Мышцы спины биология 8 класс

Мышцы спины биология 8 класс thumbnail

Инфоурок

Биология
›Презентации›Презентация по биологии «Строение мышц» 8 класс

СТРОЕНИЕ МЫШЦ БИОЛОГИЯ, 8 КЛАСС

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

СТРОЕНИЕ МЫШЦ БИОЛОГИЯ, 8 КЛАСС

Описание слайда:

СТРОЕНИЕ МЫШЦ БИОЛОГИЯ, 8 КЛАСС

2 слайд

Мышцы, мускулы (musculi) – органы тела, состоящие из мышечной ткани, способно

Описание слайда:

Мышцы, мускулы (musculi) – органы тела, состоящие из мышечной ткани, способной сокращаться под влиянием нервных импульсов. СЛОВАРЬ

3 слайд

Возбудимость – способность реагировать на нервные раздражители - импульсы Рас

Описание слайда:

Возбудимость – способность реагировать на нервные раздражители — импульсы Растяжимость – способность увеличивать длину при уменьшении толщины Сократимость– способность уменьшать длину при увеличении толщины Эластичность – способность принимать прежнее положение после растяжения

4 слайд

Форма мышц А- веретенообразная мышца; Б – двуглавая мышца; В – двубрюшная мыш

Описание слайда:

Форма мышц А- веретенообразная мышца; Б – двуглавая мышца; В – двубрюшная мышца; Г – мышца с сухожильными перемычками (ремнеобразная мышца); Д – двуперистая мышца; Е – одноперистая мышца; 1 – брюшко; 2 – сухожилия; 3 – сухожильная дуга; 4 – сухожильная пер

5 слайд

Расположение мышц в организме Длинные Короткие Широкие Круговые На конечностя

Описание слайда:

Расположение мышц в организме Длинные Короткие Широкие Круговые На конечностях Между ребрами и позвонками На туловище Вокруг глаз, рта

6 слайд

Типы мышечной ткани гладкая Сердечная (поперечно – полосатая) (поперечно – по

Описание слайда:

Типы мышечной ткани гладкая Сердечная (поперечно – полосатая) (поперечно – полосатая)

7 слайд

Мышцы спины биология 8 класс

8 слайд

Каждая мышца состоит из параллельных пучков поперечно - полосатых мышечных во

Описание слайда:

Каждая мышца состоит из параллельных пучков поперечно — полосатых мышечных волокон. Каждый пучок одет оболочкой. И вся мышца снаружи покрыта тонкой соединительнотканной оболочкой, защищающей нежную мышечную ткань.

9 слайд

нерв Кр.сосуд Соединительно-тканная оболочка Пучки мышечных волокон Мышечное

Описание слайда:

нерв Кр.сосуд Соединительно-тканная оболочка Пучки мышечных волокон Мышечное волокно, состоящее из миофибрилл

10 слайд

актин миозин молекулы миозина заходят в промежутки между молекулами актина. П

Описание слайда:

актин миозин молекулы миозина заходят в промежутки между молекулами актина. Поэтому в миофибрилле чередуются темные и светлые участки. Отсюда и название скелетных мышц — поперечно — полосатые. Виды миофибрилл

11 слайд

Когда к мышце приходит электрический сигнал, нити миозина заходят глубже в пр

Описание слайда:

Когда к мышце приходит электрический сигнал, нити миозина заходят глубже в промежутки между молекулами актина- мышца сокращается и утолщается Мышцы состоят из белых и красных волокон, они отличаются составом миофибрилл, и особенностями сокращения Белые- быстро сокращаются и быстро устают Красные –сокращаются медленно и находятся долго в сокращенном состоянии

12 слайд

Мышцы крепятся к костям с помощью нерастяжимых сухожилий,

Описание слайда:

Мышцы крепятся к костям с помощью нерастяжимых сухожилий,

13 слайд

Мышцы спины биология 8 класс

14 слайд

Мышцы туловища грудные живота спины

Описание слайда:

Мышцы туловища грудные живота спины

15 слайд

Мышцы спины биология 8 класс

16 слайд

Мышцы спины биология 8 класс

17 слайд

По функциональному признаку мышцы делят на: Мышцы-сгибатели Мышцы-разгибатели

Описание слайда:

По функциональному признаку мышцы делят на: Мышцы-сгибатели Мышцы-разгибатели

18 слайд

Бицепс (мышца-сгибатель) Трицепс (мышца-разгибатель)

Описание слайда:

Бицепс (мышца-сгибатель) Трицепс (мышца-разгибатель)

19 слайд

Функциональное деление мышц Произвольные мышцы Непроизвольные мышцы Чем образ

Описание слайда:

Функциональное деление мышц Произвольные мышцы Непроизвольные мышцы Чем образованы? Где расположены? Функции? Функции? Поперечнополосатая мышечная ткань Скелетные мышцы головы, туловища, конечностей Мышцы внутренних органов (язык, гортань и др.) Трудовые процессы, бег, ходьба Жевание, глотание, голосообразование Гладкая мышечная ткань Поперечнополосатая мышечная ткань Стенки внутренних органов и кровеносных сосудов Мышцы сердца Сокращение сердца От сокращения зависит объем органов, величина их просвета, перемещение их содержимого

Выберите книгу со скидкой:

Мышцы спины биология 8 класс

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Мышцы спины биология 8 класс

Курс профессиональной переподготовки

Учитель биологии

Мышцы спины биология 8 класс

Курс повышения квалификации

Мышцы спины биология 8 класс

Курс профессиональной переподготовки

Учитель биологии и химии

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДВ-036737

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Урок биологии в 8 классе

Тема: Мышцы, их строение и функции.

Цель урока: выяснить особенности мышечной системы человека, связанные с вертикальным положением и трудом.

Задачи урока:

  • Раскрыть принцип расположения мышц по отношению к суставам; показать, что мышцы вместе с  костями образуют рычаги
  • Дать элементарное понятие физиологии мышечного  сокращения и утомления
  • Продолжить формирование умения сравнивать, анализировать, выделять главное. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью

Формы организации учебной деятельности:

               комбинированный урок

Приёмы деятельности учителя: эвристическая беседа, выполнение учебного рисунка на доске, организация работы с микроскопом и наглядными пособиями.

Оборудование:

               демонстрационный материал: скелет человека, торс человека, таблицы «скелетные мышцы», мультимедийные комплекс, электронный микроскоп, микропрепараты «мышечные ткани», презентация «строение и функции мышечной ткани», фрагмент из кинофильма  из серии «человек».

План урока:

  1. Проверка материала, пройденного на последних двух уроках
  2. Изучение нового материала
  • Строение скелетной мышцы
  • Лабораторная работа
  • Строение особенностей мышечной ткани и её свойства
  • Основные группы мышц их локализация и свойства (с/р с учебником)
  • Нервная регуляция мышечной деятельности
  1. Закрепление
  • Мозговой штурм
  1. Домашнее задание
Читайте также:  Укрепление мышц спины лодочка

Ход урока.

  1. Проверка пройденного материала

Биологический диктант код (на экране)

  1. Грудная клетка
  2. Позвоночник
  3. Скелет верхних конечностей
  4. Мозговой отдел черепа
  5. Пояс верхних конечностей
  6. Скелет нижних конечностей
  7. Лицевой отдел черепа
  8. Пояс нижних конечностей
  1. Отдел является стержнем, опорой для всего скелета
  2. Отдел скелета, в который входят скуловые и новые кости
  3. Отдел скелета, выполняющий защитные функции по отношению к головному мозгу
  4. Отдел скелета, в который входят  лучевые и плечевые кости
  5. Отдел скелета, в который входят кости таза
  6. Отдел является опорой для скелета верхних конечностей
  7. Отдел скелета, в который входят бедренные кости
  8. Отдел скелета, в который входят рёбра и грудина

Ответы: 1 – 2; 2-7; 3-4; 4-3; 5-8; 6-5; 7-6; 8-1.

Работа на доске:

  1. Нарисовать строение сустава и раскрыть его функции
  2. Указать на скелете несколько суставов, выполняющих различные движения
  3. Наложить шину на предплечье своего товарища

Класс оценивает работу товарищей и если надо вносит коррективы.

Учитель ставит классу следующие вопросы:

  • Почему не рекомендуется ездить на жеребятах верхом?
  • Почему у человека при падении чаще всего бывает сломана малая берцовая кость?
  • Почему накладывают шину на два отдела,  расположенных рядом с повреждённым?
  • Зачем под шину подкладывают мягкую подкладку?
  • Почему кости пожилых людей более подвержены переломам?
  • Какие свойства костей обеспечивают их прочность и сравнительную лёгкость?
  • При раскопках в кургане был обнаружен скелет. Как определить по остаткам скелета пол человека?
  1. Изучение нового материала

Переходя к изучению нового материала, учитель обращает внимание на то, что движение в суставах производится  мышцами.

Выступление ученика о работах Леонардо да Винчи (материал из презентации).

У женщин и мужчин неодинаковое процентное соотношение между тканями, слагающими их тела.

 Мышечная ткань – женщины 35,8%; мужчины 41,8%.

Костная ткань —                             15,1%;                    15,9%.

В основу урока кладётся самостоятельная работа по изучению мышц с помощью таблиц и самонаблюдений учащихся.  Работа носит, в некоторой степени,  исследовательский характер, т.к. ученики сами выясняют некоторые вопросы,  связанные с работой, развитием и расположением мышц человека.  

Лабораторная работа .

Рассмотрите строение:

  1. Поперечно-полосатой
  2. Сердечной
  3. Гладкой мышечной ткани

           Сравните их строение

           Какой вывод можно сделать (показ на экране через электронный микроскоп)

  1. Учитель описывает внешнее строение мышцы, указывает, какими свойствами характеризуются мышечные ткани, что удлинённая форма мышечных волокон соответствует функции сократимости, но какое движение вызывает мышца, зависит ещё от её формы и место прикрепления к костям скелета.
  2. Затем учитель разъясняет задание, порядок работы; выполняют  задание вдвоём, но отчётное задание своего варианта каждый ученик делает индивидуально.
  • Прочитайте текст учебника на стр. 118-121 и по рисунку на стр. 120 найдите все указанные в тексте мышцы
  • Найдите у себя примерное расположение следующих мышц: жевательной, дельтовидной, трапециевидной, двуглавой и трёхглавой, икроножной. Определите в каких движениях они участвуют.
  • Решите следующие задачи:
  • В каком состоянии находится трёхглавая мышца при сгибании руки в локте?
  • Какие мышцы руки напряжены, когда мы держим предмет навесу в вытянутой руке?
  • В каком положении руки расслаблены сгибатели пальцев?
  • Укажите два примера мышц, вызывающих при сокращении противоположное движение в суставе?

Ответы устно:

1 вариант:

  • Какого рода рычаг образует двуглавая мышца плеча с костями предплечья?
  • Укажите мышцы, особенно развитые у человека в связи с вертикальным положением
  • Укажите мышцы, противоположно действующие при сгибании руки в локтевом суставе

2 вариант:

  • Какого рода рычаг образуют  с черепом шейные мышцы, удерживающие голову в вертикальном положении
  • Укажите мышцы существующие только у человека и человекообразных обезьян
  • Какие мышцы участвуют в изменении объёма грудной клетки?

После окончания работы учащиеся устно отвечают на вопросы задания по вариантам.

Работа учителя.

Учитель вызывает ученика (с хорошо развитой мускулатурой) к доске.  У него измеряют сантиметровой лентой окружность плеча у руки, опущенной вниз. Затем ученик сжимает кисть в кулак и сгибает руку в локте. Устанавливает измерение в объёме плеча. Учащийся объясняет, почему это происходит, и показывает на экране, какие мышцы у него сократились при этом движении, и какие расслабились.

Учитель ставит вопросы:

  • Как регулируется мышечное движение?
  • Почему сокращаются мышцы?
  • Почему при сокращении сгибателей расслабляются разгибатели?

(рассуждения учеников)

Учитель рассказывает, что происходит это рефлекторно, и предлагает учащимся вспомнить: что такое рефлекс, какие бывают нервы, какие бывают нейроны.

Читайте также:  Тренировка для мышц спины фото

Рассматривают один из простейших рефлексов – коленный. Учитель демонстрирует коленный рефлекс на вызванном учащемся и на экране. Затем по таблице на доске изучают рефлекторную дугу этого рефлекса. Вместе дают определение рефлекса и строение рефлекторной дуги.

  1. Нервная регуляция мышечной деятельности. (работа учителя)

Мышечные движения в организме имеют рефлекторный характер, потому что они всегда являются реакцией на раздражение рецепторов центральной нервной системы. Но эти рецепторы могут быть самыми разнообразными. Мышечный рефлекс может начинаться с раздражения зрительных, слуховых, осязательных рецепторов. Очень часто мышечные рефлексы происходят в ответ на раздражение рецепторов, находящихся в самих мышцах и сухожилиях, как было в коленном рефлексе. Когда происходит сокращение мышцы, то находящиеся в ней рецепторы сигнализируют при помощи нервного возбуждения в ЦНС о том, что реакция движения произошла. Это очень важно для согласованности движения, но почему в то время как двуглавая мышца сокращается, мышца противоположной стороны плеча расслабляется (вопрос классу).

В этом согласовании проявляется закономерность, связанная со способностью нейронов не только возбуждаться и проводить возбуждение, но и впадать в состояние торможения. При торможении в нейронах и нервах прекращается проведение возбуждения. Естественно, что если в центре нейронов, идущих к мышце, разовьётся торможение, то эта мышца расслабится. Всё это связано с нервными импульсами, приходящими из центральной нервной системы, которые информируют головной мозг о состоянии мышцы. Все произвольные движения человека происходят только при участии коры больших полушарий головного мозга, и невозможны при нарушении кровоснабжения определённых участков коры больших полушарий (показывает на экране двигательную область, где расположены центры всех произвольных движений).

  1. Мозговой штурм.
  • При помощи каких мышц выражаются эмоции
  • Каковы главные свойства мышечной ткани
  • При раскопках в кургане был найден скелет, может ли опытный анатом по костям скелета решить, был ли тот спортсменом, грузчиком, или человеком ведущим малоподвижный образ жизни
  • Замечено, что человек по разному падает: когда споткнётся, то падает вперёд, а когда поскользнется – назад. Как объяснить это явление?
  • Учитель вызвал ученика к доске, но тот прежде чем встать, наклонился над партой вперёд, и только затем выпрямился и вышел к доске. Может ли человек встать, не наклоняясь вперёд? (если не отвечают на какие то вопросы, это будет проблемой для решения её на следующем уроке)
  1. Задание на дом: стр.116-122.

Источник

Опорно-двигательная система человека состоит из скелета (системы костей) и мышц (мускулатуры), которые осуществляют различные движения. Мышечная ткань составляет значительную часть массы тела – до 47 % у мужчин и до 35 % у женщин.

Мышцы спины биология 8 класс

Виды

Мышцы имеют несколько классификаций в соответствии с функциональными и анатомическими характеристиками. По строению мышечной ткани различают три вида мышц. Их особенности и локализация в организме описаны в таблице.

Ткань

Особенности

Где находится

Скелетная (поперечнополосатая) или исчерченная

Поддерживает тело в равновесии, совершает осознанные (по желанию человека) действия. Быстро сокращается и расслабляется

Мышцы скелета, язык, глотка, глазные мышцы

Гладкая или неисчерченная

Работает автономно, совершает медленные однообразные движения

Стенки внутренних органов (пищевод, кишечник, мочевой пузырь), кожа, сосуды

Сердечная (миокард)

Работает автономно, постоянно сокращаясь и расслабляясь. Совершает быстрые движения

Сердце

Виды мышечной ткани

Рис. 1. Виды мышечной ткани.

Мышцы также классифицируются по форме (веретенообразные, квадратные, перистые, прямые и т.д.), по направлению волокон (параллельные, косые, поперечные, круговые), по глубине расположения (поверхностные и глубокие), по положению (шейные, спинные, конечностей и т.д.).

Строение

Мышцы образованы мышечной тканью, которая состоит из мышечных клеток или волокон. Для каждого вида ткани характерна своя единица:

  • миоциты – вытянутые, веретенообразные клетки, из которых состоит гладкая мускулатура;
  • мионы – многоядерные волокна поперечнополосатой мышцы, в основе которых лежат миофибриллы (сократительные нити), состоящие из тонких и толстых сократительных белков (миофиламентов);
  • кардиомиоциты – поперечно исчерченные разветвлённые клетки сердечной мускулатуры, обеспечивающие автономное сокращение.

Наиболее сложное строение мышц человека имеет поперечнополосатая мускулатура. Миофибриллы собраны в пучки, между которых находится цитоплазма – саркоплазма или миоплазма. Саркоплазму с миофибриллами покрывает мембрана – сарколемма.

Мышечные волокна собираются в пучки посредством соединительной ткани, которую пронизывают капилляры и нервные волокна. Пучки в свою очередь составляют мышцу, покрытую фиброзной и соединительно-тканной оболочкой (фасцией).

Концы соединительной оболочки переходят в сухожилия, которые крепят мышцу к кости.

ТОП-2 статьикоторые читают вместе с этой

Строение поперечнополосатой мышцы

Рис. 2. Строение поперечнополосатой мышцы.

По химическому составу мышцы на 80 % состоят из воды. Остальную часть составляют белки, липиды, соли и т.д.

Функции

Мышцы необходимы организму для поддержания положения тела, перемещения, сокращения внутренних органов.
По выполняемым функциям различают следующие мышцы:

  • сгибатели;
  • разгибатели;
  • отводящие;
  • приводящие;
  • вращатели;
  • пронаторы (поворот внутрь);
  • супинаторы (поворот наружу);
  • сфинктеры (клапаны);
  • дилататоры (расширение);
  • констрикторы (сужение).
Читайте также:  Иннервация широчайшей мышцы спины

Главными мышцами, повинующимися сознательным желаниям человека, являются сгибатели и разгибатели. Анатомически мышцы идентичны, но действуют в соответствии с посылаемыми нервными импульсами. Центры, приводящие в движение сгибатели, тормозят действие клеток разгибателей и наоборот. Такое чередование действий позволяет ходить, сгибать и разгибать руки, приседать.

Работа мышц

Рис. 3. Работа мышц.

При длительной работе мышц наступает утомление, и мышцы временно теряют работоспособность. Выяснена взаимосвязь между нагрузкой и частотой сокращений. Большая нагрузка и быстрый ритм будут менее продуктивны (быстрее наступит переутомление), чем средние значения нагрузки и ритма.

Что мы узнали?

Из темы по биологии 8 класса узнали о классификации, строении, назначении мышц, выяснили внутренний состав поперечнополосатой мускулатуры. Мышечная ткань подразделяется на три вида, которые в зависимости от строения отвечают за работу скелетных мышц и внутренних органов.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.3. Всего получено оценок: 633.

Источник

Слайд 1

Опорно-двигательный аппарат человека. Презентация учителя биологии – Елены Леонидовны Кот ГОУ СОШ № 354 Санкт-Петербурга. 2011.

Слайд 2

Опорно-двигательный аппарат , или костно-мышечная система – это комплекс образований, придающий форму и дающий опору телу человека, обеспечивающий защиту внутренних органов и передвижение организма в пространстве. Опорно-двигательный аппарат: 1. Активная часть (мышцы) Мышечная (мускульная система) – совокупность сократительных элементов мышечной ткани, объединенных в мышцы и связанных между собой соединительной тканью. (у человека примерно 600 скелетных мышц)

Слайд 3

2. Пассивная часть (кости, связки, суставы, хрящи, фасции ) Костная система – опорный остов организма, совокупность всех костей – скелет. (У человека примерно 220 костей) Обе части связаны между собой по развитию.

Слайд 4

Значение опорно-двигательной системы Активная часть (мышцы) Энергетическая функция — превращение химической энергии в механическую и тепловую. Двигательная функция — обеспечивают передвижение тела и его частей в пространстве. Защитная функция – создают полости тела для защиты внутренних органов (брюшной пресс). Формообразующая функция — определяют форму и размеры тела. Пассивная часть (скелет) Двигательная функция — обеспечивают передвижение тела и его частей в пространстве. Защитная функция – создают полости тела для защиты внутренних органов (грудная клетка, череп, позвоночник). Формообразующая функция — определяют форму и размеры тела. Опорная функция — опорный остов организма. Кроветворная функция — красный костный мозг – источник клеточных элементов крови. Обменная (запасающая) функция — кости – источник Са , F , и других минеральных веществ.

Слайд 5

Мышцы, мускулы ( musculi ) – органы тела, состоящие из мышечной ткани, способной сокращаться под влиянием нервных импульсов

Слайд 6

Свойства мышц

Слайд 7

Мышечная ткань

Слайд 8

Форма и величина мышц

Слайд 9

Основные мышцы человека

Слайд 10

Работа мышц Работа – необходимое условие существование мышц. Даже в состоянии покоя мышцы находятся в тонусе. Тонус – состояние длительно удерживаемого незначительного напряжения мышц. Атрофия – потеря работоспособности в результате длительной бездеятельности мышц. Утомление – физиологическое состояние временного снижения работоспособности, возникающее в результате деятельности мышц.

Слайд 11

Мышечная координация Движение осущест вляют мышцы, расположенные Сгибание Сгибатели Спереди от сустава Разгибание Разгибатели Сзади от сустава Отведение Абдукторы Снаружи от сустава Приведение Аддукторы Внутри от сустава Вращение Ротаторы Косо или поперечно по отношению к вертикальной оси Синергисты – мышцы, выполняющие одно и то же движение. Антагонисты — мышцы, выполняющие противоположные действия. Мышечная координация — согласованная работа мышц (при сокращении бицепса – сгибателя трицепс – разгибатель расслаблен, и наоборот).

Слайд 12

Строение и функции скелетных мышц . 1 . Брюшко , покрыто фасцией ( плотной соединительнотканной оболочкой) . 2, 3. Сухожилия . 4 . Мышечное волокно ( поперечнополосатая мышечная ткань)

Слайд 13

Строение и функции скелетных мышц.

Слайд 15

Сокращение скелетных мышц Строение миофибриллы Регуляция мышечного сокращения Миофибриллы – состоят из протофибрилл , образованных белками (актином и миозином)

Слайд 16

Проверь свои знания: Поперечно — полосатая мышечная ткань образует: А) скелетные мышцы б) стенки полостей тела в) стенки органов пищеварения Являются ли скелетные мышцы активной частью опорно-двигательного аппарата? А) да б)нет Из чего состоит скелетная мышца? А) поперечно-полосатых мышечных волокон б) гадкомышечных клеток Какая из названных мышц является самой длинной в теле человека? А) портняжная б) четырёхглавая мышца бедра Работа мышц осуществляется по принципу: А) блока б) рычага Какую работу совершают мышцы при подъёме тяжестей : А) статическую б) динамическую

Слайд 17

Ответы: 1 – а; 2 – а; 3 – а; 4 – а; 5 – б; 6 – б. Молодцы!

Источник