Упражнения для спины мануальный терапевт

Упражнения для спины мануальный терапевт thumbnail

Как вести себя во время и после лечения для достижения максимального результата.

     Остеохондроз  это общее, собирательное понятие, вобравшее в себя большое число заболеваний имеющих лишь одну общую черту — боли в спине. Дело врача разобраться в том, из какого источника идут боли, какие симптомы их сопровождают, и какие последствия они могут вызвать в конечном итоге. Врач и только врач может установить истину. Но врач, какой специальности? Обычно с болями в спине посылают к невропатологу. И это большое упущение нашей медицины. На самом деле боль, связанная с ущемлением нервов, занимает скромное третье место, среди всех причин болей в спине. Гораздо чаще мы имеем проблемы с мышцами и суставами позвоночника, а в их болезнях невропатолог, за редким исключением не сведущ.  Вот почему нужно обращаться к специально подготовленному специалисту — мануальному терапевту (его еще иногда называют вертеброневрологом или остеопатом).  Именно мануальный терапевт обладает необходимой суммой знаний в области болезней позвоночника. В ВР-клинике работают врачи, хорошо разбирающиеся в проблемах позвоночника, все наши врачи помимо подготовки по мануальной терапии имеют так же подготовку по физиотерапии. И это отличает нашу клинику от тысяч других, пытающихся лечить заболевания позвоночника. Мы единственные правообладатели уникальной высокоэффективной методики лечения межпозвонковых грыж ударно-волновой терапией.      Методика применяемая в нашей клинике — МФ УВТ специально разработана для лечения позвоночных грыж. Но она так же хорошо помогает и при других заболеваниях, вызывающих боли: при спондилоартрозе, спондилезе и миофасциальных болях. Следование некоторым простым правилам во время и после лечения повышает эффектность лечения и вселяет в наших пациентов уверенность в хорошем исходе дела. Не стоит пренебрегать этими правилами даже тогда, когда вы будите чувствовать себя полностью здоровым. Ведь межпозвонковых дисков в вашем позвоночнике много, и если мы вылечили один из них, это не значит, что не может пострадать другой. Здоровье  — это не подарок. Это постоянная работа над ним. Гимнастика, режим дня, режим труда и отдыха, отпуск – все это очень важно.

Причины болей в спине

спондилоартроз

грыжа диска

миофасциит

спондилолистез

спондилез

Cпондилоартроз

Спондилоартроз это хроническое воспаление суставов с последующей их деформацией и потерей функции. Возникает из-за перегрузок, переохлаждений и микротравм. 

Профилактика: Бережное отношение к позвоночнику, правильная осанка, гимнастика или ЛФК, тепло, баня, закаливание, плавание, ношение корсета при сильных физических нагрузках. 

Лечение: Массаж (1 раз в квартал), ЛФК, мануальная терапия, УВТ, физиотерапия, в редких случаях прием противовоспалительных нестероидных препаратов. 

Рекомендации после проведения УВТ: Ношение корсета в течение 3-х месяцев, ЛФК, массаж, мануальная терапия.

Миофасциит

Миофасциит (миозит, миогелез, триггерные зоны) это хроническое воспалительно-дегенеративное состояние мышц с образованием плотных, болезненный узелков — триггеров.   Возникает из-за статических нагрузок, переохлаждений, микротравм и нервного перенапряжения.

Профилактика: Чередование статической и динамической нагрузок на мышцы, правильная осанка, ЗОЖ, гимнастика или ЛФК, тепло, баня, закаливание, плавание, ношение корсета при сильных физических нагрузках. 

Лечение: Массаж (1 раз в квартал), ЛФК, мануальная терапия, УВТ, физиотерапия, в редких случаях прием противовоспалительных нестероидных препаратов. 

Рекомендации после проведения УВТ:  ЛФК, массаж, разумный спорт, правильная осанка.

Грыжа межпозвонкового диска

Межпозвонковая грыжа — разрыв фиброзного кольца позвоночного диска с вытеканием части пульпозного (полужидкого) ядра в позвоночный канал, ы результате чего образуется выпячивание — грыжа, которая часто ущемляет сосуды и нервные корешков. Возникает из-за статических нагрузок, микротравм (часто при занятиях спортом или физической работой), резкого поднятия больших грузов, толкания предметов и т.п.

Профилактика: Укрепление мышечного корсета с чередование статической и динамической нагрузок на мышцы, правильная осанка, ЗОЖ, гимнастика или ЛФК, тепло, баня, закаливание, плавание, ношение корсета при сильных физических нагрузках. 

Лечение: Ударно-волновая терапия по методики МФ УВТ, мануальная терапия,  ЛФК, физиотерапия,  прием противовоспалительных нестероидных препаратов, миорелаксантов и мочегонных средств, в редких случаях оперативное лечение. 

Рекомендации после проведения УВТ:  ЛФК, массаж, разумный спорт, правильная осанка.

Спондилез

Спондилез — это хронический воспалительно-дегенеративный процесс, развивающийся в телах позвонков в месте их контакта с межпозвонковыми дисками, приводящий к образованию костных выступов, неоартрозов способных сдавливать различные структуры позвоночника: сосуды, нервы, связки. Возникает после грыж МПД, из-за перегрузок, переохлаждений и микротравм. 

Профилактика: Бережное отношение к позвоночнику, правильная осанка, гимнастика или ЛФК, тепло, баня, закаливание, плавание, ношение корсета при сильных физических нагрузках. 

Лечение: Массаж (1 раз в квартал), ЛФК, мануальная терапия, УВТ, физиотерапия, в редких случаях прием противовоспалительных нестероидных препаратов. 

Рекомендации после проведения УВТ: Ношение корсета в течение 3-х месяцев, ЛФК, массаж, мануальная терапия.

Cпондилолистез

Спондилолистез это сползание тела позвонка от должной оси позвоночника вперед (антелистез), назад (ретролистез) или в сторону (латеролистез) сопровождается деформацией позвоночных суставов с частичной  потерей их функции. Возникает из-за перегрузок и микротравм на фоне слабого мышечного и связочного корсета позвоночника. Реже возникает из за травм. 

Профилактика: Бережное отношение к позвоночнику, правильная осанка, гимнастика или ЛФК с укреплением мышц и связок, плавание, ношение корсета при сильных физических нагрузках. 

Лечение: Мануальная терапия, УВТ, ЛФК,физиотерапия.

Рекомендации после проведения УВТ: Ношение корсета в течение 3-х месяцев, ЛФК, массаж, мануальная терапия.

Во время лечения

1. Сообщайте врачу обо всех изменениях вашего состояния в день процедуры и после нее. Нормально если после первых 3 — 4 процедур ощущается усиление болей или дискомфорт. Но после 5-й и последующих процедур усиление болей нужно обязательно обсудить с врачом.

2. Пейте больше жидкости, на помогает выводить из организма усиленно образующие в период лечения шлаки.

3. Прекратите все спортивные и избыточные трудовые физические нагрузки на период лечения.  Больше отдыхайте, совершайте пешие прогулки.

4. Обратите внимание на ночной сон, если у вас бессоница обсудите с врачом целесообразность приема снотворных.

5. Ношение поясничного корсета важный элемент лечебного процесса. Носите корсет во соответствии с рекомендациями врача. В ряде случаев врач может назначить прием медикаментов.

После окончания  лечения

Все меры предосторожностей и рекомендации во время лечения актуальны и после лечения на протяжении  трех месяцев. В этот период необходимо постепенно расширять возможности своего тела в плате физической нагрузки. Постепенно наращиваем интенсивность, продолжительность и силу тренировок. Но помните! Ни во время ни сразу после тренировок не должны возникать или усиливаться боли в пояснице или конечностях. Появление боли свидетельствует о слишком больших нагрузках при занятиях. При появлении таких болей следует немедленно прекратить нагрузку, затянуть корсет и позвонить врачу. Ниже описанные 9 самых важныж упражнений. Они наиболее безопасны. Они также хорошо помогают поддерживать функциональность позвоночника и создают максимально благоприятные условия для заживления грыжи диска. 

Девять самых важных упражнений.

Упражнение № 1.

Из исходного положения лежа на спине взять руками голову в «замок». Плавными, подтягивающими движениями, очень медленно, сначала привести голову в максимальное положение сгибания, достав подбородком груди. Затем, уже отрывая спину от пола, медленно растягивать мышцы верхнего плечевого пояса и спины. При накоплении опыта, вы сможете растягивать их до поясничного отдела позвоночника. Во время выполнения этого упражнения возможны, довольно приятные похрустывания в позвонках. Это ощущение рождается при размыкании вакуумной полости позвоночных суставов и говорит об их разблокировании, что является положительным фактором.

Упражнение № 2.

Из исходного положения согнуть любую ногу и взять ее руками, в «замок», за колено. На  вдохе плавно подтягивать колено поочередно, сначала к противоположному, затем к плечу на своей стороне. При этом возникают более или менее сильные тянущие ощущения в области ягодичных мышц. Упражнение может быть болезненным при болях в поясничной области. Это упражнение нужно повторять по 5 раз каждой ногой к каждому плечу.

Упражнение № 3.

Нужно захватить руками оба колена, приведенные к животу. Спина выгибается «колесом». При этом возникает неустойчивое положение, которое вы должны использовать, чтобы прокатиться по полу «колесом» своей спины. Это достигается раскачиванием ног, как на качелях, только в более медленном темпе. При этом в спине, довольно часто, возникают приятные похрустывания позвонков и происходит самомассаж спины. По мере освоении упражнения на максимуме нужно доходить до лопаток.

Упражнение № 4.

Скрутка. Выполняется из положения лежа, раскинув руки. Одну ногу, не сгибая, перекинуть через другую, расположенную на полу, и максимально расслабить мышцы туловища и ног. Нужно добиться максимального расслабления мышц спины в течение 2 — 3 дыхательных циклов. Продолжительность растяжения 15 — 120 сек. Всего выполняется 1 – 3 повтора для каждой ноги. Во время выполнения этого упражнения также происходит устранение функциональных блоков между позвонками поясничного отдела позвоночника, что может проявляться похрустыванием и щелчками в этой области.

Упражнение № 5.

Положите правую руку на левое плече, а левую руку свободно опустите вниз. Далее, надавливая правой рукой на левое плече, таким образом, чтобы оно опускалось, наклоните голову максимально вправо, так, чтобы почувствовать растяжение мышц шеи на 5 — 7 секунд. То же повторите и в другую сторону, всего 3 – 5 повторов.

Упражнение № 6.

Расположите пальцы рук на задней поверхности шеи, на выступающем бугорке. Надавливая на этот бугорок, прогните спину вперед, на 5 секунд.  Всего 3 – 5 повторов.

Упражнение № 7.

Положите правую руку на правое плече, в области шеи. Левой рукой возьмите за локоть правой руки.  Около пяти секунд тянем правой рукой за локоть таким образом, чтобы он двигался влево до чувства растяжения мышц спины и плеча. При этом можно разворачивать корпус в сторону движения локтя. То же повторите и в другую сторону, всего 3 – 5 повторов.

Читайте также:  Длинная мышца спины упражнения видео

Упражнение № 8.

Руки отведите за спину. Левой рукой возьмите за предплечье правой, как можно ближе к локтю (или за локоть). Тяните левой рукой правую вправо. В ту же сторону отклоняйте голову. Растягивайте мышцы плеча и шеи до 5 — 7 сек. То же повторите и в другую сторону, всего 3 – 5 повторов.

Упражнение № 9.

Упражнения для укрепления мышц шеи для ликвидации нестабильности. Поочередно упираемся кистью рук в лоб, темя, затылок и снова в темя (но с другой стороны!). Напрягайте мышцы плеча и шеи до 5 — 7 сек. Всего делаем 2 — 3 – 5 таких «кругов».

Источник

Ñëîâî «éîãà» ñåãîäíÿ ïðèâû÷íî è ïîíÿòíî êàæäîìó. Íî âñå ëè òî éîãà, ÷òî ïðî ãèáêîñòü, ìåäèòàöèþ è ïðàâèëüíîå äûõàíèå? È òàê ëè áåçîïàñíà ýòà ïðàêòèêà, êàê îá ýòîì ïðèíÿòî ãîâîðèòü? Äàâàéòå ðàçáèðàòüñÿ.

Ñàìîå ãëàâíîå è ñàìîå ïåðâîå, î ÷åì ìû äîëæíû ïîìíèòü âñåãäà, îñîáåííî â òîì, ÷òî êàñàåòñÿ òàê íàçûâàåìûõ «äðåâíèõ» ìåòîäîâ ðàáîòû ñ òåëîì èëè ñîçíàíèåì: âñå, ÷òî ìû ñåãîäíÿ èìååì â âèäå òàêèõ ìåòîäîâ, êàê éîãà, òàíòðà, òàé-÷è, àþðâåäà èëè äàæå øàìàíèçì, äîëæíî ðàññìàòðèâàòüñÿ â ðàêóðñå ñâîåãî êóëüòóðíîãî è èñòîðè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ. Áåç ó÷åòà ýòèõ ôàêòîðîâ âû ñ âåëè÷àéøåé ëåãêîñòüþ ïîïàäåòå â òîò èëè èíîé âàðèàíò àâòîðñêîé òðàíñëÿöèè íåêîãî îáðàçà ðåàëüíîé ìåòîäèêè, êîòîðûé çà êàæóùèìñÿ ñëàäêèì îùóùåíèåì ïðèîáùåíèÿ ê «âåëèêîìó è ñàêðàëüíîìó» çàïðîñòî ìîæåò óñóãóáèòü êàê ïñèõîëîãè÷åñêèå, òàê è äàæå ôèçè÷åñêèå ïðîáëåìû ñî çäîðîâüåì.

È â éîãå ýòîò âîïðîñ àêòóàëåí êàê íèêîãäà, èáî âåëè÷àéøàÿ ìèñòèôèêàöèÿ, ñëó÷èâøàÿñÿ â íà÷àëå 20 âåêà, ñåãîäíÿ âïîëíå æèâà è áîäðà.
À êàê åùå íàçâàòü ó÷åíèå, êîòîðîå ñîçäàíî íà îñíîâå äâóõ ëåãåíäàðíûõ òåêñòîâ, êîòîðûå íèêòî, êðîìå îäíîãî ÷åëîâåêà, ê íèì àïïåëèðóþùåãî, íèêîãäà íå âèäåë è íå óâèäèò. À âåäü ýòî ðåàëüíàÿ áàçà ó÷åíèÿ Êðèøíàìà÷àðüè (åãî ó÷åíèêè: Àðüåíãàð (Éîãà Àéåíãàðà), Äæîéñ (Àøòàíãà-âèíüÿñà-éîãà) è Äåñèêà÷àð (Âèíè-éîãà) ), èç êîòîðîãî è âûøëè âñå ñîâðåìåííûå íàïðàâëåíèÿ ïîïóëÿðíîé éîãè.

Íåìíîãî ññûëîê íà ïîëåçíûå ìàòåðèàëû, î÷åíü ðåêîìåíäóþ èõ èçó÷èòü, åñëè òåìà âàì äåéñòâèòåëüíî èíòåðåñíà:

1. Ñòàòüÿ ïðî îòöà-îñíîâàòåëÿ ïî÷òè âñåé ñåãîäíÿøíåé ìîäíîé éîãè Êðèøíàìà÷àðüþ è åãî ó÷åíèêîâ:

Паттабхи Джойс: великий мистификатор или «Как создать с нуля успешный йога-бизнес?»

2. Íåáîëüøàÿ ñòàòüÿ ïðî áåñêîíòðîëüíîå ðàçìíîæåíèå ïîç â éîãå â 20 âåêå:

https://yogajournal.ru/blogs/olga-prilepova/rodoslovnaya-asa…

3. Ïðî âðåä, êîòîðûé ìîãóò äàòü íåêîððåêòíûå óïðàæíåíèÿ (ðàñïðîñòðàíåííûå ñåãîäíÿ ÷óòü áîëüøå, ÷åì ïîâñåìåñòíî), â ðóñëå ýòîãî ïîäõîäà. Îòðûâîê èç êíèãè Óèëüÿìà Áðîóäà «Äåìèñòèôèêàöèÿ éîãè»:

https://gosh100.livejournal.com/67985.html

4. Ïðî ýòó æå ïðîáëåìó. Îòðûâîê èç êíèãè Âèêòîðà Áîéêî:

https://www.rulit.me/books/joga-iskusstvo-kommunikacii-izdan…

Ïðî, ìÿãêî ãîâîðÿ, íåãàòèâíîå âîçäåéñòâèå ïîäõîäà Êðèøíàìà÷àðüè è Àéåíãàðà èíôîðìàöèþ íàéòè íå òàê ñëîæíî, íàïðèìåð, çàòåðòàÿ óæå âî ìíîãèõ èñòî÷íèêàõ (íî ìû-òî çíàåì, ÷òî èíòåðíåò ïîìíèò âñå), èñòîðèÿ ïðî òî, êàê Àéåíãàð ÷óòü íå ïîêàëå÷èë ñâîåãî ó÷åíèêà Âèêòîðà Âàí Êóòåíà.

5. Î÷åíü íàñòîÿòåëüíî ðåêîìåíäóþ ïðî÷åñòü âîò ýòó ñòàòüþ ïðî èñòîðèþ éîãè. Íàïèñàíà ïðîñòûì è ïîíÿòíûì ÿçûêîì, îõâàòûâàÿ ïðè ýòîì âñå îñíîâíûå ìîìåíòû:

https://yogajournal.ru/body/practice/forbeginners/revolyutsi…

6. Íó è íà ïîñëåäîê. Êíèãà Ìàðêà Ñèíãëòîíà, ãäå îí âñåñòîðîííå, êàê íàñòîÿùèé èññëåäîâàòåëü (à òàêîâûì Ìàðê, áåçóñëîâíî, è ÿâëÿåòñÿ), ðàññìàòðèâàåò âîïðîñ ðàçâèòèÿ éîãè:

https://coollib.com/b/296634/read

×òî åù¸ ìîæíî èçó÷èòü ïî ýòîìó âîïðîñó?

1. Îòäåëüíî õî÷ó âûäåëèòü ìåòîä «Êîððåêòíûé ïîäõîä ê ïîçâîíî÷íèêó (ÊÏÏ)».
 ýòîì ìåòîäå ïðàêòè÷åñêè èñêëþ÷åíû (íå áåç íåêîòîðîé êàòåãîðè÷íîñòè, íî òóò îíà íå áåçïðè÷èííà) îïàñíûå äëÿ áîëåå-ìåíåå çäîðîâîãî ïîçâîíî÷íèêà ïîçèöèè è ñîáðàíî ìíîæåñòâî ðåêîìåíäàöèé ïî ïîâûøåíèþ ñòàáèëüíîñòè ïîçâîíî÷íèêà.
Êîãäà ÿ ïîçíàêîìèëñÿ ñ ýòèì ìåòîäîì, òî áûë î÷åíü óäèâëåí. Êàê òàê, áåç ñêðóòîê è ïðîãèáîâ? Âåäü âñå äåëàþò, è íèêòî íå óìèðàåò.
Íî õèòðîñòü âñÿ â òîì, ÷òî âðåä îò íåêîððåêòíûõ óïðàæíåíèé ìîæåò íàñòèãíóòü âàñ äàëåêî íå ñðàçó, è äàëåêî íå ñðàçó âû ñìîæåòå ïîíÿòü, ÷òî ïðè÷èíà áîëè â ïîÿñíèöå èëè øåå (íàïðèìåð) êðîåòñÿ â íåêîððåêòíûõ äëÿ âàøåé ôèçèîëîãè÷åñêîé íîðìû óïðàæíåíèÿõ.

Читайте также:  Упражнения мышц спины при нарушении осанки

Êíèã ïî ýòîìó ìåòîäó ìîæíî íàéòè äâå.
Ïåðâàÿ: Àíàòîëèé Ïàõîìîâ, «Õàòõà éîãà: êîððåêòíûé ïîäõîä ê ïîçâîíî÷íèêó».
Âòîðàÿ: Àëåêñàíäð Êðîïèâêî, «Êîððåêòíûé Ïîäõîä ê Ïîçâîíî÷íèêó â ïîâñåäíåâíîé æèçíè è àñàíàõ éîãè».

2. Íó è áûëî áû áîëüøîé îøèáêîé íå óïîìÿíóòü îòöîâ-îñíîâàòåëåé áàçû äëÿ âñåé ñåãîäíÿøíåé òåëåñíî-îðèåíòèðîâàííîé òåðàïèè. Ýòî Áåðíøòåéí Íèêîëàé Àëåêñàíäðîâè÷, îñíîâàòåëü áèîìåõàíèêè, êîòîðûé áóêâàëüíî ðàçâåí÷àë ó÷åíèå Ïàâëîâà, çà ÷òî è ïîïàë â îïàëó ñîâåòñêîé âëàñòè. Ïðî åãî âêëàä è ñóòü åãî ó÷åíèÿ íåòðóäíî íàéòè ìíîãî ñòàòåé êàê íà ðóññêîì, òàê è íà àíãëèéñêîì. Âêëàä ýòîò îãðîìåí, íî öåíèòñÿ ýòî áîëüøå çàðóáåæîì, à íå ó íàñ, ê ñîæàëåíèþ.
Åãî êíèãà «Î ëîâêîñòè è åå ðàçâèòèè» äî ñèõ ïîð íå óòðàòèëà ñâîåé àêòóàëüíîñòè, è åå ìîæíî ðåêîìåíäîâàòü êàæäîìó, êîìó èíòåðåñåí âîïðîñ ðàáîòû ñî ñâîèì òåëîì.

È, êîíå÷íî æå, íåëüçÿ ïðîéòè ñòîðîíîé ìèìî Ìîøå Ôåëüäåíêðàéçà. Èíæåíåð, ìàòåìàòèê, ôèçèê-ÿäåðùèê (îäèí èç èçîáðåòàòåëåé ñîíàðà, ìåæäó ïðî÷èì), îñíîâàòåëü ïåðâîé øêîëû äçþäî â Åâðîïå, îí ñîçäàë êîìïëåêñíóþ ñèñòåìó ðàáîòû ñ òåëîì, êîòîðàÿ â êîðíå îòëè÷àëàñü îò âñåãî, ÷òî áûëî èçâåñòíî ïî ýòîé òåìå ðàíåå. Äà è ñåãîäíÿ, íå ñìîòðÿ íà ðàñïðîñòðàíåíèå åãî ìåòîäà è ìíîãî÷èñëåííûå íàó÷íûå ïîäòâåðæäåíèÿ, åãî èäåè â êîðíå îòëè÷àþòñÿ îò ðàñïðîñòðàíåííûõ ñåãîäíÿ ñòåðåîòèïîâ «ïðàâèëüíîé» ðàáîòû ñ òåëîì.
Åãî ìåòîä «Îñîçíàâàíèÿ ÷åðåç äâèæåíèå» — ýòî è åñòü éîãà â ÷èñòîì âèäå, ãäå òåëî è ñîçíàíèå âîñïðèíèìàþòñÿ êàê åäèíîå íåðàçðûâíîå ïðîñòðàíñòâî, à ÷åëîâå÷åñêîå ñóùåñòâî, êàê öåëîñòíîñòü îùóùåíèé, ÷óâñòâ, äåéñòâèé è ìûøëåíèÿ. Åãî ìåòîä ñóãóáî íàó÷åí è ðåàëüíî ðàáîòàåò (â îòëè÷èå îò ìíîãèõ ïîïóëÿðíûõ éîãà-íàïðàâëåíèé), â ÷åì ëè÷íî ÿ, ìîè ó÷åíèêè è ìîÿ ñåìüÿ óáåäèëèñü íà ëè÷íîì îïûòå.

Ïðî ýòèõ äâóõ ëþäåé ñî ññûëêàìè íà ñòàòüè è êíèãè ÿ åùå íàïèøó âî âòîðîé ÷àñòè.

À òåïåðü ïåðåõîäèì ê îñíîâíîé ÷àñòè ñêàçà î ìèôàõ è ëåãåíäàõ ðûíêà äóõîâíûõ óñëóã.

Èòàê, â ïåðâóþ î÷åðåäü õî÷ó çàîñòðèòü âíèìàíèå íà äâóõ ôàêòàõ, êîòîðûå âàæíû äëÿ ïîíèìàíèÿ òîãî, ÷òî êðîåòñÿ çà ìîäíûì íûíå ñëîâîì «éîãà»:

Ïåðâîå. Éîãà ñåãîäíÿ, ýòî ñèíòåòè÷åñêèé ñïëàâ èíäèéñêîé ôèëîñîôèè, êóëüòóðèçìà, øâåäñêîé ãèìíàñòèêè, èíäèéñêèõ òàíöåâ è èíäèéñêîé áîðüáû. Ïðè÷åì èìåííî â òîì âèäå, â êîòîðîì ýòî âñå ñóùåñòâîâàëî â Áðèòàíñêîé Èíäèè íà íà÷àëî 20-ãî âåêà.

Âòîðîå. Èäåè ðàáîòû ñ òåëîì, êîòîðûå áûëè îáùåïðèçíàíû íà òîò ìîìåíò â çàïàäíîì îáùåñòâå, à, ñëåäîâàòåëüíî, è â Áðèòàíñêîé Èíäèè, ñóùåñòâåííî îòëè÷àþòñÿ îò ñîâðåìåííîãî ïîíèìàíèÿ ôèçèîëîãè÷åñêîé íîðìû ÷åëîâå÷åñêîãî òåëà è ñîâåðøåííî íå ñâÿçàíû ñ òàêèìè ïîíÿòèÿìè, êàê äîëãîëåòèå, çäîðîâüå, ýôôåêòèâíîñòü ( ê ïðèìåðó, ãèáêèé ïîçâîíî÷íèê — ýòî íå ñèíîíèì çäîðîâîãî ïîçâîíî÷íèêà, ëþäè, ñòðàäàþùèå ãèïåðìîáèëüíîñòüþ ïîçâîíî÷íèêà, õîðîøî ïîéìóò î ÷åì ðå÷ü, à ïðè áîëÿõ â ñïèíå ïîñëå ñèëîâûõ íàãðóçîê íåëüçÿ ðàñòÿãèâàòü ïîçâîíî÷íèê, òàê êàê ýòî ïðèâåäåò ê ñíèæåíèþ åãî ñòàáèëüíîñòè è ðèñêó ïîâðåæäåíèÿ êîðåøêîâ ñïèííîãî ìîçãà).

Êðèøíàìà÷àðüÿ, êîòîðûé çàëîæèë îñíîâû âñåé ñåãîäíÿøíåé ïîïóëÿðíîé ïðàêòèêè ïàñòóðàëüíîé éîãè, ò.å. éîãè, êîòîðàÿ ñâÿçàíà ñ âûïîëíåíèåì îïðåäåëåííûõ ñòàòè÷íûõ, à èíîãäà è óñëîâíî äèíàìè÷íûõ èçîìåòðè÷åñêèõ óïðàæíåíèé, ïðàêòèêè éîãè÷åñêèõ äûõàíèé (èõ íàçûâàþò ïðàíàÿìîé, íî ýòî íåâåðíîå ïîíèìàíèå, íå âñÿêîå äûõàíèå, äàæå â ïîçå ëîòîñà — ïðàíàÿìà), øàòêàðì, î÷èñòèòåëüíûõ ìåòîäîâ (êðèé) â íà÷àëå 20-ãî âåêà, îïèðàëñÿ íà ìîäíûå òåíäåíöèè, öàðèâøèå â Áðèòàíñêîé Èíäèè, Åâðîïå è Àìåðèêå, íà òî âðåìÿ.
Ýòè òåíäåíöèè — ýòî âñïëåñê èíòåðåñà ê êðàñîòå ôèçè÷åñêîãî òåëà (èìåííî â 20 âåêå íà÷èíàåò áóðíî ðàçâèâàòüñÿ êóëüòóðèçì, ÷åìó íå â ïîñëåäíþþ î÷åðåäü ñïîñîáñòâóåò ðàçâèòèå òåõíîëîãèé ðåïðåçåíòàöèè (ôîòî- è âèäåî-), è èíòåðåñ ê ðàçíîãî ðîäà ìàññîâûì ñïîðòèâíî-îçäîðîâèòåëüíûì çàíÿòèÿì (íà ñ÷¸ò îçäîðîâëåíèÿ, òóò ñîìíèòåëüíî, íî ñîëäàò â ýòîì äóõå, ñïîñîáíûõ ýíåðãè÷íî áåãàòü ñ ðóæü¸ì è ðûòü îêîïû, âîñïèòàòü ïîëó÷èëîñü).
Ïëþñ — ïîòðåáíîñòü â èíäèéñêîì îáùåñòâå ê íàöèîíàëüíîìó ñàìîîñîçíàíèþ, êîãäà àíãëè÷àíå íàäîåëè õóæå ãîðüêîé ðåäüêè, è õî÷åòñÿ óæå íàéòè äîâîäû â ïîëüçó òîãî, ÷òî «íàøà íàöèÿ òîæå íå ëûêîì øèòà, ó íàñ âîí êðóòàÿ éîãà åñòü, êîòîðàÿ è ìîäíàÿ, è ïðèäóìàíà (ÿêîáû) áûëà åù¸ òîãäà, êîãäà âû ïîä ðèìëÿíàìè õîäèëè».

È åù¸ íåñêîëüêî ëþáîïûòíûõ è êðàéíå ïîëåçíûõ äëÿ ïîíèìàíèÿ âîïðîñà ôàêòîâ:

— Êðèøíàìà÷àðüÿ îñíîâàë ñâîþ ìåòîäèêó íà äâóõ êðàéíå àâòîðèòåòíûõ èñòî÷íèêàõ. Âíèìàíèå. Èñòî÷íèêàõ, êîòîðûå êðîìå íåãî íèêòî è íèêîãäà íå âèäåë. Îäèí (Éîãà-êîðóíòà) ñúåëè ìóðàâüè (êàêàÿ äîñàäà) ïîñëå òîãî, êàê îí åãî èçó÷èë, ÷óäîì íàéäÿ â êàêîé-òî áèáëèîòåêå. À âòîðîé… Âíèìàíèå. Ãîòîâû? À âòîðîé î÷åíü àâòîðèòåòíûé èñòî÷íèê ( Éîãà-ðàõàñüÿ) ïðèøåë ê íåìó â ìåäèòàöèè.
È ýòî, åù¸ ðàç íàïîìíþ, îñíîâà âñåé ñåãîäíÿøíåé «çàïàäíîé» éîãè.

— Íà çàïàäå î éîãå øèðîêî óçíàëè òîëüêî ïîñëå âûñòóïëåíèÿ Ñâàìè Âèâåêàíàíäàíû (òåêñò âûñòóïëåíèÿ, êñòàòè, î÷åíü èíòåðåñíî ÷èòàòü, åñòü äåéñòâèòåëüíî ïîëåçíàÿ èíôîðìàöèÿ è ÷óâñòâóåòñÿ èñêðåííÿÿ ëþáîâü ê ñâîåìó äåëó) â 1893 ãîäó íà Âñåìèðíîì ïàðëàìåíòå ðåëèãèé â ×èêàãî. Äî ýòîãî ñëîâî «éîãà» íå èìåëî øèðîêîãî ðàñïðîñòðàíåíèÿ íà çàïàäå. Íî è ïîñëå ýòîãî âûñòóïëåíèÿ éîãà áûëà ñâÿçàíà òîëüêî è èñêëþ÷èòåëüíî ñ ïîíÿòèåì îïðåäåëåííîé ïðàêòèêè ðàáîòû íàä ñîáîé â äóõîâíîì ñìûñëå, à íå ñ ïîíÿòèåì ãèìíàñòèêè.

— Ñàìûå äðåâíèå ôîðìóëèðîâêè, êîòîðûå ãîâîðÿò î òîì, ÷òî òàêîå éîãà, ãëàñÿò:
1. Éîãà åñòü òâåðäîå âëàäåíèå ÷óâñòâàìè (tāṃ yogamiti manyante sthirāmindriyadhāraṇā).
Êàòõà-óïïäíèøàäû, îêîëî 5 â.ä.í.ý.
2. Éîãà — ýòî óñïîêîåíèå âîëíåíèé, ïðèñóùèõ óìó (Yogaschitta vritti nirodhah).
Éîãà-ñóòðû Ïàòàíäæàëè (4-2 â ä.í.ý.)

Òóò, êàê è â äðóãèõ äðåâíèõ òðàêòàòàõ, ñâÿçàííûõ ñ éîãîé, íåò ðå÷è î çäîðîâüå (êðîìå êàê î ïñèõîëîãè÷åñêîì), î ïîâûøåíèè âûíîñëèâîñòè, ãèáêîñòè èëè ïðî äûõàòåëüíóþ ãèìíàñòèêó.
Ïðî ÷àêðû, êñòàòè, ðå÷è òîæå íåò.
À åñòü ïðî óïðàâëåíèå ðàçíûìè âíóòðåííèìè ýíåðãèÿìè, ñîñòîÿíèÿìè è âíèìàíèåì, ïðî ïîçâîíî÷íèê, êîòîðûé íóæíî äåðæàòü ðîâíûì (ò.å. îí äîëæåí áûòü ñòàáèëüíûì) è ïðî äîñòèæåíèå êàéâàëüè (îñâîáîæäåíèÿ), ïðî îáðåòåíèå ñâåðõ-ñïîñîáíîñòåé èëè ïðî áåññìåðòèå, âïðî÷åì, îäíî äðóãîìó íå ìåøàåò.

— Ñåãîäíÿøíÿÿ ôèëîñîôèÿ ïàñòóðàëüíîé õàòõà-éîãè îñíîâûâàåòñÿ â çíà÷èòåëüíîé ñòåïåíè íà íàñëåäèè âîèíñòâåííîé â ïðîøëîì ñåêòû íàòõîâ. Àâòîðèòåòíûå àâòîðû, íàïèñàâøèå Õàòõà-éîãà ïðàäèïèêà, Ãõåðàäà-ñàìõèòà, Øèâà-ñàìõèòà, íà êîòîðûå ññûëàþòñÿ ïî÷òè âñå ñîâðåìåííûå ó÷èòåëÿ, âñå ýòè àâòîðû áûëè íàòõàìè, è èõ âçãëÿä — ýòî òîëüêî îäèí ðàêóðñ èç ìíîæåñòâà, ïðîñòî îí îêàçàëñÿ î÷åíü æèâó÷, áëàãîäàðÿ ñâîåé ýíöèêëîïåäè÷åñêîé ñèñòåìàòèçàöèè è áåðåæíîé ïåðåäà÷è òðàäèöèè.

—  15 âåêå â Õàòõà-éîãà ïðàäèïèêà îïèñûâàåòñÿ âñåãî 15 àñàí. Íà íà÷àëî 20 âåêà øèðîêî èçâåñòíî íå áîëåå 32-34, õîòÿ åñòü òðàêòàòû 18 âåêà, ãäå îïèñûâàåòñÿ áîëåå 120 àñàí. Ñåãîäíÿ àñàí â éîãå áîëåå 1000.

Читайте также:  Упражнения для спины от прострелов

— Íå ñòîèò ñ÷èòàòü, ÷òî àñàíà â éîãå, ýòî êàêîå-òî ìóäðåíîå ïîëîæåíèå òåëà, êîòîðîìó íóæíî ó÷èòüñÿ äîëãî è ìó÷èòåëüíî. Îäíî èç ñàìûõ áàçîâûõ îïðåäåëåíèé, êîòîðîå äàë Ïàòàíäæàëè â ñâîèõ éîãà-ñóòðàõ: «àñàíà, ýòî óäîáíîå è óñòîé÷èâîå ïîëîæåíèå òåëà».
Åñëè âû íà çàíÿòèÿõ ïî éîãå íàõîäèòåñü â íåóäîáíîì è íåóñòîé÷èâîì ïîëîæåíèè, òî ýòî íå àñàíà, êàêîå áû êðàñèâîå íàçâàíèå îíà íè èìåëà. Åñëè âû ñèäèòå íà êîëåíÿõ, è ýòà ïîçèöèÿ íå óäîáíà, òî ýòî íå àñàíà. Åñëè âû ïðîñòî âñòàíåòå ðîâíî è óñòîé÷èâî, ñäåëàâ ýòó ïîçó óäîáíîé, òî ýòî áóäåò ñàìîé íàñòîÿùåé àñàíîé éîãè.

— Éîãà åñòü â áóääèçìå (Øåñòü éîã Íàðîïû, íàïðèìåð), áîëåå òîãî, Áóääà çàíèìàëñÿ éîãîé, ïðåæäå ÷åì ïðèéòè ê ïðîñâåòëåíèþ («Ââåäåíèå â áóääîëîãèþ. Êóðñ ëåêöèé.» Å.À.Òîð÷èíîâ). Íî ïîä ïîíÿòèåì «éîãà» çäåñü ïîíèìàåòñÿ èìåííî íåêèé ìåòîä äóõîâíîé ðàáîòû íàä ñîáîé, à íå éîãà Ïàòàíäæàëè, íàïðèìåð.

—  éîãå äî 20 âåêà (à â óçêèõ êðóãàõ èñòèííûõ, õì, öåíèòåëåé, äî 17-18 âåêîâ) øèðîêî íå ïðàêòèêîâàëèñü àññèìåòðè÷íûå ïîçû, ñâÿçàííûå ñî ñêðóòêàìè, òàê æå, êàê è ãëóáîêèå ïðîãèáû íàçàä. Ñåãîäíÿ áåç ýòèõ ïîç ìíîãèå àäåïòû íå ìîãóò ïðåäñòàâèòü ñåáå ïðàêòèêó éîãè. Ïåðåâ¸ðíóòûå ïîçû áûëè òîæå íå â ÷åñòè.

— Èçâåñòíûé êîìïëåêñ «Ñóðüÿ-íàìàñêàð», êîòîðûé ÷àñòî îïèñûâàåòñÿ êàê «äðåâíèé êîìïëåêñ, êîòîðûé íà ïðîòÿæåíèè ñîòåí/òûñÿ÷ ëåò ïðàêòèêîâàëè éîãè íà âñåì Èíäîñòàíå», íà ñàìîì äåëå áûë ðàçðàáîòàí â 30-å ãîäû 20-ãî âåêà êàê êîìïëåêñ ôèçè÷åñêèõ óïðàæíåíèé â êóëüòóðèçìå, áåç âñÿêîãî îòíîøåíèÿ ê éîãå.
Äðåâíÿÿ ðåëèãèîçíàÿ ïðàêòèêà ïðåêëîíåíèÿ ïåðåä Ñîëíöåì äåéñòâèòåëüíî åñòü, íî íà ýòîò êîìïëåêñ îíà ïîõîæà î÷åíü óñëîâíî.
Ïîäðîáíåå òóò:

https://namaste.md/2016/11/25/%D0%BF%D0%BE%D1%87%D0%B5%D0%BC%…

— Õàòõà-éîãà èçíà÷àëüíî ïåðåâîäèëàñü êàê «éîãà ñèëû», «éîãà ñîâåðøàåìàÿ ïóòåì ïðèëîæåíèÿ ñèëû», «éîãà äàþùàÿ ñèëó», íî íèêàê íå êàê «éîãà îáúåäèíåíèÿ äâóõ ïðîòèâîïîëîæíûõ íà÷àë», õîòÿ èìåííî òàêóþ ôîðìóëèðîâêó (âäîõ-âûäîõ, ñîëíöå-ëóíà, èíü-ÿí) ìîæíî ñëûøàòü ïîâñåìåñòíî. Äîãàäûâàåòåñü, êîãäà ïîÿâèëàñü ýòà ôîðìóëèðîâêà? Èìåííî, â 20 âåêå. Ñàì æå òåðìèí «Õàòõà» â øèðîêèé îáèõîä ââåë â 15 âåêå íàòõ Ñâàìè Ñâàòìàðìà â ñâîåì òðóäå Õàòõà-éîãà ïðàäèïèêà. Ïîäðîáíåå:

https://www.oum.ru/yoga/osnovy-yogi/znachenie-slova-khatkha-…

— Ìèð÷à Ýëèàäå, ïîòðÿñàþùèé èññëåäîâàòåëü éîãè (õîòÿ è î÷åíü íåîäíîçíà÷íûé), ó÷åíèê Øèâàíàíäàíû, âûäåëèë ÷åòûðå àñïåêòà, ðàñêðûâàþùèõ èäåþ èíäèéñêîé äóõîâíîñòè, áóäü òî áóääèçì, èíäóèçì èëè ñàíêõüÿ (êàê ñ÷èòàåòñÿ, ñàíêõüÿ — ýòî êîðíè éîãè, òî, èç ÷åãî îíà âûðîñëà). Âîò îíè:

1. Êàðìà (äåéñòâèå) — çàêîí ïðè÷èííîñòè, òî, ÷òî ñîçäà¸ò ñòðàäàíèå ÷åëîâåêà.
2. Ìàéÿ (èëëþçèÿ) — òî, ÷òî çàñòàâëÿåò íàñ çàáëóæäàòüñÿ è ñîçäàâàòü, ñîáñòâåííî, ïëîõóþ êàðìó.
3. Íèðâàíà (óãàñàíèå ñòðàñòåé è ñòðàäàíèé) — àáñîëþòíàÿ ðåàëüíîñòü âíå Ìàéè, ãäå óæå íå äåéñòâóåò Êàðìà.
4. Éîãà (îáóçäàíèå, ñîåäèíåíèå) — ìåòîä, áëàãîäàðÿ êîòîðîìó ìîæíî âûéòè çà ïðåäåëû Ìàéè è óñïîêîèòü ñòðàäàíèÿ è ñòðàñòè, ò.å. äîñòè÷ü Íèðâàíû.

Êàêèå ìîãóò áûòü âûâîäû èç âñåãî âûøåñêàçàííîãî?

Ïëîõî íå òî, ÷òî éîãà — ýòî íîâîäåë 20 âåêà. Êàê ðàç íåò. ×åëîâå÷åñòâî ìåíÿåòñÿ, îáùåñòâî ìåíÿåòñÿ, êóëüòóðû ðàçíÿòñÿ, êëèìàò ðàçíèòñÿ, à éîãà — ýòî æèâîå ó÷åíèå, íàïðàâëåííîå íà êîíêðåòíûå èçìåíåíèÿ â æèçíè êîíêðåòíûõ ïðàêòèêóþùèõ (à íå íåêîå àáñòðàêòíîå «ïðîñâåòëåíèå» äëÿ íåêîåãî óñëîâíîãî «÷åëîâåêà â âàêóóìå»). Ýòî ó÷åíèå äîëæíî äâèãàòüñÿ, ìåíÿòüñÿ, àäàïòèðîâàòüñÿ, ãîâîðèòü íà îäíîì ÿçûêå ñ ÷åëîâåêîì.
Êàê ãîâîðèë Áóääà, îòâåðãàÿ ôîðìàëèçì òðàäèöèé è ðèòóàëîâ: «Ñóòðà ïðÿìîãî ñìûñëà ÿâëÿåòñÿ ïðèáåæèùåì, à íå ñóòðà, ÷åé ñìûñë åùå íóæíî îïðåäåëèòü. Äóõ ÿâëÿåòñÿ ïðèáåæèùåì, à íå ñëîâî. Ïðÿìîå çíàíèå ÿâëÿåòñÿ ïðèáåæèùåì, à íå çíàíèå, äîáûâàåìîå ïîñðåäñòâîì ðàññóæäåíèé».

È ñ ýòèì ñëîæíî íå ñîãëàñèòüñÿ. Âåäü åñëè ìû ãîâîðèì îá èíñòðóìåíòå, èñïîëüçóÿ êîòîðûé ìîæíî òàê èëè èíà÷å óëó÷øèòü ñâîþ æèçíü â «çäåñü è ñåé÷àñ» (à íå ïðîâîäèì èñòîðè÷åñêîå èññëåäîâàíèå), òî âàæíî íå äîñëîâíîå ñëåäîâàíèå òðàäèöèÿì ÷åðåç òåðíèè óñòàðåâøèõ ìåòàôîð è ôîðìóëèðîâîê. Âàæåí íåïîñðåäñòâåííûé ñìûñë è äóõ ìåòîäà.

Ïîýòîìó éîãà, êàê òàêîé ìåòîä, ìîæåò (è äîëæíà) ìåíÿòüñÿ â ñîîòâåòñòâèè ñ òåì, êàê ìåíÿåòñÿ îáùåñòâî, ñ êàêèìè âûçîâàìè ïðèõîäèòñÿ ñòàëêèâàòüñÿ ëþäÿì, êàê ìåíÿåòñÿ êëèìàò è óñëîâèÿ æèçíè âîîáùå.

Ïëîõî òóò äðóãîå. Íå ïðèíèìàÿ âî âíèìàíèå ïàñòóðîëîãèþ, êèíåçèîëîãèþ è áèîìåõàíèêó, ïðàêòèêà éîãè ñåãîäíÿ ñòðîèòñÿ, îïèðàÿñü ïðåèìóùåñòâåííî íà ïðåäñòàâëåíèÿ âðîäå: «òàê íàäî äåëàòü, ïîòîìó ÷òî òàê äåëàë âîò òîò (èëè êîíêðåòíî ìîé) ó÷èòåëü», «ýòî ïîçèöèÿ âëèÿåò âîò íà ýòè ìûøöû, çíà÷èò îíà äëÿ íèõ ïîëåçíà (áåç ó÷åòà âëèÿíèÿ íà ïîçâîíî÷íèê â öåëîì, áåç ïðèíÿòèÿ âî âíèìàíèå ñîñòîÿíèå ôóíêöèîíàëüíûõ ñèììåòðèé òåëà, áåç ïîíèìàíèÿ òîãî, à çà÷åì âîîáùå íóæíî ðàáîòàòü ñ ýòèìè ìûøöàìè ñ òî÷êè çðåíèÿ ñèñòåìû ñàìîíàòÿæåíèÿ ìÿãêîãî ñêåëåòà â ïðèíöèïå)», «÷åì òî÷íåå îòñòðîåíà ïîçèöèÿ, òåì áîëüøå ïîëüçà îò íåå (à íà ñàìîì äåëå îòñòðîéêà, äà ïðîñòÿò ìåíÿ ïîñëåäîâàòåëè éîãè Àéåíãàðà, ê ïîëüçå îòíîøåíèÿ íèêàêîãî íå èìååò, òîëüêî ê ýñòåòèêå è ïåðôåêöèîíèçìó ñ ïîçèöèé êóëüòóðèçìà).

Äà, åñòü èññëåäîâàíèÿ ôèçèîëîãè÷åñêîãî âîçäåéñòâèÿ òåõ èëè èíûõ óïðàæíåíèé íà ãðóïïû ìûøö è äàæå íà ýíäîêðèííóþ ñèñòåìó, íàïðèìåð êíèãà Ð. Ñ. Ìèíâàëååâà «Ôèçèîëîãè÷åñêèå àñïåêòû èçáðàííûõ àñàí õàòõà-éîãè»., ïî ññûëêå ñêà÷àåòñÿ pdf:

https://www.tapasyoga.ru/docs/101/minvaleevi060514.pdf

Íî ýòîãî äëÿ ïîíèìàíèÿ ïîëíîöåííîãî âîçäåéñòâèÿ óïðàæíåíèé éîãè íåäîñòàòî÷íî.

Èáî åñòü åù¸ êàê ìèíèìóì äâà àñïåêòà, ïðåâîñõîäÿùèõ ïî çíà÷èìîñòè çíàíèå î òîì, êàê èçîìåòðè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ éîãè ðàçâèâàþò ìûøöû è ñòèìóëèðóþò æåëåçû:

1. Âëèÿíèå óïðàæíåíèé íåïîñðåäñòâåííî íà çäîðîâüå ïîçâîíî÷íèêà. Íàïðèìåð, ïåðåâåðíóòûå ïîçû ìîãóò ñòèìóëèðîâàòü ùèòîâèäêó, íî óãðîáèòü ñâÿçêè øåè è øåéíûé îòäåë ïîçâîíî÷íèêà.

2. Âëèÿíèå óïðàæíåíèé íà ñîñòîÿíèå ìÿãêîãî ñêåëåòà è ìûøå÷íîé ñèñòåìû, â ÷àñòíîñòè, íà óðîâåíü ñàìîíàòÿæåíèÿ ìèîôàñöèàëüíîé ñèñòåìû, ãäå íåêîððåêòíî ïîñòðîåííàÿ ïðàêòèêà ìîæåò ïðèâåñòè ê äèñòàáèëèçàöèè ïîçâîíî÷íèêà è óõóäøåíèþ çäîðîâüÿ â öåëîì.

3. Âëèÿíèå íà óðîâíå íåðâíîé ñèñòåìû, â ïåðâóþ î÷åðåäü, öåíòðàëüíîé.
Ïðàâèëüíî ïîñòðîåííîé ïðàêòèêîé ìû ìîæåì âëèÿòü íà òî, êàê ìîçã ôîðìèðóåò äâèæåíèÿ, êîððåêòèðóåò èõ â çàâèñèìîòñòè îò èçìåíåíèÿ ñåíñîðíûõ ñèãíàëîâ, êàê îí ôîðìèðóåò äèíàìè÷åñêóþ ñåíñîðíî-ìîòîðíóþ êàðòó òåëà è, ïî-ñóòè, óïàêîâûâàåò âîâíóòðü ýòîé ñîìàòè÷åñêîé êàðòû âñå íàøè îùóùåíèÿ è ÷óâñòâà, ôîðìèðóÿ òåì ñàìûì îáðàç «ÿ», êàê è ïóòè ðåàëèçàöèè ýòîãî «ÿ».

Íî ýòî òðåáóåò çíàíèÿ è ïîíèìàíèÿ, êàê òàêàÿ ðàáîòà îñóùåñòâëÿåòñÿ, è êàêèå ñóùåñòâóþò «êëþ÷è äîñòóïà» ê íàøåìó ìîçãó ÷åðåç ïðàêòèêó ðàáîòû ñ òåëîì.

Òàê ÷òî, êàê âèäèòå, ñëåïîé âåðå è ïðîñòîé óáåæäåííîñòè, ÷òî «òàê ïðàâèëüíî, ïîòîìó ÷òî òåëó íðàâèòñÿ», òóò íå ìåñòî.

Âî âòîðîé ÷àñòè ìû ïîãîâîðèì î íàó÷íîé îñíîâå, êîòîðàÿ ìîæåò ïîìî÷ü ñóùåñòâåííî ïåðåñìîòðåòü âçãëÿä íà ñëîâî «éîãà» è ðàçîáðàòüñÿ ñ ðåàëüíîé ïîëüçîé, êîòîðóþ éîãà ìîæåò äàòü, è ðåàëüíûì âðåäîì, êîòîðûé ìîæåò ïðè÷èíèòü íåêîððåêòíàÿ ïðàêòèêà.

Äî ñêîðîãî!

Источник