Адаптивная физическая культура упражнения для спины
Физиологические основы физических упражнений
При заболеваниях сердечно-сосудистой системы (гипертоническая болезнь, пороки сердца, ишемическая болезнь, стенокардия, ревмокардит, миокардит и др.) оздоровительная (адаптивная) физическая культура используется с целью общего укрепления организма, улучшения деятельности центральной нервной системы, сердечно сосудистой и дыхательной систем, нормализации моторно-сосудистых рефлексов, сосудистого тонуса, улучшения обмена веществ. Подбор комплексов зависит от стадии развития заболевания и возраста занимающихся. Общим требованием к методике занятий является сочетание общеразвивающих (рекреативных) упражнений и специальных (реабилитационных) в сочетании с упражнениями дыхательной гимнастики. Общеразвивающие упражнения при постепенном повышении нагрузки (до пульса 10-120 уд/мин) способствует укреплению мышц сердца, улучшению кровоснабжения (миокарда), эластичности стенок сосудов. При активных сокращениях скелетных мышц (сдавливания вен) улучшается венозное кровообращение, усиливается «мышечный насос», усиливаются окислительно-восстановительные процессы, обмен веществ. За время занятий физическими упражнениями учащается пульс, повышается артериальное давление, увеличивается количество циркулирующей крови, усиливается капиллярная циркуляция крови.
При сердечно-сосудистой патологии наблюдаются различные функциональные изменения во всем организме, поэтому реакция организма на все виды физических нагрузок ослаблена. Однако наиболее травматичны упражнения, в которых участвует большая мышечная масса организма и выполняется работа большой мощности. В организме создается значительный кислородный запас, и сердечнососудистая система обеспечивает значительное увеличение минутного объема циркуляции крови. Примером могут быть быстрая ходьба, бег, ходьба на лыжах и т.д. При коротких скоростных и силовых упражнениях не создается особого кислородного запроса, и минутный объем крови не увеличивается значительно. Такие упражнения не вызывают особенного напряжения сердца, но они повышают тонус сосудов и могут оказаться неблагоприятными при гипертонической болезни. Вместе с тем, физические упражнения динамического, циклического характера, выполняемые с малой и умеренной интенсивностью, оказывают благоприятное оздоровительное влияние на сердечно-сосудистую систему в целом. Не противопоказаны интенсивные, скоростные и силовые упражнения при условии участия в них малых мышечных групп (например, только мышц рук, голени и т.д.) и при условии небольшой реакции на них со стороны сердечно-сосудистой системы. Это важно помнить при развитии определенных профессионально-прикладных двигательных качеств, связанных с силой, быстротой движения в отдельных мышечных группах. Такие упражнения оказывают благоприятное влияние при наличии гипотонии. При сердечнососудистой патологии могут широко использоваться физические упражнения со сложной биомеханической структурой (гимнастические, акробатические), выполняемые с небольшой интенсивностью. В случае же сосудистых поражений противопоказаны положения вниз головой (стойки на голове и т.п.).
Физические упражнения играют большую роль в оздоровлении болезненно измененной сердечно-сосудистой системы, восстановительные возможности которой чрезвычайно велики. Поэтому необходимо настойчиво использовать занятия физическими упражнениями, не допуская при этом перенапряжений. Признаками перенапряжения сердечно-сосудистой системы могут быть: ухудшение общего состояния, снижение работоспособности, повышение пульса, падение или повышение кровяного давления в покое, возникновение аритмии, неблагоприятная реакция на нагрузки во время занятий (субъективные жалобы, одышка, побледнение и т.п.). В этих случаях необходимо прекратить занятия или снизить нагрузки и провести дополнительное врачебное обследование. Признаками улучшения состояния сердечнососудистой системы в процессе занятий являются улучшения самочувствия, настроения, повышение общей и физической работоспособности, снижение величины реакции сердечно-сосудистой системы (пульса, АД) в ответ на стандартную нагрузку, стабильные пульс и АД в покое. При значительном улучшении реакции на физическую нагрузку возможен перевод учащегося для занятий в подготовительной группе, но не ранее чем через 1-2 года после острого ревматического процесса или 1/2-1 год после перенесенного инфекционного заболевания. Последующий перевод в основную группу при сердечно-сосудистых заболеваниях чаще всего невозможен. Физическая культура при артериальной гипертензии (АГ) Как показывает опыт многих авторов, наиболее эффективны для лечения АГ и профилактики гипертонической болезни физические упражнения, способствующие развитию аэробной производительности, т.е. общей выносливости. В качестве аэробных нагрузок, воспитывающих общую выносливость рекомендуется применять циклические. Многократно повторяющиеся ациклические и смешанные упражнения, которые выполняются в динамическом и статическом режимах при соотношении 90:10%. Физические нагрузки должны быть интенсивными. Так, в подготовительном периоде годового цикла занятий ФК следует давать нагрузки, вызывающие учащение пульса до 130-140 уд/мин., в основном – до 160-165 уд/мин. При этом должны широко использоваться подвижные игры и элементы спортивных игр. В занятия ФК обязательно включать дыхательные упражнения, упражнения на расслабление и упражнения для профилактики нарушений осанки
Комплекс физических упражнений
Все упражнения должны выполняться свободно, с полной амплитудой, без задержки дыхания и натуживания. Эффективно проведение лечебной гимнастики в сочетании с массажем головы и «воротничковой зоны». Комплексы могут выполнять в положении стоя, сидя, лежа, с предметами и без предметов (мяч, обруч, гимнастическая палка), желательно при музыкальном оформлении. Не желательно резкое изменение темпа и статические длительные напряжения.
Примерный комплекс лечебной гимнастики при гипертонической болезни
1. ИП: сидя.
Дыхание под контролем рук, полное и глубокое. Повторить 6-8 раз.
2. ИП: основная стойка.
Руки вверх, одну ногу назад — ВДОХ, вернуться в ИП — Выдох. Повторить 3-4 раза каждой ногой попеременно.
3. ИП: стоя, ноги слегка расставлены.
Присесть, опираясь на стул — ВЫДОХ. Повторить 6-8 раз.
4. ИП: стоя, руки в стороны сжаты в кулак.
Согнуть руки над плечами с небольшим напряжение — ВЫДОХ. Повторить 10-20 раз.
5. ИП: руки на бедрах.
Выставление согнутой ноги вперед — ВЫДОХ. Повторить 4-6 раз каждой ногой.
6. ИП: ноги врозь, руки в стороны.
Поворот туловища вправо и влево попеременно — ВЫДОХ. Повторить 4-6 раз в каждую сторону.
7. ИП: сидя.
Глубокое дыхание под контролем рук. Повторить 4-8 раз.
8. ИП: стоя, руки на бедрах.
Наклон туловища вправо и влево попеременно. Руки скользят вдоль тела -ВЫДОХ. Повторить 4-6 раз в каждую сторону.
9. ИП: ноги врозь, руки к плечам.
«Удары» руками вверх попеременно. Дыхание произвольное. Повторить 10-15 раз каждой рукой.
10. ИП: ноги врозь, руки на бедрах.
Слегка наклонить туловище вперед — выдох. Вернуться в ИП. Повторить 4-8 раз.
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Занятие по адаптивной физической культуре на тему: «Упражнения на расслабление» Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Новокубанский комплексный центр реабилитации инвалидов» Презентация разработана инструктором по физической культуре I категории Копыловой Н.М.
2 слайд
Описание слайда:
Что такое расслабление? Расслабление является состоянием, в котором расслаблено ваше тело и ум. В этом состоянии расслаблены ваши мышцы и увеличен приток крови к мозгу. ГКУ СО КК «Новокубанский КЦРИ»
3 слайд
Описание слайда:
Что не есть расслабление: Курение и алкоголь. Просмотр телевизора. Просто сон. Просиживание дивана и лень. ГКУ СО КК «Новокубанский КЦРИ»
4 слайд
Описание слайда:
Упражнения на расслабление для рук 1. Поднять одну руку вперед и дать ей свободно упасть. 2. Поднять руки в стороны и дать им упасть» до раскачивания. 4. Туловище расслабить и раскачивать вокруг него руки, начиная движение плечом вперед и назад. ГКУ СО КК «Новокубанский КЦРИ»
5 слайд
Описание слайда:
Упражнения на расслабление для ног 1. Исходное положение – стойка, ноги чуть расставлены, наклон вперед, руки свободно свисают. Раскачивание рук в стороны толчками ног. 2. Исходное положение – стойка на одной ноге на возвышении, другая свободно свешивается. Движением бедра свободную ногу расслабленно раскачивать назад – вперед. ГКУ СО КК «Новокубанский КЦРИ»
6 слайд
Описание слайда:
Упражнения на расслабление шеи «Уронить» (расслабленно наклонить) голову вперед, затем назад, в сторону, слегка сгибая ноги. ГКУ СО КК «Новокубанский КЦРИ»
7 слайд
Описание слайда:
Упражнения на расслабление для спины 1. Исходное положение – стойка, туловище немного наклонено вперед, руки свисают. «Уронить» (наклон вперед) туловище, не напрягая рук и не препятствуя свободному движению их назад. При обратном движении рук вперед туловище выпрямить, не сгибая ног. ГКУ СО КК «Новокубанский КЦРИ»
8 слайд
Описание слайда:
Упражнения на расслабление для ног 1. Исходное положение – стойка, ступни чуть расставлены. «Уронить» туловище вперед и выполнить круговые движения расслабленно при небольшом сгибании коленей. 2. Исходное положение – стойка, руки вверх, ладони вперед. «Уронить» кисти, затем согнуть руки в локтях, «уронить» и руки, затем «уронить» туловище, сгибая ноги. ГКУ СО КК «Новокубанский КЦРИ»
9 слайд
Описание слайда:
Упражнение «Марафон» А сейчас давайте посчитаем число пульсаций за некоторый интервал времени, а именно — за 15 секунд. Я дам вам сигнал и вы начнете считать число пульсаций. Закончите счет, когда прозвучит сигнал окончания. ГКУ СО КК «Новокубанский КЦРИ»
10 слайд
Описание слайда:
Упражнение «Марафон» Закончили счет. Какое число у вас получилось? Запишите его на листке. Теперь определим ваш пульс. Это сделать очень просто: помножьте полученное число на четыре и вы получите число биений своего сердца в минуту. Это и есть ваш пульс. Запишите значение своего пульса на листке. Теперь, когда вы научились замерять пульс, давайте выполним следующие задания. ГКУ СО КК «Новокубанский КЦРИ»
11 слайд
Описание слайда:
Упражнение «Марафон» Первое задание. Сядьте в кресло, закройте глаза, расслабьтесь. Вам дается одна-две минуты, для того чтобы войти в состояние глубокой релаксации. Итак, расслабьте последовательно ноги, руки, туловище, шею и лицо. ГКУ СО КК «Новокубанский КЦРИ»
12 слайд
Описание слайда:
Упражнение «Марафон» Второе задание. Теперь, сидя в кресле с закрытыми глазами, представьте себя на олимпийском стадионе. Вы бежите марафонскую дистанцию. Бежите экономно, собранно, силы свои бережете, но вместе с тем и выкладываетесь, ведь вам так нужна победа! (Пауза 30 секунд.) А сейчас снова замерим ваш пульс. Приготовились. Почувствовали пульсацию… ГКУ СО КК «Новокубанский КЦРИ»
13 слайд
Описание слайда:
Упражнение «Марафон» Умножили полученное число на четыре и зафиксировали полученный результат рядом с первым. А теперь вы можете вычесть из второго числа первое. Эта разность показывает, насколько успешно вы можете управлять своим внутренним состоянием с помощью воображения. На этом наш марафонский тест закончен. Запомните: день полезно заканчивать упражнениями на расслабление! ГКУ СО КК «Новокубанский КЦРИ»
14 слайд
Описание слайда:
Запомните: день полезно заканчивать упражнениями на расслабление! ГКУ СО КК «Новокубанский КЦРИ»
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс профессиональной переподготовки
Учитель физической культуры
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Проверен экспертом
Общая информация
Номер материала:
ДБ-526085
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 296
Отделение дополнительного образования детей
Рассмотрено Утверждаю
Педагогическим советом Директор _________Алексеева С.А.
Протокол № ________
«______» ____________2014г. «___»_______________2014г.
Образовательная программа
Дополнительного образования детей
Адаптивная физическая культура
Возраст детей — 7-11лет
Срок реализации — 4года
Автор – составитель программы
Некоркина Р.М.
Педагог, Мастер спорта СССР
Санкт-Петербург
2014
Оглавление
Пояснительная записка 3
Учебно-тематический план 1-4 год обучения 7
Методическое обеспечение 15
Список используемой литературы 17
Приложение 19
Пояснительная записка
Название программы – «Адаптивная физическая культура »
Направленность образовательной программы — физкультурно-спортивная Уровень освоения – общеразвивающая
Дополнительная образовательная программа «Адаптивная физическая культура» включает в себя общеукрепляющие упражнения для формирования не только правильной осанки, но и в целом здорового образа жизни. Считается, что адаптивная физкультура по своему действию намного эффективнее медикаментозной терапии. Понятно, что адаптивная физкультура имеет строго индивидуальный характер. Адаптивная физкультура полностью от начала и до конца происходит под руководством специалиста по адаптивной физкультуре.
«Адаптивная» — это название подчеркивает предназначение средств физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Это предполагает, что физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать позитивные морфо-функциональные сдвиги в организма, формируя тем самым необходимые двигательные координации, физические качества и способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и совершенствования.
Программа позволяет добиться системности в работе, привлечение к дополнительным занятиям, формирование положительного интереса к физической культуре. В современном обществе проблема сохранения, изучения и пропаганды здорового образа жизни приобретает особую актуальность. Большая ответственность в этом деле ложится на учреждения, осуществляющие процесс образования и воспитания детей и подростков, особенно в системе дополнительного образования детей. Спортивные занятия с детьми и подростками служат составной частью их всестороннего развития, воспитания и укрепления здоровья. В этом случае вырабатываются самостоятельность, творчество, и инициатива, целеустремлённость, самодисциплина, отказ от вредных привычек.
Адаптивная физическая культура. Привлекательность ее состоит, прежде всего, в разносторонней оздоровительной направленности, способствующей повышению уровня функциональных возможностей организма: развитию дыхательной системы, системы кровообращения, совершенствованию координации движений, а также развитию скоростно-силовых возможностей..
Актуальность
Обучение в школе увеличивает нагрузку на организм ребенка. Дети меньше двигаются (эффект гиподинамии), вследствие чего возникает дефицит мышечной деятельности. Возрастает необходимость усвоения и переработки разнообразной информации, и, следовательно, увеличивается пребывание организма в статических позах, перенапрягается зрительный аппарат.
Эти факторы создают предпосылки для развития у учащихся отклонений в состоянии здоровья: нарушения осанки, зрения, повышения артериального давления, накопления избыточной массы тела, что в свою очередь предрасполагает к различным заболеваниям сердечно — сосудистой, дыхательной систем, нарушения обмена веществ и т.д. (М. Д. Рипа , 1988)
Новизна
Новизну программы определяет подготовка к здоровому образу жизни учащегося, на основе здоровье – сберегающих технологий, которая становится приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения и адаптирована к условиям обеспечивающих школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе. Программа позволяет не только добиться системности в работе, привлечения учащихся к дополнительным занятиям, сформировать у них положительный интерес к физической культуре, но и укрепить здоровье. Внеурочная работа (внеклассная,) по физическому воспитанию школьников дополняет урочные формы организации занятий физической культурой, способствует повышению уровню двигательной активности детей в течении учебного года, содействует полезной организации досуга, удовлетворяет индивидуальные потребности и интересы в физическом совершенствовании, развивает социальную активность школьников..
Цель:
Укрепление психического и физического здоровья, увеличение двигательной активности и расширение двигательного опыта, в процессе использования многообразия общеукрепляющих упражнений с другими методами физического воспитания.
Задачи :
Образовательные
Формирование основ знаний личной гигиены, о влиянии занятий физической культурой на основные системы организма.
Овладеть выполнение упражнений с соблюдение правил техники безопасности.
Развивающие
Повысить уровень физической подготовленности с учетом индивидуальных особенностей;
Развитие координационных и кондиционных способностей;
Развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды.
Воспитательные
Воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни и привычки, соблюдения личной гигиены;
Воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, чувства ответственности;
Воспитывать эмоционально-положительное отношение и устойчивый интерес к занятиям физической культурой;
Воспитание культуры общения детей в коллективе (команде);
Профилактика вредных привычек;
Воспитание волевых и нравственных качеств;
Воспитание чувства патриотизма и ответственности при выступлении на соревнованиях.
Условия реализации программы
Программа предназначена для детей от 7 до 11 лет.
Срок реализации
Программа рассчитана на четырехлетний период обучения.
Условия формирования групп
В группу принимаются все желающие, имеющие противопоказаний по медицинским показателям для занятий спортом.
Режим занятий:
Занятия в секции проводятся для мальчиков и девочек. Группы могут формироваться разновозрастные».
1 год обучения – 72 часа в год, в режиме работы 1 раза в неделю по 1 часу.
2 год обучения – 72 часа в год. В режиме работы 1 раза в неделю по 1 часа.
3 год обучения – 72 часов в год. В режиме работы 1 раза в неделю по 1 часа
4 год обучения – 72 часов в год. В режиме работы 1 раза в неделю по 1 часа.
Формы организации деятельности воспитанников
Основной формой организации обучения является учебное занятие.
На занятиях используются
организации детей:
-групповая,
-индивидуальная,
— по звеньям,
Формы проведения
-беседа,
-рассказ,
-игра,
Методы
Словесный (рассказ, беседа, устное изложение)
Наглядный (показ видеоматериалов, иллюстрации, наблюдение, участие в соревнованиях в качестве зрителей)
Практический (упражнения)
Объяснительно-иллюстративный
Форма подведения итогов реализации программы.
Система дополнительного образования не имеет оценок, но контроль за усвоением материала воспитанниками, проводится при помощи ежегодного трехразового контрольного среза знаний, умений, навыков (входной, рубежный, итоговый).
Для проверки полученных умений и навыков проводятся учебные занятия в группе.
Ожидаемый результат освоения образовательной программы
По окончании обучения в группе по адаптивной физической культуре ребята физически окрепли, освоили основу техники общих физических упражнений.
Учебно-тематический план 1 год обучения
№ | Разделы подготовки | 1 год обучения | ||
Всего часов | теория | практика | ||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | — |
2 | Теоретическая подготовка | 4 | 1 | 1 |
3 | Общая физическая подготовка | 35 | 1 | 35 |
4 | Специальная физическая подготовка | 30 | 1 | 30 |
5 | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 |
9 | Общее количество часов | 72 | 5 | 67 |
Содержание
1 год обучения.
Основной принцип первого года обучения – универсальность подготовки.
Задачи: укрепление здоровья и содействие правильному физическому развитию и разносторонней физической подготовленности, укрепление опорно-двигательного аппарата, развитие быстроты, ловкости, гибкости, обучение основам техники гребли академической и гребли на байдарках и каноэ.
Вводное занятие
Техника безопасности на занятиях в зале, при выполнении беговых, прыжковых упражнений, при игре. Требования к спортивной форме. Личная гигиена. Режим занятий.
Теоретическая подготовка.
Краткие исторические сведения о возникновении адаптивной физической культуры, сведения о строении и функциях организма человека, гигиена, врачебный контроль, предупреждение травматизма, самоконтроль.
Общая физическая подготовка.
Теоретические занятия: значение общей физической подготовки для поднятия и укрепления функциональных возможностей организма и развития физических качеств (быстроты, выносливости, ловкости, силы, гибкости). Составление комплексов упражнений для разминки (подготовительной части занятия). Корректировка техники выполнения упражнений.
Практические занятия:
1. Гимнастические упражнения. Упражнения без предметов: для мышц рук и плечевого пояса. Для мышц ног, брюшного пресса, тазобедренного сустава, туловища и шеи.
2.Упражнения с предметами – со скакалками, резиновыми мячами, набивными мячами (1- 2 кг).
3.Упражнения на гимнастических снарядах. Лазание по гимнастической стенке.
После окончания занятий 1 года обучения:
- Знают и имеют представление:
- о режиме дня, значении его для укрепления здоровья и успешной работы, правилах личной гигиены, рационального режима труда и отдыха, полноценного и рационального питания, основах закаливания;
- о терминологии разучиваемых упражнениях, об их функциональном смысле и направленности воздействия на организм.
- самостоятельно выполнять комплекс упражнений утренней гигиенической гимнастики;
- соблюдать правила личной гигиены;
Материально-техническое обеспечение
1. Кабинет для занятий (спортивный зал)
2. Гимнастические скамейки – 4шт.
3. Гимнастическая стенка- 8шт.
4. Гимнастические маты – 15шт.
5. Скакалки гимнастические -15 шт.
.
Комплекс упражнений по адаптивной физической культуре | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|