Слабые мышцы спины у ребенка 7 лет признаки

Слабые мышцы спины у ребенка 7 лет признаки thumbnail

Содержание:

  • Факторы риска
  • Распознать вовремя
  • Формируем осанку
  • Примерный комплекс упражнений для укрепления мышц спины и пресса

Неправильная осанка — это не просто эстетическая проблема. Если ее вовремя не исправить, она может стать источником болезней позвоночника и не только. Однако не стоит впадать в панику, заметив, что малыш держит спину не совсем ровно. Чаще всего своевременные меры помогают исправить осанку, но при этом очень валено понимать причины, которые ведут к ее искривлению.

Факторы риска

Проблемы развития

Обычно нарушение осанки возникает в периоды бурного роста: в 5-8, и особенно в 11 -12 лет. Это время, когда кости и мышцы увеличиваются в длину, а механизмы поддержания позы еще не приспособились к произошедшим изменениям. Отклонения наблюдаются у большинства детей 7-8 лет (56-82% младших школьников).

Существует множество факторов, которые провоцируют искривление позвоночника. Например, неправильное питание и болезни зачастую нарушают правильный рост и развитие мышечной, костной и хрящевой тканей, что отрицательно сказывается на формировании осанки. Немаловажным фактором являются врожденные патологии опорно-двигательного аппарата. Например, при двустороннем врожденном вывихе тазобедренных суставов может отмечаться увеличение поясничного изгиба.

Большую роль в образовании отклонений играет неравномерное развитие определенных групп мышц, особенно на фоне общей слабости мускулатуры. Например, сведенные вперед плечи являются результатом преобладания силы грудных мышц и недостаточной силы мышц, сближающих лопатки, а «свисающие плечи» — результат недостаточной работы трапециевидной мышцы спины. Важную роль играет перегрузка определенных мышц односторонней работой, например неправильное положение туловища во время игр или занятий.

Все эти причины ведут к усилению или уменьшению существующих физиологических изгибов позвоночника. В результате меняется положение плеч и лопаток, возникает асимметричное положение тела. Неправильная осанка постепенно становится привычной и может закрепиться.

Неверная поза

Положение сидя. Обязательно следует обратить внимание на то, как ребенок сидит за столом во время занятий: не подкладывает ли одну ногу под себя. Возможно, он сутулится или перекашивается на одну сторону, опираясь на локоть согнутой руки.

К неправильному положению тела при сидении следует отнести посадку, при которой туловище повернуто, наклонено в сторону или сильно, согнуто вперед. Причина такого положения может быть в том, что стул далеко отставлен от стола или сам стол чересчур низок. А может быть, книга, которую рассматривает малыш, лежит слишком далеко от него.

Асимметричное положение плечевого пояса может сформироваться в результате привычки сидеть, высоко подняв правое плечо. Приглядитесь: возможно, стол, за которым ребенок занимается, высоковат для него, и левая рука свисает вниз, вместо того чтобы лежать на столешнице (то же самое может происходить, если стол круглый).

Положение стоя. Привычка стоять с отставленной в сторону и полусогнутой ногой, как и кривая посадка, вырабатывает асимметричное положение тела. Это может усугубить боковое искривление позвоночника, вызванного другими причинами (например, недоразвитием пояснично-крестцового отдела позвоночника).

Гиподинамия…

Еще одним немаловажным фактором возникновения нарушений осанки у детей следует считать пресловутый образ жизни. Как это ни печально, но современные дети стали меньше двигаться. Начиная с 3 лет многие малыши отправляются в группы раннего развития (прежде всего умственного), далее процесс приобретения знаний идет по нарастающей, а во время занятий ребенок вынужден подолгу сидеть. Кроме того, дети рано приобщаются к просмотру телевизора, видеопродукции, могут часами просиживают за компьютерными играми, а на улице, встретившись с друзьями, вместо подвижных игр, увлеченно обсуждают особенности прохождения и коды той или иной электронной «стрелялки». Что поделать, хочешь быть современным, следуй современным течениям жизни. Однако человек должен развиваться гармонично, физическое развитие не должно отставать. Слабость мышечного корсета у наших детей в первую очередь обусловлена отсутствием адекватных физических нагрузок, тогда как при быстром росте крепость мышц брюшного пресса и спины просто необходима.

Распознать вовремя

Чтобы вовремя заметить отклонение, родителям нужно чаще обращать внимание на положение плеч и спины малыша. Его плечи и лопатки должны быть на одном уровне. Важно также правильное положение позвоночника — не искривлен ли он вправо или влево, на одном ли уровне расположены подъягодичные складки. Эти признаки бокового искривления можно разглядеть, осматривая ребенка со спины, когда он стоит. При осмотре спереди надо отметить, на одном ли уровне находятся ключицы и соски.

По виду сбоку можно определить такие нарушения, как сутулость или вялая осанка. Это можно сделать на глаз или воспользоваться специальным тестом. Ребенок становится спиной к стене так, чтобы со стеной соприкасались затылок, лопатки, ягодицы, голени, а затем делает шаг вперед, пытаясь сохранить правильное положение тела. (Этот же тест можно использовать в качестве упражнения для выработки хорошей осанки.)

При обнаружении искривления необходимо осмотреть спину малыша, уложив его на ровную твердую поверхность лицом вниз, руки вдоль туловища. Если искривление позвоночного столба в положении лежа не сохраняется, то речь пока идет лишь о нарушении осанки, которую можно исправить.

Тест для мышц. Существует несколько несложных тестов для определения состояния мышечной системы ребенка. Для этого оценивают способность малыша к длительному напряжению мышц спины. Ребенка укладывают на кушетку вниз лицом так, чтобы часть тела выше бедер находилась вне кушетки на весу, руки — на поясе (ноги ребенка удерживаются взрослым). В норме дети 5-6 лет могут удержать горизонтальное положение туловища 30-60 с, дети 7-10 лет — 1 — 1,5 мин, 12-16 лет — от 1, 5 до 2, 5 мин. Развитие мышц брюшного пресса определяется числом непрерывного повторения перехода из положения лежа в положение сидя и обратно (при фиксации ног) в медленном темпе, не более 16 раз в минуту. Норма для дошкольников — 10-15 раз, для детей 7- 11 лет — от 15 до 20 раз, в 16-18 лет — от 20-30 раз.

Читайте также:  Поперечно остистая мышца спины

Если выявлены нарушения осанки и (или) слабость мышечной системы, ребенка следует проконсультировать у врача-ортопеда, травматолога или врача лечебной физкультуры. Доктор проводит осмотр ребенка, в случае необходимости выполняются дополнительные методы исследования: рентгенография, электромиография и пр.

В последнее время появился новый метод исследования — топографическая фотометрия, позволяющий не только диагностировать нарушения состояния опорно-двигательной системы, но и оценивать эффективность проводимого лечения. Метод основан на фотографировании осанки пациента после того, как врач наносит маркером основные точки-ориентиры на спину ребенка.

Формируем осанку

Поскольку одно из основных условий хорошей осанки — правильное развитие организма, нужно постараться создать максимально благоприятные условия для роста. В частности, очень важно соблюдать общий гигиенический режим: регулярность в приеме пищи, достаточное пребывание на воздухе, правильное сочетание занятий и отдыха, использование средств закаливания.

Заниматься укреплением мышечного корсета надо с младенчества, но при этом не следует торопить физическое развитие ребенка и насильно его сажать, когда он еще самостоятельно не сидит, или заставлять кроху ходить в 9 месяцев, а то и раньше. Ранняя осевая (вертикальная) нагрузка может вызвать развитие ортопедических заболеваний у малыша. Пусть малыш больше двигается в положении лежа или ползает, пока он сам не сядет или не поднимется на ноги.

Не меньшее профилактическое значение имеет группа мероприятий, оказывающих влияние на общее физическое развитие и функциональное состояние мышечной системы, так как активное удержание тела, верхних и нижних конечностей в правильном положении возможно лишь при активном участии мышц. Для этого используются специальные упражнения.

Недостаток физической активности препятствует развитию мышечного корсета, тогда как при быстром росте крепость мышц брюшного пресса и спины необходима. Правильно подобранная физическая нагрузка предупреждает нарушения осанки, а также помогает их преодолеть.

Упражнения подбираются в зависимости от типа искривления позвоночника: детям, предрасположенным к сутулости, рекомендованы разгибания спины с усилием до максимально выпрямленного положения, ребятам со сведенными вперед плечевыми суставами полезны круговые движения одновременно двумя руками назад, отведение их назад, сгибание рук к плечам, на затылок. При «свисающих» плечевых суставах полезно отведение рук через стороны вверх, поднимание плеч, вытягивание рук вверх с противодействием (взрослый кладет руки на плечи ребенка). Выработке правильной осанки способствуют также упражнения на равновесие. Например, ходьба по скамейке или бревну с руками, отведенными в стороны.

При подборе упражнений следует учитывать возраст ребенка.

Для малышей рекомендуется подбирать упражнения игрового характера. Так, например, дети с удовольствием выполнят упражнение на выпрямление-вытяжение позвоночника, если попросить их изобразить столбик ртути в термометре под лучами солнца. Делая упражнение «Дровосек», дети «рубят дрова», выполняя повороты верхней части тела. Упражнение «Прыжок лягушки» помогает исправить поясничный лордоз.

Дошколята (с 4-5 лет) способны понять более сложные гимнастические задания и справиться с ними.

Если ребенок значительно ослаблен, желательно сочетать ежедневное выполнение упражнений с занятиями лечебной физкультурой для укрепления мышц спины и брюшного пресса в поликлинике с врачом лечебной физкультуры.

В начале и в конце каждого занятия дети должны упражняться в правильной осанке. (Для этого годится упражнение-тест, которое выполняется у стены.) Следует заинтересовать их проблемой осанки, заставить думать о ней в течение дня, проверять ее не только при гимнастике, но и во время занятий за столом, на прогулке. Ребенку, посещающему детский сад, можно предложить следить не только за собой, но и за осанкой товарищей. Обычно это превращается в своеобразное соревнование между детьми: кто кого чаще застанет в положении неправильной осанки. Такое соревнование заставляет детей быть начеку и всегда сохранять нормальное положение спины — в конце концов это станет привычкой.

Приведенный нами комплекс упражнений можно считать скорее профилактическим. Он в первую очередь полезен практически здоровым детям, а не только тем, у кого обнаружено нарушение осанки (таким маленьким пациентам в зависимости от дефекта врач подберет индивидуальный комплекс специальных упражнений). Лечение патологии опорно-двигательного аппарата всегда длительное, сложное, требующее значительных усилий не только от специалистов, но и от самого больного. Порой серьезные проблемы с осанкой и лечебные мероприятия делают недоступными для ребенка некоторые стороны «общественной» детской жизни. Поэтому важно предупредить возникновение нарушений осанки, т.е. систематически заниматься адекватной физической нагрузкой и регулярно (ежегодно) посещать с ребенком врача-ортопеда для профилактических осмотров. Кроме того, общее развитие малыша возможно улучшить при помощи спортивных секций, посещать которые можно с 4 — 5 лет. Правильному развитию осанки способствует плавание (предпочтительно брассом, на спине). Помимо этого полезны занятия волейболом, баскетболом, лыжным спортом (по пересеченной местности). Постарайтесь поддержать интерес ребенка к спортивным занятиям, и это позволит ему избежать многих проблем, связанных с осанкой.

Читайте также:  Приток крови к мышцам спины

Примерный комплекс упражнений для укрепления мышц спины и пресса

(можно выполнять с 4-5 лет и до подросткового возраста)

  1. Исходное положение — стоя, руки на поясе. Развести локти, сведя лопатки, — вдох; вернуться в и.п. — выдох.
  2. Исходное положение — стоя, ноги врозь, руки к плечам. Наклониться корпусом вперед с прямой спиной — выдох; вернуться и и.п. — вдох.
  3. Исходное положение — стоя с гимнастической палкой в руках. Поднять палку вперед вверх — выдох; вернуться в и.п. — вдох.
  4. Исходное положение — стоя, палка в опущенных руках. Присесть, вытянув руки вперед; вернуться в и.п. Спина прямая.
  5. Исходное положение — стоя, палка на лопатках. Наклониться вперед, вытянув руки вверх (вынести палку); вернуться в и.п.
  6. Исходное положение — лежа на спине на наклонной плоскости, взявшись руками за рейку гимнастической стенки. Согнуть ноги, подтянуть к животу — выдох; выпрямить — вдох.
  7. Исходное положение — лежа на спине, руки вдоль тела. Велосипедные движения ногами.
  8. Исходное положение — лежа на спине, руки в стороны. Вытянуть руки вперед поднять левую ногу и коснуться руки, затем правую ногу. Принять и.п.
  9. Исходное положение — лежа на животе, руки в сторону. Поднять корпус, прогнув грудной отдел позвоночника (тянуться к потолку); вернуться в и.п.
  10. Исходное положение — лежа на животе, руки на поясе. Поднять вверх корпус и поднимать правую ногу — вдох, вернуться в и.п. — выдох. Повторить упражнение, поднимая прямую левую ногу.
  11. Исходное положение — лежа на животе, руки согнуты в локтевых суставах, на лопатках удерживается гимнастическая палка. Приподнять корпус, прогнув его через гимнастическую палку; вернуться в и.п. Дыхание произвольное.

Комплекс упражнений выполняется ежедневно утром или вечером, в зависимости от пика активности ребенка, но не раньше чем через час после еды или за 30-60 мин до нее. Темп медленный, начать следует с 5 повторений, довести до 10, весь комплекс занимает 30-40 мин.

Для того чтобы упражнения воздействовали достаточно точно, они должны выполняться интенсивно, то есть выше обычного уровня возможности детей. Сначала даются более легкие упражнения с постепенным переходом к более трудным. На протяжении занятия неоднократно делаются паузы для отдых. Отдыхать рекомендуется в положение лежа:

  • лежа на спине, ноги слегка подтянуты к животу, руки за головой;
  • лежа на животе, подбородок опирается на кисти рук.

Олег Малахов
профессор, заведующий отделением детской ортопедии Центрального института травматологии и ортопедии им. Н. Н. Приорова, д. м. н.
Михаил Цыкунов
профессор, заведующий кафедрой реабилитации ЦИТО им. Н. Н. Приорова, д. м. н.
Светлана Федорова
врач-реабилитолог, сотрудник кафедры реабилитации ЦИТО им. Н. Н. Приорова

Источник

Первые видимые проблемы с осанкой, как правило, начинаются в старшей группе детсада или со школьной скамьи. Мамы отмечают, что с началом учебного процесса дети начинают сутулиться: им приходится постоянно напоминать о том, чтобы они не горбились. Что делать с нарушением осанки у детей?

Почему возникает сутулость

Любое нарушение осанки обусловлено механической причиной. Наше тело — это единая система, в которой все части взаимосвязаны и влияют друг на друга. Например, если у ребенка есть смещение костей основания черепа, то разворачивается затылочная кость (чаще всего это происходит в результате родовой травмы). А вслед за ней обязательно развернется и первый шейный позвонок.

Далее это нарушение спускается на второй, третий позвонки, и затронет весь позвоночник, пока дисбаланс не доберется до крестца, бедер, голеней и стоп. То есть минимальное смещение костей основания черепа, появившиеся в результате осложненных родов (из-за деформации таза матери, эпидуральной анестезии, амниотомии, обвития пуповиной, стремительных или затяжных родов), просто так никуда не исчезнет.

  • Мама за 40: к каким последствиям могут привести поздние роды

Ребенок его не перерастет: оно будет все время находиться в теле, подстраивая его под себя, провоцируя различные искривления и нарушения осанки. Важно, что для этого малыша такая нарушенная осанка будет самым оптимальным положением позвоночника, при котором тело сможет удерживать равновесие наименьшими усилиями. 

Искревление позвоночника у детей не возникает из ниоткуда. Большинство родителей связывают сутулость с тем, что ребенок долго сидит за партой или носит за плечами тяжелый рюкзак. Но эти факторы могут лишь усугубить проблему, а не стать ее причиной.

Что станет следствием

Практически всегда сутулость (слишком сильный прогиб грудного отдела назад) сочетается со сколиозом (искривление позвоночника относительно оси) . И то, и другое затрагивает не только мышцы, но и все костные структуры. И то, и другое характеризуется стойким отклонением от выпрямленной оси позвоночника.

Очень часто сколиоз сказывается и на положении внутренних органов — они смещаются со своих мест, стараясь адаптироваться к асимметричному положению всего тела, что, безусловно, сказывается на их работе.

  • Осанка ребенка: принять срочные меры

У детей с диагнозом «сколиоз» всегда присутствует разница между правой и левой половиной тела: это может проявляться асимметрией лица, неодинаковым положением ушей, глаз, лопаток, плечей, разной длиной ног (связанной с искривленным тазом). 

Почему сказать «выпрямись» — недостаточно

Многие из нас в детстве слышали от взрослых: «Не сутулься», «Ну-ка выпрямись». А теперь, когда сами стали родителями, делают замечания своим детям. Что чаще всего предпринимают родители, когда замечают у ребенка сутулость? Самое очевидное решение — записать в танцевальную студию или спортивную секцию, в надежде исправить ситуацию. Там ребенка заставляют держать спину прямо. Если тело «запоминает» это положение, то за счет сильного напряжения мышц школьник приобретает красивую осанку. 

Читайте также:  Как лечить сорванные мышцы спины

Но  такое положение тела для него не физиологично и не удобно. Мышцы берут на себя чрезмерную нагрузку, удерживая тело в прямом положении, и быстрее изнашиваются. Проблема лишь прячется за красивой осанкой. 

  • Не верьте этому! 5 мифов о детском позвоночнике

Гораздо лучше работать с первопричиной и создать для позвоночника идеальные условия, устранив смещение костей и восстановив баланс тела. Ведь нарушение осанки и сколиоз в дальнейшем будут причинять ребенку много неприятностей — это и частые головные боли, и боли в спине, шее, и плоскостопие.

Исправление осанки не происходит быстро: это комплексная работа, включающая занятия лечебной физкультурой, курсы массажа, плавание и остеопатическое лечение. Остеопат, воздействуя на основание черепа, помогает привести тело к балансу: у ребенка восстанавливается правильное положение костей, нормализуется кровообращение. 

Когда появляются проблемы

Сколиоз закладывается еще в утробе, а также в момент родов. Внимательные родители, которые знают признаки родовой травмы, могут заметить их в раннем возрасте, например, когда грудной ребенок:

  • выгибается буквой С; 
  • плохо держит голову; 
  • совершает переворот со спины на живот только в одну сторону; 
  • ползет боком; 
  • страдает косоглазием, дисплазией тазобедренных суставов или кривошеей новорожденных. 

Все эти состояния — стопроцентный повод посетить остеопата, чтобы избавить ребенка в будущем от неправильной осанки и других проблем со спиной, которые могут проявиться в более позднем возрасте.

  • Самая популярная детская травма, которая проявляется в отношениях: как победить чувство вины и долга?

В первые годы жизни отклонения сложно заметить. Вместе со скачками роста, которые как раз и приходятся на школьный возраст, ситуация становится очевидной. В период активного роста позвоночник начинает стремительно удлиняться. Натянутая и скрученная твердая мозговая оболочка, которая находится внутри позвоночника и прикрепляется к затылочной кости и крестцу, не дает позвоночнику расти. Он деформируется, искривляется, отклоняется от прямой оси, — и на школьном медосмотре у ребенка отмечают сколиотическую дугу. 

Как помочь ребенку исправить осанку

Если у ребенка есть проблемы со спиной, самостоятельно мамы и папы могут свести к минимуму воздействие провоцирующих факторов, постараться снизить дополнительную нагрузку.

1. Выбрать ортопедический рюкзак

Основное правило: он должен нагружать левую и правую сторону тела одинаково.

Проследите, чтобы в рюкзаке была мягкая прослойка на спинке. Она поможет держать форму и станет амортизатором между спиной ребенка и учебниками. Лямки — широкие и мягкие, чтобы не давили на плечи.

Важно, чтобы ранец был сделан из прочных материалов и снабжен отделами для мелочей (помогают распределить вес). Он должен соответствовать ширине плеч и длине спины: оптимально — от основания шеи до поясницы, не больше. Носить его надо на обеих лямках. 

2. Приобрести хорошую «сменку»

Она должна быть сделана из натуральной кожи или замши, быть удобной и давать возможность ноге ребенка двигаться свободно. Забудьте про ортопедическую обувь с жесткой подошвой и супинатором. Фиксация голеностопного сустава и стопы не только не поможет исправить осанку, но и способна усугубить ситуацию.

Для занятий физкультурой купите удобные кроссовки с подошвой, амортизирующей прыжки и толчки во время бега, и со шнуровкой, — с ее помощью ребенок сможет правильно «посадить» обувь на свою стопу. 

3. Правильно обустроить спальное место

Во время ночного сна наше тело отдыхает и восстанавливается. Матрас должен быть в меру мягким (не жестким), ровным, без провалов и «горбов». Главное требование к подушке — чтобы она подходила ребенку по габаритам.

Высота подушки должна примерно соответствовать ширине плеча ребенка — так она хорошо поддержит голову во время сна и мышцы шеи будут отдыхать. Выбирай подушки, покрытые хлопчатобумажной тканью, и не очень плотно набитые. Лучший материал для наполнения — это гусиный пух высокого качества.

На забудь также и о правилах размещения рабочего места.

На схеме наглядно показано, как должен сидеть ребенок, когда делает уроки.

4. Поддерживать физическую активность

Пусть ребенок каждый день пешком возвращается из школы, не забывайте о прогулка и в выходные. Запишите сына или дочь в секцию (оздоровительную, без больших нагрузок).

Подойдут подвижные игры и плавание, при котором тело вынуждено двигаться симметрично.

Лучше начинать плавать под руководством тренера: он научит двигаться технически корректно — это важно для правильного распределения нагрузки. А игровые командные занятия дают эффект благодаря соревновательному духу: стимулируют стремиться к лучшему результату. 

5. Поговорить с учителем

Попроси его, чтобы он периодически пересаживал ребенка за разные парты (если тот, конечно, не сидит в самом центре). Когда ученик в течение года постоянно сидит в одной и той же части класса, то это вынуждает его постоянно поворачивать голову и корпус в одну сторону, глядя на доску или на учителя за столом. Подобная периодическая перемена места, «передислокация» будет полезна всем детям в классе. 

6. Показать комплекс упражнения для осанки для детей

И заниматься вместе: как же обойтись без личного примера? Делать такую гимнастику полезно каждый день или хотя бы три-четыре раза в неделю. Здесь не нужно брать какие-то сложные упражнения.

Проводить занятия стоит в игровой форме, лучше с предметами — гимнастической палкой, мячом. Так упражнения получаются точнее: предмет в руках помогает держать равновесие и распределять нагрузку. Каждое упражнение выполняем три-четыре раза.

7. Добавить положительных эмоций

Осанка во многом зависит от настроения. Ели ребенок чем-то постоянно расстроен, он будет ходить с опущенными плечами, поникшей головой и сутулой спиной. 

Счастливый ребенок сразу развернет плечи и будет непроизвольно держать спину ровно. Помоги первокласснику справиться со свалившейся на него ответственностью и нагрузкой. Не требуй очень многого, поощряй тягу к знаниям и подбадривай!

Источник