Как расслабить мышцы ног у ребенка при дцп

Как расслабить мышцы ног у ребенка при дцп thumbnail

Как расслабить мышцы ног у ребенка при дцп

Как расслабить мышцы ног у ребенка при дцпКак расслабить мышцы ног у ребенка при дцп

Некоторые авторы советуют предварительно перед расслаблением выработать у больного ощущение максимальной напряженности мышц. По их мнению, только сравнительное восприятие диаметрально противоположных состояний мышц способствует более быстрому ощущению произвольного расслабления. Для стимулирования нормальной двигательной деятельности в определенных условиях используют отдельные примитивные рефлексы.

С. А. Бортфельд и Н. В. Головинская (1962) начинают обучение произвольному расслаблению с наименее пораженных или здоровых мышц, фиксируя на этом внимание ребенка. Наш опыт работы показал высокую эффективность этой методики, особенно после бальнеопроцедуры. Обязательным условием для выполнения этих упражнений является создание прочной опоры для вышележащих отделов конечности. После того как больной почувствует тяжесть удерживаемой части конечности, ему предлагают уронить часть конечности, т. е. расслабить мышцы.

Вначале целесообразно научить больного слегка уменьшить напряжение мышц, что сопровождается ослаблением импульсов, идущих от мышцы в кору большого мозга (афферентных), и тем самым обусловливает ослабление импульсов, направленных из центра к мышцам (эфферентных). В результате процессы возбуждения ослабевают и уменьшается напряжение.

Повысить эффективность обучения расслаблению спастически сокращенных мышц, а также увеличить амплитуду произвольных сокращений отдельных мышечных групп, можно и с помощью электромиофонии (В. Г. Катков, 1976), т. е. прослушивания трансформированных в звуковые сигналы биотоков мышц. Это дает возможность получать дополнительную информацию о дифференцированном включении мышечных волокон в двигательный акт и может быть использовано для тренировки выполнения определенного движения, исключающего сокращение антагонистов. Наш опыт работы показал, что электромиофония эффективна при гемипаретической и атонически-астатической формах заболевания. При гиперкинетической форме возникает монотонный шум, различный по интенсивности, не дающий возможности больному фиксировать внимание на звуке и связывать его с силой движения. Портативный аппарат Д. Д. Таривердиева позволяет проводить электромиофонию у постели больного. Электрофонию полезно начинать со здоровой или менее пораженной конечности, чтобы ребенок имел представление о звуке, к получению которого он должен стремиться.

Эффективно предварительно провести упражнения для здоровой или менее пораженной конечности, особенно при спастической диплегии, атонически-астатической и гемипаретической формах заболевания.

Расслабления повышенного тонуса мышц можно достичь интрамускулярной спирт-новокаиновой блокадой, после которой особенно важно обучить ребенка умению расслаблять мышцы. Нами (А. Е. Штеренгерц, 1957) выработаны специальные комплексы ЛФК, в которые разрешается включать упражнения с сопротивлением. Иногда приходится блокаду повторять. Наш опыт работы и данные других авторов (А. Ф. Мизина, 1959; Л. М. Смирная, 1966; В. Я. Ковалева, 1970) показали целесообразность в ряде случаев проводить спирт-новокаиновую блокаду на бальнеогрязевом курорте, особенно при резко выраженном напряжении мышц.

После серии упражнений дыхательной гимнастики и на расслабление мышц можно переходить к подготовительным упражнениям.

Подготовительными принято считать простые упражнения, которые подготавливают организм к более сложным упражнениям, к повышенной физической нагрузке. Они могут быть для мышц верхней и нижней конечности, туловища. Нужно помнить, что упражнения для мышц рук выполняются легче, если конечность согнута.

Порядковые упражнения, как и подготовительные, проводят в начале или в конце процедуры ЛГ. Они способствуют дисциплине больных, концентрируют их внимание. Назначают их в начале и в конце процедуры ЛФК, при проведении игр. Полезно проводить их с пением песен, доступных больному.

К порядковым упражнениям относится ходьба, построение в шеренге, круг и т. п. Во время ходьбы необходимо следить за осанкой детей и за их шагом, чтобы ноги не перекрещивались, стопы были в правильной установке и т. д. Полезна ходьба по следовым дорожкам. Расстояние между шагами на следовой дорожке изменяют в зависимости от роста ребенка, формы и степени заболевания. Ходьбу можно выполнять на месте, передвигаясь в стороны, назад. После дозированного купания в море ребенок выполняет шаговые движения легче и ходьба его лучше. Ни в коем случае нельзя предлагать больному ходьбу сразу после грязелечения или термальных ванн.

При поступлении ребенка в санаторий желательно записать подограмму. Изучая данные подографии в начале и в конце пребывания ребенка в санатории, можно дать объективную оценку лечения (А. Е. Штеренгерц, 1976—1985). Построение проводят по команде «становись». При этом дети становятся лицом к методисту ЛФК. При построении по росту (в уменьшающемся или возрастающем порядке) у больных развиваются понятия о росте, пространственные представления и т. п. Шеренга, в которой самый высокий стоит с правой стороны (по отношению к занимающимся), построена на правом фланге. Если же самый высокий будет находиться слева, то такая шеренга построена на левом фланге. Изменение шеренг (с правого на левый фланг и обратно), как и любое перестроение, способствует развитию нарушенных зрительно-пространственных восприятий, которые особенно часто встречаются у больных со спастической диплегией и при гемипаретической форме заболевания.

Читайте также:  Горят мышцы ног выше колен

Должны использоваться различные виды построения: вдоль стенки, по кругу, четырехугольником, повороты направо, налево, кругом, перестройки, слияние 2—3 шеренг. Поворот направо (на 90°) выполняется на правой пятке и левом носке, налево — наоборот.

Поэтому для каждого ребенка в зависимости от локализации поражения подбирают тренировку поворота в определенную сторону. Поворот кругом выполняют через левое плечо, на левой пятке и на правом носке и назначается детям только при легкой степени поражения и отсутствии скрещивания ног.

При выполнении ходьбы, построений больному можно предложить повернуть голову в определенную сторону, поднять руки, выполнять задание с закрытыми глазами. Эти упражнения способствуют развитию и адекватной деятельности трех анализаторов: двигательно-кинестетического, зрительного и вестибулярного.

Ходьбу, перестройку следует проводить по кругу, прямоугольнику (следить, чтобы соблюдались углы), треугольнику и т. д., обращая при этом внимание ребенка на образовавшуюся фигуру. Освоение слов, понятий, имеющих определенное значение, с одновременным показом аналогичной построению фигуры способствует познанию пространства, развитию предметной деятельности, а, следовательно, связано и с деятельностью двигательно-кинестетического анализатора, называемого И. М. Сеченовым дробным анализатором пространства.

Упражнения в ходьбе могут быть затруднены тем, что у ребенка, даже при отсутствии контрактур, патологических установок конечностей нарушена вертикальная установка тела, он не удерживает равновесия стоя или даже сидя. Поэтому необходимо обучить ребенка сохранять равновесие как в покое, так и при передвижении.

Упражнения в равновесии не только улучшают равновесие, но и развивают координацию движений, способствуют выработке правильной ходьбы. Лучше всего эти упражнения проводить из и. п. стоя. Однако тренировку равновесия можно и нужно выполнять и из и. п. лежа на боку, стоя на четвереньках и др.

Наиболее устойчивым положением стоя является стойка «ноги врозь, шире плеч». При этом площадь опоры может быть изображена четырехугольником.

Упражнения в равновесии можно выполнять на месте и при передвижении. Упражнения на месте и при передвижении (ходьба) выполняют с мячами, гимнастическими палками, булавами. Упражнения усложняются за счет выключения зрительного анализатора, т. е. их выполняют с закрытыми глазами, изменением ритма с одновременным движением конечностями в разные стороны, уменьшая площадь опоры, поднимая руки на пояс, затылок, вдоль головы. Чем выше положение рук, тем сложнее сделать упражнение.

Полезно ребенка, особенно младшего возраста, согласно методике К. и Б. Бобатов, выводить из положения равновесия, слегка подталкивая из и. п. стоя, стоя на коленях, на четвереньках, лежа. Другой важной особенностью обучения равновесию является сохранение принятой позы. Более сложную позу, например, стоя на коленях можно назначать только после того, как ребенок научился хорошо сохранять равновесие в более легкой позе стоя на четвереньках.

Упражнения в равновесии можно усложнить. Например, ходьба по двум параллельно начерченным линиям, расстояние между которыми изменяется. Весьма эффективна ходьба по следовым дорожкам. Тренировку равновесия во время ходьбы можно усложнять применением предметов, изменением положения тела по отношению к направлению движения (ходьба лицом, спиной вперед, боком), введением высоты (ходьба по рейке, гимнастической скамейке, по буму).

Источник

Детский церебральный паралич ДЦП это
собирательное понятие, которое в общем объединяет под своим названием перечень
форм и проявлений, поражения ЦНС, схожих по своей этиологии и симптоматике. Для
большинства форм характерна спастика мышц, хотя есть формы, при которых
спастики нет, но есть мозжечковая симптоматика. Название форм связано с
локализацией спастики и глубиной поражения центральной нервной системы от
пареза, частичной утраты иннервации, до паралича или плегии, полной потери
функии мышц. На первом месте причиной этого заболевания выделяют родовые
травмы, в результате которых может произойти разрыв сосудов мозга или
длительная гипоксия из-за закупорки, сжатия сосудов, нехватка кислорода
длительное время для мозга очень опасна. Также нередки причины: герпес,
генетические нарушения, цитомегаловирус, интоксикации, перенесенные заболевания
беременной.

Роль массажа при лечении ДЦП у детей.

Массаж при церебральном параличе детям назначают
всегда, но все же в лечебном процессе он играет одну из главных ролей, а не
главную. Что в лечении ДЦП самое главное сказать однозначно нельзя, я бы
выделил важнейшее: медикаментозное лечение, лфк (во всем ее многообразии),
массаж, в позднем восстановительном периоде ортопедические приспособления вроде
корсетов, туторов, вертикализаторов. Роль массажа велика в связке с
вышеперечисленными эффективными способами лечения, и мала в одиночном
применении. Без массажа приходится действовать, если он оказывается
противопоказан, это бывает при сопутствующей основному диагнозу эпилепсии или
судорогах.

Читайте также:  Спазм всех мышц рук и ног

Цели и задачи массажа при ДЦП у детей.

Цели массажа при лечении дцп у детей это снижение
спастики; профилактика образования контрактур, профилактика застоя обменных
процессов, гашение патологических рефлексов, нормализация работы нервной
системы, насколько это возможно. Для достижения таких целей нужно решать задачи
по улучшению подвижности (эластичности) сухожилий, расслаблению мышц, связок.

Такие цели, как излечение от заболевания
труднодостижимы, в большинстве случаев полностью вылечить ребенка не удается.
Цели должны быть реальными, зачастую они долгосрочные, поэтому рекомендую
родителям поберечь нервы, силы и средства для длительной реабилитачии ребенка.
Не ведитесь на обещания “поставить на ноги ребенка”, те кто с такими диагнозами
работают, прекрасно понимают, что чудес не бывает, а кто-то пользуется
чувствами родителей и зарабатывает на этом. Достижение результатов в
реабилитации это всегда много работы специалистов, ребенка и родителей.

Важно делать при ДЦП массаж с ЛФК.

Важнейшим условием для достижения положительных
результатов в лечении ДЦП у детей является дополнение массажа ЛФК лечебной
физкультурой. Причем массаж с ЛФК желательно проводить в одной процедуре.
Почему?

1. Это связано с тем, что к лечебной физкультуре
мышцы, связки и сухожилия нужно подготавливать, т.е. разогреть и размять.

2. Никакой массаж не заменит движение. Даже
пассивные упражнения, выполняемые усилием массажиста, будут оказывать на
организм ребенка незаменимую пользу. А если удается добиться появления активных
движений, контролируемых ребенком, это большая победа. Массаж с ЛФК при ДЦП у
детей проводиться может последовательно т.е. сначала массаж общий потом
упражнения или возможно перемешивание.

3. Польза лечебной гимнастики также в обучении
ребенка активным контролируемым движениям, которыми наполнена наша жизнь, но мы
не задумываемся о них, а просто ими пользуемся. Когда отключены части мозга,
которые обеспечивают плавность, преемственность, точность, силу и вообще
возможность движений конечностями и другими частями тела, то гимнастикой мы
пытаемся стимулировать мозг к созданию нейронных путей в обход пораженных
участков, иногда это удается.

С чего начинать массаж ребенку при ДЦП ?

Классически правильно начинать массаж со спины,
но бывают отступления от правил. Это зависит обычно от переносимости процедуры,
или индивидуальных особенностей состояния или поведения ребенка. С массажа
спины начинают, потому что так мы обрабатываем сначала места выхода
спиномозговых нервов из позвоночного канала, которые затем разветвляются по
мышцам и пр. тканям. Т.е. это предварительное рефлекторное воздействие на мышцы
не трогая их руками, а затем массируются конечности. Последовательность и
принципы массажа рук и ног при ДЦП зависят от формы заболевания и состояния
мягких тканей конечностей. Если ребенок маленький, то его лимит сил на
процедуру меньше, или он может быть очень капризный, особенно в положении на
животе. В таких случаях приходится делать массаж по схеме индивидуальной под
ребенка. Бывает, что начинаем массаж с проблемных зон сразу, важно обработать
самые необходимые области, т.к. ребенок может начать капризничать через 20-30
минут после начала процедуры и до нужных мест дело просто не дойдет.

Лечебный массаж ног при ДЦП детям.

массаж ног при дцпTwo legs of an adult with aching joints

Практически при всех формах дцп поражаются
конечности. Чаще всего приходится работать со спастикой мышц. Ноги наиболее
сложная область из-за массивности мышц. Несмотря на то, что ребенок может быть
мал, но мышцы ног уже настолько сильны, что приходится прилагать много усилий и
тратить на них много времени, чтобы добиться хоть сколько нибудь стойкого
расслабления. Массаж ног при ДЦП у детей может проводиться по классической
схеме, но обязательны приемы растяжения спастичных мышц, это очень помогает
расслабить мышцы. Можно сказать даже, что массаж это предварительный разогрев
для мышц перед растяжкой. Массировать начинаем с приемов поглаживания, но это
только первый контакт, так сказать уведомить нервную систему о начале и
характере процедуры, далее растирание, разминание, приемы вибрации. Больше
всего конечно используем разминание, которое чередуем с растяжением групп мышц.
Спастике на ногах в большинстве случаев подвержены задние группы мышц бедра и
голени, аддукторы, из мышц таза, подвздошно-поясничная. На внутренние мышцы
таза получится воздействовать только растяжением. Лечебный массаж ног при ДЦП
детям делается в медленном темпе, глубоко, с акцентом на икроножные мышцы,
сгибатели голени, с проработкой схожилий и мест их прикрепления к костям,
чередуя с пассивными, растягивающие спастичные мышцы, движениями в
тазобедренном, коленном и голеностопном суставах. Считаю важным также
тонизирующий массаж антагонистов спастичных мышц. Его проводим глубоко в
быстром темпе, чтобы мышцы напрягались. При напряжении мышц антагонистов
напряженные мышцы расслабляются лучше.

Читайте также:  Массаж при атрофии мышц ног видео уроки

Массаж рук при ДЦП ребенку.

Массаж рук при ДЦП ребенку проводится по такому
же принципу, что и массаж нижних конечностей. Расслабляющий массаж спастичных
мышц это обычно сгибатели предплечия, кисти, пальцев, аддукторов руки,
пронатора кисти и предплечия. Начинается расслабляющий массаж руки от верхних
отделов, т.е. аддукторов, большая грудная мышца, широчайшая мышца спины и их
синнергисты. На разогретые и размятые мышцы накладыввем пассивные движения в
плечевом суставе, для растяжения мышц. Далее на плече разминаем бицепс и
тонизируем трицепс, продолжаем пассивным разгибаем в локтевом суставе.
Предплечие массируем с учетом тонуса и делаем пассивные движения в ЛЗС и важно
не забыть о пронаторах, после массажа их растягиваем супинацией, также
пассивной. Если пальцы в кулаке, то массируем кисть и растягиваем сгибатели
пальцев, разгибанием в лучезапястном суставе с предварительно разжатыми и
зафиксированными пальцами.

Какой массаж при дцп делается детям?

Основной вид массажа это классический, также
добавляют точечный. Процедура проводится дифференцированно, учитывая
индивидуальные особенности ребенка, формы и тяжесть заболевания.

  Часто
назначают Войта терапию детям при ДЦП, жесткий метод, не всем он подходит. Дети
сильно кричат при такой терапии, вообще метод основан на принципе раздражения,
чего не каждому ребенку можно. Например если есть параллельные диагнозы вроде
эпилепсии, то я рекомендовал бы согласовать применение Войта терапии с
“десятью” неврологами, прежде чем ее делать.

Возможно ли обучение массажу при дцп родителей?

Каким-то элементарным приемам массажа и
гимнастики обучение возможно, но применение их родителями лучше делать между
курсами, как домашнее задание. Эффективнее будет конечно заниматься со
специалистом, а задача родителей, поддерживать до следующего курса массажа
подвижность в суставах и растяжку мышц, насколько это у них получится. Такой
подход экономит время на следующем курсе массажа. Т.е. массажист уже не тратит
несколько занятий на то, чтобы мышцы вернуть к прежнему состоянию, в котором
были оставлены на прежнем курсе.

Какое лечение при дцп у ребёнка могут проводить родители самостоятельно?

Из самостоятельных действий мы видим из практики,
что родители могут освоить немного массаж, элементы ЛФК, из физио парафин,
озокерит, также укладки, элементы Войта терапии, одевать лангеты, ставить на
вертикализатор, выполнять занятия от логопеда-дефектолога. Конечно это все не
на профессиональном уровне, но и такой набор действий уже не мал.

Возможно ли вылечить ДЦП у ребенка массажем?

Практика показывает, что массаж со всеми
“добавками” хороший эффект дает детям при лечении легких степеней, и не всех
форм. Полного излечения конечно же не наступит ни в какой степени и форме.
Поэтому совет родителям, не убиваться горем, не продавать все что есть и
тратить на все способы лечения, вплоть до народных шарлатанов. Пока еще ни один
даже суперсовременный центр ребенка от ДЦП не вылечил. Можно добиться хороших
результатов в реабилитации, но полностью ДЦП не вылечивается. Даже если не
лечится, не стоит опускать руки, массаж и гимнастику нужно делать, ведь ребенок
растет, нужно стараться сохранить подвижность суставов.

Возраст ребенка в реабилитации играет важную
роль, пока ребенок маленький, у него могут быть проблемы с мотивацией, из-за
того, что он много раз пробует какое-то движение сделать, но ничего не
получается. Чем старше малыш, тем более осознанной становится борьба с недугом
за право самому двигаться, пусть и неуклюже, но самому. Вот для этого нужно
поддерживать организм ребенка в состоянии готовности мышц и суставов к
движению.

Специалисты нашего центра проводят массаж для
детей с ДЦП на дому в Москве, если вы хотите
подобрать своему малышу квалифицированного и опытного массажиста, звоните
+79266057470.

Источник