Артикуляционные упражнения домашнее задание

Артикуляционные упражнения домашнее задание thumbnail

1.»Улыбка» («заборчик»)

Улыбнуться без напряжения, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать 5-10 секунд. Следить, чтобы при улыбке губы не подворачивались внутрь.

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем.

А сейчас раздвинем губы,

Посчитаем наши зубы.

2. «Трубочка» («хоботок»)

Вытянуть сомкнутые губы вперед. Удерживать их в таком положении под счет от 1 до 5-10.                              

Подражаю я слону,

Губы хоботом тяну.    

3. «Домик открывается» («бегемотик)

Слегка улыбнуться, медленно открыть рот, подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть. Язык лежит спокойно  за зубами.                                   

Широко откроем ротик,

Как голодный бегемотик

4. «Любопытный язычок»

Улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперед-назад. Широкий язык положить на нижнюю губу – убрать. Рот остается все время открытым. Упражнение сделать 8-10 раз.                               

Любопытный язычок

Выглянул в оконце:

Может кончился уж дождь

И выглянуло солнце.

5. «Язык здоровается с подбородком»

Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком потянуться вниз к подбородку. Проделать упражнение 5-10 раз.                         

6. «Язык  здоровается с верхней губой»

Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить  широкий край языка на верхнюю губу. В дальнейшем можно чередовать упражнения 5-6: «качели».                            

На качелях я качаюсь:

Вверх-вниз, вверх-вниз.

Высоко я поднимаюсь,

Опускаюсь снова вниз.

7. «Обезьянка»

Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубами. Губы при этом сближены. Удерживать в таком положении в течение 5 секунд

Обезьянка строит рожи.

На кого она похожа?

8. «Бульдог»

Из положения «обезьянка» перевести язык в положение между верхней губой и верхними зубами.  Губы сближены. Удерживать 5 секунд.                         

Идёт бульдог, идёт бульдог,

Звенит медалями бульдог.

Блестят его медали.

 За что их только дали…

9. «Хомяк»

Рот  закрыт. Язык поочередно упирается в правую и левую щеки, оставаясь в каждом положении по 3-5 секунд.

Хомячок надует щечки,

У него зерно в мешочках.

10. «Кружок». «Футбол»

Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны , плавно очерчивая кончиком языка круг («бульдог» -правая щека – «обезьянка «– левая щека и т. д., потом в обратную сторону). Выполнять по 5-6 кругов в каждую сторону.                             

Во дворе народ толпится,

Там идет футбольный матч.

И вратарь наш, Генка Спицын,

Пропустить не должен мяч.

11. «Месим тесто»

Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу, пошлепывая его губами, произносить: Пя-пя-пя-пя..»Медленно двигайте язык вперед  – назад.        Тесто мнем, мнем, мнем,

Тесто жмем, жмем, жмем,

После скалку мы возьмем,

Тесто тонко раскатаем,

Выпекать пирог поставим.

12. «Чистим зубы снаружи»

Улыбнуться, приоткрыть рот, показать зубы и широким языком провести с наружной стороны  верхних зубов, имитируя чистящие движения зубной щетки. Также «чистим и нижние зубы. Выполнять каждое упражнение по 3-5 раз.                              

Чищу зубы,

Чищу зубы       

 И снаружи,       

И внутри.        

Не болели,    

Не темнели,  

 Не желтели

чтоб они.

13.  «Покусаем язычок» («Месим тесто»)

Улыбнуться, приоткрыть рот, покусать кончик языка. Можно усложнить упражнение одновременно покусывая язык и продвигая его вперед-назад.                          

Тесто мнем, мнем, мнем,

Тесто жмем, жмем, жмем,

После скалку мы возьмем,

Тесто тонко раскатаем,

Выпекать пирог поставим.

14. «Лопаточка». «Блинчик»

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10.                         

Испекли блинов немножко,

Остудили на окошке,

Есть их будем со сметаной,

Пригласим к обеду маму.

15. «Дуем на  блинчик»

Вывести язык в положение «блинчик» и подуть в небольшую бутылочку, на вертушку или кусочек ватыЕго следует выполнять после того, как получилась «блинчик»                              

Испекли блинов немножко,

Остудили на окошке,

Есть их будем со сметаной,

Пригласим к обеду маму.

16. «Горка» («мостик»)

Широко открыть рот. Широкий язык опустить за нижние зубы, упереться в них языком. Плотно прижать боковые края к верхним коренным зубам.              

Вот так горка, что за чудо!

Выгнулся язык упруго:

Кончик в зубы упирается,

Бока кверху поднимаются.

17. «Ветерок дует с горки»

Поставить язычок в положение «горка» , а потом спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным.                 

Вот так горка, что за чудо!

Выгнулся язык упруго:

Кончик в зубы упирается,

Бока кверху поднимаются.

18. «Чистим нижние зубки» (с внутренней стороны)

Читайте также:  Упражнения на ноги и ягодицы в домашних условиях с гантелями

Улыбнуться, показать зубы, прикрыть рот и кончиком языка «почистить»  нижние зубы с внутренней стороны. Двигая язычком из стороны в сторону, следите, чтобы он находился у десен.                            

Чищу зубы,

Чищу зубы       

 И снаружи,       

И внутри.        

Не болели,    

Не темнели,  

 Не желтели чтоб они.

19.  «Киска сердится»

Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы с внутренней стороны («горка»). Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать вглубь рта (качать горку). Упражнение повторить 8-10 раз в спокойном темпе.                                   

Выгляни в окошко,

Там увидишь кошку.

Кошка спинку выгнула,

Зашипела, прыгнула.

Рассердилась киска –

Не подходите близко!

20. «Киска сердится2»

Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы с внутренней стороны («горка»). Выдвинуть язычок в положение «катушка» и покусать свернутый язык. Выполнять 10-15 раз.                             

Выгляни в окошко,

Там увидишь кошку.

Кошка спинку выгнула,

Зашипела, прыгнула.

Рассердилась киска –

Не подходите близко!

21. «Чашечка»

Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашки.                                    

Язык широкий положи,

А края приподними.

Получилась чашка,

Кругленькая чашка

22. «Вкусное варенье»

Улыбнуться, открыть рот и языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу. Движения  направлены сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечки».              

Ох и вкусное варенье!

Жаль, осталось на губе.

Язычок я подниму

И остатки оближу.

23. «Ступеньки»

чередование: «чашечка» на верхней губе, «чашечка» на верхних зубах, «чашечка» внутри рта за зубами. В каждой позе держим язык по 3-5 секунд.                        

Мы по лесенке ходили,

Вверх и вниз, вверх и вниз.

Очень весело бродили,

Вверх и вниз, вверх и вниз.

Целый день мы так гуляли,

Вверх и вниз, вверх и вниз.

И ни капли не устали,

Вверх и вниз, вверх и вниз.

24. «Фокус»

Поднять  язык в положение «чашечка» и плавно подуть на кончик носа. Можно на кончик носа положить кусочек ваты. Во время дутья он улетит точно вверх.                            Он сделал страшное лицо,

Потом платком накрыл яйцо…

Потом (хулалу-шимбай!) смахнул платок, оп-ле!

И вот цыпленок на столе!

25. «Не разбей чашечку»

Придать языку форму «чашечки» и двигать его вперед и назад, сохраняя форму «чашечки» Удерживать в каждой фазе язык по 3-5 секунд.                           

Язык широкий положи,

А края приподними.

Получилась чашка,

Кругленькая чашка

26. «Чистим верхние зубы» (с внутренней стороны)

Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движение из стороны в сторону. Кончик языка  двигается у верхних альвеол.                                

Чищу зубы,

Чищу зубы       

 И снаружи,       

И внутри.        

Не болели,    

Не темнели,  

 Не желтели чтоб они.

27. «Маляр»

Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твердое небо («потолок») делая движения языком вперед- назад, поглаживая небо.                          

Мы работаем с утра,

Красить потолок пора,

Челюсть ниже опусти,

Язык к нёбу подними.

Поводи вперёд-назад —

Наш маляр работе рад.

28. «Барабанщик»

Улыбнуться, открыть рот, поставить язычок за верхние зубы, звонко, отчетливо, многократно повторять : «Д-Д-Д…». Темп постепенно убыстрять, зубы не сближать.  Потом добавить движение ватной палочкой, шариковым зондом или пальчиком поперек языка – получим звук, отдаленно напоминающий  Р.                      

Барабанщик очень занят,

Барабанщик барабанит,

Д-д, д-д-д!

29. «Лошадка»

Улыбнуться, широко открыть рот пощелкать кончиком языка наверху. Ускоряем темп. Следить за тем, чтобы нижняя челюсть не двигалась.                  

Едем, едем на лошадке,

По дорожке ровной, гладкой.

30. «Грибок»

Улыбнуться, присосать язык к небу, чтобы подъязычная связка натянулась («ножка гриба»). Удерживать в таком положении язык в течение 5-10 минут. Если  так сделать не удается, то вернитесь к упражнению «лошадка».                            

Я стою на ножке тонкой,

Я стою на ножке гладкой,

Под коричневою шляпкой

С бархатной подкладкой

31. «Гармошка»

Выполнять это упражнение можно после того, как удается удержать язык в положении «грибок» . В положении «грибок» открывать и закрывать рот (как растягиваются меха гармошки).                                

На гармошке я играю,

Рот пошире открываю,

К небу язычок прижму,

Ниже челюсть отведу.

32. «Кучер»

Сомкнуть губы и сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышится характерный звук «тпру». Вариант: положить между губ широкий край языка и подуть. Язык будет вибрировать вместе с губами.                             

Читайте также:  Лечение пяточной шпоры в домашних условиях упражнения

По тропе, чернее тучи,

Едет в бричке старый кучер.

Тащат бричку, хоть ты плачь,

Пара тощих, чёрных кляч.

33. «Иголочка»

Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счет до 10.                                

Язык в иголку превращаю,

 Напрягаю и сужаю.

Острый кончик потяну,

До пяти считать начну.

Раз, два, три, четыре, пять!

Иголку я могу держать.

34. «Часики»

Язык выдвинуть изо рта в положение «иголочка» и подвигать им из стороны в сторону с большой амплитудой. Проделать  10-15 раз. Нижняя челюсть не двигается вместе с языком! Язык не касается нижней губы.                         

Тик-так, тик-так —

Ходят часики вот так.

День и ночь они не спят,

Всё стучат, стучат, стучат

35.  «Индюк» («болтушка»)

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на верхнюю губу и производить быстрые движения кончиком языка по верхней губе вперед – назад, стараясь не отрывать язык от верхней губы. Потом включить голос. Получится смешная «болтушка» (звук похожий на «бл-бл…»                                  

Я – индюк «балды-балда»

Разбегайся кто куда.

36. «Качели»

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за  нижние зубы (с внутренней стороны)  и удерживать в таком положении 3-5 секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с  внутренней стороны) и удерживать 3- секунд. Так поочередно меняем положение языка  5-6 раз «качаем язычок» . Упражнение полезно делать при работе над шипящими и свистящими звуками.                       

На качелях я качаюсь:

Вверх-вниз, вверх-вниз.

Высоко я поднимаюсь,

Опускаюсь снова вниз.

37. «Пароход»

Улыбнуться, поставить язык между зубами, закусить его и петь: «ЫЫЫЫ». Получится звук, очень похожий на Л. Не показывайте образец!                             

Паровоз без колес!

Что за чудо-паровоз!

Не с ума ли он сошел –

Прямо по морю пошел.

(пароход)

38. «Расческа»

Улыбнуться, закусить язык зубами, «протаскивать» язык между зубами вперед-назад, как бы причесывая его.                                  

С волосами я дружу,

Их в порядок привожу.

Благодарна мне прическа.

А зовут меня… (расческа)

39. «Парус»

Улыбнуться, широко раскрыть рот, кончик языка поставить на альвеолы, удерживать на счет до 8-10. Повторить 2-3 раза.                        

Лодка под парусом

По реке плывет,

На прогулку лодочка

Малышей везет.

40. «Комарик»

Улыбнуться, широко раскрыть рот, кончик языка поставить на альвеолы, пытаться произнести «дзззз», но не отрывисто, а протяжно, в течение 10-15 сек.                             

Прилетает по ночам,

Не дает уснуть он нам:

Зло звенит, над ухом вьется,

Только в руки не дается.

41. «Заведи мотор»

Улыбнуться, широко раскрыть рот, поднять язык вверх, с силой ударять языком по альвеолам и произносить «дын-дын-дын», повторить 10-15 сек.                            

По шоссе машина мчит,

Во все стороны рычит,

За рулем лихой шофер,

«Дын-дын-дын» — гудит мотор.

Используемая литература:

Косинова Е.М. Уроки правильной речи. – М.: БИБЛИОТЕКА Ильи Резника: Эксмо, 2004. – 64с.

Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие. – СПб.: КОРОНА принт, 2004. – 80с.

Костыгина В.Н. Тру-ля-ля. Артикуляционная гимнастика. 2 — 4 года. — М.: Карапуз, 2006. — 20 с.

Буйко В. Чудо-обучайка. Речевая моторика, речевое дыхание, дикция. – Екатеринбург: Литур, 2005. – 30с.

Игра «Домашний логопед» (изд. Новый диск)

Материалы сайта «Логопед Мастер» (https://www.logopedmaster.ru/)

Источник

Источник

Слайд 1

№ 1.Основные упражнения Ткач Елена Николаевна, Зам по НМР, учитель-логопед МБОУ СОШ № 2 Карасукского района НСО ПРИЛОЖЕНИЕ:комментарии и ссылки

Слайд 2

В «Разноцветных историях» обыгрываются следующие упражнения: Основной комплекс. Упражнения для губ. Все рекомендации по выполнению упражнений размещены в «заметках к слайдам» непосредственно на слайдах упражнений. Некоторые указания к тематическим беседам схематичны и могут изменяться по ситуации.

Слайд 3

Тексты: Все тексты , использованные в презентации, являются авторскими и защищены публикацией на портале «Стихи.ру»: © Copyright: Ткач Елена , 2012, цикл «ДЕТЯМ» Рамки: Рамки сконструированы из элементов фоторамок, найденных по поиску «Яндекса»: https://vsekartinkifree.ru/photo/50-0-1291-3 https://www.photoshopix.ru/2011/04/06/ https://www.design-warez.ru/photoshop/ramki/801-detskie-nezhnye-ramochki-dlja-fotografijj..html https://vid-as.narod.ru/fut5.html https://photoshop-zona.ru/photoshop_dopolneniya/ramki/59/464-solnyshko.html

Слайд 4

Анимации: птицы https://www.nivagold.ru/raznoe/rasnoe.html профессии https://medium-72.ya.ru/replies.xml?item_no=369 игла https://ont2007.narod.ru/GIF/gif040.htm , https://sandrogerio.zip.net/images/agulhaeLinha.gif , https://rusalka7.ucoz.ru/load/k_urokam/48-1-0-219 деревья https://animo2.ucoz.ru/photo/animacii_malogo_razmera/animacii_derevev/50 Лучшие анимационные картинки (добрый день) https://www.best-animation.ru/dobrii_den6.html доброе утро, вечер https://forum.calorizator.ru/viewtopic.php?f=51&t=2892&start=1140 Приятных снов https://www.vsyaanimaciya.ru/_ph/7/2/299241622.gif Приятного вечера https://www.vi-ta.ru/showthread.php?t=4205&page=2 мышь — https://wap.wapuk.ru/wm/anime/mishki/index.php?start=20 часы — https://anklava-2001.pisem.net/Animation_Factory/Animation_Factory/misc/ https://www.progimp.ru/users/4016/albums/lessons/645/ https://animo2.ucoz.ru/photo/specialnye_kategorii/109-1-0-0-2 , https://www.mobilmusic.ru/file.php?id=729505 Кролик — https://tana.ucoz.ru/load/117 анимация насекомые https://www.nivagold.ru/raznoe/nasecomye2.html Облака — https://animo2.ucoz.ru/photo/mir_animashek_letnego_nastroenija/42 Остальное: https://www.gifpark.su/FLO.htm , https://www.nivagold.ru/raznoe3/nerazobrannye/nerazobrannye.htm https://photos.privet.ru/user/elenar_387/album/view/178188286

Слайд 5

О презентации: Весёлое домашнее задание для всей семьи. Основная мысль: домашнее задание необходимо, но когда мы имеем дело с речевыми проблемами, его важность возрастает в РАЗЫ. Создать соответствующую речевую среду дома – максимально быстро добиться позитивной динамики, устранить проблемы. … Раньше прямо из коляски Малышей учили сказке, А теперь дошкольник даже Редко сказку перескажет…. И всё дело в том, что «сбросив» воспитание и обучение детей на телевизор компьютер, детский сад-школу, родители нередко совершенно отстраняются, пеняя на сверхзагруженность. Интерактивный телемир сужает межличностное общение. Самая большая проблема сегодня – недоразвитие диалоговой формы речи. Работающие же бабушки-дедушки тоже не оказывают необходимой помощи. Телевизор и компьютер лишают на самом первоначальном этапе ребёнка главного – общения, возможности речевой практики. А «сюсюканье», умиление=поощрение неправильной речи и и вовсе оказывает медвежью услугу. Обеднённый словарь, недостаточное развитие органов артикуляции и т.д. и т.п., — с каждым годом среди учащихся, поступающих в начальные классы, стабильно высоко число детей с различными отклонениями в речевом развитии, что препятствует формированию их полноценной учебной деятельности в контексте развивающего обучения. И именно в тот момент, когда обучение началось, а словарь не соответствует возрастной норме, звуки отсутствуют или не автоматизированы, максимально скорая помощь просто бесценна.

Читайте также:  Упражнения для грудака в домашних условиях

Слайд 6

О презентации: Весёлое домашнее задание для всей семьи. (продолжение) Педагоги, каждый в своём направлении, прилагают все усилия, чтобы добиться какой-либо динамики, но первые же каникулы часто сводят на нет достигнутое. Успешность работы во многом зависит от того, насколько она подкреплена помощью родителей, продолжена ими в домашней обстановке. Речевой режим ДОМА – одна из самых важных составляющих коррекционной работы в целом. И не опираться на помощь того же самого компьютера, который прочно вошёл в наш быт, — лишать себя ГЛАВНОГО союзника на домашней территории. Разумеется, нет никакой гарантии (и примеры тому есть и в моей практике), что и тут родители не устранятся, лишив своё чадо самого главного – общения и СОтворчества в процессе выполнения домашнего задания. Но, по крайней мере, в таком случае, сам ребёнок с удовольствием будет выполнять артикуляционную гимнастику, где каждый слайд – мини-история, сюжет, позволяющий размышлять (очень надеюсь, что мои тексты на самом деле таковы), возможность «допридумать» предысторию и продолжение, где каждая иллюстрация истории, благодаря анимациям, в полной мере реализует «золотое правило дидактики», а кажущаяся излишней красочность вполне позволительна в домашней обстановке и, без всякого сомнения, где всё вместе — старая добрая зарядка для язычка. Презентации такого рода предназначены для домашних занятий как с дошкольниками (не читающими – с помощью родителей), так и учащимися начального звена. Проверить степень выполнения можно легко, продолжив, например, беседу о тех же часах (слайд «Часики») или поговорив о том, сколько же рыбы поймали рыбаки (удержание рта в

Слайд 7

О презентации: Весёлое домашнее задание для всей семьи. (продолжение) открытом положении – «а-а-а»), дать задание посчитать в следующий раз всех рыб и насекомых в домашнем задании и т.д. Можно было бы продолжить тему, но в сети есть масса сайтов, где этот вопрос освещён уже всесторонне. Позволю себе закончить цитатой, как нельзя лучше суммировавшей значение развития речи в целом: «Развитие речи — актуальная проблема в современном обществе. Формирование речи подрастающего поколения — это огромная ответственность педагогов, занимающихся обучением русскому языку. Связная речь предполагает овладение словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, .… является необходимым условием успешности обучения ребенка в школе. ….» https://oldhobbit.ru/pedagogika/302-znachenie-svyaznoy-rechi-v-razvitii-doshkolnikov В условиях решения проблем, стоящих перед образованием, перехода на новые стандарты, этот вопрос, согласитесь, один из ключевых. Как учить (и как учиться?!), если вся печатная основа школьных наук не может быть усвоена в полной мере из-за «мелких» речевых недочётов?… « Многое из того, что нам необходимо, может подождать, но не ребёнок. Сейчас то время, когда формируется тело и развивается дух. Ему нельзя сказать: «Жди до завтра». Его зовут СЕГОДНЯ.» (Г.Мистраль ) И как бы ни менялись эпохи и программы, эти слова будут звучать всё так же современно. Сделайте домашнее задание со своими детьми и внуками! Даже если, на первый взгляд, у них всё в порядке. Возможно, оно покажется Вам небезынтересным. Ткач Елена Николаевна, elenakarasuk @ rambler . ru , МБОУ СОШ № 2 Карасукского района Новосибирской области.

Источник