массажистом, которые сможет показать родителям правильную технику выполнения.

Лечебно-укрепляющая гимнастика для мышц спины должна проводиться с определенной частотой. Начинать занятия следует с 3 раз в неделю. При положительной реакции ребенка на нагрузки, их частоту можно довести до ежедневных тренировок.

С точки зрения техники выполнения, важно помнить, что любая тренировка должна начинаться с разминки. За ней должен следовать основной комплекс упражнений, обязательно включающих легкую растяжку. В процессе занятий нужно избегать однотипных упражнений.

Также следует исключить упражнения, которые вызывают у ребенка боли и неприятные ощущения. Занятия лечебной физкультурой, как и занятия любым другим видом спорта, наиболее благоприятны при проведении за 50-60 минут до или после приема пищи.

Во время занятий физкультурой в лечебных целях достичь максимальной пользы и снизить риск получения травм, предотвратить появление побочных эффектов поможет ряд несложных, но обязательных к выполнению правил:

  1. Комплекс специальных упражнений должен быть разработан лечащим врачом строго по индивидуальным показателям на основании предварительной диагностики. Данные специалистом рекомендации относительно техники выполнения упражнений, нужно строго соблюдать. Во время занятий лечебной физкультурой внимательно следить за осанкой ребенка, при этом положении спины должно быть максимально приближено к физиологическому положению.
  2. Занятия лечебной физкультурой должны проводиться в кабинете, имеющем специальное оборудование. Это может быть как поликлиника, так и домашние условия. Важно, чтобы ребенок всегда выполнял упражнения под присмотром взрослых.
  3. В начале регулярных занятий лечебной физкультурой ребенок вместе с одним или обоими родителями должны пройти обучение в соответствующем кабинете поликлиники.
  4. Каждое занятие необходимо начинать с массажа и разминки.
  5. Все упражнение нужно выполнять в небыстром темпе, исключая резки движения, прыжки или рывки. Не допустимо включение элементов акробатики.
  6. Важным правилом является противопоказание повышенной физической нагрузки с использованием отягощений, включая штанги, гири, гантели, при имеющихся нарушениях осанки.
  7. В процессе занятий должны быть исключены ощущения любой, даже малейшей боли.
  8. Специальные вращательные упражнения или вытягивание позвоночного столба также не рекомендованы для тренировок. Допустимо исключительно пассивное вытягивание, при котором под ногами обязательно присутствует опора.
  9. Увеличение нагрузок должно происходить медленно и постепенно, от простых к сложным элементам, избегая форсирования.
  10. При составлении комплекса упражнений должно быть предусмотрено чередование нагрузки для разных групп мышц, включение дыхательной гимнастики после физической тренировки.

Видео: «Как укрепить мышцы спины у ребенка на гимнастическом мяче?»

Подготовка и разогрев

Начало упражнений лечебной физкультуры должно включать следующие действия:

  • поглаживания;
  • растирания;
  • разминание мышц;
  • вибрации.

При этом нужно особое внимание уделить подготовке ребенка к процедуре.

Самочувствие ребенка должно быть хорошим, настроение нормальное, уравновешенное, он должен чувствовать себя бодрым и отдохнувшим. До начала тренировки помещение нужно хорошо проветрить. Наиболее оптимальной для занятий является температура 18-22 градуса.

Детям до начала упражнений обычно хорошо помогает разогрев мышц при помощи массажа или принятие теплого душа. Занятия необходимо проводить регулярно в одни и те же часы. При проведении тренировки стоит включать негромкую музыку, которая поможет ребенку расслабиться и настроиться на работу.

В качестве упражнений разминки подойдут следующие:

  • вдох воздуха животом через рот с последующей задержкой дыхания на несколько секунд и последующий выдох через нос;
  • вращательные движения плечами вместе и поочередно;
  • наклоны головы в разные стороны;
  • махи руками;
  • наклоны туловища в разные стороны из положения «руки в замке»;
  • вращения бедрами;
  • наклоны вниз, стараясь при этом коснуться руками кончиком пальцев ног;
  • ходьба на месте с высоким подъемом коленей;
  • бег на месте;
  • глубокий вдох и полный выдох.
Читайте также:  Восстановить мышцы спины после растяжения

Основные упражнения

Базовые общеукрепляющие упражнения. Ниже приведены еще несколько упражнений для укрепления мышечного корсета

К основным упражнениям лечебной физкультуры обычно относят следующие:

  1. Езда на велосипеде. Из положения лежа на спине ноги делают в воздухе круговые движения с воображаемыми педалями.
  2. Ножницы. Махи прямыми ногами в горизонтальном направлении с перекрещиванием.
  3. Колобок. Подтягивание согнутых ног в коленях, обхватывание их руками и катание на спине по удобной траектории.
  4. Мост над дорогой. Это упражнение выполняется из положения лежа на спине, при этом ноги должны быть согнуты в коленях, а ступни опираться на пол, руки остаются вдоль туловища. Нужно оторвать от пола таз и стараться прогнуться, поднимая так как можно выше. В этом положении следует задержаться на 5 секунд, после чего вернуться в исходную позу.
  5. Акробат. Выполняется из положения лежа на спине, руки лежат вдоль туловища. Необходимо поднять прямые ноги, стараясь коснуться пола за головой носками.
  6. Котенок. Прогибы спины вниз и вверх из положения стоя на четвереньках.
  7. Корзина ягод. Лежа на животе, ребенок обхватывает обеими руками лодыжки ног и старается подтянуться как можно выше до положения, похожего на объемную корзину.
  8. Пловец. Из положения лежа на животе совершаются махи прямыми руками и ногами в воздухе с имитацией движений пловца.
  9. Лодочка. Лежа на животе, ребенок должен постараться оторвать руки и ноги от пола и замереть в воздухе, оставаясь в этом положении как можно дольше.

Видео: «Упражнения для укрепления мышц спины»

Завершение

Уделите внимание завершающим этапам гимнастикиЗаключительными упражнениями лечебной физкультуры обязательно должны быть действия, способствующие восстановлению дыхания и пульса, расслаблению всех мышц.

Для могут быть рекомендованы различные встряхивания, вращательные и поглаживающие движения, похлопывания.

Крайне нежелательно отвлечься от тренировки в самом ее разгаре, перейдя к повседневным делам, по причине высокого уровня риска травмирования разогретых мышц.

В конце тренировки полезно замедлить ее темп, что позволит телу ощутить завершение комплекса.

При этом останется ощущение сил и бодрости.

Также полезно в конце перейти к водным процедурам.

Противопоказания к занятию ЛФК у детей

Выполнение лечебной физкультуры, как и любых других спортивных упражнений, крайне не рекомендовано при плохом самочувствие, жалобах на лихорадку или остром протекании какой-либо патологии.

Противопоказаниями для занятий также являются любые нарушения сердечного ритма, недостаточность дыхания. Выполнение упражнений запрещено при имеющихся злокачественных патологиях, острых формах рахита и туберкулеза, гепатита, воспаления в суставах, костях и мягких тканях.

При появлении любого из перечисленных недугов тренировки должны быть отменены до периода полного выздоровления ребенка.

Заключение

По мнению врачей, спина служит зеркалом здоровья человеческого организма в целом. По этой причине забота о правильной осанке должна начинаться с самого раннего возраста.

Занятий лечебной физкультурой принесут пользу любому ребенку, помогая укрепить его костно-мышечный корсет, позволяющий сохранять позвоночник в естественном физиологическом положении, предупреждая его искривления в период школьного возраста, травмирование и иные неблагоприятные изменения.

Определить необходимость начала регулярных занятий лечебной физкультурой можно по ряду показателей, к которым относится быстрая утомляемость ребенка, жалобы на боли в области шеи, головы, появление признаков неправильной осанки, частые простудные заболевания.

Важно, чтобы комплекс лечебных упражнений был прописан врачом на основании диагностики и по индивидуальным показателям.

При выполнении упражнений следует придерживаться правил и техники, рекомендованных врачом.

Тренировки всегда следует начинать с разогрева, а заканчивать замедлением темпа.

Занятия лечебной физкультурой запрещены при любых заболеваниях детского организма, в особенности при плохом самочувствии, нарушениях сердечного ритма, недостаточности дыхания.

Даже если занятия лечебной физкультурой проводятся дома, необходимо время от времени показываться врачу и прислушиваться к его рекомендациям.

Богач Людмила Михайловна

Врач ЛФК

Проводит комплексную терапию и профилактику заболевания позвоночника, проводит расшифровку рентгенографии и МРТ снимков. Также проводит реабилитацию и восстановления физического состояния после травм.Другие авторы

Комментарии для сайта Cackle

Источник

п/п

Частные задачи

Содержание

Дози-ровка

ОМУ

1

2

3

4

5

1.

Укрепление мышц ног, плечевого пояса.

Самовытяжение.

«Потягушки»

вариант 1:

И.п. – лёжа на животе, руки вверх.

1-2 – тянуться по полу руками вверх, ногами вниз,

3-4 – и.п.

вариант 2:

И.п. – лёжа на животе, руки и ноги в стороны.

1-2 – тянуться по полу руками и ногами в стороны.

3-4 – и.п.

4-6 раз

Темп умеренный.

Руки в локтях, ноги в коленях не сгибать.

Ноги  и руки прижаты к полу.

2.

Укрепление мышц ног, плечевого пояса.

Самовытяжение.

И.п. – лёжа на животе, руки вверх.

1-2 – ноги согнуть в коленях, руками тянуться вверх.

3-4 – и.п.

4-6 раз

Темп умеренный.

Руки и бёдра вместе и  прижаты к полу.

Носок от себя.

3.

Укрепление мышц ног, рук, шеи.

Ориентировка на себе.

Развитие координаци-онных способностей.

Воспитание внимания.

Самовытяжение.

«Пешеходик»

И.п. – лёжа на животе, руки вверх.

вариант 1:

1 – приподнять правую ногу, левую руку и голову,

2 – и.п.

3 – приподнять левую ногу, правую руку и голову,

4 – и.п.

вариант 2:

1 – приподняться от пола.

2-7(9) – «пешеходик» в дина-мике.

8(10) – и.п.

4-6 раз

Темп умеренный.

Голову, ногу и руку приподнимать слегка.

Тянуться затылком, руку в локте, ногу в ко-лене не сгибать.

Следить за разноимён-ностью руки и ноги.

Поясницу не прогибать.

5.

Укрепление мышц ног, рук, шеи.

Самовытяжение.

«Рыбка»

И.п. – лёжа на животе, руки вверх.

1 – приподняться от пола,

2-3- держать, 4 – и.п.

4-6 раз

Темп умеренный.

Тянуться затылком, руки в локтях, ноги в коленях не сгибать.

6.

Укрепление мышц ног, плечевого пояса, шеи.

«Лодочка»

И.п. – лёжа на животе, руки вдоль туловища.

1- приподнять голову и плече-вой пояс,

2-3 – держать, 4 – и.п.

4-6 раз

Темп умеренный.

Ладоши прижаты к полу.

Ноги вместе и прижаты к полу.

7.

Укрепление мышц ног, плечевого пояса, шеи.

Самовытяжение.

«Звёздочка»

И.п. – лёжа на животе, руки и ноги в стороны.

1- приподняться,

2-3 – держать,

4 – и.п.

4-6 раз

Темп умеренный.

Тянуться затылком.

Руки и ноги в коленях не сгибать.

1

2

3

4

5

8.

Укрепление мышц ног и плечевого пояса.

Развитие координаци-онных способностей.

«Точка-строчка»

И.п. – лёжа на животе, руки вверх

вариант 1:

1 – приподняться,

2 – руки и ноги в стороны,

3 – ноги и руки вместе,

4 – и.п.

вариант 2:

1 – приподняться,

2-7(9) – чередовать ноги и руки  в стороны, вместе,

8(10) – и.п.

4-6 раз

2-3 раза

Темп умеренный.

Тянуться затылком.

Поясницу не прогибать.

Руки в локтях, ноги в коленях не сгибать.

Носок от себя.

9.

Укрепление мышц ног и плечевого пояса.

Развитие координаци-онных способностей.

«Брасс»

И.п. – лёжа на животе, руки согнуты в локтях.

1- приподняться,

2-7(9) – имитация плавания брасс,

8(10) – и.п.

2-3 раза

Темп умеренный.

Тянуться затылком.

Поясницу не прогибать

10.

Укрепление мышц ног, шеи и плечевого пояса

Развитие координаци-онных способностей.

Ориентировка на себе.

«Кошечка»

И.п. – стойка на четвереньках.

1 – прогнуть спину (кошечка добрая),

2 – и.п.,

3 – выгнуть спину (кошечка злиться), 4 – и.п.

Читайте также:  Боль в мышцах спины спазм

4-6 раз

Темп умеренный.

Ноги вместе, руки на ширине плеч.

11.

Укрепление мышц рук и плечевого пояса.

«Стрекоза»

И.п. – лёжа на животе, руки на затылок.

1 – приподняться, прогнуться, выпрямить руки в стороны.

2-3 – держать, 4 – и.п.

4-6 раз

Темп умеренный.

Ноги вместе, прижаты к полу.

Руки в локтях не сгибать.

Тянуться затылком.

12.

Укрепление мышц ног, шеи и плечевого пояса

Развитие координаци-онных способностей.

Ориентировка на себе

Самовытяжение.

И.п. – стойка на четвереньках.

1- приподнять правую руку и левую ногу,

2 – и.п.,

3 – приподнять левую руку и правую ногу, 4 – и.п.

4-6 раз

Темп умеренный.

Руку и ногу поднимать параллельно полу.

Тянуться затылком.

13.

Укрепление мышц плечевого пояса и рук.

Самовытяжение.

«Кошечка потягивается»

И.п. – сед на пятках.

1-2 – руками потянуться по полу вперёд.

3-4 – и.п.

4-6 раз

Темп умеренный.

Голова между рук, тянуться затылком.

Ноги вместе.

14.

Укрепление мышц шеи, плечевого пояса и рук.

«Силачи»

И.п. – лёжа на животе, руки вверх.

1- приподнять плечевой пояс.

2- руки к плечам,

3 – руки вверх,

4 – и.п.

4-6 раз

Темп умеренный.

Тянуться затылком.

Ноги вместе, прижаты к полу.

При сгибании рук, локти отводить назад до упора.

15.

Укрепление мышц шеи, плечевого пояса и рук.

«Молоточки»

И.п. – лёжа на животе, руки вверх.

1 – приподнять плечевой пояс,

2-7(9) – поочерёдное постуки-вание кулаками по полу.

8(10) – и.п.

2-3 раза

Темп умеренный.

Тянуться затылком.

Ноги вместе, прижаты к полу.

1

2

3

4

5

16.

Укрепление мышц шеи, плечевого пояса и рук.

«Птички летят»

И.п. – лёжа на животе, руки в стороны.

1 – приподняться.

2-7(9) – руки  чередовать вверх-вниз,

8(10) – и.п.

2-3 раза

Темп умеренный.

Ноги прижаты к полу.

Руки в локтях не сгибать

17.

Укрепление мышц шеи, плечевого пояса и рук.

«Змейка»

И.п. – лёжа на животе, руки вверх.

1- прогнуться,

2-3 – держать,

4 – и.п.

4-6 раз

Темп умеренный.

Ноги и ладоши прижа-ты к полу.

Прогибаясь руки вып-рямлять до конца.

Голову не запрокиды-вать.

Литература

  1. Красикова И.С. Массаж и гимнастика для детей от трёх до семи лет. – СПб.: КОРОНА принт: Учитель и ученик, 2003. – 336с.
  2. Подольская Е.И. Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у старших дошкольников. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2009. – 80С.
  3. Сековец Л.С. Комплексная физическая реабилитация детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Программа. Комплексы упражнений. Методические рекомендации. – М.: Школьная Пресса, 2008. – 208с.

Источник

Утренняя гимнастика для детей 2 — 4 лет (Комплексы упражнений)

Утренняя гимнастика с детьми этого возраста проводится в виде подвижной сюжетной игры, куда входят 3-4 физических упражнения имитационного характера.

Вначале нужно проводить упражнения для плечевого пояса типа дыхательных, например поднимание рук в стороны и опускание их вдоль туловища, покачивание руками вдоль туловища (вперед, назад) или хлопание ладонями приподнятых до уровня груди рук с последующим закладыванием их за спину. Такие упражнения способствуют выпрямлению туловища, а также формированию у детей правильной осанки.

Последовательность занятия такова: вводная ходьба; несколько имитационных упражнений, которые дети выполняют, подражая взрослому, бег, заключительной части ходьба.

Затем проводятся упражнения для укрепления мышц спины и живота, развития гибкости позвоночника, например, ребенок приседает на корточки с легким наклоном головы, затем встает выпрямляя ноги и туловище, или наклоняет туловище вперед, касаясь голеней руками, а затем разгибается, закладывая руки за спину, и др. При таких упражнениях нагрузка сравнительно большая, поэтому они должны следовать за более легкими упражнениями.

В заключение снова дается упражнение, способствующее расширению грудной клетки, например поднимание рук в стороны на уровне плеч и опускание их.

Количество повторений каждого упражнения зависит от характера движений и подготовленности детей. Упражнения с большой нагрузкой (приседания, наклоны) повторяются не больше 2-3 раз; упражнения с меньшей нагрузкой (для плечевого пояса) 5-6 раз.

За упражнениями следует кратковременный бег (10—15 секунд) или подпрыгивания. Заканчивается утренняя гимнастика ходьбой с целью успокоить дыхание, выровнять работу сердца и привести организм в обычное спокойное состояние. При ходьбе необходимо следить за тем, чтобы ребенок держался прямо, расправив плечи, не напряженно, свободно двигал руками, не опускал голову, чтобы рот был закрыт. Ходьбу можно сопровождать музыкой, ударами в бубен или хлопками и словами «раз-два, раз-два, пошли». Можно проводить ходьбу под пение маршевой детской песенки.

Примерные комплексы утренней гимнастики для детей

Комплекс 1 «Как мы растем»

Начинаем утреннею гимнастику с ходьбы 1-1’/2 минуты.

  • Исходное положение ноги поставлены на ширину плеч, руки опущены, ладони обращены внутрь. Поднимание выпрямленных рук с обращенными вперед ладонями вверх и немного в сторону (шире плеч), опускание рук. Взрослый показывает, как надо делать это упражнение, говоря: «Какие мы выросли большие! Руки выше, выше, выше». Упражнение выполняется 2-3 раза.
  • Приседание. Исходное положение ноги поставлены на ширину плеч, руки опущены, ладони обращены внутрь. Взрослый сопровождает показ словами: «Какие мы раньше были маленькие, теперь встанем». Дети, подражая, приседают на корточки, кладут руки на колени и слегка опускают голову к коленям, затем встают и прячут руки за спину, выпрямляя корпус. Руки свободно лежат за спиной, кисть одной руки держит кисть другой, плечи отведены назад. Упражнение выполняется 2 раза.
  • Исходное положение ноги поставлены на ширину плеч, руки опущены, ладони обращены внутрь. Поднимание рук в стороны до уровня плеч. При показе говорите ребенку: «Опять растем, разведем руки шире, шире и опустим вниз». Ребенок, подражая вам, поднимает руки в стороны до уровня плеч и отводят их несколько назад (ладони обращены вниз), выпрямляя корпус и подняв голову, затем медленно опускает руки вдоль туловища; при этом он протяжно произносят слово «вниз», это способствует лучшему выходу. Упражнение выполняется 2 раза.
  • Бег, можно делать на месте (10-12 секунд). Говорим ребенку: «Теперь побежим быстрее».

Заканчиваем гимнастику ходьбой в течение 1/2-1 минуты.

Комплекс 2. «Пробуждение»

Начинаем утреннею гимнастику с ходьбы 1-1/2 минуты.

Исходное положение ноги поставлены на ширину плеч, руки опущены, ладони обращены внутрь.

  • Наклон туловища вперед. Взрослый говорит обращаясь к ребенку: Здравствуй «Имя». Ребенок кладет руки на пояс. Большой палец направлен назад, а остальные пальцы прижаты один к другому, направлены вперед. Наклоняя туловище вперед, ребенок отвечает: «Здравствуй». Упражнение выполняется 2 раза.
  • Поднимание и опускание рук. Взрослый говорит: «Ты сегодня хорошо спал. Когда дети хорошо спят, они вырастают большие, посмотрим, как ты вырос. Потянулись выше, выше. Теперь опустим руки вниз». Ребенок, подражая, поднимает одновременно обе руки вверх шире плеч (ладони обращены вперед), потом опускают руки вдоль туловища, протяжно произнося слово «вниз». Упражнение выполняется 2 раза.
  • Поднимание выпрямленных рук вперед, вращение кистей ладонями вверх и вниз и опускание рук вдоль туловища. Взрослый говорит: «Ты сегодня умывались, руки мыл? Покажи, чистые ли у тебя руки; покажите: пальцы, ладони, пальцы ладони. Опускаем руки». Упражнение выполняется 3-4 раза.
  • Приседание. Взрослый говорит: «Посидим немного, отдохнем, а теперь встанем и спрячем руки за спину, еще раз отдохнем». Ребенок, подражая, приседают на корточки, обхватывают голени руками и слегка наклоняют голову вперед, после чего встают, заложив руки за спину. Упражнение выполняется 2 раза.
  • Бег (10-12 секунд). Взрослый говорит: «А теперь побежим быстрее, как ветерок». Заключительная ходьба в течение 1/2 — 1 минуты.
Читайте также:  Почему болят мышцы живота и спины

Комплекс 3. «Часики»

До этого ребенку нужно показать маятниковые часы с боем. Начинаем утреннею гимнастику с ходьбы 1—1/2 минуты.

Исходное положение ноги поставлены на ширину плеч, руки опущены вдоль туловища, ладони обращены внутрь.

  • Качание рук вдоль туловища («тик-так»). Взрослый говорит: «Будем играть в часики. Покажи, как часики идут: тик-так, тик-так». Ребенок, подражая, свободно раскачивают руки вдоль туловища. Упражнение выполняется 4-6 раз.
  • Наклон туловища вперед (имитация звона часов). Взрослый говорит: «Часики звонят — «бом, бом, бом». Ребенок, подражая, наклоняет туловище вперед и выпрямленными руками одновременно производят хлопок о колени или ниже колен, произнося: «Бом, бом, бом». После этого выпрямляется и закладывают руки за спину. Упражнение выполняется 2-3 раза.
  • Приседание с постукиванием кулаками о колени и выпрямление. Взрослый говорит: «Часики сломались. Починим часики молоточком: «тук, тук, тук». Ребенок, подражая, приседает на корточки, слегка сгибает голову вниз и постукивает несколько раз кулаками о колени. Упражнение выполняется 2-3 раза.
  • Повторение упражнения 1. Взрослый говорит: «Починили часики, теперь они опять идут: «тик-так, тик-так». Упражнение выполняется 4-6 раз.
  • Поднимание выпрямленных рук вверх с легким подпрыгиванием. Взрослый говорит: «Теперь повесим часики выше, еще выше». Ребенок, подражая, слегка подпрыгивая, поднимают руки вверх, шире плеч, ладони обращены вперед. Упражнение выполняется 2-3 раза.
  • Бег (10 — 15 секунд) Взрослый говорит: «А теперь побежим быстро, как ветерок». Заключительная ходьба в течение 1/2 -1 минуты.

Комплекс 4. «Птичка»

Начинаем утреннею гимнастику с ходьбы 1-1/2 минуты.

Исходное положение ноги поставлены на ширину плеч, руки опущены, вдоль туловища, ладони обращены внутрь.

  • Поднимание рук в стороны до уровня плеч. Взрослый говорит: «Поиграем в птичек, поднимем руки и покажем, как птички машут крылышками». Ребенок, подражая, машет несколько раз кистями рук и опускает руки вниз со звуком «пи-и-и». Упражнение выполняется 2-3 раза.
  • Приседание с постукиванием пальцами о колени («птички клюют») Взрослый говорит: «Птички захотели поесть, они присели и клюют зернышки. Теперь встанем и спрячем руки за спину». Подражая, ребенок, присев на корточки, постукивают пальцами о колени, пригнув немного голову вниз; потом встает и прячет руки за спину. Упражнение выполняется 2 раза.
  • Подпрыгивание. Взрослый говорит: «Птички поели и радостно запрыгали». Подражая, ребенок , держа руки на поясе, подпрыгивает обеими ногами несколько раз. Упражнение выполняется 4-6 раз.
  • Бег на носках и помахивание кистями поднятых в стороны рук в течение 10-15 секунд. Взрослый говорит: «Птички подняли крылышки и полетели. Летят быстро — быстро». Заключительная ходьба в течение 1/2 — 1 минуты.

Комплекс 5. «Самолеты»

Начинаем утреннею гимнастику с ходьбы 1-1’/2 минуты.

Исходное положение ноги поставлены на ширину плеч, руки опущены вдоль туловища, ладони обращены внутрь.

  • Медленное поднимание прямых рук до уровня плеч. Взрослый говорит: «Поиграем в самолеты, сделаем крылья, как у самолетов, а теперь опустим руки вниз». Ребенок, подражая, медленно поднимает выпрямленные руки до уровня плеч (ладони обращены вниз), потом опускает руки вдоль туловища; протяжно произнося слово «вниз». Упражнение выполняется 2 раза.
  • Боковые наклоны туловища с поднятыми в стороны руками (ладони обращены вниз). Взрослый говорит: «Самолеты закачались вправо, влево, вправо, влево». Ребенок, подражая взрослому, наклоняется по 2-3 раза в каждую сторону, дотрагиваясь ладонями до колена, и опускает руки.
  • Вставание на колени («самолеты приземлились»). Взрослый говорит: «Самолеты опустились на землю». Ребенок, подражая, встает на колени. Упражнение выполняется 1 раз.
  • Кружение перед грудью согнутыми в локтях руками в положении стоя на коленях и поднимание рук в стороны. Взрослый говорит: «Заведем моторы трр-трр; теперь моторы хорошо работают и самолеты полетят». Ребенок, подражая, стоит на коленях, сжимает кулаки и кружит согнутыми в локтях руками перед грудью, произнося «трр-трр». Потом разжимает кулаки и поднимает руки в стороны на уровне плеч; затем опускают руки вниз и встает. Упражнение повторяется 2-3 раза.
  • Бег на носках с поднятыми в стороны руками в течение 10-12 секунд. Взрослый говорит: «Самолеты полетели быстрее, быстрее, быстрее». Ребенок быстро бежит на носках сначала с поднятыми в сторону руками, потом опустив руки.

Заключительная ходьба в течение 1/2- 1 минуты.

Комплекс 6. «Мотылек»

Начинаем утреннею гимнастику с ходьбы 1-1’/2 минуты.

Исходное положение ноги поставлены на ширину плеч, руки опущены вдоль туловища, ладони обращены внутрь.

  • Поднимание рук в стороны до уровня плеч. Взрослый говорит: «Будем играть в мотылька. Мотыльки раскрыли крылышки широко-широко и опустили их». Упражнение повторяется 2-3 раза.
  • Хлопки ладонями перед лицом. Взрослый говорит: «Мотылек летит, давайте ловить мотылька». Ребенок, подражая, делает 2-3 хлопка перед лицом, произнося слово «хлоп», выпрямляет и прячет за спину руки. Упражнение повторяется 2-3 раза.
  • Приседание. Взрослый говорит: «Мотылек устал, опустил крылышки и присел». Ребенок, подражая, приседает, обхватывает голени руками и слегка опускает голову, потом встает и прячет руки за спину. Упражнение выполняется 2 раза.
  • Бег с помахиванием поднятыми в стороны руками в течение 10-15 секунд. Взрослый говорит: «Мотылек отдохнул и полетел». Во время бега ребенок машет руками.

Заключительная ходьба в течение 1/2- 1 минуты.Комплекс 7. «Бабочка»

Начинаем утреннею гимнастику с ходьбы 1-1’/2 минуты.

Исходное положение ноги поставлены «а ширину плеч, руки опущены вдоль туловища, ладони обращены к ногам.

  • Сгибание рук в локтях на уровне плеч, пальцы прикасаются к плечам. Взрослый говорит: «Поиграем в бабочки, сложим крылышки, как у бабочек». Ребенок, подражая вам, сгибает руки в локтях и кладет пальцы на плечи. Упражнение выполняется 1 раз.
  • Отведение согнутых в локтях рук назад на уровне плеч, приведение их перед грудью с приближением локтей, опускание рук вдоль туловища. Взрослый говорит: «Бабочки крылышки свернули и развернули, свернули и развернули, еще раз свернули и развернули, потом крылышки опустили». Ребенок, подражая вам, положив пальцы рук на плечи, отводит согнутые в локтях руки назад, хорошо выпрямляя плечи, потом приводит локти по возможности ближе друг к другу. Проделав такое упражнение 2-3 раза, ребенок опускает руки вдоль туловища.
  • Приседание. Взрослый говорит: «Бабочки присели на цветочки, посидели немного, потом встали, расправили крылышки и еще раз присели». Ребенок, подражая вам, приседает на корточки, кладет руки на колени и слегка опускает голову. Потом встает, поднимает руки в стороны на уровне плеч и прячет руки за спину. Упражнение выполняется 2 раза.
  • Поочередное поднимание рук со сжиманием и разжиманием пальцев и легким подпрыгиванием. Взрослый говорит: «Давайте ловить бабочку». Ребенок, глядя на вас, подражает ловле бабочек сачком: поочередно поднимает каждую руку вверх, сжимая и разжимая кисть, слегка подпрыгивая. Упражнение выполняется по 2-3 раза каждой рукой.
  • Бег на носках с помахиванием поднятыми в стороны руками в течение 10-12 секунд. Взрослый говорит: «Бабоч?