Значение тренировки мышц биология

Значение тренировки мышц биология thumbnail

Развитие опорно-двигательной системы

Скелет и мышцы человека изменяются в течение жизни. В детстве, юношеском возрасте они быстро растут и развиваются. Рост и окостенение скелета завершаются к 25 годам. Кости растут в длину до 23-25 лет, а в толщину до 30-35 лет. Нормальное развитие опорно-двигательной системы зависит от полноценного питания, наличия в пище витаминов и минеральных солей. На развитие скелета влияет также двигательная активность человека. У людей, которые занимаются физическим трудом, спортом, на костях в местах прикрепления мышц образуются выступы, бугорки. Это увеличивает поверхность соприкосновения сухожилия мышцы с костью, что содействует прочности прикрепления. Кроме того, надкостница обильнее снабжается кровью, кости быстрее растут. Они крепче и прочнее.

Значение двигательной активности

Без движения нельзя представить жизнь и труд человека. Движения необходимы для его нормального физического и умственного развития.

Значение тренировки мышц биологияВ наше время значительную часть тяжелого физического труда взяли на себя различные машины и приспособления. Это привело к тому, что человек стал меньше двигаться, снизилась его мышечная нагрузка.

Ожирение сердца. Включения жира в мышечную ткань (показаны цифрами 1 и 2)

Недостаток движения, т. е. гиподинамия (буквально: снижение силы), вредно влияет на здоровье человека. Нарушается работа сердца, легких, снижается устойчивость к болезням, развивается ожирение. Для поддержания двигательной активности человек должен постоянно заниматься физическим трудом, физкультурой, спортом.

Значение тренировки мышц

При работе мышцы лучше снабжаются кровью. Она приносит клеткам мышц больше питательных веществ и кислорода.

В организме непрерывно идут процессы обмена веществ. Часть всосавшихся в кишечнике веществ идет на построение элементов клеток и тканей, на синтез ферментов. Другая часть распадается и окисляется с освобождением энергии. Эти процессы тесно связаны между собой. Чем сильнее идут процессы распада и окисления, тем интенсивнее создаются новые вещества.

При несоответствии между поступлением питательных веществ и энерготратами избыток всосавшихся веществ идет на образование жира. Он откладывается не только под кожей, но и в соединительной ткани, которая нередко замещает специализированные ткани (мышечную, печеночную и др.).

Рассмотрим, что происходит при интенсивной мышечной работе. Интенсивное биологическое окисление органических веществ приводит к образованию большого количества молекул АТФ, которые участвуют в работе мышц. Мышечная работа происходит за счет распада молекул АТФ с освобождением энергии. После ее окончания обычно значительный запас неизрасходованных молекул АТФ остается в мышечных волокнах. За счет этих молекул идет восстановление утраченных структур, причем их оказывается больше, чем было в начале работы. Это явление называется тренировочным эффектом. Он наступает после интенсивной мышечной работы при условии достаточного отдыха и полноценного питания. Но всему есть свой предел. Если работа слишком интенсивная, а отдых после нее недостаточен, то восстановления разрушенного и синтеза нового не будет.

Следовательно, тренировочный эффект будет проявляться не всегда. Слишком малая нагрузка не вызовет такого распада веществ, который смог бы накопить много молекул АТФ и стимулировать синтез новых структур, а слишком напряженная работа может привести к преобладанию распада над синтезом и к дальнейшему истощению организма. Тренировочный эффект дает лишь та нагрузка, при которой синтез белков обгоняет их распад. Вот почему для успешной тренировки затрачиваемые усилия должны быть достаточными, но не чрезмерными. Другое важное правило состоит в том, что после работы необходим обязательный отдых, позволяющий восстановить утраченное и приобрести новое.

Систематические занятия физическими упражнениями способствуют росту и развитию мышц. Человек становится физически сильнее, выносливее.

Сейчас медицине известны вещества, которые могут резко поднимать на короткое время нервную и мышечную силу, а также препараты, стимулирующие синтез мышечных белков после действия нагрузок. Первая группа препаратов получила название допингов. (Впервые допинг стали давать лошадям, участвующим в скачках. Они действительно показывали большую резвость, но после скачек никогда не восстанавливали свою прежнюю форму, чаще всего их пристреливали.) В спорте применение этих веществ категорически запрещено. Спортсмен, принявший допинг, имеет преимущество перед теми, кто его не принимал, и его результаты могут оказаться лучшими не за счет совершенства техники, мастерства, труда, а за счет приема препарата, к тому же допинг очень вредно действует на организм. За временным повышением работоспособности может последовать полная инвалидность.

Вещества второго типа используют в медицине, например при восстановлении мышечной деятельности после того, как снят гипс, наложенный после перелома кости. В спорте эти вещества находят ограниченное применение.

Как правильно распределить физические нагрузки? Надо ли выполнять силовые упражнения, едва проснувшись? Оказывается, нет. Цель утренней зарядки лишь в том, чтобы перейти от сна к состоянию бодрствования, усилить кровообращение и дыхание, поднять работоспособность. Обычно зарядка включает от пяти до десяти упражнений для различных групп мышц. Зарядка начинается с потягивания, что способствует разминке мышц, суставов и связок. Затем выполняются упражнения для плечевого пояса, рук, туловища, тазового пояса и ног. Заканчивается зарядка бегом на месте, ходьбой и дыхательными движениями, нормализующими кровообращение.

Значение тренировки мышц биологияВ комплекс физических упражнений обычно включают статические и динамические упражнения. К статическим относятся такие упражнения, как «ласточка», «позы йогов»; к динамическим – все упражнения, включающие те или иные движения. Статические упражнения развивают силу, выносливость, способность работать при недостатке кислорода, но они не могут развить быстроту, точность и целенаправленность движений. Это достигается с помощью динамических упражнений. Таким образом, статические и динамические упражнения дополняют друг друга и используются в нужном соотношении.

Один и тот же комплекс упражнений перестает оказывать влияние на организм человека, если он становится привычным. Поэтому раз в неделю комплекс упражнений обычно обновляют.

Значение тренировки мышц биологияОсновная задача уроков физической культуры в школе – научить правильным экономным движениям при выполнении ходьбы, бега, прыжков, при катании на лыжах и коньках, работе на спортивных снарядах. Но получить такую нагрузку, которая давала бы тренировочный эффект, на уроках физкультуры удается нечасто. Поэтому необходимы занятия спортом. Большое значение для каждого человека имеет правильный выбор вида спорта. При этом надо исходить из своих анатомо-физиологических предпосылок, способностей, возраста, состояния здоровья.

Значение тренировки мышц биологияРазвивая мышцы, мы тренируем и нервную систему. Наши движения становятся более точными, быстрыми и экономными. Вспомните, какими неловкими были ваши первые движения на коньках, велосипеде и какими они стали, когда вы научились хорошо кататься. Физические упражнения развивают грудную клетку, дыхательные мышцы, укрепляют сердце, улучшают работу пищеварительной системы.

Летом полезно плавать. При плавании работают все группы мышц. Плавание – прекрасное средство массажа тела и закаливания организма. Оно делает человека устойчивым к простудным заболеваниям. Зимой непременно ходите на лыжах. При лыжном пробеге работают мышцы ног, рук, спины, укрепляются кровеносная, дыхательная и нервная системы.

Значение тренировки мышц биологияДля того чтобы стать сильным, ловким, выносливым и работоспособным, необходимо регулярно заниматься физическим трудом, физкультурой и спортом. Тренировки повышают мышечную силу, способствуют улучшению координации и автоматизации мышечных действий. Тренировка действует благотворно не только на сами мышцы, но и на состояние скелета, на развитие всего организма. Усиленная мышечная работа способствует тренировке дыхательной и сердечно-сосудистой систем, развитию сердечной мышцы и мышц грудной клетки, улучшению настроения, создает ощущение бодрости и в конечном итоге приводит повышению жизнедеятельности всего организма.

Полезен для тренировки мышц и разнообразный физический труд: работа в саду и огороде, уборка класса и квартиры.

Скелет и мышцы изменяются в процессе всей жизни человека. Они совершенствуются при тренировках и деградируют при гиподинамии. Увеличение мышечной силы происходит при нагрузках, близких к предельным, достаточном питании и полноценном отдыхе.

Источник

Мышечная работа, значение тренировки мышц

Основной функцией мышечной системы человека является двигательная деятельность. Мышцы обеспечивают перемещение тела в пространстве или отдельных его частей относительно друг друга, т.е. производят работу. Этот вид мышечной работы называют динамическим, или фазным. Мышцы, осуществляющие поддержание определенного положения тела в пространстве, производят работу, которая получила название статической мышечной работы. Обычно динамическая и статическая мышечные работы дополняют друг друга.

При мышечной работе возрастает потребность в кислороде, что вызывает необходимость увеличения кровоснабжения скелетных мышц и миокарда. Мышечная работа, особенно динамическая, увеличивает возврат венозной крови к сердцу, усиливает и учащает его сокращения. При напряженной мышечной работе усиливается газообмен, повышается интенсивность дыхания, наблюдается изменение легочной вентиляции, диффузионной способности альвеол и т.д. Мышечная работа значительно увеличивает энерготраты организма: суточный расход энергии может достигать 4500—5000 ккал (21 000?103 Дж).

Между величиной нагрузки и производимой мышечной работой существует определенная зависимость: по мере увеличения нагрузки мышечная работа возрастает до какого-то определенного уровня, а затем уменьшается. Максимальная мышечная работа производится при средних нагрузках (так называемое правило средних нагрузок), что связано с особенностями динамики мышечного сокращения. Общие затраты энергии (Е) представляют собой сумму энергий, затраченной на собственно механическую работу (W), и энергии, переходящей в тепло (Н):

   R = W + H

Производительность мышечной работы зависит от мощности выполняемой работы: при постоянной мощности динамической мышечной работы ее максимальная эффективность отмечается при средних значениях нагрузки, при повышении мощности производительность мышечной работы падает.

Важным показателем мышечной работы служит мышечная выносливость. В условиях статической мышечной работы мышечная выносливость определяется временем, в течение которого поддерживается статическое напряжение или удерживается некоторый груз. Предельное время статической работы (статическая выносливость) обратно пропорционально нагрузке. Выносливость в процессе выполнения динамической мышечной работы измеряется отношением величины работы ко времени ее выполнения. При этом выделяют пиковую и критическую мощность динамической мышечной работы: пиковой является максимальная мощность, достигаемая в какой-то момент динамической работы; критической называют мощность, поддерживаемую на одинаковом уровне достаточно длительное время. Выделяют также динамическую выносливость, которая определяется временем осуществления работы с заданной мощностью.

Читайте также:  Какие группы мышц лучше совмещать на одной тренировке

Производительность мышечной работы в значительной мере зависит от тренировки, уменьшающей энергозатраты организма за счет снижения потребления кислорода при выполнении одной и той же работы. Одновременно тренировка повышает эффективность деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем: у тренированных людей в состоянии мышечного покоя уменьшаются систолический и минутный объем сердца, кислородный запрос (т. е. потребность в кислороде) и кислородный долг (т.е. то количество кислорода, которое потребляется по окончании мышечной работы без учета его потребления в покое). Кислородный долг отражает процессы расщепления высокоэнергетических веществ, не восстанавливающихся в ходе работы, а также траты кислородного резерва организма во время мышечной работы.

Тренировка повышает также мышечную силу. В процессе тренировки происходит рабочая мышечная гипертрофия, заключающаяся в утолщении мышечных волокон за счет увеличения массы саркоплазмы и объема сократительного аппарата мышечных волокон. Тренировка способствует улучшению координации и автоматизации мышечных движений, вследствие чего исчезает активность «лишних» мышц, что способствует повышению работоспособности и быстрому восстановлению после утомления. Недостаток мышечной активности в течение длительного периода приводит к появлению целого комплекса неприятных для организма последствий (гиподинамия).

Мышечная работа сопровождается изменениями в деятельности многих систем органов: сердечно-сосудистой, системы органов дыхания. Ткани получают больше кислорода, биохимические реакции в клетках ускоряются, активнее протекает обмен веществ в тканях.

Источник

Интегрированный урок:

«Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц»

(биология, физическая культура)

     Тип урока:

Интегрированный урок биологии и физкультуры

     Тема урока:

Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц.

     Цели урока:

  1. Раскрыть роль физических упражнений и спорта в формировании скелета.
  2. Продолжить воспитание учащихся на примерах великих ученых, спортсменов, а также героев художественных произведений.
  3. Показать взаимосвязь физиологических процессов организма под влиянием нервной системы и физических упражнений.

 Подготовительная часть: (учащиеся самостоятельно готовили дополнительный материал к уроку по плану, предложенному учителем биологии).

Оборудование:

  1. Репродукции картин художников (о красоте тела).
  2. Модель скелета человека.
  3. Таблицы «скелет человека», «мышцы».
  4. Лозунги, плакаты
  5. Магнитофон, музыка для проведения физкультминутки.

Ход урока

 Организационный момент

-учитель биологии (вводное слово) – 2 м.

-Здравствуйте , ребята! Мы рады приветствовать Вас в этом зале. Стихотворение…

 — Учитель физкультуры:

Сегодня у нас необычный урок, мы попытаемся вместе с вами показать влияние физических упражнений на работу всех систем и органов, на согласованность физиологических процессов всего организма.

Физкультминутка:

Упр. №1  И.п.- о.с. 1- наклон головы вперед

                                  2- наклон головы назад

                                  3- наклон головы влево

                                  4- наклон головы вправо

                                  5-8- то же

                                  Повторить 2 раза

Упр. №2  И.п. – о.с. 1- 2 –руки через стороны вверх, подняться на носки

                                    3- 4 – и.п.

                                    Повторить 4 раза

Упр. №3  И.п. – ноги на ш.п., руки на поясе

  1. наклон туловища вперед
  2. наклон туловища назад
  3. наклон туловища влево
  4. наклон туловища вправо
  5. 8 – то же

Повторить 2 раза

     Упр. №4  И.п. – ноги на ш.п., руки перед грудью

  1. рывок руками перед грудью
  2. рывок руками с поворотом налево
  3. рывок руками перед грудью
  4. рывок руками с поворотом направо
  5. 8 – то же

Повторить 2 раза

     Упр. №5  И.п. – широкая стойка ноги врозь, руки в стороны

  1. наклон к правой ноге левой рукой
  2. наклон к левой ноге правой рукой
  3. 4 – то же

5- 8 – повторить

Повторить 2 раза

     Упр. №6  И.п. – о.с. 1 – полуприсед, руки вперед

                                         2 – и.п.

                                         3 – 4 – то же

                                         Повторить 4 раза

         Основная часть

         Учитель биологии:

-Да, значение физических упражнений для формирования скелета и мышц человека огромно. Их необходимо выполнять, чтобы быть стройными, здоровыми, красивыми, чтобы надолго сохранить работоспособность.

        Вопрос к учащимся:

                  — Как вы думаете, ребята, что значит слово «человек»? И какова роль здоровья в его жизни?

       Учащиеся:

— Чело – лоб, лицо. Век – столетие. Мы должны жить долго, а это зависит в основном от нас самих. Здоровье человека – это основное богатство, его не купишь ни за какие деньги. Теряется здоровье пудами, а восстанавливается граммами. Чтобы стать сильными, ловкими, выносливыми и работоспособными. Необходимо регулярно заниматься физическим трудом и спортом. 250 лет на скале в Элладе были высечены слова: «Хочешь быть сильным – бегай. Хочешь быть красивым – бегай. Хочешь быть умным – бегай».

          Вопрос учащимся:

         — Какова роль мышечной силы для формирования скелета?

— Учащиеся:

         — Способность мышц выполнять работу зависит от их тренированности, которая повышает мышечную силу, действует благоприятно на мышцы и на состояние скелета.

Мышечная работа способствует улучшению настроения, создает ощущение бодрости, силы, здоровья.

           Учитель биологии:

           — А сейчас немного истории.

         Учитель физкультуры:

— Гимнастика как средство физического воспитания возникла еще в Древнем Китае и Индии, где физические упражнения использовались в основном в лечебных целях. Вершины своего развития гимнастика достигла в Древней Греции. Греки занимались спортом под теплыми лучами солнца обнаженными. Отсюда и происходит слово «гимнастика» — «Gymnos» — обнаженный. 

Гимнастика, как вид спорта, цельная система физического воспитания зародилась в Древней Греции.

Помимо привычных для нас общеразвивающих упражнений (ОРУ) и специальных упражнений на снарядах, гимнастика Древних Греков включала в себя плавание, бег, борьбу, бокс, езду на колесницах.

Многие великие люди Древности были хорошими спортсменами и даже побеждали на Олимпийских играх. Великого математика Пифагора и его учеников заботило не только духовное и нравственное, но и физическое развитие. Он не только сам участвовал в Олимпийских играх, но и победил 2 раза в кулачных боях. Он воспитал целую плеяду Олимпийцев. Чемпионом Олимпийских игр в кулачном бою был и великий математик Архимед.

             -Вопрос к учащимся:

            — Что говорили великие люди о пользе физических упражнений?

            Учащиеся:

         Учитель биологии:

— О пользе спорта убедительно говорят примеры спортивного долголетия. Русский борец Иван Поддубный 33 года подряд был чемпионом Мира. Он так и остался непобежденным богатырем, возведенным в ранг национального героя. Даже в 66 лет он не оставил ковра. Он не курил, не употреблял спиртных напитков, систематически тренировался.Тренированные мышцы И.Поддубного не уступали по объему и крепости мышцам молодых борцов.

              Вопрос к учащимся:

              — Какие примеры вы можете привести доказывающие роль спорта в долголетии?

            Учащиеся:

            — Известен знаменитый волжский богатырь – Никитушка Ломов. Он один вбивал сваи чугунной бабкой – это работа была под силу 8 рабочим.

           — В парижском музее хранится рельс, согнутый волжаниным Иваном Заикиным во время его гастролей во Францию.

Читайте также:  Что есть мужчины после тренировки для рельефа мышц

           — Павел Касьянов разрывал цепи. В Мадриде он убил ударом кулака разъяренного быка.

          Учитель биологии:

           — Да, невольно возникает вопрос. Почему в настоящее время состояние физической культуры обстоит немного иначе? И многие из нас не придают ей большого значения.

           Учащиеся:

           — Развитие городского транспорта и таких средств передвижения как лифт, эскалаторы, развитие телефонной и других средств связи привели к малоподвижному образу жизни – к ГИПОДИНАМИИ –понижению двигательной активности.

           — У людей развивается слабость скелетных мышц, сердечной мышцы. Одновременно происходит перестройка костей, накопление жира в организме, развитие атеросклероза. Все это приводит к ускорению старения организма. Но основными способами борьбы с последствиями гиподинамии – это все виды спорта , туризма.

             Учитель биологии:

            — Для здоровья человека важное значение имеет состояние скелета, а особенно мышечной системы. Их формирование происходит в детские годы в прцессе роста и развития организма. Самый интенсивный рост и развитие мышц между 14 и 17 годами. К 18 годам мышечная система становится такой, как у взрослого человека.

           И сейчас мы постараемся доказать это , решив несколько проблем.

Учитывая при этом ведущую роль нервной системы, т.к. мышцы действуют согласованно под контролем нервной системы.

         1.  Проблема (вывешивается на доску)

         -Что происходит при сгибании и разгибании руки в локте и фиксации костей в суставе?

         — Учащиеся:

         — Когда нервные центры двуглавой мышцы возбуждены, нервные центры трехглавой мышцы – заторможены, следовательно двуглавая мышца сокращается, а трехглавая расслабляется и рука сгибается в локте (показ этих мышц учащимися)

          А когда центры двуглавой мышцы заторможены, нервные центры трехглавой мышцы возбужденыЮ следовательно двуглавая мышца расслабляется, а трехглавая мышца сокращается и рука в локте разгибается (показ мышцы)

          Чтобы выяснить механизм действия сгибателей кисти, необходимо знать, что в этом участвуют сухожилия этих сгибателей в области лучезапястного сустава (показ мышц).

            Учитель физкультуры:

           — А сейчас мы покажем комплекс упражнений, при котором будут задействованы эти группы мышц.

Комплекс упражнений для рук и плечевого пояса:

Упр.№1    И.п. – о.с. – руки вперед

  1. – сжимаем кисти рук
  2. – разжимаем кисти рук
  3. – 4 то же

Повторить 4 раза

Упр. №2   И.п. – о.с., руки в стороны

                                  1-4- вращаем кисти рук в одну сторону

                                  5-8- вращаем кисти рук в другую сторону

                                  Повторить 2 раза

Упр. №3   И.п.- о.с., руки перед грудью, ладони вместе.

                                 1-2 – наклоны ладоней влево (с усилием)

                                 3-4- наклоны ладоней вправо  (с усилием)

Упр. №4   И.п. – о.с.   1 – руки вперед

                                      2 – руки вверх

                                      3 – руки в стороны

                                      4 – и.п.

Упр. №5    И.п. – о.с.- руки в стороны, ладонями вверх

                                     1 – с усилием согнуть руки

                                     2 – с усилием разогнуть

                                     3 – 4 – то же

                                     Повторить 4 раза

                   Учитель биологии:       2 Проблема (на доске)

Прямохождение – важная приспособленность человека. Так ли это?

                     Учащиеся:

Да, это так! Особое внимание необходимо уделить мышцам, поддерживающим тело в вертикальном положении. Глубокие мышцы спины напряжены не только тогда, когда человек стоит вертикально, но и при наклонах вперед. Эти мышцы, вместе с мышцами живота, ягодичными мышцами и четырехглавыми мышцами бедер участвуют в непрерывной работе, связанной с поддержанием равновесия тела.

                  Учитель биологии:

                   Впервые изучил работоспособность мышц человека И.М. Сеченов. Его исследованиями был заложен целый раздел физиологии.

                  Учитель физкультуры:

                  Мы предлагаем вашему вниманию упражнения для этой группы мышц: (выполняются под музыку).

Комплекс №2. Упражнения для мышц спины, живота, ягодиц, бедер.

Упр. №1       И.п. – о.с., руки на поясе

                                         1 – наклон вперед . руки вперед

                                         2 – и.п.

                                         3 – наклон вниз, руки вниз

                                         4 – и.п.

                                         Повторить 4 раза

Упр. №2       И.п. – сед на полу, упор сзади

                                        1 – согнуть ноги

                                        2 – поднять ноги (угол 45 град)

                                        3 – согнуть ноги

                                        4 – и.п.

                                        Повторить 4 раза

Упр. №3       И.п. – о.с., руки на поясе

                                       1 –поднять левую ногу вперед, руки вперед

                                       2 – и.п.

                                       3 – то же правой ногой

                                       4 – и.п.

                                       5 – поднять левую ногу в сторону, руки в стороны

                                       6 – и.п.

                                       7 – то же правой ногой

Читайте также:  Система тренировок быстрого роста мышц

                                       8 – и.п.

                                       Повторить 2 раза

Упр. №4      И.п. – о.с., руки на поясе

                                      1 – выпад вперед левой, руки вперед

                                      2 – и.п.

                                      3 – выпад вперед правой, руки в стороны

                                      4 – и. п.

                                      5 – выпад в сторону левой, руки в стороны

                                      6- и.п.

                                      7 – выпад в сторону правой, руки в стороны

                                      8 – и. п.

                                    Повторить 2 раза

Упр. №5     И.п. – о.с. Приседания

                                   1 -4 – глубокий сед, руки вперед

                                    Повторить 4 раза

                      Учитель биологии:

                     И вот еще проблема, которая вытекает из предыдущих.                                            

3 Проблема: Работоспособность мышц зависит от ритма работы?

                    Учащиеся:

          Да, действительно это так. Если давать нагрузку мышцам сразу больше, чем нужно, то быстрее наступает утомление. А это сказывается на функционировании всего организма.

— Здесь можно отметить и учащенное дыхание и сердцебиение. Так как все системы в организме взаимосвязаны.

                   Учитель физкультуры выполняет комплекс упражнений, где ритм работы влияет на мышцы.

Упр. №1    И.п. – о.с. 1 – руки вперед

                                     2 – руки в стороны

                                     3 – руки вверх

                                     4 – и.п.

                                     5 – 8 – то же

                                     Повторить 2 раза в медленном темпе

                                     Повторить 2 раза в быстром темпе

Упр. №2  И.п. – ноги на ш.п., руки на поясе

                                    1 – прыжком скрестить ноги, левая впереди

                                    2 – и.п.

                                    3 – прыжком скрестить ноги, правая впереди

                                    4 – и.п.

                                    5 – 8 – то же

                                    Повторить 2 раза в медленном темпе

                                    Повторить 2 раза в быстром темпе

                  Учитель биологии:

                  Исходя из того, что при выполнении упражнений возникла достаточная нагрузка на мышцы, необходимо решить такую проблему как:

4 Проблема: Расходуется ли энергия при мышечном сокращении?

5 Проблема: Действительно ли к работающим мышцам поступает больше крови, чем к неработающим?                                            

                Учитель физкультуры:

               Расходуется энергия в результате распада и окисления органических веществ. Энергия накапливается в мышцах в виде АТФ.

При распаде образуется углекислый газ и вода, которые выводятся из организма.

Расход энергии в мышцах влечет за собой и увеличение скорости крови по сосудам, к работающим мышцам  и органам поступает больше крови, чем к неработающим. После выполнения упражнений это можно заметить по внешним признакам, а именно – по покраснению кожи, так как сосуды расширяются и это способствует теплоотдаче.

При выполнении упражнений усиливается кровообращение, теплоотдача, учащается дыхание и сердцебиение. Это можно проследить по ЧСС.

Взять пульс до и после упражнений.    

Сейчас мы выполним комплекс упражнений с отягощениями. При этом расход энергии будет гораздо больше, так как мышцам приходится выполнять большую нагрузку.

 Упр. №1     И.п. – ноги на ширине плеч, руки вверху

  1. наклон к левой ноге
  2. и.п.
  3. наклон к правой ноге
  4. и.п.
  5. 8 то же

Повторить 2 раза (без предмета)

Повторить 2 раза с предметом (набивной мяч)

Упр. №2   И.п. – сед на полу, упор сзади

                           1 – подтянуть ноги

                           2 – поднять ноги вверх

                           3 – согнуть ноги

                           4 – и.п.  

                           5- 8 – то же

                           Повторить 2 раза без предмета

                           Повторить 2 раза с предметом (набивные мячи)    

               Учитель биологии:

              В завершение урока необходимо отметить, что после любой максимальной нагрузки возникает утомление…Как вы считаете, ребята?

6 Проблема – разрешима? Утомление – это естественный процесс?    

               Учащиеся:

                Естественно, без утомления тренировка не дает ощутимого результата. А с другой стороны, не умение заметить у себя признаки утомления, может привести к переутомлению.

Подведение итогов урока:

Вопрос к учащимся: Удалось ли нам решить проблемы, которые мы поставили

Учащиеся высказывают свое мнение.

Учитель биологии:

             Роль физических упражнений огромна и в этом мы убедились на уроке.

Хорошая осанка – правильное положение тела при ходьбе, стоя, при выполнении различных видов работы, не только имеет эстетическое значение, но и является необходимым условием нормального развития и полноценного функционирования всех внутренних органов.

Задание на дом: закрепить навык выполнения физических упражнений для формирования скелета и мышц.                                    

Источник