Домашние упражнения по падежам в русском языке

Домашние упражнения по падежам в русском языке thumbnail

СКЛОНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

З а п и ш и т е слова в три столбика.

Панамка, бабочка, братишка, испуг, болезнь, остров, зверь, мысль, сынишка, свирель, закат, дядя, солнце.

О т д а н н ы х имен существительных образуйте новые слова третьего склонения.

Вещица, мышка, брошка, морковочка, упряжка, ночка, печка, ёлочка, горсточка, кисточка, тетрадочка, дочка.

З а п и ш и т е слова в единственном числе. Обозначьте склонение имён существительных.

Картечи, деды, дедушки, братья, братишки, сыновья, сынишки, лица, луга, лужайка, герои, героини, мальчики, юноши, мысли, гнёзда.

З а п и ш и т е к каждому слову близкое по значению слово или однокоренное слово другого склонения.

Мама, неправда, луна, Андрей, дед, повар, папа, Александр, площадь, картошка, конь, коза.

– Обозначьте склонение всех имён существительных.

Д о п и ш и т е пословицы.

Лучше горькая правда друга, чем сладкая … .

Храбрость – … .

Человек без Родины, что … .

В молодости не научишься работать, … останешься … .

Золото добывают из земли, а … добывают … .

Птице нужны крылья, а … .

Определите склонения имён существительных.

П р о ч и т а й т е слова.

Клевер, жаворонок, щука, стол, комбайн, верблюд, сирень, карась, диван, трактор, табуретка, осётр, цыплёнок, шкаф, молотилка.

– Выпишите имена существительные, обозначающие животных. Укажите цифрой их склонение.

П р о ч и т а й т е слова.

Тетрадь, книга, перо, комбайн, жук, клей, зеркало, окно, трактор, осётр, стул, шкаф, молотилка.

– Выпишите имена существительные, обозначающие машины. Укажите цифрой их склонение.

О т д а н н ы х имён существительных образуйте однокоренные имена существительные первого склонения.

Учитель, индюк, мышь, холодок, друг, волшебник.

П о д б е р и т е и запишите к словам синонимы.

Дорога, метель, стужа, драчун, лентяй, отец, деревня, торжество, везение, чародей.

– Определите склонение всех имён существительных.

П р и д у м а й т е и запишите предложения так, чтобы в первом предложении были существительные только первого склонения, во втором – только второго, а в третьем – только третьего. (В каждом предложении должно быть не менее 2–3 имён существительных.)

С п и ш и т е пословицы.

1) Всякая работа мастера хвалит. 2) Работа веселит сердце человека. 3) Птица радуется весне, а младенец матери. 4) Всякая птица свои песни поёт. 5) Грозит мышь кошке, да из норы. 6) От безделья собака на ветер лает. 7) Гроза бьёт по высокому дереву.

–Укажите склонения всех имён существительных.

О п р е д е л и т е склонение и падеж имён существительных.

I вариант

Без кисти, по капле, с неба, о речке, после дождя, к дубраве, на колос, над лесом, у горы, под землёй.

II вариант

Над морем, с тишиной, об облаке, в парк, около львицы, для жизни, в Африке, к сирени, по лесу.

С п и ш и т е . Определите склонение и падеж имён существительных.

Упадёт луч солнца на траву, вспыхнет трава изумрудом и жемчугом. (М. Горький.)

На припёке горячо и сладко пахли трава и крапива. (И. Бунин.)

Ближняя сопка была покрыта зелёным ковром брусничника. Глянцевитый лист блестел, прикрывая кисточку цветка. (Т. Дрёмова.)

Жёлтый тополиный лист оторвался от ветки и, покачиваясь в воздухе, медленно спустился на землю. (П. Воронин.)

Каждая травинка, каждый упавший на землю лист, каждая паутинка – всё обсыпано сахарной пудрой. (В. Солоухин.)

С п и ш и т е .

Посм..трите на с..сну. Солнечное дер..во! Ствол вел..чаво держит изумрудную крону, ух..дящую в синее небо. Кажется, что в ств..лах запрятано со..нце. Даже в ненас..ный день излуч..ют сосны т..пло и свет. См..ла, что выступает на дер..ве, прозрач..на и з..л..тиста. Она похожа на кусочекянтаря.

Читайте также:  Упражнения для плеч в домашних условиях для мужчин

По Т. Горовой.

– Определите склонение и падеж всех имён существительных.

– Выделенные слова разберите по составу.

Источник

Ефимова Анна Валерьевна

Предлагаю тренажер по проверке навыков определения падежей имен существительных. Данная разработка подходит для обучающихся 3-4 класса.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Карточка № 1

Укажите падежи имен существительных:

Карточка № 2

Укажите падежи имен существительных:

добежать до реки

катались на машине

шли по площади

гуляли за школой

мылись  шампунем

достали мяч

кружились в воздухе

прилетела синица

написал в тетради

подбежал к кровати

отплыл от причала

летел над полем

прыгает белка

поставил на полку

подъехал к заводу

ушёл с другом

появился на ветках

поздравление для мамы

поскакал по дороге

увидел над кроватью

читал про животных

нашёл в портфеле

смотрел на картину

на ветках березы

украсились инеем

летит на землю

покрывают землю

летит с ветки

написал открытку

бежал по снегу

Карточка № 3

Укажите падежи имен существительных:

Карточка № 4

Укажите падежи имен существительных:

съесть пирожок

цветок благоухал

въехать в тоннель

добежать до остановки

идти к другу

сидеть около дороги

трястись от страха

важно для людей

лететь над городом

писать об арбузах

летит бабочка

стоять между домами

войти во дворы

бежать из темницы

думать про книги

думать перед работой

идти в кино

слушать музыку

сидеть на табурете

следить за питанием

прыгать возле школы

перейти через лужу

сорвать цветок

играет кот

стоять возле забора

писать письмо

идти на вечеринку

следить за животными

полюбить птиц

скучать по игрушке

Карточка № 5

Укажите падежи имен существительных:

Карточка № 6

Укажите падежи имен существительных:

спрятался заяц

колышет ветер

колышется ветром

напуган шорохом

ходить по краю

вижу облака

рад дождику

сижу в овражке

кружил возле гнезда

мечтать о солнце

встреча с писателем

построили для птенцов

ехал по дороге

удивились рассказу

стакан молока

подойти к тропе

нюхал цветок

сказка про лисицу

смотрел на воробья

прошёл по ковру

бегали муравьи

подлетел к гнезду

идти по тропе

мёд из нектара

платье из шёлка

запах моря

носились в воздухе

купался в озере

ожидал поезд

город сталеваров

Карточка № 7

Укажите падежи имен существительных:

Карточка № 8

Укажите падежи имен существительных:

горжусь успехом

любуюсь закатом

подъехал к лесу

похож на воробья

запахи цветов

объехать окрестность

статья про поэта

отправиться в путь

отдыхал у озера

прочитал рассказ

стал лётчиком

доволен работой

приехал вечером

читаю книгу

суп из овощей

увлекаюсь чтением

написана писателем

варенье из земляники

компот из яблок

приготовлен поваром

сижу за столом

пить компот

тарелка с кашей

писать ручкой

написал роман

написать сочинение

писать на бумаге

подошёл к тропе

увидел море

пришёл с другом

Карточка № 9

Укажите падежи имен существительных:

Карточка № 10

Укажите падежи имен существительных:

занимаюсь плаванием

увлекаюсь рисованием

гулял по лесу

гнездо глухаря

чашка из глины

линия горизонта

книга про путешествия

летел на самолёте

плыл на корабле

написал рассказ

удивил поступком

рад встрече

приехал на поезде

посмотрел фильм

приготовил обед

нарисована художником

пюре с котлетой

блузка из шёлка

кисель из черники

шум моря

стоит стол

поёт соловей

каша из пшена

вылепить из глины

сшила платье

вышел на сцену

подлетела к гнезду

стоит у дома

пробежала лиса

гулял с братом

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

  • Мне нравится 

Источник

Данный материал предназначен для быстрой проверки определения падежей или  тренировки.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Вариант — 1

Падеж

Вариант — 2

Падеж

Висят на липе

Тропинка ведёт

Осталась без хвоста

Сидит у реки

Белеют облака

Варит на плите

Сварить из малины

Дал ученику

Спит в берлоге

Налетают на рябину

Объяснить ученику

Ставлю к доске

Доплыть до берега

Смотрит из окна

Отдыхал в лагере

Говорит с сыном

Дал маме

К научной работе

Пролетел над городом

На правую руку

Увидеть дорогу

Для народного танца

Подъехал к дому

С попутной песней

Лететь на самолёте

На зелёной поляне

Приехать в деревню

Без полной луны

Пришёл на вокзал

В пасмурном небе

Восхищаться подарком

Свежий ветер

Встали ребята

Без храброго воина

Беседовать с другом

Для народного танца

Подбежал к дереву

По золотому песку

Думал о друге

С кислым лимоном

Встал со скамейки

Приближался праздник

Спит в берлоге

Наградить медалью

Наблюдали за совой

Поблагодарил за работу

Сидит на ветке

Сохранил в памяти

Спрятался от мороза

Подготовился к ответу

Подбегает к дереву

Объяснил задачу

Стучит клювом

Подарок для подруги

Взбирается по березке

Спрыгнул с крыши

Ходить без шапки

Взялся за работу

Попал в цель

Выпал из гнезда

Ящик для почты

Выступать на сцене

Командовать парадом

На опушке леса

Читать книгу

Мчаться по проспекту

Говорить о жизни

Дарить людям

Приехать из деревни

Купаться в фонтане

Узнать по букве

Полз по одежде

Гуляли в роще

Срубили берёзу

Тетрадь без обложки

Выпил чаю

Всадник на лошади

Подойти к сирени

Вариант — 3

Падеж

Вариант — 4

Падеж

Играл на дудочке

Приколола брошь

Подошёл к осине

Поехали на машине

Материал для юбки

Встреча около афиши

Увидел мышь

Край земли

Шёл рощей

Свисает из – под крыши

Прелестное  дитя

Выглянуло  из-за тучи

Запылали  огнями

Содержит  витамины

Стоят вдоль дороги

Перелетел через яму

Спрятался в траве

Идём  на пляж

Летит над морем

Решит несколько задач

Разговор с тишиной

Приди  без сестры

Рассказ об облаке

Сделали  привал

Гуляем в парке

Растут  в чаще

Лежит около львицы

Прибил к стене

Рассказы для жизни

Дежурили в классе

Живёт в Африке

Постройка дачи

Прилетел к сирени

Приехал  из деревни

Гуляет по лесу

Запахло хвоей

Посмотрел на сосну

Сшила  платье

Улетают в небо

Истории из жизни

Накрылся плащом

Пролетаем  над пустыней

Лежит  под одеялом

Перелом кости

Чешуя рыбы

Письмо сестры

На свежем  воздухе

Встретимся в зоопарке

Говорить с дедушкой

Сказка про репку

Надела юбку

Над верхним этажом

Одет в полушубок

Перепрыгнул через яму

Сидит на ладошке

Сидит на ветке

Рассказал дедушке

Вернулись с добычей

Песня о  друге

Гуляет по аллее

Купила в кассе

Иду вдоль тропинки

Загорает на солнце

Путь к победе

Окраина деревни

Висит на груше

Играет  со щенком

Цветок гвоздики

Стоим на палубе

Отчалил  от берега

Плывём  в море

Сидит за партой

Прислушаться к песне

Уехать из деревни

Варенье из вишни

Прочитал маме

Косят косой

Написал  без помощи

Вариант — 5

Падеж

Вариант — 6

Падеж

Письмо в бутылке

Чай с вареньем

Рассказать по телефону

Взлетел  над осокой

Мечтать о победе

Отдыхали в Туле

Увидел перед дорожкой

Штопает носки

Фильм  о дружбе

Живёт в лесу

Слушает песню

Жить в деревне

Катались на лошади

Пошёл с товарищем

Чистят щёткой

Тропинка к речке

Вечер с книгой

Появились в поле

Раскинули палатки

Суп с рыбой

Пришёл в маске

Работать на фабрике

Туфли  из  кожи

Рассказывает сказку

Собираем ягоды

Альбом  подруги

Появились на огороде

Бегает с котёнком

Сделал  работу

Сидит в клетке

Накормить завтраком

Вспорхнул с ветки

Отдыхаем  на траве

Ходит по комнате

Съесть с чаем

Скатился с лестницы

Прячутся за скамейкой

Щиплет  травку

Увидел перрон

Подлетел к ёлке

Сделал помарку

Остановился у подъезда

Едем вдоль речки

Поливают  лейкой

Скачут по лугу

Жить в городе

Кружились  над пашней

Иду  по дороге

Ведёт корабль

Вернулись к вечеру

Недалеко  от деревни

Посадили землянику

Выпил из чашки

Нашла ошибку 

Растёт на грядке

Гуляли  по саду

Спросила ученика

Разговор о музыке

Письмо  от тёти

Остался без картины

Дружить с Колей

Готовились к празднику

Косить траву

Съела  яблоко

Рисунки  к сказке

Умереть героем

Джем  из клубники

Открыть  выставку

По зелёной  травке

Плывёт  под водой

Подарки  брату

Блузка  из  шёлка

Порхает над берёзкой

Подлетели к кормушке

Быть у дома

Письмо  от приятеля

Конура  для собаки

Пошли за малиной

Читайте также:  Как убрать растяжки на попе в домашних условиях упражнения

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

  • Мне нравится 

Источник

Урок русского языка в 3 классе. «Упражнения в определении падежей»

Предмет: Русский язык

Класс: 3

Тема урока: Упражнение в определении падежей.

Цели урока: развивать умение определять падеж имени существительного по вопросу и предлогу, разбирать предложения по членам предложения.

Планируемые результаты:

  • Предметные: учащиеся научатся ставить падежные вопросы к существительным и определять падеж существительных.

  • Личностные: ценностные отношения к умению выполнять деление с остатком и проверку, к совместной познавательной деятельности, к полученным результатам.

Тип урока: закрепление

Оборудование: Русский язык: 3 класс, 2 часть, Т.Г. Рамзаева. Ритм. «Дрофа» 2013.

Содержание урока.

Деятельность

учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

1.Организационный момент
Словесный: слово учителя

1 мин

Встали ровненько, красиво.

Посмотрю-ка, я на вас!

Молодцы, все встали прямо.

Ах, какой хороший класс!

Здесь затеи и задачи,

Игры, шутки, все для вас!

Пожелаю вам удачи

За работу, в добрый час!

-А сейчас тихо сядут девочки, а ещё тише мальчики.

Слушать вступительное слово.

Личностные – воспринимать нашу речь непосредственно обращенную к учащемуся. Воспринимать новую информацию.

Мотивационный

Практический: минутка чистописания

Словесный: отгадывать загадки.

Практический:

Записывание падежей

5 мин

Минутка чистописания.

hello_html_m70094f23.png

– Как называется изменение имен существительных по падежам? (Склонение.)

– Запишите красиво и аккуратно это слово на следующей строке три раза.

-А сейчас послушайте загадки о падежах и называйте мне отгадки.

1) Предлогов с детства не люблю,

С собою рядом не терплю.

Мои вопросы – кто? и что? –

Ни с чем не спутает никто.

(Именительный падеж.)

2) Кого же нет?

Я очень беспокоюсь,

Чего же нет?

Отправлюсь я на поиск.

Читайте также:  Упражнения с гантелями для мышц рук в домашних условиях для мужчин без гантелей

Прошу, друзья, скорее помогите!

И как зовут меня, скажите!

(Родительный падеж.)

3) Я работаю старательно.

Кому отдать? К чему призвать? –

Лишь только я могу сказать.

С предлогом «к» порой дружу,

Но и один гулять хожу.

(Дательный падеж.)

4) Кого винить, мне видно сразу!

Пусть каждый здесь запомнит эту фразу.

Ведь я важней министра!

Все это знают тут!

А ну скорей скажите:

Как меня зовут?

(Винительный падеж.)

5) Творите – чем? Творите – с кем?

Я подскажу вам – нет проблем!

Предлогам «перед», «под» и «над»

В любой момент я очень рад.

(Творительный падеж.)

6) Мне без предлогов свет не мил.

Пусть будут «в», и «о», и «при» –

Ты их случайно не сотри!

Тогда смогу я рассказать,

О чем мечтать и в чем гулять.

(Предложный падеж.)

-Итак, назовите тему нашего урока. (Склонение имен сущ. определение падежа у сущ.)

-Какие цели поставим перед собой? (Научиться склонять имена существительные, определять падеж существительных.)

Каллиграфическое списывание.

Отгадывать загадки.

Определять тему и цели урока.

Коммуникативные – четко, при помощи выразительных средств формулировать свои мысли.

Коммуникативные:— слушать и понимать речь других;

— формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

—  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

 — уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

Решение частных задач

Практический:

Списывание упражнения.

Словесный: ответы на вопросы.

Практический:

Выполнение упражнений

30 мин

1. -Откройте тетради, отступите от последней записи 2 строчки запишите сегодняшнее число (09 марта. Классная работа.)

— Сейчас, тот, кого я вызываю, выход