Окружающий мир мышцы спины и ног развиты

Окружающий мир мышцы спины и ног развиты thumbnail

Статьи

Линия УМК В.И. Сивоглазова. Биология (5-9)

Линия УМК В.И. Сивоглазова. Биология (10-11)

Биология

Поднимите руку. Теперь сожмите кулак. Сделайте шаг. Правда, легко? Человек выполняет привычные действия практически не задумываясь. Около 700 мышц (от 639 до 850, согласно различным способам подсчета) позволяют человеку покорять Эверест, спускаться на морские глубины, рисовать, строить дома, петь и наблюдать за облаками.

16 сентября 2019

Но скелетная мускулатура — далеко не все мускулы человеческого тела. Благодаря работе гладкой мускулатуры внутренних органов, по кишечнику идет перистальтическая волна, совершается вдох, сокращается, обеспечивая жизнь, самая важная мышца человеческого тела — сердце.

Определение мышц

Мышца (лат. muskulus) — орган тела человека и животных, образованный мышечной тканью. Мышечная ткань имеет сложное строение: клетки-миоциты и покрывающая их оболочка — эндомизий образуют отдельные мышечные пучки, которые, соединяясь вместе, образуют непосредственно мышцу, одетую для защиты в плащ из соединительной ткани или фасцию.

Мышцы. Вид спереди

Мышцы. Вид сзади

Мышцы тела человека можно поделить на:

  • скелетные,
  • гладкие,
  • сердечную.

Как видно из названия, скелетный тип мускулатуры крепится к костям скелета. Второе название — поперечно-полосатая (за счет поперечной исчерченности), которая видна при микроскопии.К этой группе относятся мышцы головы, конечностей и туловища. Движения их произвольные, т.е. человек может ими управлять. Эта группа мышц человека обеспечивает передвижение в пространстве, именно их с помощью тренировок можно развить или «накачать».

Гладкая мускулатура входит в состав внутренних органов — кишечника, мочевого пузыря, стенки сосудов, сердца. Благодаря ее сокращению повышается артериальное давление при стрессе или передвигается пищевой комок по желудочно-кишечному тракту.

Сердечная — характерна только для сердца, обеспечивает непрерывную циркуляцию крови в организме.

Интересно узнать, что первое мышечное сокращение происходит уже на четвертой неделе жизни эмбриона – это первый удар сердца. С этого момента и до самой смерти человека сердце не останавливается ни на минуту. Единственная причина остановки сердца в течение жизни — операция на открытом сердце, но тогда за этот важный орган работает АИК (аппарат искусственного кровообращения).

Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. Учебник-навигатор + CD

Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. Учебник-навигатор + CD

Учебник-навигатор является основным модулем инновационного учебно-методического комплекта «Навигатор». Простая и удобная система навигации связывает текст учебника с информационным полем прилагающегося мультимедийного пособия (диска): все термины и понятия, встречающиеся в учебнике, подразделяются на основной и дополнительный материал с помощью цветовой индикации. Методический аппарат учебника составляют вопросы для самопроверки, вопросы повышенного уровня сложности (в том числе устанавливающие межпредметные связи), а также система заданий с использованием других компонентов УМК — как печатных, так и электронных, что способствует эффективному усвоению учебного материала.

Купить

Строение мышц человека

Единицей строения мышечной ткани является мышечное волокно. Даже отдельное мышечное волокно способно сокращаться, что свидетельствует о том, что мышечное волокно – это не только отдельная клетка, но и функционирующая физиологическая единица, способная выполнять определенное действие.

Отдельная мышечная клетка покрыта сарколеммой – прочной эластичной мембраной, которую обеспечивают белки коллаген и эластин. Эластичность сарколеммы позволяет мышечному волокну растягиваться, а некоторым людям проявлять чудеса гибкости – садиться на шпагат и выполнять другие трюки.

В сарколемме, как прутья в венике, плотно уложены нити миофибрилл, составленные из отдельных саркомеров. Толстые нити миозина и тонкие нити актина формируют многоядерную клетку, причем диаметр мышечного волокна – не строго фиксированная величина и может варьироваться в довольно большом диапазоне от 10 до 100 мкм. Актин, входящий в состав миоцита, — составная часть структуры цитоскелета и обладает способностью сокращаться. В состав актина входит 375 аминокислотных остатка, что составляет около 15% миоцита. Остальные 65 % мышечного белка представлены миозином. Две полипептидные цепочки из 2000 аминокислот формируют молекулу миозина. При взаимодействии актина и миозина формируется белковый комплекс — актомиозин.

Описание мышц человека сложно, и для наглядного представления можно обратиться к учебнику «Биология 8 класс» под редакцией В.И.Сивоглазова, где на странице 117 на иллюстрации показано, каким образом выглядит миоцит под микроскопом.

Название мышц человека

Когда анатомы в Средние века начали темными ночами выкапывать трупы, чтобы изучить строение человеческого тела, встал вопрос о названиях мускулов. Ведь нужно было объяснить зевакам, которые собрались в анатомическом театре, что же ученый в данный момент кромсает остро заточенным ножом.

Ученые решили их называть либо по костям, к которым они крепятся (например, грудинно-ключично-сосцевидная мышца), либо по внешнему виду (например, широчайшая мышца спины или трапециевидная), либо по функции, которую они выполняют (длинный разгибатель пальцев). Некоторые мышцы имеют исторические названия. Например, портняжная названа так потому, что приводила в движение педаль швейной машины. Кстати, эта мышца — самая длинная в человеческом теле.

Читайте также:  Лечение сухожилия и мышцы ноги

Классификация мышц

Единой классификации не существует, и мускулы классифицируются по различным признакам.

По расположению:

  • головы; в свою очередь делятся на:
    • – мимические
    • – жевательные
  • шеи
  • туловища
  • живота
  • конечностей

По направлению волокон:

  • прямые
  • поперечные
  • круговые
  • косые
  • одноперистые
  • двуперистые
  • многоперистые
  • полусухожильные
  • полуперепончатые

Мускулы крепятся к костям, перекидываясь через суставы, чтобы осуществлять движение. 
В зависимости от количества суставов, через которое перекидывается мускул:

  • односуставные
  • двусуставные
  • многосуставные

По типу выполняемого движения:

  • сгибание- разгибание
  • отведение, приведение
  • супинация, пронация (супинация – вращение кнаружи, пронация – вращение кнутри)
  • сжатие, расслабление
  • поднятие, опускание
  • выпрямление

Для обеспечения движений тела и перемещения с места на место, мускулы работают слаженно и группами. Причем по своей работе делятся на:

  • агонисты – берут на себя основную нагрузку при выполнении определенного действи (например, бицепс при сгибании руки в локте)
  • антагонисты – работают в разных направления (трехглавая мышца, участвующая в разгибании конечности в локтевом суставе, будет антагонистом трицепсу); агонисты и антагонисты в зависимости от того действия, что мы хотим совершить, могут меняться местами
  • синергисты – помощники при выполнении действия, либо стабилизаторы

Биология.Человек. 8кл. Учебник-навигатор

Биология.Человек. 8кл. Учебник-навигатор

Данный учебник является многоуровневым пособием: разделы, помеченные звёздочкой, предназначены для учащихся, проявляющих особый интерес к предмету. Кроме того, все термины и понятия, встречающиеся в учебнике, подразделяются на основной и дополнительный материал с помощью цветовой индикации. Простая и удобная система навигации связывает текст учебника с информационным полем прилагающегося мультимедийного пособия (диска).

Купить

Функции мышц человека

Кости скелета и скелетная мускулатура, объединившись, составляют опорно-двигательный аппарат.

Гладкая мускулатура входит в состав стенок различных полых органов — мочевого пузыря, стенок сосудов и сердца, которое сокращается под влиянием вегетативной нервной системы, т.е. не зависит от желания и воли человека. Хотя рассказывают, что некоторые йоги могут силой мысли замедлить частоту сердечных сокращений практически до нуля. Но это йоги, а обычный человек работой гладкой мускулатуры управлять ни силой воли, ни силой мысли не может. Однако может косвенно влиять с помощью гормонов.

Наверняка, вы все замечали, что при интенсивной и длительной пробежке сердце начинает биться быстрее. А у некоторых, даже хорошо подготовленных учеников, перед сложным экзаменом начинается медвежья болезнь и они то и дело бегают в туалет. Все это обусловлено гормональными всплесками, которые влияют на работу организма.

К основным функциям скелетной мускулатуры относят:

  • двигательную
  • опорную или статическую — поддержание положения тела в пространстве

Иногда эти две функции объединяют в одну стато-кинетическую функцию.

Также мышечная система участвует в дыхании, пищеварении, мочеиспускании и термогенезе.
Более подробно о функции каждой группы скелетной мускулатуры написано в учебнике «Биология 8 класс» под редакцией В.И.Сивоглазова.

#ADVERTISING_INSERT#

Источник

Урок окружающего мира в 4-м классе по теме «Мышцы и их работа»

Цели и задачи:

  1. Сформировать понятия «мышцы», «мышечная ткань».
  2. Создать условия для формирования представления о работе мышц.
  3. Формировать представление об организме как о единой системе органов, взаимодействующих между собой.
  4. Закреплять изученный материал.
  5. Развивать мышление, воображение.
  6. Расширять кругозор.
  7. Воспитывать стремление к труду, здоровому образу жизни.

Ход урока

I. Оргмомент

Здравствуйте, ребята. Начнем урок естествознания.

Экспресс-опрос

  1. Каков вес скелета? (10 кг)
  2. Сколько костей в организме человека? (200)
  3. Назовите отделы черепа (лицевой и мозговой)
  4. Единственная подвижная часть черепа (Нижняя челюсть)
  5. Тип соединения костей черепа (Неподвижное)
  6. Что расположено в позвоночном канале? (Спин. мозг)
  7. Что образует грудина и ребра? (Гр.клетка)
  8. Назовите кости верхних конечностей (Кисть, предплечье, плечо)
  9. Кости нижних конечностей (Стопа, голень, бедро)
  10. Назовите функции скелета (Опора, форма и защита внут. органов)

Работа в группах

Прочитать задание, обработать в группе и ответить:

  1. В средние века при строительстве мостов и зданий рекомендовалось в раствор добавлять сырые яйца и молоко. А сегодня врачи считают, что и нашим костям необходимы яйца и молоко. В чем секрет этих рекомендаций?
  2. Человек рано утром бывает одного роста, а вечером меньше. Почему?
  3. Что такое осанка? Почему важно сохранять правильную осанку? Покажите на примере с портфелями.
  4. Известно, что у гимнастов очень гибкое тело. Они без особых усилий делают «мостик», изгибают свой позвоночник. Руки и ноги сгибаются только в определенных суставах. Объясните почему так происходит.
Читайте также:  Слабость мышц ног у ребенка

Примерные ответы:

  1. В яйцах и молоке есть кальций. А он полезен для костей.
  2. За день жидкость из межпозвоночных дисков используется и диски становятся тоньше, а человек ниже. За ночь жидкость восстанавливается.
  3. Объясняют про осанку и надеваем портфели.
  4. Свойство позвоночника.

II. Новый материал

Вы назвали одно из значений скелета – движение.

– А как происходит это движение? Показываю на кукле-марионетке.

– А что же приводит в движение скелет на самом деле? Сегодня это мы и узнаем на уроке.

  1. Что быстрее молнии?
  2. Без чего ты не сможешь говорить?
  3. Один говорит, два слушают
  4. Стучит, но не мотор
  5. Пять братьев у одной сестрицы

Постепенно в течение урока заполняем схему.

Сейчас мы увидим небольшой фрагмент из м/ф, и вы узнаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке.

Демонстрируется фрагмент м/ф «Поликлиника кота Леопольда» (содержание фрагмента: Леопольд посещает рентген-кабинет вместе с мышами, которые заявляют, что они – мышицы).

Итак, что же мы будем изучать сегодня на уроке?

Вы назвали одним из значений скелета движение.

А как происходит это движение? (версии детей).

Учитель двигает одну из «костей» модели скелета рукой (на доске).

Кто сейчас заставил скелет совершить движение?

А что же приводит его в движение в жизни?

Толкование слова мышцы

Название «Мышцы» от лат. слова – мускулус – мышонок.

Мышцы сравнивают с бегающими под кожей мышами.

III. Исследовательская работа

Рассматриваем под микроскопом 2 образца мышц.

Мышечная клетка более узкая, длинная, напоминает волокно.

Читаем текст учебника с.46

В чем же особенность мышечной ткани?

Это способность сокращаться или способность становиться короче, укорачиваться.

Что же такое мышечная ткань? Из чего она состоит?

Сравним клетки костной и мышечной ткани.(Демонстрируются соответствующие иллюстрации. Дети сравнивают их, высказываются.).

Как видим, мышечная клетка более узкая, длинная, напоминает волокно.

В чем же особенность мышечной ткани? Главная ее особенность – это способность сокращаться. Что значит сокращаться, как вы понимаете это слово?

Значит, становиться короче, укорачиваться.

Повторим еще раз, что такое мышцы (дети с помощью учителя составляют определение).

Мышцы — органы, состоящие из мышечной ткани, способной сокращаться.

Что такое мышцы, мы выяснили. А для чего же они нужны человеку? (предположения детей).

Каждая мышца прикреплена одним своим концом к одной кости, а другим — к другой (демонстрация на динамическом пособии, которое представляет собой макет костей плеча и предплечья, вырезанных из плотной бумаги и подвижно соединенных). Крепятся они при помощи сухожилий (демонстрация).

IV. Физминутка

Мы делали физминутку и даже не задумывались, когда нам сгибать, а когда разгибать руку или ногу. Почему? Мы привыкли это делать не задумываясь. А вот к новым непривычным движениям мы приучаем себя. Вспомните, когда вы только начали учиться, с каким трудом вы писали первые буквы, держали ручку, как пальцы вас не слушались. А теперь эти же движения даются вам легко, вы выполняете их без особых затруднений, не задумываясь.

Послушайте одну древнюю индийскую сказку:

Однажды молодая веселая сороконожка танцевала на солнце. Старая жаба злобно следила за ней из болота, завидуя легкости ее движений. И вдруг она спросила плясунью:

– не объяснишь ли ты мне, дорогая, как тебе удается так замечательно распоряжаться всеми своими ножками? Откуда ты знаешь какая ножка поднимается первой, а какая двадцать восьмой? Которая из ножек опускается, когда подымаются одиннадцатая и седьмая?

Сороконожка остановилась и задумалась. Ей никогда в голову не приходили такие вопросы. А теперь ей стало и самой любопытно – как же поступает она в самом деле?

Ну как, например, ножку надо ей сейчас поднять, чтобы продолжить свой танец? Но она этого не знала. И чем больше она об этом думала, тем все больше запутывалась. Так она и осталась неподвижной со всеми своими сорока ножками, на радость злобной жабе.

Читайте также:  Приводящая мышца левой ноги

– Я думаю. Что с нами этого никогда не случится.

V. Крепление мышц

– А как же наши мышцы прикрепляются к костям?

– каждая мышца прикреплена одним концом к одной кости скелета, а другим к другой. По приказу мозга мышцы могут становиться короче либо длиннее.

Рассматриваем на таблице сухожилия.

А чтобы понять, как мышцы заставляют кости двигаться, давайте вспомним. кукольный театр. Кто был в театре кукол? Как называется такая кукла?

(Учитель демонстрирует марионетку или иллюстрацию с ее изображением).

Что заставляет куклу двигаться?

Кукловод натягивает нитку, делает ее короче, и нога марионетки поднимается, делает нитку короче, ослабляет ее, и нога опускается (наглядная демонстрация).

Как вы думаете, что выполняет роль таких ниточек в нашем организме?

Верно, это они то удлиняются, то укорачиваются, что приводит кости в движение.

Посмотрим, как это происходит (демонстрация на динамическом пособии).

Перед нами мышца в расслабленном состоянии. А теперь представим, что она становится короче или.

Что при этом произойдет? (предположения детей)

Сокращаясь, мышца увлекает за собой кость, которая, таким образом, совершает движение (учитель на динамическом пособии делает «бицепс» короче, при этом происходит движение «костей предплечья»).

А что произойдет, когда мышца расслабится? (демонстрация, учитель отпускает мышцу, кость возвращается на прежнее место)

Кость вернется на прежнее место.

Похоже на движение марионетки?

Тогда продолжим наше сравнение. Кто заставляет укорачиваться нитки,

прикрепленные к конечностям куклы?

А что же заставляет сокращаться наши мышцы, играет роль кукловода? (версии детей)

В организме человека эту роль кукловода выполняет мозг. Именно он посылает мышцам нервный сигнал, который приказывает им сокращаться или расслабляться. Что при этом происходит?

Давайте повторим, к чему приводит сокращение и расслабление мышц?

К тому, что совершается движение.

VI. Работа в группах

Сейчас я предлагаю вам практическую работу в группах. Каждая группа находит задание в учебнике, выполняет это задание, читает текст в учебнике, а затем делают вывод.

  1. С. 46 вопрос вверху
  2. С. 48 вопрос внизу
  3. С. 49 вопрос вверху
  4. С. 49 вопрос внизу

VII. Интересные факты

А на самом деле у всех людей одинаковое количество мышц (ученые насчитали около 600 мышц в организме человека), и они самые разнообразные:

  • есть сердечная мышца (где находится, что заставляет работать?),
  • есть мимические мышцы (отвечают за мимику),
  • есть межреберные мышцы (где находятся, что двигают?),
  • есть мышцы – сгибатели (что делают?),
  • есть разгибатели (что делают?)

Бодибилдинг:

Соберите предложение. Что это? Как вы понимаете эту пословицу?

Эта пословица очень точно отражает работу мышц. Наш организм устроен так, что клетки, которые больше работают, т.е. больше сокращаются, получают больше питания, а чем мышцы-бездельники. А раз они больше получают питания, то и растут они быстрее.

Что же делать с мышцами, чтобы они развивались?

Сравнение учеников спортсменов и не спортсменов.

Просмотр фильма о бодибилдинге.

Полезные советы:

  1. Играйте в подвижные игры
  2. Делайте зарядку
  3. Танцуйте
  4. Помогайте родителям
  5. Не забывайте про мяч, скакалку, велосипед

VIII. Итог урока

  1. Что нового узнали на уроке?
  2. Как еще называют мышцы?
  3. Из чего состоят мышцы?
  4. В чем особенность мышц?
  5. Как их нужно укреплять?

IX. Домашнее задание

  1. Главная функция скелета человека и животных (поддержка).
  2. Кости, образующие твердую основу головы у позвоночных животных и человека.
  3. Часть ноги от колена до стопы.
  4. Лицевая кость, в которой укреплены зубы.
  5. Совокупность костей, составляющих твердую основу, остов тела человека и животных.
  6. Дугообразная узкая кость, идущая от позвоночника к грудной кости, по библейской легенде именно из этой кости Адама была сделана Ева.
  7. Спинной хребет у человека и позвоночных животных, образуемый цепью костей, идущих вдоль спины и заключающих в себе спинной мозг.
  8. Плоская кость грудной клетки, к которой прикрепляются ребра.

источник

Источник