Речедвигательные упражнения в домашних условиях

Речедвигательные упражнения с элементами психогимнастики.

В настоящее время большинство специалистов склоняются к мнению, что не может быть полноценной коррекции речевых нарушений без стабилизации и активизации энергетического потенциала организма ребенка, без развития общего эмоционального, психосоматического и сенсомоторного статуса.

Большинству детей свойственны нарушения равновесия между процессами возбуждения и торможения, патологии эмоционально-волевой сферы, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство, неловкость, зрительно-моторная дискоординация и, как следствие этого, возникновение речевых нарушений от несформированного произношения до невозможности составления грамматически оформленного речевого высказывания.

Следовательно, развивающую или коррекционную работу нужно выстраивать в направлении от формирования более ранних в онтогенезе базовых психических функций к более сложным, каким и является, в частности, речь. Ребенок познает мир через движения и эмоции, и преодолеть ему патологические проблемы помогут речедвигательные упражнения с элементами психогимнастики.

Регулярное проведение таких упражнений позволит:

  • выработать правильное речевое дыхание, оптимизировать газообмен и кровообращение, что способствует улучшению общего самочувствия, концентрации внимания;
  • стабилизировать общий тонус организма;
  • развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
  • улучшить фонематический слух;
  • формировать умение изменять модуляцию голоса;
  • улучшить ритмико-интонационную сторону речи;
  • повысить речевую активность;
  • оптимизировать эмоциональный фон, улучшить настроение.

Эти упражнения можно использовать как элемент тематического занятия во время динамических пауз или как отдельное занятие. В зависимости от возраста, состояния и места проведения дети могут сидеть за столами или на ковре. Движения и речевой материал предварительно не разучиваются, а проводятся по подражанию синхронно с педагогом. Противоположные по характеру движения должны чередоваться: быстрые и медленные, напряженные и расслабляющие, резкие и плавные. Такое чередование рефлекторно влияет на гармонизацию психики ребенка, особенно гипо- или гиперактивного, уравновешивает процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга и, как следствие, нормализует психическую и двигательную активность детей, приводит к улучшению настроения, исчезновению инертности.

Упражнения должны быть эмоционально насыщенными, носить игровой характер, приносить детям радость и удовлетворение. Предлагаемые движения могут содержать какой-либо воображаемый образ, перевоплощение. Некоторые этюды можно сопровождать музыкой, помогающей создать соответствующий настрой. Речь педагога должна быть интонационно окрашенной, с богатой мимикой. Это вызывает у детей сначала непроизвольное подражание, а затем обогащение собственного интонационного репертуара.

Перед началом упражнения педагог подходит к каждому ребенку, дотрагивается до него рукой или блестящей указкой («волшебной палочкой») со словами:

Вы сегодня не ребята,

Вы — смешные медвежата.

Ваня не ребенок,

Ваня — медвежонок.

Таня не ребенок,

Таня — медвежонок…

В это время детям можно предложить закрыть глаза, расслабиться и открыть их только после прикосновения — «превращения».

  • «Шарфики»

ЦЕЛИ:

Помимо снятия напряжения с плеч и шеи это упражнение способствует улучшению кровоснабжения головы, движения спинно — мозговой жидкости.

Мама мишек одевала,

Шарфики всем завязала.

Покрутили головой,

Хорошо как и тепло.

Дети спокойно сидят на стульчиках.

Педагог подходит к каждому ребенку, имитирует «завязывание шарфа», при этом дети немного вытягивают шею вверх, затем расслабляют ее.

Поворачивают головы вправо- влево.

  • Играем с песком»

ЦЕЛИ:

  • чередовать напряжение и расслабление мышц рук;
  • развивать мелкую моторику пальцев рук, правильное дыхание;
  • снимать эмоциональное напряжение.

Песочек в руки набираем,

Пальцы крепко мы сжимаем,

Чтоб песок не высыпался,

Чтоб в руках у нас остался.

Пальцы разжимаем,

Песочек высыпаем.

Стряхнули с рук песок.

Устали ручки. Ох!

Дети выполняют захватывающее движение руками (вдох).

Крепко сжимают кулаки.

Медленно разжимают пальцы рук (выдох).

Потряхивают руками.

Кладут расслабленные руки на колени.

  • «Утро»

ЦЕЛИ:

  • Вырабатывать правильное дыхание.
  • Обучать элементарным приемам самомассажа.
  • Расширять артикуляторные возможности.
  • Вырабатывать положительный эмоциональный фон.
  • Оптимизировать общий тонус тела, снимать патологические зажимы.

Медвежата сладко спят

И расслабленно сопят.

Солнце глянуло в окошко,

Все зажмурились немножко.

— Медвежата, хватит спать,

Вам давно пора вставать.

Медвежата все проснулись,

Потянулись, улыбнулись.

Любят мишки чистоту.

Умываться все идут.

Кран, откройся,

Нос, умойся,

Мойтесь сразу оба глаза,

Лоб и щеки,

Мойся, шейка,

Ручки, мойтесь хорошенько.

Дети прислоняются к спинкам стульев или опускают головы на сложенные на столе руки, закрывают глаза.

Спокойно и глубоко дышат.

Крепко зажмуривают глаза.

Широко открывают глаза.

Встают со своих мест.

С напряжением тянут руки вверх,

опускают, растягивают губы в улыбке.

Шагают на месте.

Имитируют движение руки при

открывании крана.

Проделывают поглаживающие

вращательные движения указательными пальцами обеих рук вдоль

носа сверху вниз с обеих сторон.

Выполняют круговые массирующие

движения по векам.

Разглаживают лоб от центра к вискам. Растирают щеки.

Растирают шею, поворачивая голову вправо-влево.

Растирают руки.

Словно щеткой, язычком

Чистить зубы мы начнем.

Принюхались медвежата:

Что-то пахнет непонятно.

Очень вкусно. Это мед!

Мама к завтраку нас ждет.

Открывают рот, гладят верхние, затем нижние зубы в горизонтальном и вертикальном направлениях.

Делают полный медленный вдох через нос, задерживают воздух на 2 с, медленно выдыхают через рот.

Повторяют упражнение 3—5 раз.

Читайте также:  Видео упражнения для укрепления мышц бедер и ягодиц в домашних условиях

Садятся на стульчики.

Медвежата мед лакали,

Потом губки облизали.

Лижут с нёба сладкий мед

Язычком назад — вперед,

Язычок не опускают,

Кверху сильно прижимают.

Надо чай горячий пить,

Но сначала остудить.

— Вы, медвежата не ленитесь,

Сперва подуйте,

Потом попейте,

А после улыбнитесь.

Завтрак съеден, медвежата

Шалят, как будто индюшата.

Друг друга подразнили

И к занятиям приступили.

Выполняют лакательные движения языком, рот держат открытым.

Облизывают губы в направлении вперед-назад, рот держат открытым.

Гладят языком нёбо.

Рот держат открытым.

Присасывают язык к нёбу.

Кистью руки изображают чашечку.

Делают вдох носом, выдох через рот, губы вытягивают трубочкой, воздушную струю направляют на «чашку» в руке.

Имитируют «питье» из «чашки».

Растягивают губы в улыбке.

Выполняют быстрые движения языком вперед-назад.

Спокойно садятся за столы.

  • «Игра с шишками»

ЦЕЛИ:

  • Развивать глазодвигательные функции, умение следить взглядом за предметом.
  • Развивать внимание.
  • Развивать координацию движений, мелкую моторику пальцев рук, быстроту реакции.
  • Оптимизировать тонус рук и плечевого пояса.
  • Формировать пространственное восприятие, обучать различению правой и левой руки.

Мама с мишками играла,

Шишки разные кидала.

Медвежата их поймали,

С силой сжали, разломали,

В стороны бросали,

А ручки отдыхали.

Педагог имитирует «бросание» воображаемой шишки, дети внимательно следят, кому бросают «шишку», совершают хватательное движение рукой.

Сильно сжимают кулачок.

Выполняют бросающие движения.

Потряхивают расслабленно кистями рук.

Это упражнение выполняется с различными степенями сложности. Детям младшего возраста для привлечения внимания при «бросании» можно дать инструкцию: «Таня, лови!», «Саша, лови!» Более старшие, подготовленные следят за направлением взгляда и движения руки педагога. Дети могут «ловить шишки» двумя руками, сначала левой, затем правой, или поймать шишку правой рукой, переложить в левую, поймать шишку левой рукой, переложить в правую. Если дети хорошо знакомы с игрой, можно постепенно увеличивать темп или «бросать шишки» неожиданно. Ребята с большим удовольствием выполняют эти задания.

  • «Муравей»

ЦЕЛИ:

  • оптимизировать мышечный тонус ног, сочетая напряжение и расслабление мышц;
  • развивать правильное дыхание.

Муравей залез на ножку,

Мы посмотрим, где же он,

Мы стряхнем скорее крошку.

И немного отдохнем.

Дети вытягивают ноги вперед (глубокий вдох).

Тянут стопу на себя, задерживают дыхание, смотрят на ногу.

Потряхивают ногой (выдох).

Расслабляются.

  • «Солнце и тучка»

ЦЕЛЬ:

  • развивать умение чередовать напряжение и расслабление мышц плечевого пояса.

За тучку солнышко зашло,

Стало зябко и свежо.

Солнце вышло из-за тучки,

Мы теперь расслабим ручки.

Дети съеживаются, обнимая себя за плечи.

Расправляют плечи, расслабляются.

  • «У моря»

ЦЕЛИ:

  • тренировать правильное дыхание;
  • расширять сенсомоторный репертуар;
  • развивать мимическую мускулатуру, умение расслаблять и напрягать мышцы лица, шеи, плеч;
  • активизировать артикуляционную моторику;
  • вырабатывать положительное эмоциональное состояние.

Это упражнение хорошо сочетать с прослушиванием музыки, что повысит эффективность выполняемых движений, окажет успокаивающее и расслабляющее действие.

В море теплая вода,

Дети все пришли сюда.

Брызги в стороны летят,

Поплескаться каждый рад,

Рад и порезвиться,

Рад и понырять

И под ярким солнышком

Спокойно загорать.

Подбородок вверх подняли,

Подбородок загорает.

Ротик шире открываем,

Язычок наш загорает.

Летит жучок —

Укушу язычок.

Снова летит жучок —

Ой, укушу язычок.

Жучка прогнали,

Спокойно подышали

Пчелка летела и на носик села.

Ой, спугнули, улетает,

Губки, носик расслабляем.

Бабочки летели и на брови сели.

Брови наши, как качели,

Бабочек качать хотели.

Все долго лежали и загорали,

Потом потянулись,

Дети выполняют волнообразные движения руками.

Шагают на месте.

Выполняют движения руками вверх-вниз.

Ставят руки перед грудью, кистями выполняют синхронные волнообразные движения вперед.

Ложатся на ковер.

Поднимают голову, делают глубокий вдох.

Делают глубокий выдох, повторяют вдох-выдох 3—5 раз.

Открывают рот.

Кладут широкий расслабленный язык на нижнюю губу.

Педагог имитирует жужжание жука.

Дети прячут язык в глубь рта, рот открыт.

Повторяют движение 3—4 раза.

Закрывают рот, совершают спокойные дыхательные движения.

Напрягают, морщат губы и нос.

Расслабляют мышцы лица.

Поднимают и опускают брови.

Спокойно лежат.

Потягиваются.

Поднимаются со своих мест.

И встали.

  • «Ракушка»

ЦЕЛИ:

  • снимать напряжение с мышц плеч и шеи;
  • повышать уровень психической активности.

В море мы нашли ракушку.

Мы ее приложим к ушку,

И суровою зимой

Будем слушать мы прибой.

Дети складывают ладони лодочкой.

Прикладывают ладонь к правому уху, наклоняют голову к правому плечу.

Прикладывают ладонь к левому уху-

Наклоняют голову влево.

  • «Черепаха»

Вот гуляет черепаха,

Прячет голову от страха.

Дети опускают плечи, подбородок тянут вперед и вверх.

С напряжением поднимают плечи, подбородок прижимают к груди.

  • «Львенок»

ЦЕЛИ:

  • развивать артикуляционную моторику;
  • регулировать мышечный тонус;
  • способствовать профилактике простудных заболеваний, воспалений носоглотки;
  • оптимизировать и стабилизировать общий тонус организма.

Я лев! Я всех вас напугаю.

Я рот широкий разеваю…

Я коготочки выпускаю.

Я не лев, я — львенок,

Как ласковый котенок.

Читайте также:  Доктор бубновский упражнения для похудения в домашних условиях

Дети садятся на пятки, руки ставят на колени.

Открывают рот, максимально с напряжением высовывают язык.

Напрягают пальцы, изображая когти, задерживают напряжение на 3—5 с.

Убирают язык, закрывают рот.

Расслабляют руки, выполняют плавные движения руками.

  • «Кошка»

ЦЕЛИ:

  • развивать глазодвигательные функции;
  • развивать координацию движений;
  • формировать пространственное восприятие;
  • преодолевать разного вида мышечные дистонии и зажимы.

Вот окошко распахнулось.

Вышла кошка на карниз.

Посмотрела кошка вправо,

Посмотрела кошка вниз,

Кошка влево повернула,

Проводила взглядом мух,

Потянулась, улыбнулась

И уселась на карниз.

Дети встают, сгибают руки в локтях и смыкают их перед грудью.

Раздвигают руки в стороны.

Выполняют плавные движения руками.

Поворачивают голову вправо.

Опускают голову вниз.

Поворачивают голову влево.

Выполняют круговые движения головой.        

Тянут руки вверх, улыбаются.

Садятся на свои места или приседают на корточки.

Во втором варианте этого упражнения детям предлагается следить только глазами, не поворачивая головы.

Список использованной и рекомендуемой литературы:

Алябьева ЕЛ. Психогимнастика в детском саду. Метод, мат-лы в помощь психологам и педагогам. М., 2003.

Семенович А.В. Нейропси- хологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учеб. пособие М., 2007.

Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1990.

Источник

Катерина Бочарова
Речедвигательные упражнения с элементами психогимнастики

Успешность коррекционной работы предполагает активное участие в нём родителей. Совместная работа логопеда с родителями – неотъемлемая часть всего педагогического процесса и её трудно переоценить.

Успех в воспитании и обучении детей в дошкольном учреждении во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Особенно важно, чтобы родители умели выполнять задания в домашних условиях.

Существуют разнообразные упражнения, игры, множество гимнастик для развития органов артикуляции, а так же пальчиковых игр, которые родители могут проводить с ребёнком дома. Но остановимся мы на речедвигательных упражнениях с элементами психогимнастики. Очень важно понять значение таких упражнений,которые:

• Развивают общую, мелкую и артикуляционную моторику;

• Стимулируют речевое развитие;

• Повышают работоспособность головного мозга;

• Оказывают оздоравливающее и тонизирующее воздействие на весь организм;

• Нормализуют психическую и двигательную активность ребёнка, приводят к улучшению настроения.

Рекомендации для проведения упражнений.

В зависимости от возраста ребёнок может сидеть либо за столом, либо на коврике. Движения и речевой материал заучивать предварительно не обязательно – упражнения проводятся по подражанию вместе с Вами (со взрослым). Важно не забывать, что упражнения должны быть эмоционально насыщенными, проводить их нужно в игровой форме, чтобы они приносили Вашему ребёнку радость и удовлетворение. При выполнении упражнений можно включить негромкую, спокойную музыку, чтобы создать соответствующий настрой. Ваша речь должна быть четкой и понятной ребёнку, не бойтесь использовать как можно больше мимики. Это вызовет у ребёнка сначала непроизвольное подражание, а затем он самостоятельно начнёт обогащать свои эмоции, интонацию и мимику.

Теперь я приведу Вам несколько игровых упражнений, которые пользуются успехом у детей как младшего, так и старшего дошкольного возраста.

«Игра с шишками»

Мама с мишками играла,

Шишки разные кидала.

Взрослый имитирует «бросание» воображаемой шишки, ребёнок совершает хватательное движение рукой

Медвежата их поймали,

С силой сжали, разломали,

Сильно сжимаем кулачок

В стороны бросали,

Выполняем бросающие движения

А ручки отдыхали.

Потряхиваем расслабленно кистями рук.

Я выполняю это упражнение с небольшой группой детей. Детям младшего возраста для привлечения внимания при «бросании»можно сказать: «Саша, лови!». Более старшие дети следят за направлением взгляда и движением руки взрослого. Дети могут «ловить шишки» сначала правой рукой, потом левой, либо поймать правой и переложить в левую. Когда ребёнку уже знакомо это упражнение, можно увеличивать темп и «бросать шишки» неожиданно. Дети с большим удовольствием выполняют эти задания.

«Солнце и тучка»

За тучку солнышко зашло,

Стало зябко и свежо.

Съёживаемся, обнимая себя за плечи.

Солнце вышло из-за тучки,

Мы теперь расслабим ручки.

Расправляем плечи, расслабляемся.

Данное упражнение развивает умение чередовать напряжение и расслабление мышц плечевого пояса.

«Ракушка»

В море мы нашли ракушку.

Складываем ладони лодочкой.

Мы её приложим к ушку,

Прикладываем ладонь к правому уху, голову наклоняем к правому плечу.

И суровою зимой

Прикладываем ладонь к левому уху

Будем слушать мы прибой.

Наклоняем голову к левому плечу.

Упражнение снимает напряжение с мышц плеч и шеи, а так же повышает уровень психической активности.

«Кошка»

Стоя сгибаем руки в локтях перед грудью.

Вот окошко распахнулось.

Раздвигаем руки в стороны.

Вышла кошка на карниз.

Выполняем плавные движения руками.

Посмотрела кошка вправо,

Поворачиваем голову вправо.

Посмотрела кошка вниз.

Опускаем голову вниз.

Кошка влево повернулась,

Поворачиваем голову влево.

Проводила взглядом мух,

Выполняем круговые движения головой.

Потянулась, улыбнулась

Тянем руки вверх, улыбаемся.

И уселась на карниз.

Приседаем на корточки.

Для детей старшего возраста предлагаю следить только глазами, не поворачивая головы. Упражнение формирует пространственное восприятие, развивает координацию движений и глазодвигательные функции.

Читайте также:  Упражнения для рук с эспандером для женщин в домашних условиях

Как Вы смогли убедиться, упражнения не занимают много времени и не вызывают сложностей в их проведении.

Источник

Валентина Старикова
Самообразовательная работа «Речедвигательные игры и упражнения»

Известно: ребёнок развивается в движении.

С развитием двигательных навыков тесно связано и звукопроизношение, поэтому так важно на занятиях использовать динамические паузы, упражнения, пальчиковый игротренинг, подвижные игры, речедвигательные игры и упражнения.

Речедвигательные игры и упражнения предполагают развитие координационно-регулирующих функций речи и движения. Они развивают дыхательную систему, все виды моторики, устанавливают ассоциации между выразительными движениями и персонажами сказок, стихов, драматизации.

Характерным моментом в играх подобного рода является переход от общих, порой недостаточно управляемых движений к тонким, дифферинцированным движениям, что, несомненно, свидетельствует о проявлении выразительности и способностей к пластической интерпритации произведений.

«Рассказывание» стихов с помощью движений неизменно вызывает у детей живой интерес, интонацию и выразительность голоса, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, крупной и мелкой моторики, координации движений, воображения, осознанности мышления.

Совместные движения с взрослыми и сверстниками снимают неуверенность, зажатость у ребёнка, которые часто связаны с речевым дефектом или личностными комплексами.

При выборе содержания и объёма стихотворения надо учитывать возраст детей. Сначала стихотворные тексты заучиваются, а затем чётко проговариваются детьми совместно с взрослым и сопровождаются всевозможными движениями. Можно делить стихи на части.

Не все речевые упражнения можно выполнять, двигаясь и одновременно произнося стихи. Это может вызвать расстройство дыхания. Поэтому, при интенсивных движениях,лучше разделить детей на две группы: одна группа выполняет движения, а другая произносит текст, затем они меняются местами.

В течение учебного года я изучала методическую литературу по теме самообразовательной работы, использовала речедвигательные игры и упражнения в режимных моментах и ООД с детьми, использовала в работе с родителями и педагогами, оснащала педагогический процесс.

План работы.

Изучение методической литературы.

-Составление календарно-тематического планирования (сентябрь-декабрь).

-Изучение программной методической литературы.

-Ознакомление с книгой Е. А Алябьевой «Логоритмические упражнения».

-Изучение технологии проведения речедвигательных игр и упражнений.

-Изучение статьи в журнале «Дошкольная педагогика» №7, 2011г. «Логоритмика и интегрированные занятия в общей системе работы педагога», В. Т Таран.

-Составление календарно-тематического планирования (январь-май).

-Ознакомление с методикой «Су-джок терапии».

-Изучение книги Н. А Гуськовой «Развитие речедвигательной координации детей. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей».

-Ознакомление с книгой М. С Разиной «Страна пальчиковых игр».

-Изучить книгу О. О Новиковой «Речедвигательный тренинг».

-Изучить книгу Н. Ю Костылёвой «Покажи ирасскажи».

ООД и режимные моменты.

-Использование речедвигательных игр и упражнений на зарядке.

-Упражнения на развитие координации движений.

-Кинезиологические упражнения.

-Разучивание с детьми элементов самомассажа.

-Разучивание подвижных игр.

-Обыгрывание стихотворений, диалогов.

-Физкультминутки.

Работа с родителями.

-Консультация «Развитие мелкой моторики пальцев рук».

-Консультация «Леворукость у детей».

-Групповое родительское собрание «Особенности возраста детей пятого года жизни».

-Консультация-практикум «Развитие речевого дыхания с использованием игровых упражнений».

-Консультация «Логопедические игры с мамой».

-Консультация «Су-джок-терапия. Что это такое?».

-Информстраничка «Речедвигательные игры и упражнения».

-Практикум «Играем пальчиками – развиваем речь».

-Групповое родительское собрание «Роль детской игрушки в жизни дошкольника».

-Консультация – практикум «Развиваем речедвигательную координацию детей».

-Познакомить с книгой Т. А Барабаш «Речедвигательная гимнастика. Шаг к слову».

-Информстраничка «Массаж сосновой шишкой».

-Групповое родительское собрание «Год прошёл. Какими мы стали».

Деятельность с педагогами.

-Беседа-консультация с логопедом ДОУ.

-Посещение районной педагогической конференции (обмен опытом).

-Изучение методик и технологий педагогов в Интернете.

-П|ч. «Эффективные приёмы развития связной речи детей».

-Планирование самообразовательной работы на год.

-П|с. «Организация работы по развитию связной речи детей дошкольного возраста». Информация к педсовету «Организация развивающей среды по развитию речи в средней группе ДОУ».

-Участие в Интернет-конкурсах.

-П|ч. «Проектная деятельность в ДОУ».

-П|ч. «Формирование инициативности, самостоятельности у дошкольников в разных видах деятельности».

-Консультация логопеда «Артикуляционная гимнастика».

-П|с. «Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям, семье, обществу через разные виды проектов». Презентация проекта «Мастерская Самоделкино».

-Посещение открытого занятия в старшей группе «Дружба начинается с улыбки».

-П|ч. «Этот удивительный ритм».

-Выступление на педсовете по теме самообразования «Речедвигательные игры и упражнения».

Оснащение педагогического процесса и развивающей среды группы.

-Приобрести методическое пособие «Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование».

-Приобрести и изучить книгу О. С Ушаковой «Давай расскажем. Речевые игры и упражнения для детей 3-5 лет».

-Подбор речедвигательных игр и упражнений. Формирование картотеки.

-Приобрести ширму – раскладушку М. А Пермякова «Как развивается общение детей друг с другом».

-Приобрести «Су-джок» -массажёры для работы с детьми.

-Оформление схем и стихов для конструирования из счётных палочек.

-Систематизация материала. Оформление и презентация картотеки «Речедвигательные игры и упражнения».

Источник