Упражнения дикие и домашние животные старшая группа
Алфёрова Ольга
Конспект занятия в старшей группе «Дикие и домашние животные»
Конспект занятия
Цель.
Закрепление умения дифференцировать домашних и диких животных.
Задачи.
1. Коррекционно – образовательные
— Формировать навык составления короткого рассказа – сравнения.
— Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «домашние и дикие животные».
— Совершенствовать грамматический строй речи
2. Коррекционно – развивающие
— Развивать связную речь, артикуляционную, пальчиковую и общую моторику, логическое мышление, внимание.
— тренировать память, усидчивость.
3 Совершенствовать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.
— Воспитывать любовь и бережное отношение к животным
Ход занятия:
Дети собираются около воспитателя.
1.Упражнения на развитие речевого дыхания: «Спокойно подышим», «Мячик – ямка».
2.Артикуляционная гимнастика: «Лошадка», «Котенок пьет молоко», «Индюк», «Улыбка».
Сообщение темы занятия.
1. На доске размещены фигурки диких и домашних животных вперемежку.
— Кто здесь находится? (животные).
— Какие животные? Можно ли их назвать одним словом? (дикие и домашние животные)
— Почему они называются дикие? Домашние?
— Как вы думаете, могут они находиться все вместе? (нет).
— Давайте исправим ошибку.
Дети берут по одной картинке и размещают их на разные доски со словами: это белка – она дикое животное, живет в лесу, в дупле.
— Вот мы и вернули всех животных по своим домам.
Дети садятся за столы.
Дидактическая игра «Угадай и повтори».
— Я начну, а вы закончите, назовете животное.
• Злой, голодный, серый … (волк).
• Трусливый, длинноухий, серый … (заяц).
• Хитрая, рыжая, хищная … (лиса).
• Большой, неуклюжий, бурый (медведь).
• Рыжая, маленькая, быстрая … (белка).
— а теперь вы.
• Корова (какая) – пятнистая, большая, рогатая, добрая.
• Кошка (какая) – пушистая, ловкая, быстрая, любопытная.
• Лошадь (какая) – большая, работящая, добрая, быстрая.
Физпауза с мячом.
Воспитатель бросает мяч и задает ребенку вопрос, а ребенок возвращает мяч с ответом.
• Чем питается медведь?
• Чем питается лиса?
• Чем питается корова?
• Чем питается кошка?
• Чем питается лошадь?
• Чем питается белка?
• Как называется дом у лисы? (нора).
• Как называется дом у волка? (логово).
• Дом у коровы? (коровник).
• Дом у лошади? (конюшня).
• Дом у белки? (дупло).
Дети садятся на свои места.
Игра «4-й лишний».
Дети называют лишнего животного и объясняют почему.
Составление рассказа – сравнение про белку и лошадь.
Выставляются картинки белки и лошади.
Воспитатель дает образец рассказа и выставляет опорные картинки.
• Лошадь – домашнее животное, а белка дикое животное. Лошадь живет около человека, в конюшне, а белка в лесу, в дупле.
Лошадь большая, а белка маленькая. У лошади копыта, а у белки лапки. Лошадь ест траву, а белка грызет орехи.
Дети повторяют рассказ по опорным картинкам.
ФИЗМИНУТКА
Давайте сделаем «Звериную зарядку»
Раз – присядка,
Два – прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисички, как проснуться,
Сразу любят потянуться,
Обязательно зевнуть,
Ну и хвостиком вильнуть.
Ну а мишка – косолапый,
Широко расставив лапы,
То одну, то обе вместе –
Долго топчется на месте.
А наш Петя – петушок,
Важно по двору шагает,
Свою песню распевает.
Работа за столами.
«Лабиринты»
— Помогите деткам попасть к своим родителям.
— Назовите кто кого будет искать.
Дети называют детенышей (у лисы – лисенок, у коровы – теленок и т. д.).
Итог занятия.
— О ком мы сегодня говорили? Как нужно относиться к животным? Почему?
Источник
Анна Шильченко
Познавательное занятие в старшей группе «Дикие и домашние животные»
Цель: закреплять и систематизировать знания детей о животных; воспитывать познавательный интерес к объектам природы, развивать у детей логическое мышление, память, обогатить словарный запас детей, вызвать любовь к природе, любовь к животным и заботу о животном мире.
Задачи:
— Способствовать закреплению знаний о животных, об их внешнем виде;
— Развивать речь детей.
— Обогащать словарный запас.
— Тренировать память, внимание.
— Формировать дружеские отношения детей, совместное взаимодействие,
— Воспитывать доброе отношение к животным, любовь к ним и заботу о них.
Предварительная работа:
— Просмотр диафильмов о животных, последующее обсуждение.
— Беседы о животных с использованием иллюстраций.
— Рассматривание альбома «Дикие животные».
— Рассматривание альбома «Домашние животные».
— Загадывание и отгадывание загадок о животных.
— Чтение художественной литературы о животных.
Ход занятия:
(На столе стоит пустая корзинка. Пока дети рассаживаются на свои места помощник воспитателя незаметно кладёт карточки с загадками в корзинку.)
Ребята, посмотрите, только что эта корзинка стояла нс столе пустая, а сейчас в ней появились вот эти карточки с загадками. Катя, это ты их сюда положила? Нет? Может быть Вася? Ребята, вы не ложили карточки в корзинку? Может быть эта корзинка волшебная? Давайте отгадаем с вами эти загадки!
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
(Медведь)
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет.
(Лиса)
Кто осенью холодной
Ходит хмурый и голодный?
(Волк)
Голодна — мычит,
Сыта — жует,
Малым ребяткам
Молочка дает.
(Корова)
Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек.
Две медали на груди.
Лучше в дом не заходи!
(Собака)
Я умею чисто мыться
Не водой, а язычком.
Мяу! Как мне часто снится
Блюдце с теплым молочком!
(Кошка)
— Ребята, а как одним словом можно назвать волка, лису, собаку, кошку? (животные).
— Правильно ребята, это животные. (прикрепляю на доску два плаката : 1 – дикие животные, 2 – домашние животные.). Посмотрите, внимательно и скажите, каких животных вы знаете? (дети называют животных)
— Какие животные на первом плакате? (Дикие животные)
— Какие животные на втором плакате? (Домашние животные).
— Молодцы, ребята! Сегодня мы с вами будем повторять и закреплять тему «Дикие и домашние животные».
— Почему лису, волка, зайца называют дикими животными? (ответы детей)
— Почему кошку, собаку, корову называют домашними животными? (ответы детей)
— Правильно, ребята, домашние животные это те, кого приручили люди. А дикие животные живут независимо от человека.
— Сейчас мы с вами поиграем в игру «Дикие и домашние животные». У вас на столах лежат синие и зелёные карточки. Я буду называть животных. Если дикие животные – вы показываете зелёную карточку, а если домашние животные – вы показываете синюю карточку. (Лиса, коза, медведь, заяц, кролик, волк, лошадь, кошка, белка, свинья, ёж, баран, бык).
— Молодцы, хорошо знаете диких и домашних животных. А вы знаете, как называют детёнышей животных? У собаки маленький (щенок, а у кошки маленький (котенок, у коровы маленький. (теленок). Собака большая, а ее щенок какой? (маленький). Лошадка большая, а ее жеребенок какой? (маленький). Корова большая, а теленок какой? (маленький).
У лисы маленький (лисёнок, а у волчицы маленький (волчонок, у зайчихи маленький. (зайчонок). Лиса большая, а ее лисёнок какой? (маленький). Медведица большая, а ее медвежонок какой? (маленький). Волчица большая, а волчонок какой? (маленький).
Молодцы, справились с заданием. Давайте с вами встанем и немного отдохнём.
Физминутка.
Вышел зайчик погулять.
Начал ветер утихать. (Ходьба на месте.)
Вот он скачет вниз по склону,
Забегает в лес зелёный.
И несётся меж стволов,
Средь травы, цветов, кустов. (Прыжки на месте.)
Зайка маленький устал.
Хочет спрятаться в кустах. (Ходьба на месте.)
Замер зайчик средь травы
А теперь замрем и мы! (Дети садятся.)
(Во время физминутка помощник воспитателя незаметно кладёт в корзинку плакат)
— Ребята, посмотрите, в нашей корзинке ещё что-то появилось. Саша, это ты сюда положил? Нет? Давайте посмотрим, что это. (Достаю с корзинки плакат, на нём следы животных).
— Давайте попробуем отгадать, чьи это следы. (Называют знакомые следы: медведь, заяц, собака, кот).
— Ребята, скажите животных нужно любить, помогать им, ухаживать за ними? (Ответы детей).
— Чем питается медведь? (Волк, лиса, заяц, собака, кошка, кролик) (Ответы детей)
— У вас есть домашние животные? Какие? И как Вы за ними ухаживаете? (Дети рассказывают о своих домашних животных и о том, как они за ними ухаживают).
— Ребятки давайте еще раз вспомним, чем домашние животные отличаются от диких животных? (Домашние животные дома живут, о них заботится человек, а дикие животные живут в лесу)
— Ребята, вот и наше занятие подходит к концу! Молодцы, вы многое знаете о животных. Что больше всего вам понравилось на занятии? (Ответы детей)
— Ой, ребята, посмотрите, в нашей корзинке ещё что – то появилось, она точно волшебная, что же это? Сейчас посмотрим. (В корзине яркая коробка. Воспитатель читает на ней надпись «Ребятам старшей группы за их старания на занятиях и любовь к животным». В коробке раскраски с дикими и домашними животными). Это же вам подарки. (В конце занятия воспитатель раздаёт детям раскраски).
Источник
Игры и упражнения по теме «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»
- Д/и «Кто у кого?»
Цель: употребление родительного падежа существительных единственного и множественного числа.
У медведицы — … (медвежонок, медвежата). У лисицы — … (лисенок, лисята).
У зайчихи — … (зайчонок, зайчата). У ежихи — … (ежонок, ежата).
У волчицы — … (волчонок, волчата). У белки — … (бельчонок, бельчата).
- «Назови семью»
Цель: закрепление названий диких животных, их семьей; развитие речи детей.
Папа — медведь, мама — … (медведица), детеныш — … (медвежонок).
Папа — волк, мама — … (волчица), детеныш — … (волчонок).
Папа — еж, мама — … (ежиха), детеныш — … (ежонок).
Папа — заяц, мама — … (зайчиха), детеныш — … (зайчонок).
Папа — лис, мама — … (лисица), детеныш — … (лисенок).
- Д/и «Кто где живет?»
Цель: закрепление формы предложного падежа существительных.
На доске картинки с дикими животными (медведь, лиса, волк, белка, заяц и т.д.). На столе педагога картинки с их жилищами (нора, берлога, логово, дупло, куст). Дети ставят картинку с изображением жилища под картинку с соответствующим животным.
Белка живет… в дупле. Медведь живет… в берлоге.
Лиса живет …в норе. Волк живет… в логове.
Заяц живет …под кустом. В хатке под водой живет…бобр.
- Д/и «Кто чем питается?»
Цель: закрепление формы винительного падежа существительных.
На столе педагога картинки: морковка, капуста, малина, мед, рыба, орехи, шишки, грибы, желуди, кора деревьев, трава, зайцы, и т.д. Дети ставят картинки к соответствующему животному.
Белка любит орехи, шишки, грибы, желуди.
-Ребята, прежде чем ответить на этот, вы должны вспомнить, кто из животных относится к травоядным.
Дети: — Травоядные: заяц (траву, кору деревьев), белка (орехи, грибы), лось (трава, кора деревьев, ветки, сено).
— Хищники: медведь (мед, ягоды, падаль, рыбу), волк (зайцев, овец, телят), лиса (кур, гусей, зайцев, мышей), рысь (мясо животных).
- Д/и « Какой? Какая? »
Цель: формирование умений у детей использовать в речи прилагательные и правильно согласовывать их с существительными.
Оборудование: картинки с изображением животных.
Волк (Какой?) — злой, голодный, серый, большой, лохматый…
Медведь (Какой?) – большой, огромный, лохматый, косолапый, сильный, бурый…
Лиса (Какая?) — хитрая, осторожная, рыжая, пушистая, ловкая…
Заяц (Какой?) — трусливый, маленький, белый, пугливый, быстрый, косой…
Белка (Какая?) — запасливая, юркая, рыжая, пушистая, проворная, прыгучая…
- Д/и «Подбери словечко»
Цель: формирование умений у детей подбирать и называть слова-действия.
Медведь (что делает?) … (спит, переваливается, косолапит, охотится…).
Волк (что делает?) … (воет, убегает, догоняет, высматривает,…).
Лиса (что делает?) … (выслеживает, бежит, ловит, вынюхивает…).
Заяц (что делает?)… (прыгает, прячется, грызет…).
- Д/и «Узнай зверя по описанию»
Цель: формирование умения узнавать животных по описанию, развитие мышления и речи детей.
— Трусливый, длинноухий, серый или белый. (Заяц.)
— Бурый, косолапый, неуклюжий. (Медведь.)
— Серый, злой, голодный. (Волк.)
— Хитрая, рыжая, ловкая. (Лиса.)
— Проворная, запасливая, рыжая или серая. (Белка.)
- Д/и «Кто как голос подает?»
Цель: познакомить детей, какие голоса подают дикие животные.
— Скажите, как подают голос звери?
— Что делает волк — …(воет).
— Что делает лиса — … (тявкает).
— Что делает медведь — … (ревет).
— Что делает белка — … (цокоет).
- Д/и «Назови ласково»
Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов.
Ты дружочек не зевай,
Да словечко приласкай.
Белка – белочка, заяц – зайчик, еж – ежик, лисенок – лисёночек,
Лиса – лисичка, медвежонок – медвежоночек и т.д
- Д/и «Один — много»
Цель: образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей.
Мы волшебники немного,
Был один, а станет много.
Белка – белки – много белок; заяц – зайцы – много зайцев;
Медведь – медведи – много медведей; волк – волки — много волков;
Еж – ежи – много ежей; лиса – лисы – много лис.
- Д/и «Один-три-пять»
Цель: согласование существительных с числительными «один», «два», «пять».
Сколько их – всегда мы знаем,
Хорошо мы все считаем.
Один медведь – три медведя – пять медведей; Один волк – три волка – пять волков;
Один еж – три ежа – пять ежей; Одна белка – три белки – пять белок;
Одна лиса – три лисы – пять лис; Один заяц – три зайца – пять зайцев.
- Д/и «Измени слова по образцу»
Цель: образование притяжательных прилагательных.
Нос лисы — … (лисий нос). Лапа лисы — … (лисья лапа).
Глаза лисы — … (лисьи глаза). Нора лисы — … (лисья нора).
(волк, медведь, белка).
- Д/и «Наоборот»
Цель: образование слов-антонимов.
Лось – большой, а заяц — … (маленький).
Волк – сильный, а белка — … (слабая).
У лисы хвост длинный, а у медведя — … (короткий).
Лиса – хитрая, а заяц… (глупый).
Медведь летом толстый, а волк зимой… (худой).
- Д/и «Четвертый лишний»
Цель: формирование умения выделять в предметах их существенные признаки и делать на этой основе необходимые обобщения, активизировать предметный словарь.
На картинку посмотри,
Предмет лишний назови,
И свой выбор объясни.
Белка, собака, лиса, медведь;
Зайчонок, ягненок, лисенок, волчонок;
Лось, слон, жираф, обезьяна.
- Д/и «Сложи картинку»
Цель: формирование умения у детей складывать картинку из частей, развитие целостное восприятие, внимание, мышление.
У ребенка картинка с диким животным, разрезанная на 4 части.
— Какой зверь у тебя получился? (Лиса.) и т.п.
- Д/и «Составление рассказа-описания»
Цель: формирование умения у детей составлять рассказ-описание о животном с опорой на план-схему.
Дети составляют рассказ о внешнем виде дикого животного по плану.
(название, где живет, внешний вид, чем питается, детеныш).
- Д/и «Назови по порядку»
Цель: развитие зрительной памяти и внимания, активизирование словаря существительных по теме.
На картинки посмотри,
И их запомни.
Я все их уберу,
Ты по порядку вспомни.
- предметных картинок по теме).
- Д/и « Чей это хвост?»
Цель: формирование умения образовывать притяжательные прилагательные.
— Жили разные животные в лесу. Однажды сорока разнесла по лесу весть, что на поляне хвосты зверям раздают. Угадайте, какой хвост выбрало себе каждое животное? Возьмите свои картинки с изображениями диких животных и найдите тот хвост, который подходит вашему животному, и назовите, чей это хвост.
У лисы – (лисий хвост); у волка – (волчий хвост);
У зайца – (заячий хвост); у медведя – (медвежий хвост);
У белки – (беличий хвост); у оленя – (олений хвост);
У рыси – (рысий хвост); у лося – (лосиный хвост).
- Д/и «Скажи одним словом»
Цель: закрепление прилагательных в речи.
Оборудование: картинки с изображением животных.
Описание: предлагаем ребенку продолжить предложение.
А) Заяц всех боится, значит, он какой? (трусливый);
Б) Лиса всех обманывает, значит, она какая? (хитрая);
В) У ежа иголки, он … (колючий);
Г) Белка делает запасы, значит она какая? (запасливая);
Д) Медведь неуклюже ходит, значит, он какой? (неуклюжий).
- Д/и «Про кого можно сказать…».
Охотится, крадется, воет, кусается, пугается, скачет, переваливается, хитрит, выслеживает.
Д/и «Что делает?»
Цель: формирование умения употреблять в речи глаголы.
Педагог называет предложение про животное, а дети добавляют нужное слово — действие и заканчиваете предложение.
Белка:
1. Рыжая белка с ветки на ветку (что делает?) — прыгает.
2. На зиму белка орехи (собирает, запасает)
3. Белка с удовольствием орешки (грызет)
Медведь:
1. Медведь вперевалочку … (идет, ходит)
2. В зимнее время медведь… (спит)
3. Медведь ульи… (ворошит, разрушает)
Волк:
1.Волк за зайцем (охотится).
2.Волчица о волчатах (заботится) и т.д.
- Д/и «Доскажи словечко»
Цель: формирование умения отгадывать загадки –рифмы, развитие слухового внимания.
1.Эта кошка очень злая. 2. Длиннорогий и рогатый
Не мурлычет, но кусает. Лесники зовут «сохатый».
Ей не крикнешь грозно «брысь!» Скачет прямо он и вкось,
Это кошка леса — …(Рысь) Крупный и могучий… (Лось)
3.Стройный, быстрый, 4.Он всю зиму в шубе спал,
Рога ветвисты, Лапу бурую сосал,
Пасется весь день. А проснувшись, стал реветь.
Кто ж это?.. (Олень) Этот зверь лесной…(Медведь).
5.Хитрая плутовка, 6. Летом шубку серую,
Рыжая головка, А зимой белую
Пушистый хвост-краса. Носит попрыгайчик —
Кто ж это?.. (Лиса) Боязливый… (Заяц)
Пальчиковая гимнастика
— Мальчик с пальчик, (четыре раза сгибать палец правой руки)
Где ты был?
— Долго по лесу бродил! (четыре раза сгибать палец левой руки)
Встретил я медведя, волка, (большой палец правой руки поочередно
Зайку, ежика в иголках. соприкасается с остальными пальцами).
Встретил белочку, синичку, (большой палец левой руки поочередно
Встретил лося и лисичку. соприкасается с остальными пальцами)
Всем подарки подарил,
Всяк меня благодарил. (четыре пальца одновременно сгибаются – кланяются).
Физкультминутка «Звериная зарядка»
Раз – присядка. Присесть.
Два – прыжок. Подпрыгнуть.
Это заячья зарядка. “Ушки на макушке” – зайчики.
А лисята как проснутся, Потереть кулачком глаза.
Любят долго потянуться, Потянуться.
Обязательно зевнуть, Повороты туловища.
Рыжим хвостиком вильнуть. Движения бедрами вправо-влево.
А волчата спинку выгнуть Наклон вперед.
И легонечко подпрыгнуть. Прыжок вверх.
Ну а Мишка косолапый, Согнуть руки в локтях.
Широко расставив лапы, Ноги на ширине плеч.
То двумя, то всеми вместе Переступание с ноги на ногу.
Долго топчется на месте.
А кому зарядки мало – Руки развести в стороны.
Начинает все сначала.
Физкультминутка.
У нас славная осанка, мы свели лопатки.
Мы походим на носках, а потом на пятках.
Пойдем мягко, как лисята, и как мишка косолапый.
И как заинька-трусишка, и как серый волк-волчишка.
Вот свернулся ёж в клубок, потому что он продрог.
Лучик ёжика коснулся. Ёжик сладко потянулся
Физкультминутка «Медвежата»
Медвежата в чаще жили головой они крутили
Вот так, вот так головой они крутили (повороты головы вправо- влево)
Медвежата мед искали, дружно дерево качали
Вот так, вот так, дружно дерево качали (наклоны туловища влево-вправо, руки «обнимают» дерево)
Вперевалочку ходили (имитация походки медвежат)
И из речки воду пили
Вот так, вот так и из речки воду пили (наклоны вперед)
А потом они устали и в берлоге крепко спали
Вот так, вот так и в берлоге крепко спали (изображают спящих медвежат)
Артикуляционные упражнения
Открываем ротик-дом.
Кто хозяин в доме том?
В нем хозяин – Язычок.
Он удобно в доме лег.
Язычок знаком вам, дети
Мы его улыбкой встретим
«Зайчик»: поднимать верхнюю губу, обнажая только верхние зубы.
«Сердитый волк»: нижнюю губу прикусить верхними зубами.
«Лосенок сосет молочко»: рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка подводить под верхнюю губу и со щелканьем отрывать.
«Мишка слизывает мед»: облизать сначала верхнюю губу (язык «чашечкой»), затем облизать верхнюю и нижнюю губы.
Речевая гимнастика:
Су-су-су, су-су-су.
Белку видели в лесу.
Чистоговорку произносим с разной силой голоса (тихо — громче- громко):
Са-са-са, са-са-са,
Вот бежит леса.
Чистоговорку дети произносят сначала все вместе, потом индивидуально с разными интонациями (удивленно, испуганно, радостно).
ЗАГАДКИ О ДИКИХ ЖИВОТНЫХ
1.Спит в берлоге он зимой. 2. У косого нет берлоги,
Любит шишки, любит мёд, Не нужна ему нора.
Ну-ка, кто же назовет? От врагов спасают ноги,
(Медведь) А от голода – кора. (Заяц)
3. Сердитый недотрога, 4. Хозяин лесной,
Живёт в глуши лесной. Просыпается весной,
Иголок очень много, А зимой под вьюжный вой,
А нитки ни одной. Спит в избушке снеговой. (Медведь)
(Ёж)
5.Кто зимой холодной, 6. Не ёлка, а колко,
Ходит злой, голодный? Не кот, а мыши боятся. (Еж)
(Волк)
7.Есть в реке работники, 8. Длинное ухо,
Не столяры, не плотники, Комочек пуха,
А выстроят плотину — Прыгает ловко,
Хоть пиши картинку. Любит морковку. (Морковь)
(Бобры)
9.Папа очень крепкий, рослый, 10. Хвост пушистый,
И рога ветвисты. Мех золотистый,
Сын, пока еще не взрослый, — В лесу живет,
Рыжий и пятнистый. А в деревне кур крадет. (Лиса.)
Он рождается без рожек,
В шубке пестренькой в горошек.
(Олень и олененок)
Хвост пушистый,
В лесу живет,
Мех золотистый,
А в деревне кур крадет. (Лиса.)
Источник