Упражнения для расслабления мышц ног ребенка

Упражнения для расслабления мышц ног ребенка thumbnail

Использование упражнений на релаксацию в работе с детьми.

Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки и спортивные секции, они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально. Ведь всюду нужно успеть! 

Такие нагрузки отрицательно сказываются на  здоровье детей. Поэтому так важно в работе с дошкольниками использовать упражнения на релаксацию. 

Почему-то принято считать, что методы релаксации и медитации показаны только взрослым. На самом же деле, это не совсем так. Да, откровенно говоря, сложно объяснить трёхлетнему ребёнку, что такое медитация. Поэтому, релаксация детей дошкольного возраста требует особого взгляда и подхода. Главное – правильно и умело этим пользоваться.

Нервная система ребёнка дошкольного возраста далека от своего совершенства. Детям сложно контролируют процессы возбуждения и торможения нервной системы. Этим и объясняется неспокойный сон или проблемы с засыпанием после активных игр. Прежде всего, это касается активных деток. Но, несмотря на это, существует множество способов, благодаря которым можно успокоить «разгулявшегося» ребёнка.

Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведет к напряжению мышц тела. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии. 

Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов: познавательных, эмоциональных или волевых. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии.  

Дети очень быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.  Даже нам, взрослым, есть чему поучиться у них в этом!

Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей. 

Если мы будем целенаправленно учить детей сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, мы будем способствовать сохранению здоровья наших деток!.

Упражнения на релаксацию с сосредоточением на дыхании

“Ленивая кошечка”.

Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук “а”.

“Задуй свечу”.

Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук “у”.

Упражнения на расслабление мышц лица

“Озорные щечки”.

Набрать воздух, сильно надувая щеки. Задержать дыхание, медленно выдохнуть воздух, как бы задувая свечу. Расслабить щеки. Затем сомкнуть губы трубочкой, вдохнуть воздух, втягивая его. Щеки при этом втягиваются. Затем расслабить щеки и губы. 

“Злюка успокоилась”.

Напрячь челюсть, растягивая губы и обнажая зубы. Рычать что есть сил. Затем сделать несколько глубоких вдохов, потянуться, улыбнуться и, широко открыв рот, зевнуть: 

А когда я сильно злюсь, напрягаюсь, но держусь. 
 Челюсть сильно я сжимаю и рычаньем всех пугаю (рычать). 
 Чтобы злоба улетела, и расслабилось все тело, 
 Надо глубоко вдохнуть, потянуться, улыбнуться, 
 Может, даже и зевнуть (широко открыв рот, зевнуть).

“Рот на замочке”.

Поджать губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрыть рот на “замочек”, сильно-сильно сжав губы. Затем расслабить их:  

У меня есть свой секрет, не скажу его вам, нет (поджать губы). 
 Ох как сложно удержаться, ничего не рассказав (4–5 с). 
 Губы все же я расслаблю, а секрет себе оставлю.

Упражнения на расслабление мышц рук

“Лимон”.

Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить “лимон” и расслабить руку:  

Я возьму в ладонь лимон.  
 Чувствую, что круглый он. 
 Я его слегка сжимаю –  
 Сок лимонный выжимаю. 
 Все в порядке, сок готов.  
 Я лимон бросаю, руку расслабляю. 
 Выполнить это же упражнение левой рукой

“Пара” 

(попеременное движение с напряжением и расслаблением рук).

Стоя друг против друга и касаясь выставленных вперед ладоней партнера, с напряжением выпрямить свою правую руку, тем самым, сгибая в локте левую руку партнера. Левая рука при этом сгибается  в локте, а у партнера выпрямляется. 

“Вибрация”.

 Какой сегодня чудный день!  
 Прогоним мы тоску и лень.  
 Руками потрясли. 
 Вот мы здоровы и бодры.

Упражнения на расслабление мышц ног

“Палуба”.

Представьте себя на корабле. Качает. Чтобы не упасть, нужно расставить ноги шире и прижать их к полу. Руки сцепить за спиной. Качнуло палубу – перенести массу тела на правую ногу, прижать ее к полу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола). Выпрямиться. Расслабить ногу. Качнуло в другую сторону – прижать левую ногу к полу. Выпрямиться! Вдох-выдох! 

Стало палубу качать!

Ногу к палубе прижать! 

Крепче ногу прижимаем,

А другую расслабляем.

“Лошадки”.

 Замелькали наши ножки, 
 Мы поскачем по дорожке. 
 Но внимательнее будьте,  
 Что вам делать, не забудьте!

“Слон”.

Поставить устойчиво ноги, затем представить себя слоном. Медленно перенести массу тела на одну ногу, а другую высоко поднять и с “грохотом” опустить на пол. Двигаться по комнате, поочередно поднимая каждую ногу и опуская ее с ударом стопы об пол. Произносить на выдохе “Ух!”.

Упражнения на расслабление всего организма

“Снежная баба”.

Дети представляют, что каждый из них снежная баба. Огромная, красивая, которую вылепили из снега. У нее есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и она стоит на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и снежная баба начинает таять. Далее дети изображают, как тает снежная баба. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Снежная баба превращается в лужицу, растекшуюся по земле.

Читайте также:  Если воспалилась мышца на ноге

“Птички”.

Дети представляют, что они маленькие птички. Летают по душистому летнему лесу, вдыхают его ароматы и любуются его красотой. Вот они присели на красивый полевой цветок и вдохнули его легкий аромат, а теперь полетели к самой высокой липе, сели на ее макушку и почувствовали сладкий запах цветущего дерева. А вот подул теплый летний ветерок, и птички вместе с его порывом понеслись к журчащему лесному ручейку. Сев на краю ручья, они почистили клювом свои перышки, попили чистой, прохладной водицы, поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь приземлимся в самое уютное гнездышко на лесной полянке.

“Бубенчик”.

Дети ложатся на спину. Закрывают глаза и отдыхают под звучание колыбельной “Пушистые облачка”. “Пробуждение” происходит под звучание бубенчика.

“Летний денек”.

Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы и закрывая глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки:  

Я на солнышке лежу, 
 Но на солнце не гляжу.  
 Глазки закрываем, глазки отдыхают.  
 Солнце гладит наши лица,  
 Пусть нам сон хороший снится.  
 Вдруг мы слышим: бом-бом-бом!  
 Прогуляться вышел гром.  
 Гремит гром, как барабан.

“Замедленное движение”.

Дети садятся ближе к краю стула, опираются о спинку, руки свободно кладут на колени, ноги слегка расставляют, закрывают глаза и спокойно сидят некоторое время, слушая медленную, негромкую музыку:

 Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать.  
 Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.  
 Есть у нас игра такая – очень легкая, простая. 
 Замедляется движенье, исчезает напряженье.  
 И становится понятно – расслабление приятно!

“Тишина”.

 Тише, тише, тишина! 
 Разговаривать нельзя! 
 Мы устали – надо спать – ляжем тихо на кровать, 
 И тихонько будем спать.

.

Источник

-1285.

Детский массаж для ног ребёнка до года

Детский массаж при гипертонусе у детей до года. Приёмы медицинского массажа на релаксацию мышц внутренней стороны бедра, задней поверхности голени, массаж для улучшения навыков опоры на ступню.

Если у малыша имеется гипертонус мышц нижних конечностей, то следствием этого будет затруднённое отведение бедра в сторону, скрещивание ног при ведении подмышки в вертикальном положении. До того, как начать выполнение комплекса лечебной гимнастики, сделайте массаж, способствующий релаксации и разогреву мышц.

Особенностью массажа для детей с гипертонусом будет упор на приём массажа поглаживание, в т.ч. и бедра изнутри, обходя половые органы. Приёмы массажа растирание и разминание выполняют только по внешней стороне бедра. Усиленное воздействие оказывается при массаже спины на область поясницы и ягодичную. Активно применяют массаж по рефлексогенным точкам. Особое внимание уделяют отведению бедра (пассивному) при согнутой в коленном суставе ноге. Т.н. упражнение «лягушка».

Упражнение лягушка. Дотроньтесь кончиком пальца или двух сразу до области тазобедренного сустава. При отведённом бедре там отчётливо ощущается ямка. Воздействуйте на данную точку приёмом массажа «вибрация» с компрессией и параллельно с тем, отводите с приёмом массажа «встряхивание» бедро в наружную сторону. При проведении данного упражнения и приёмов массажа нельзя преодолевать сопротивление мышц, лучше подольше их разогревать массажем. Не делайте резких рывков. Всё это может привести к болевым ощущениям у малыша и как следствие — к рефлекторному напряжению мышц бедра.

Выполните массаж рефлексогенной точки в области срединной отметки бедра изнутри. В сочетании с параллельно проводимым отведением согнутой в колене нижней конечности (делайте с одновременным приёмом массажа «встряхивание») помогает добиться релаксации мышц приводящих бедро. Кроме того, можно добиться расслабления мышц нижних конечностей, качая ребёнка в области тазового пояса. Выполняется в исходном положении лёжа на спине с согнутыми нижними конечностями. Отводить согнутые нижние конечности можно только после того, как при помощи приёма массажа вибрация будет достигнуто расслабление мышц. Не преодолевайте сопротивление мышц!

После выполнения этого приёма массажа и упражнения сделайте широкое пеленание. Для этого сверните пелёнку в несколько сложений и вложите её между ног, зафиксировав её при помощи одежды или другой пелёнки. С целью профилактики нежелательных последствий гипертонуса мышц нижних конечностей подобный тип пеленания рекомендован, в том числе, и здоровым детям на первых месяцах жизни. Упражнения на выпрямление и сгибание ног, шаги скольжением, топанье по столу подошвами ступнёй выполняются только с предварительным широким раздвиганием бёдер по сторонам. Будет полезным также ползание в соответствии с рефлексом, раздвигание ног, согнутых в коленях в положении лёжа на животе. Обучите ребёнка забавляться со ступнями ног. Покажите, как замечательно они достают до рта. Данное действие помогает и в физическом и в интеллектуальном развитии малыша.

Так как тёплая вода оказывает отличное миорелаксирующее воздействие, то многие из описываемых упражнений можно делать во время принятия ванны. Если у ребёнка повышен тонус икроножных мышц, то удерживаемый вертикально малыш, когда вы его ведёте подмышки, встаёт не на всю ступню, а на пальчики. В этом случае понижен тонус мышц голени спереди и ступни с тыльной стороны, имеется ослабление и перерастяжение мышц данных групп и при этом икроножные мышцы находятся в состоянии повышенного тонуса. Всё это говорит о том, что при массаже нижних конечностей необходимо осуществлять дифференцированный подход.

Массаж при гипертонусе. Положите малыша на спину, согните его ноги и немного разведите бёдра. Начните массаж с воздействия на подошвы ступнёй. Одновременно с этим выполняйте приём массажа встряхивание ступни, сгибание ступни вперёд. Чтобы процесс сгибания ступни прошёл легко, сделайте массаж по точкам: приём массажа — компрессионное воздействие в области щиколотки сзади. Данный приём массажа выполняется достаточно интенсивно и глубоко. После этого выполните массаж передней стороны голеней и ступнёй. Приём массажа — поглаживание и приём массажа — растирание. Массаж икр выполняется менее интенсивно. Приём массажа — поглаживание. Приём массажа — растирание (без компрессии, в медленном темпе). Приём массажа — разминание (без особой компрессии, в медленном темпе). Приём массажа — встряхивание мышц задней поверхности голеней.

Читайте также:  Упражнения на упругость мышц ног

Положите ребёнка на живот. Нижние конечности согнуты. Голени подняты вверх под прямым углом к поверхности стола. Нежно, без резкости, сопровождая действие приёмом массажа «вибрация», выполните приём массажа «компрессия» на область подошв, с одновременным потягиванием ахиллова сухожилия. При этом, если малышу выпрямить ноги, то ступни должны находиться не на столе. Чтобы развить у ребёнка навык опирания на ступню, выполняют специальные упражнения для ступнёй. В основе их лежат врождённые рефлексы человека. Возьмите ступню ребёнка двумя пальцами (средний и указательный). Выполните приём массажа «компрессионное воздействие» в области подушечки основания пальцев при помощи своего большого пальца. В ответ на данное действие произойдёт рефлекторное сгибание ступни. После этого, проведите по наружному ребру ступни пальцем (с компрессией). Произойдёт разгибание ступни. Направление движения — от пальцев в сторону пятки.

Массаж в области тыльной поверхности ступней.

Приём массажа поглаживание. Выполнять большими пальцами. Направление движений — от оснований пальцев к щиколотке, обходя сами щиколотки от передней поверхности назад. Весьма положительный эффект дают упражнения, основанные на рефлексе опирания на ноги с последующим их распрямлением. Возьмите малыша подмышки и поставьте на стол. Удерживая его вертикально, добейтесь того, чтобы он встал на ножки. Если ставить малыша полусогнутыми ногами на опору, то происходит рефлекторное их выпрямление.

Рефлекторное хождение. Возьмите малыша подмышки и поднимите до вертикального положения. Поставьте его на опору и, немного наклоняя вперёд его корпус, проведите его к себе и от себя. Рефлекторно он будет совершать шагающие движения.

Для выпрямления ног и развития навыка опирания на ступню, полезно выполнять упражнение на ползанье, причём, как в горизонтальном, так и в полувертикальном и в вертикальном положении, а также ползанье на спине.

Занятия на мяче. Качайте малыша на мяче в положении лёжа на животе с таким расчётом, чтобы он при движении назад опускался на полную ступню и отталкивался от опоры. Следите за правильной постановкой ступнёй!

Для развития навыков опирания также подойдёт укладывание большого надувного мяча в кроватку, чтобы малыш его «футболил» ногами.

Шаг скольжением. Данное упражнение предназначено для малышей в возрасте от 4-х месяцев. К этому времени нормализуется физиологический мышечный тонус. Если гипертонус сохраняется, то это упражнение заменяют на топ-топ по столу в положении лёжа.

По прежнему остаются актуальными занятия в тёплой ванне, как помогающие расслабить мышцы-сгибатели, проводите их во время купания малыша. Исходное положение в таких случаях будет стоя с фиксацией вертикального положения при помощи удержания за грудную клетку впереди и сзади.

Ребёнка ставят в ванне на дно, и слегка наклоняя вперёд побуждают делать шагающие движения. Уложите для уменьшения скольжения, на дно коврик из резины или силикона. При совершении плавательных движений старайтесь добиваться, чтобы малыш толкался от стенок ванны. Для малышей более старшего возраста, тех, которые уже умеют стоять опираясь, рекомендовано упражнение «приседания». Выполнять его следует с опорой на взрослого. Делает упражнение ребёнок сам, держась за вас или за опору. Можно выполнять его в форме игры «Будь маленьким» и «Будь большим», соответственно, присядь и встань во весь рост. Не заставляйте ребёнка ходить, если он этого не хочет и не может. Как только мышцы и костная система малыша будут готовы к тому, чтобы ходить, малыш сразу же захочет этим воспользоваться, начнёт вставать и переступать. Если форсировать данное событие, то можно добиться искривления костей нижних конечностей. Не принесут пользы и «прыгунки», так как они способствуют закреплению навыка опоры на пальчики, а не на всю ступню, что неправильно.

Приёмы ЛФК и медицинского массажа для повышения мышечного тонуса

Наблюдения в течении долгих лет показывают, что занятия гимнастикой каждый день и массаж способствуют укреплению и развитию мускулатуры малыша, а это как нельзя более важно для малышей, чей мышечный тонус недостаточен.

Чтобы натренировать мускулатуру задней поверхности шеи, спинно-ягодичной области, подойдут все приёмы и методы массажа, но делать массаж в данном случае надо интенсивнее и по силе и по скорости движений массажа. Наиболее востребованы будут приёмы массажа растирание и разминание. Также обязательно следует включить в курс детского массажа: приём массажа постукивание, приём массажа хлопки, стимулирующий приём массажа щипки, тонизирующий массаж рефлексогенных точек.

Источник

   У ребенка грудного возраста могут быть разные варианты мышечного тонуса. В норме в первые три месяца жизни у малыша выражен физиологический гипертонус, который постепенно снижаясь приходит к физиологическому или нормотонусу. Если были проблемы во время перинатального периода, то последствием может стать следующие изменения мышечного тонуса:

  1. гипертонус мышц у ребенка или повышенный мышечный тонус (нефизиологический), сохраняется после 3 месяцев
  2. гипотония мышц или пониженный мышечный тонус
  3. мышечная дистония – непостоянное или неравномерное нарушение мышечного тонуса в разных мышечных группах, по ощущениям при тестировании нечто среднее между гипо- и гипертонусом.

 Обычно педиатр, невролог, ортопед обращают внимание на мышечный тонус и определяют его изменения. Сами родители так же могут увидеть изменения мышечного тонуса у малыша.                                                           Какие отклонения можно заметить читайте по ссылке.                                     Далее я расскажу, какие занятия рекомендую родителям, если был определен гипертонус мышц у ребенка.

Если гипертонус мышц у ребенка в ногах

Упражнение 1

Упражнения для расслабления мышц ног ребенкаупражнение на растяжку мышц бедра

Положите малыша на спину. Одну ногу выпрямите и придерживайте в области коленного сустава. Другую ногу согните в коленном суставе, и бедро отводите в сторону с потряхивающими движения с легким давлением на внутреннюю поверхность бедра и задержитесь на несколько секунд в положении максимального отведения. Затем ноги поменяйте. Повторите упражнение по 5 раз с каждой стороны.

Читайте также:  Убрать боль в мышцах ног

Упражнение 2

Затем поднимите прямые ноги ребенка под прямым углом к поверхности стола и разведите их в стороны. Повторите упражнение 5-7 раз

Упражнение 3

Упражнения для расслабления мышц ног ребенкаупражнение на растяжку мышц бедра

Теперь разведите выпрямленные ноги малыша, при этом пятки должны скользить по поверхности стола. повторите упражнение 5-7 раз.

Рекомендации остеопата для родителей

1.Детям до трех месячного возраста – широкое пеленание.

2. Детям после трех месяцев широкое пеленание можно заменить положением на руках так, чтобы бедра ребенка были в положении разведения на боку у матери.

3. Детям второго полугодия можно сидеть верхом на мягкой игрушке с широкой спиной.

Упражнение 4

Упражнения для расслабления мышц ног ребенкаупражнение на растяжку мышц ног

Ребенок лежит на спине. Возьмите ноги ребенка так, чтобы ваши руки располагались в области коленных суставов. Медленно поднимите ножки над поверхностью стола, сгибая их только в тазобедренных суставах, коленные суставы фиксированы. На определенном этапе вы ощутите сопротивление движению и начало сгибания ног в коленных суставах. оказывайте противодействие сгибанию ног в коленных суставах, увеличивая на несколько сантиметров амплитуду движения, растягивая мышцы-сгибатели. Задержитесь на несколько секунд и возвратите ножки в исходное положение. Повторите упражнение 4-5 раз. С каждым занятием угол свободного подъема ног будет увеличиваться.

Упражнение 5

Упражнения для расслабления мышц ног ребенкаупражнение на растяжку икроножной мышцы

Малыш лежит на спине. Растягиваем икроножные мышцы. Для этого сгибаем стопы в голеностопных суставах до прямого угла. Ноги при этом должны быть выпрямленными в коленных суставах. Повторить упражнение 7-10 раз.

Упражнение 6

В положении ребенка лежа на спине с согнутыми ногами покатайте маленький массажный мячик. Для этого обхватите рукой стопу ребенка, установите ее на мячик в прямом положении и при движении от себя доводите стопу до соприкосновения пятки со столом. При движении к себе с поверхностью стола соприкасается мысок ребенка. Повторите упражнение 10 раз с каждой стороны

Дополнительно приемами массажа активно стимулируем тыльное сгибание стоп. Для этого ноги малыша согните в коленях и стопы поставьте на стол. Интенсивно и одновременно растирайте наружный и внутренний края стопы своими 1 и 2 пальцами. Ответная ожидаемая реакция – приподнимание мыска над поверхностью стола при опирающейся на стол пятке

Упражнения для расслабления мышц ног ребенкарастяжка для икроножных мышц

Положите ребенка на животе с выпрямленными ногами, стопы при этом должны свешиваться с края стола. Производите поглаживающие движения по подошве, от пятки к мыску с легким давлением в конце, добиваясь расслабления мышц.

Необходимое условие выполнения пассивного сгибания конечности в суставах для растяжения мышц  – это отсутствие активного сопротивления со стороны ребенка выполняемому движению. В противном случае можно получить обратный эффект до появления мышечной контрактуры в икроножной мышце

Рекомендации остеопата для родителей

Во время курса коррекции не давать нагрузку на ноги ребенка. Не допускать прыжковых движений при поддержке. Не использовать прыгунки и ходунки. 

Если гипертонус мышц у ребенка в руках

В положении лежа на животе массажными приемами разминания и растягивания прорабатываем заднюю поверхность шеи верхний плечевой пояс и верхнюю половину туловища. При правильном выполнении приемов массажа голова и плечи начинают опускаться, шея визуально удлиняется.

В положении лежа на животе массажными приемами разминания и растягивания прорабатываем заднюю поверхность шеи верхний плечевой пояс и верхнюю половину туловища. При правильном выполнении приемов массажа голова и плечи начинают опускаться, шея визуально удлиняется.

Упражнение 1

Упражнения для расслабления мышц ног ребенкарастяжка мышц рук

После массажных приемов, сначала одну руку (со стороны гипертонуса) вытяните вперед, сопровождая движение медленным поглаживанием с дополнительным растягиванием мышц, начиная от предплечья и заканчивая у гребня подвздошной кости. Задержите руку в этом положении на несколько секунд, туловище выведите в прямое положение. Далее такое же растягивание произведите снизу вверх, т.е. от гребня подвздошной кости до подмышечной области, но при этом своей рукой придерживайте таз ребенка. Затем повторите тот  же  прием но с другой стороны.

Упражнение 2

Упражнения для расслабления мышц ног ребенкаупражнение на растяжку мышц рук

После получения эффекта расслабления ребенок может непродолжительное время сохранять приданную позу. Поэтому переходим к следующим пассивным движениям: выпрямите руки в локтевых суставах, затем согните их, имитируя движения пловца «брасом». Затем ладонями ребенка при вытянутых руках удерживаем игрушку, хлопаем ладошками. Повторяем упражнение 5-7 раз.

Рекомендации остеопата для родителей

Необходимы условием для сохранения равномерного распределения мышечного тонуса по сторонам и формирования симметричного мышечного корсета является положение туловища ребенка во время его активного бодрствования, например, на руках у родителей. Если ребенка носить на одной руке лицом к себе, то его желание увидеть происходящее стимулирует поворот головы в одну сторону с разворотом туловища при фиксированном тазовом поясе. При длительном  несимметричном положении ребенка на руках родителей оно будет сохраняться и в положении лежа,  как на спине, так и на животе. В соответствии с этим родителям даются следующие рекомендации:

Оптимальное положение на руках у родителей это, когда ребенок находится спиной к родителю, одна рука фиксирует грудную клетку ребенка, другая поддерживает в области ягодиц или бедер. При этом поворот головы не будет ограничен, а запрокидывание головы назад будет не возможным. Будут также свободны для манипуляций и руки ребенка. Позвоночник будет находиться по средней линии, без вертикальной нагрузки и без разворотов.

  • Вопросы по теме задавайте на форуме. 
  • Подписывайтесь на мою страницу в Инстаграме.
  • Пользуйтесь моим каналом остеопат-онлайн в Телеграме.
  • Записывайтесь на очный прием в Москве.

Источник