Постановка звука р упражнения домашнее задание

Игры-упражнения для вызывания звука [р].

Упражнения очень просты и хорошо подходят для тренировки подъема языка к альвеолам, а заодно тренируется и мелкая моторика.

            Упражнение «Веселый дождик»
        Произнеси твердо звуки [т-д].Слышишь, как будто капельки падают и ударяются обо что-то твердое? Подставь левую ладошку, а пальцами показывай, как капли дождя падают на твою руку, сначала медленно, а потом все быстрее и быстрее.
        Дождик капнул на ладошку -т-д,т-д…         (правой рукой изобрази падающие капельки дождя)
        На цветок –т-д,т-д…                                                (левой рукой изобрази цветок)
        И на дорожку т-д,т-д….                                         (из левой руки сделай дорожку)
        Застучал по крыше он- -т-д,т-д….
        И раздался частый звон– т-д,т-д,т-д…          (дождик пошел сильнее).
        

        Играя, попробуй поменять руки и выучить стишок наизусть. Т-Д произносим утрированно (подчеркнуто). Исключаем работу челюсти.

        Упражнение «Песня Крокодила Гены»
        Мелодия песни хорошо подходит для тренировки подъема языка к альвеолам. Вначале песню поем только на слог ДА. В дальнейшем полезно использовать слоги ДЫ, ДЭ, ДО, ДУ. Можно чередовать слоги, учитывая желание ребенка. При закреплении звука [р] поем песенку на слог РА.

        Способы постановки звука [Р]:

        1 способ постановки звука [Р]:

        Способ постановки звука [Р] – старый и простой, как мир.

Выполняется в 3 приема:
1) присосать язык к твердому небу («Грибок»)
2) сделать глубокий вдох через нос (язык в том же положении)
3) сделать резкий короткий выдох через рот, направляя воздушную струю на язык и подключая голос. Описывать все это долго, но способ очень простой. Эффект достигается на контрасте (напряжение языка при присасывании и расслабление при резком выдохе). Это способствует вызыванию вибрации кончика.

2 способ постановки звука [Р]:

        Постановка звука [Р] при слабой воздушной струе.

        Способ подходит для тех детей, у кого отсутствует воздушная струя достаточной мощности, необходимая для вибрации кончика языка (как правило, у детей с заиканием). В основе лежит традиционный способ постановки с помощью шарикового зонда. А особенность в том, что ребенок находится в полулежачем положении, со слегка запрокинутой назад головой Язык поднят вверх, к альвеолам, ребенок произносит звук [Д] или сочетание ДЫ в быстром темпе. Зондом осуществляются быстрые движения под кончиком языка вправо-влево. Эффект достигается тем, что в положении лежа язык слегка оттягивается назад и ребенок вынужден более интенсивно выдыхать воздушную струю, что и заводит вибрацию в сочетании с манипуляциями зонда. Время на постановку звука уменьшается вдвое.

3 способ постановки звука [Р]:

        Постановка звука [Р] на вдохе.

        Условие – правильное и четкое произнесение звука [С]. Ребенок произносит длительно ССССС, а потом делает короткий вдох через рот, резко подняв и прижав язык к альвеолам, всасывает язык «как улитку в раковину». Если ребенок не коснется языком альвеол при вдохе, то звук не получится. Способ очень неожиданный, парадоксальный (ведь все нормальные логопеды ставят звуки «на выдохе»)

4 способ постановки звука [Р]:

        Постановка звука [Р] из межзубного положения.

        Предварительно отрабатывается положение «язык на верхней губе» и направленная воздушная струя.
        • Широкий край языка на верхней губе. В этом положении ребёнку предлагают дуть на кончик носа гудящим звуком, похожим на «В-В-В».
        • В дополнение к предыдущей позиции логопед указательным пальцем «играет» на нижней губе ребёнка, в результате чего струя воздуха приобретает вибрирующий характер. Этот эффект необходимо как следует отработать. Детям постарше можно предложить самостоятельное «исполнение» пальцем на губе.
        • Затем постепенно сокращать длительность прикосновения пальца, то убирая его, то возвращаясь. Добиваться вибрационного звучания от малейшего прикосновения к нижней губе (что-то похожее на «в-в-р-р-э-э…»)
        • Сохраняя ту же конфигурацию языка, во время выработанного вибрационного звучания, легко передвинуть язык за верхние зубы. Важно не терять форму языка! Этот приём взят из арсенала Смирновой Ирины Анатольевны, логопеда из Санкт-Петербурга. Она рекомендовала его для детей с дизартрией, так как в данном случае от ребёнка не требуется больших мышечных усилий, а, следовательно, не увеличивается спастика органов артикуляции.

5 способ постановки звука [Р]:

        Постановка звука [Р] от упражнения «БОЛТУШКА».

        Есть интересный игровой способ постановки звука [Р] от упражнения «Болтушка», хорошо знакомого детям. Способ доступен любому начинающему логопеду. Ребенок делает упражнение «Болтушка» (или «Индюк»): высунутый широкий язык на звуке [А] выполняет движения вперед-назад, скользя по твердому небу. В тот момент, когда язык касается альвеол слышен одноударный [Р]. Теперь осталось зафиксировать эту позицию и приступить к автоматизации [Р]. Как правило, очень скоро одноударный звук сам переходит в вибрант (дрожит кончик языка).

6 способ постановки звука [Р]:

        Постановка звука [Р]от звука [З].

        Обычно Р от звука З не ставят, т.к. считается, что они очень различны по артикуляции и не могут быть друг для друга опорными.
        Но попробовать можно. Секрет в том, что ребенок произносит [З] очень кратко, лишь дотрагиваясь языком до альвеол и при этом сильно дует на язык. Будет четко слышен сначала одноударный [Р], который потом сравнительно легко переходит в вибрант. Этот способ очень легкий и быстрый, особенно при горловом [Р].  Желаю успехов в его применении!

7 способ постановки звука [Р]:

        Постановка звука [Р] от звука [Ж].

        Все новое – это хорошо забытое старое. Способ постановки [Р], активно использовавшийся 30-40 лет назад.
        Все логопеды обожают вызывать звук [Р] с помощью всевозможных вибраций («моторчик» и ему подобные). Но есть дети, которые панически боятся зондов, палочек, сосок, чайных ложек и других подручных средств. Для них очень хорош следующий способ: ребенок произносит звук [Ж], длительно, на одном выдохе и при этом отодвигает кончик языка глубже в полость рта. Через секунду можно услышать одноударный [Р]. 

        После закрепления изолированного произнесения этого звука сразу переходят к проговариванию слогов со стечением ТР, ДР, НР, ЖР. Это способствует быстрому переводу одноударного [Р] в состояние вибрирующего звука. Способ себя оправдывает.

Редко используемые способы постановки звука Р. 
Постановка звука «р» от упражнения «Болтушка»

Упражнение для развития подвижности кончика языка. Суть заключается в том, что кончиком языка за альвеолами выполняем движения ВПЕРЕД-НАЗАД (пылесосим) и при этом включаем звук. При правильном выполнении слышится звук Р.Важен напор и направленность воздушной струи.

Постановка Р из положения языка на верхней губе.
Предварительно отрабатывается положение «язык на верхней губе» и направленная воздушная струя.  

Широкий край языка на верхней губе. В этом положении ребёнку предлагают дуть на кончик носа гудящим звуком, похожим на «В-В-В».

 
В дополнение к предыдущей позиции логопед указательным пальцем «играет» на нижней губе ребёнка, в результате чего струя воздуха приобретает вибрирующий характер. Этот эффект необходимо как следует отработать. Детям постарше можно предложить самостоятельное «исполнение» пальцем на губе. Затем постепенно сокращать длительность прикосновения пальца, то убирая его, то возвращаясь. Добиваться вибрационного звучания от малейшего прикосновения к нижней губе (что-то похожее на «в-в-р-р-э-э…» Сохраняя ту же конфигурацию языка, во время выработанного вибрационного звучания легко передвинуть язык за верхние зубы. Важно не терять форму языка! Постановка звука [Р] на вдохе. . Способ очень неожиданный

Читайте также:  Пилатес на мяче комплекс упражнений в домашних условиях видео

Условие – правильное и четкое произнесение звука [С]. Ребенок произносит длительно ССССС, а потом делает короткий вдох через рот, резко подняв и прижав язык к альвеолам, всасывает язык «как улитку в раковину». Если ребенок не коснется языком альвеол при вдохе, то звук не получится. , парадоксальный (ведь все нормальные логопеды ставят звуки «на выдохе»)

Еще один способ.

Ребенок ставит язык на альвеолы, рот приоткрыт, губы напряжены, ребенок произносит – зззз, под нижней челюстью есть ямочка, и логопед совершает колебательные движения под подбородком.

 Основной этап постановки звука «Р»

После предварительной работы проводится непосредственно постановка звука «Р». Существуют самые разнообразные методики «вызывания» этого звука. Но цель любых упражнений, которые направлены на постановку звука «Р», заключаются в том, чтобы закрепить у ребенка навык постановки языка на верхние альвеолы. После чего сильной струей воздуха «вызывается» необходимый звук. Приемы постановки звука «Р» существуют самые разные, и материал продолжает регулярно пополняться логопедическими разработками. Предлагаем ознакомиться с некоторыми из способов, которые зарекомендовали себя эффективными и простыми в исполнении:

Упражнение «Дождик» основывается на постановке звука «Р» из звука «Д». Только нужно звук «Д» произносить «неправильно» – упираясь кончиком языка не в резцы, а в альвеолы. Сначала капает слабенький дождик – малыш произносит медленно «тд-тд-тд». Затем дождик стал сильнее – ребенок чаще произносит звуки. Все быстрее и быстрее капает дождь, превращаясь в ливень – произносится максимально быстрое «д-д-д». В этот момент просим ребенка подуть на язычок – появляется вибрация кончика языка и воспроизводится звук «др-р-р». Закрепит положение языка на альвеолах мотив песенки крокодила Гены, который напевается слогами «да», «ды», «до», «ду». Простой и проверенный способ научить правильно выговаривать звук «Р»: кончик языка на верхних альвеолах, производится вдох и резкий выдох струей воздуха на язык.

Поставить звук «Р» можно и от звука «Ж». Выдыхая, произносится звук «Ж», язык постепенно перемещается на альвеолы, происходит вибрация и появляется необходимый звук. Еще один простой способ вызвать звук «Р»: кончик языка упирается в альвеолы. Логопед прижимает широкие края языка к небу, не зажимая кончик. Выдыхая, струя провоцирует вибрацию и вызывает звук «Р».

Постановка звука «РЬ»

Постановка звука «Р» мягкого чаще всего происходит путем подражания после автоматизации твердого «Р». Делается это путем разучивания чистоговорок, основанных на слогах с мягким звуком «Р». Иногда ставят мягкий «РЬ» со слогов «ЗИ», «ЗЕ», «ЗЯ» постепенно заменяя «ЗЬ» на «РЬ». После чего отрабатывают звук в слогах. Механическая постановка звука Механическая постановка звука «Р» предполагает использование специального логопедического зонда. Чтобы поставить звук «Р» применяют шариковый зонд (№6). За неимением специального приспособления в домашних условиях используют медицинский шпатель или зубную щетку.

Как правильно применять зонд?

Зонды логопедические для постановки звука «Р» значительно уменьшают длительность занятий, фактически достаточно часто звук образовывается после первого использования инструмента. Как же правильно использовать зонд? Перед применением инструмента ставят звук «Р» от «Ж», но не разрабатывая вибрации. Затем, отработав фрикативный «Р», переходят к применению зонда. Ребенка просят произносить сильный звук «Ж» на верхних альвеолах. В этот момент логопед устанавливает зонд снизу языка в передней его части и производит частые, но аккуратные движения из стороны в сторону, вызывая тем самым вибрацию кончика языка и ставя звук «Р».

Автоматизация звука

Автоматизация звука «Р» подразумевает закрепление полученных навыков и отработки произношения звука в слогах и словах. Это достаточно длительный процесс, так как требует четкой систематизации и закрепления различных сочетаний и положений изучаемого звука. На этом этапе также уделяют внимание развитию фонетического слуха, выделяя звук из потока других звуков, слогов и слов.

План занятий можно составить следующим образом:

На первом закрепительном занятии отрабатывают звук «Р» методом подражания. Например, можно рычать как тигр, мурлыкать, изображать трактор и тому подобное. Рекомендуется потренироваться произносить звук с разной силой и длительностью.

Далее отрабатывают произношение звукосочетаний ТР, ДР.

Следующим этапом является овладение обратными слогами: АТР, ОТР, УТР и так далее. Только теперь можно переходить к открытым слогам, изучая чистоговорки и вставляя пропущенные слоги. Сложными в овладении являются сочетания нескольких согласных со звуком «Р»: «пра», «бра», «вра» и их вариации с иными гласными.

После овладения предыдущим этапом можно отрабатывать обратные слоги со стечением нескольких согласных: «фра», «кра», «гра» и их производные. Затем можно начинать работу со словами, применяя различные игровые приемы, например, изучая коротенькие рифмы, скороговорки, подбирая недостающие слова и другое. Этап автоматизации не исключает артикуляционные упражнения для постановки звука «Р».

Автор:  Новикова Т.И.

Источник

Карточка домашнего задания №                                  

Отрабатываем произношение

РЯ – РЯ – РЯ                                                АРЬ – АРЬ — АРЬ

РЕ – РЕ – РЕ                                                ЕРЬ – ЕРЬ — ЕРЬ

РЁ – РЁ – РЁ                                                ОРЬ – ОРЬ — ОРЬ

РИ – РИ – РИ                                                ИРЬ – ИРЬ — ИРЬ

РЮ – РЮ – РЮ                                                УРЬ – УРЬ – УРЬ

РЯ – РЕ – РИ                                                АРЬ – ОРЬ — УРЬ

РЕ – РЁ – РЮ                                                ЕРЬ – ЯРЬ — ЁРЬ

РЁ – РИ – РЯ                                                ОРЬ – УРЬ — ИРЬ

РИ – РЮ – РЕ                                                ИРЬ – ЕРЬ — АРЬ

РЮ – РЕ – РЯ                                                УРЬ – ЕРЬ — ЯРЬ

 Отрабатываем произношение:

 ДРЯ – ДРЯ – ДРЯ                                                      АРЯ – АРЯ — АРЯ

ДРЕ – ДРЕ – ДРЕ                                                ЕРЕ – ЕРЕ — ЕРЕ

ДРЁ – ДРЁ –ДРЁ                                                ОРЁ – ОРЁ — ОРЁ

ДРЮ – ДРЮ – ДРЮ                                        ИРИ – ИРИ — ИРИ

ДРИ – ДРИ –ДРИ                                                УРЮ – УРЮ — УРЮ

Букварь, сухарь, январь, дикарь, вратарь, словарь, янтарь, календарь, пескарь, токарь, якорь, пузырь, корь, Борька, Зорька, горький, борьба, дверь, зверь, поверь, ширь, снегирь.

   Ряд, рябчик, рябь, тряска, зря, заря, горят, моряк, горячий, снаряд, зарядка, рядом, рядовой, рябчик, говорят, терять.

Карточка домашнего задания №                                

Отрабатываем произношение

Рёва, орёл, вперёд, ларёк, Серёжа, верёвка, черёмуха, бурёнка, варёный, берёза, козырёк,  репка, речь, редко, рейка, редька, резать, резкий, рельс, ребро, ребенок, ревень, редис, резеда, резина, рекорд, ремень, ремонт, ресницы, рецепт, решетка, решение, борец, варенье, парень, тарелка, море, горе, сирень, пырей, рис, Римма, Рига, ринг, рисунок, ритм, рифма, Борис, Ирина, Марина, Париж, перина, дарить, сорить, говорить, сухари, пескари, дикари, словари, вратари, фонари, турист, дарю, варю, сорю, горю, говорю, фонарю, словарю, букварю, пескарю, снегирю, календарю, рюмка, гиря, буря, Варя, Боря, жарят, варят, парят, варит, верит, двери, звери, рисунок, комарик, фонарик, жарю, верю, парю, спорю, пекарю, рюкзак, бирюза.

Отрабатываем произношение

 Тряпка, тряска, трясина, трюмо, трюфель, три, трибуна, триста, тревога, трезвон, треск, третий, трещина, дряхлый, дремота, дремучий, дребедень, древесина, древний, фрегат, вред, вредный, время, прядь, пряжа, пряжка, прямо, пряник, премия, прежний, пресс, преступник, пресный, превосходный, превратить, предание, прекрасный, предмет, предприятие, прибавка, прибаутка, прибой, привет, привкус, прием, приз, приказ, приклад, припев, присказка, брякать, брюква, брюки, брюнет, брюшко, бригада, брикет, бритва, бревно, бред, брезгливый, брезент, брелок, крем, кремень, крепкий, крепость, кресло, крест, кривая, крик, критика, крюк, крякать, грядка, грязь, грязный, грянуть, грядущий, гребень, гребля, грек, грелка, гренки, гречиха, гриб, грива, грим, гримаса, грипп, среда, средний, срез, средство, срисовать, зря, зрячий, зрение, зрелый, зритель.

Читайте также:  Упражнения домашние логопедические тетради

Источник

Многие логопеды утверждают, что научиться произносить звук Р — это едва ли не самая сложная проблема для детишек раннего возраста. Однако, есть те малыши, кто справляются с этой задачей, но не без помощи специалистов. Родители так же способны помочь деткам в этом деле.

В соответствии с принятыми нормами развития ребенка, уже к 4,5 годам он может выговаривать почти все звуки, кроме «Р» и «Л», для них сделано исключение: дети могут научиться выговаривать их к 5-6 годам.

Фото:pixabay.com

Почему этот звук сложный?

Данный звук считается самым труднодоступным в русском языке. Причин несколько:

  • Должна быть соответствующая амплитуда, с которой язык будет двигаться.
  • Вовлекается речевой аппарат.
  • Вибрация, создаваемая трением языка о небо, также важна.

Глядя на такие внушительный условия, неудивительно, что многие детки и взрослые страдают этим несовершенством речи. Самые часто встречаемые коверкания этого звука, которые встречаются у подрастающего поколения — это просто пропускание его в словах.

К примеру, в таких словах как: вместо красного (к_асный), вместо гречка (г_ечка), вместо бархат (ба_хат). Обычно у таких людей получается любой звук, например, Л, Й или даже Ы, кроме Р. Ледиска (редиска), кайавай(каравай), лисунок (рисунок), а также ычаги (рычаги).

Еще одним расстройством может быть выговаривание самого звука, но он характеризуется мягкостью или же вибрацией, лавированием. То есть, ребенок произносит слова, но звук не твердый и «картавый», что очень характерно для французского произношения.

Как проверить речь ребенка?

После того как вы, дорогие родители, узнали «симптомы» неправильного произношения, давайте попробуем протестировать речь ребенка. Сперва лучше попросить произнести сам звук Р, вне состава каких-либо слов. Далее, попросите говорить вместе с вами следующий ряд слов: корона, репа, трамвай, радость, порядок и прочие, в составе которых имеется эта буква.

Если же ребёнок затрудняется произносить отдельно звук, как было описано в первом задании, лучшей помощью будет упражняться именно в произношении одиночной Р. В случае если звук выходит отлично, а вот в составе слов ребенок проглатывает букву, произношение надо будет практиковать в сочетании слогов, таких как ра-ро-ри-ры-ор-ир-ар-ур.

Так как статья делает упор на домашние способы обучения ребенка, следует напомнить одно правило. Если даже вы, уважаемые родители, со всей своей теплотой и любовью, приняли решение самостоятельно обучить дитя правильному произношению звука Р, дабы продвинуть его навык в декламировании стихов на всех утренниках в детском саду, вам все же понадобится, как минимум, одна консультация умудренного опытом и знаниями специалиста, потому как причин для этого может быть масса.

Начиная от недоразвитого или слабо развитого артикуляционного аппарата, малоподвижностью языка, заканчивая обычной уздечкой. Да, даже такая вроде ничего не значащая деталь нашей ротовой полости может испортить любую речь, стих, анекдот, изобилующие большим содержанием звука Р. И это может определить лишь специализированный, именно на данной области, человек.

В значительной части таких случаев «виновата» недоразвитость уздечки: по сути, язык просто не может достать до твердого неба, что и обуславливает трудности в произношении не только звука Р, но и других. К счастью, этот недостаток можно легко и беспроблемно нейтрализовать, используя специальные упражнения и даже массаж!

В других, менее частых случаях, виновата «длинная уздечка», она затрудняет также произношение тем, что язык становится малоподвижным, как бы это парадоксально не звучало. Тогда на помощь придет операция по подрезанию уздечки. Вот такую спорную проблему и способен решить специалист: резать или делать нужные упражнения.

Но, дорогие бабушки, дедушки, родители, не переживайте! Врачи сейчас предпочитают менее травматичные методы корректировки и рекомендуют растяжение уздечки, благодаря упражнениям, направленным на улучшение гибкости языка.

Какие еще могут быть проблемы

Однако, не только наличие уздечки может быть причиной. Например, малоподвижность артикуляционного аппарата. Давайте разберемся для начала, что это такое.

Все слышали такое выражение, но в точности мало кто может сказать, что входит в этот аппарат. Небо, голосовые связки, резонаторные полости, нижняя и верхняя челюсти, губы — это то, что помогает нам выдавать желаемые звуки и слова.

Если же причина именно в этом, ребеночку кроме упражнения могут помочь… барабанная дробь — ГРИМАСЫ!

Да, именно гримасничая, ребенок может добиться успехов в выговаривании звуков.

Но нужно не просто строить смешные или пугающие рожицы, попросите малыша по ходу игры скрутить язычок трубочкой, или же пусть попробует достать языком до подбородка или носа, большая улыбка в стиле Чеширского кота, также поможет укрепить и развить поперечно полосатую мускулатуру и двигательную функцию органов речи, перечисленных выше.

Еще одной причиной может послужить: нарушение фонематического слуха. Сам термин предложил один психолог и включает он в себя целую фонетическую теорию. В основе лежит понимание и анализирование ребенком взрослой речи и подражание ей. В случае, если произошел какой-то сбой, нарушение проявляется в виде того, что ребенок путает звуки, слова. К примеру, он может плохо различать звонкий-глухой, мягкий- твердый звуки: дерево — терево, курица — гурица, любовь — любоф.

Следующее на подходе — это сбой в речевом дыхании. Заметим, что данный тип дыхания участвует в нормальном звукообразовании. Часто причинами нарушения являются оториноларингологические болезни:

  • синусит;
  • тонзиллит;
  • воспаленные миндалины.

Для того, чтобы искоренить данную проблему, нужно делать гимнастику, сочетающую в себе речевые движения. Как бы вам не хотелось, но тут также нужна помощь логопеда. Он подберет специальную тренировку, направленную на корректировку речи.

Ссылаясь на исследования, способность выговаривать некоторые звуки зависит не только от двигательной функции артикуляционного аппарата, но и закладывается на генетическом уровне. Дикция может быть нарушена и не из-за речевого аппарата, поэтому проконсультируйтесь у логопеда и начинайте ежедневные тренировки.

Что за логопедические упражнения?

Подобный вид упражнений понадобится тогда, когда ребенку уже около 6-7 лет, а вот мурлыкать или рычать он еще не умеет и не проявляет особой увлечённости. У таких детей в зоопарке киокодилы, в небе летают волоны, а коевы дают вкусное молоко.

Итак, что вам даст консультация у логопеда? Во-первых, специалист сможет проанализировать и изучить проблему «изнутри», то есть поймет и скажет, что точно спровоцировало дефект речи, ведь причин очень много, как было описано в этой статье. Во-вторых, логопед, основываясь на проблеме, подберет специальный комплекс упражнений, который можно будет практиковать с ребенком.

Однако, помимо специализированных тренировок, есть общий набор упражнений, способствующих развитию выговаривания звуков и слогов. Но будьте готовы к тому, что занятия с крохой затянуться на год, а может и на два года, в случае, если будете уделять этому примерно полчаса каждый день!

Как правило, тактики, позволяющие развить должную речь, разделятся на несколько этапов:

  • первоначально нужно научить ребёнка произносить сам звук, вне слов.
  • второй шаг заключается уже в том, чтобы проговаривать сами слова, включающие эту букву.
  • и в конце вы можете тренироваться с предложениями или скороговорками, составленными из вышеперечисленных слов.
Читайте также:  Упражнения на бицепс в домашних условиях без гантелей и турника

Как бы это печально ни звучало, обычная картина выглядит следующим образом: родители нависают над ребенком, давят на него, призывая разом выговорить скороговорку, а когда же у него это не получается, вдобавок злятся, что пагубно отражается на детской психике.

Запомните, что такая тактика уже обречена на провал, ведь это все только «поможет» ребенку замкнуться, а то и вовсе прекратить разговаривать.

Фото:pixabay.com

Секрет победы в терпении и работе

Увы, логопедические занятия легко не дадутся, и поставить речь быстро не получится. Путь лежит от самых азов, будь то игры или ежедневные упражнения в произношении, результатом должно стать полноценное выговаривание буквы Р в словах. Если смотреть объективно, то чтобы научить ребёнка плавать, требуется куда меньше усилий, ведь речь идёт об артикуляционном аппарате, а не о движении конечностей в воде.

Большинство репетиторов не соблюдают одного важного правила — развлечение. Дети на то и дети, что вечно пребывают в движении и играют (с тем что им интересно само собой). Такую же методику нужно применять и в изучении, ваша задача показать ребенку, что учёба — это интересно. Придумывайте игры, заставляйте ребёнка испытывать самые положительные эмоции, чтоб ребёнку было весело и интересно. Запомните, не стоит дразнить, шутить и тем более ругать малыша за неправильное произношение. Пробуйте выбирать различные игры, не то ребенку это быстро наскучит, и он перестанет играть в нее. Учитывайте, что это вам легко и просто, а для ребенка может оказаться болезненно, постепенное усиление звука Р — вот главная задача, поторопитесь — ничего не выйдет. И помните, успешный результат в терпении.

Значимые процессы для разминки

Перед работой всегда следует разминаться. В нашем случае разминка нужна для разогрева артикуляционного аппарата.

Одними из основных разминочных упражнений являются:

Упражнение Кисть маляра или Малярная кисть, предрасполагает движение языком от верхних зубов до неба и ближе к мягкому небу. В то же время ребёнок должен улыбаться. Выполняется по 10 раз.

Маятник. Условия почти такие же, открываем рот и держим улыбку, далее высовываем язык и просим повертеть им от стороны к стороне, то есть касаемся кончиком языка левого угла рта, потом правого и так примерно от 15 раз.

Гармошка. Работаем в таком же порядке, открываем ротик и просим коснуться языком верхнего нёба так, будто хотим произнести слог «нь», далее раскрываем широко ротик и закрываем. Повторяйте от 10 раз

Чистка зубов. Просим открыть рот и улыбнуться. Языком проводим по внутренней части зубов в противоположные стороны тоже 10 раз, языком трогаем каждый зубик с внутренней стороны, будто проверяем на месте они или нет.

Упражнение — летит комарик. Здесь же, мы будем пародировать такое насекомое, как комар (очень понравится малышам). Открываем рот, улыбаясь высовываем язык к основанию наружной части верхних зубов и произносим звук «з-з-з-з-з.…». Далее преподносим язык к небу и снова «з-з-з-з-з….». 20 раз с каждой стороны.

Но, как и было сказано, это лишь разминка, для точного произношения буквы Р, стоит уже использовать особые упражнения. Напомним, разминка предрасполагает «разогрев» мышц связок, артикуляционного аппарата и растягивает уздечку.

Фото:pixabay.com

Работа над произношением р

Нижеперечисленные задачи отлично подойдут для каждодневных гимнастических тренировок, что приведёт к скорейшему улучшению произношения:

  • Язык подводим к началу верхних зубов, говорим букву «д», в интервале 1-2 секунды просим сделать глубокий выдох, при этом издавая звук «д-д-д-д….». Слышимости буквы «Р» не будет ожидаться, но появится примерное ощущение языка к вибрации, что со временем приведет к улучшению произношения.
  • Будем создавать вибрацию детским шпателем, который можно купить в любом аптечном пункте, интернет Маркете. Взяв шпатель в руки, осторожно проводим кончик языка к верхней части рта и к нижней попеременно, на данный момент задача ребенка заключается в создании звука «Жжжжж», а наша — это с помощью шпателя симулировать вибрацию языка. Все движения шпателем должны производиться медленно и осторожно, у детей очень слабая слизистая на нёбе. И следите за дыханием ребёнка, если он делает глубокий выдох, то и вдох должен быть глубокий.
  • Также шпатель пригодится нам в последнем упражнении. Подвинув язык ближе к горлу, просунуть его под язык и протащить влево, затем вправо, симулируя вибрацию, на этот раз малыш говорит звук «зззззз». Для проверки правильности выполнения данного задания вы должны отчётливо слышать звук «ррррррр». Слышите ли вы его? Перепроверьте правильность и пробуйте заново, но лучше всего обратиться к специалисту (логопеду).

Также во избежание проблем в будущем с такими словами как: рифма, Рим, Рига, нужно повторять те же самые упражнение со шпателем, только произносить не «ззззз» а «з-зиии»

Приведем исторический факт. Владимир Ильич Ленин имел такой маленький недостаток, как картавость, букву Р в детстве он не выговаривал. Пришлось ему учиться уже во взрослой жизни, некоторые очевидцы из прошлого пустили слух, что он сидел в своей комнате, запершись, и выговаривал слова с буквой Р. Так как Д и Р слышатся почти одинаково, он произносил слова с буквой Р и Д вместе, то есть: драбант, дрожжи, дракон и т.д.

Фото:pixabay.com

Вы будете прекрасным учителем!

Позвольте напомнить, что детки так и норовят повторить за взрослыми, только дай волю! Поэтому, при любой возможности, не ленитесь и покажите пример того, как сами произносите звук Р. Даже таким простым способом вы сможете немного ускорить обучение, ведь вы самый главный авторитет в жизни ребенка.

Не нужно смотреть на него сверху вниз, лучше наклонитесь поближе, чтобы ребенок мог уловить мельчайшие подробности того, как вы произносите слова. При этом наберитесь побольше терпения, ведь постановка звука Р требует не просто нескольких недель, а месяцев и даже лет. Будьте тем самым добрым, понимающим и смешным родителем, которых так любят детки. Все делайте последовательно:

  • Если ваши труды дали свои плоды, и вы заметили, что ребёнку уже намного проще выговаривать звук Р, плавно переходите к слогам: -ар-ор-уру-ару-ыри-иро-оры. Любые слоги будут полезны, главное, чтобы буква стояла не только на одном месте.
  • Следующим шагом станет уже ступень потяжелее: переходите на слова, которые сочетают в себе проблемную букву. Например, практикуйтесь с простыми словами: «корова, морковь, корабль, керосин, дорога». И снова помните про правило места — буква Р должна быть в разных местах, не только в середине или в конце.
  • Последний шаг самый тяжелый. Придется складывать слова в целые предложения. Когда вы уже поймете, что ребенок готов и эмоционально и физически, приступайте к заключительному этапу. Тут уже можно подключить и скороговорки, но это когда ребенок будет чувствовать себя свободно в разговорах и дискуссиях.

Факт

Среди родителей очень распространено преувеличивать проблемы с речью. Нанимаются логопеды, родители злятся, все это вкупе с незнакомой атмосферой давит на ребенка, никак не помогая. Остановите это на ранней стадии.

Если вы любите свою кроху и переживаете за нее, отнеситесь к проблеме проще и с трезвой головой. Только в таком случае у вас получится превратить занятия по тренировке произношения в захватывающую игру, которая пробудит интерес и поможет в совершенствовании навыков.

Неважно, научится ребенок правильно произносить звуки или нет, ведь он получит бесценный опыт преодоления препятствий весело и непринужденно.

Оригинал статьи размещен здесь: https://puzenush.ru/razvitie/murlykajte-na-zdorove-prostye-logopedicheskie-uprazhneniya-na-postanovku-zvuka-r/

Источник