Упражнения лфк для детей в домашних условиях

Упражнения лфк для детей в домашних условиях thumbnail

На чтение 7 мин. Просмотров 2.9k. Опубликовано 06.02.2018

Лечебная физкультура стала неотъемлемой частью детского здоровья. Она являет собой большое количество занятий, упражнений, игр. При регулярных занятиях они позволяют убрать или уменьшить физические недостатки, восстановить организм, нормализовать работу органов и систем.

Положительные стороны занятий ЛФК

Почему занятия ЛФК так необходимы для детского здоровья:

  • Способствует укреплению мышц и их растяжке.
  • Быстро и без медикаментов помогает избавиться от проблем с сухожильями, суставами, мышцами, нервами.
  • Нормализует физическое состояние ребенка.
  • Нормализует координацию движений. Чаще всего применяется для регулировки осанки, избавления от плоскостопия.
  • Служит профилактикой заболеваний опорно-двигательного корсета, тромбозов, воспалительных процессов.
  • ЛФК – настоящее спасение для детей с особыми потребностями. Специально подобранный курс поможет как можно больше обходиться таким детям без сторонней помощи.
  • ЛФК активно применяется для лечения многих заболеваний в педиатрии, спортивной медицине, гинекологии, ортопедии, неврологии, травматологии.

Виды упражнений

Существует несколько классификаций упражнений, которые предназначены для ЛФК. Упражнения должны назначаться только специалистом и зависят от возраста ребенка: до 1 года, дошкольный и школьный возраст.

Второй фактор, который влияет на классификации упражнений – заболевания или состояния организма ребенка, на которое будет направлены упражнения.

Противопоказания к занятиям

Ребенка могут не допустить к занятиям ЛФК, если:

  • Ребенок не идет на контакт с тренером из-за психических расстройств.
  • Имеет заболевания острого инфекционного или воспалительного характера.
  • Есть временное общее недомогание.
  • Есть болевой синдром любого происхождения.
  • Есть признаки кровотечения любого происхождения.
  • Нарушение кровотока, закупорка сосудов инородными частицами.
  • Повышенная температура тела, плохие результаты анализов или обследований, проведенные перед курсом ЛФК.
  • Повышенное артериальное давление.
  • Злокачественные опухоли, метастазы.
  • Серьезные прогрессирующие болезни.

Перед тем, как начать заниматься ЛФК каждому ребенку желательно пройти комплексное обследование, которое назначит врач.

Полезно знать! Кроме выше указанных противопоказаний, учитывается также состояние сердечно-сосудистой системы, ЖКТ, наличие заболеваний, которые нарушают обмен веществ, проблемы со зрением, заболевания позвоночника.

ЛФК для детей

Комплексы упражнений для детей назначают в зависимости от возраста и состояния здоровья каждого ребенка.

Правила при занятиях ЛФК

Каждый отдельно взятый комплекс упражнений требует рассмотрения своих правил проведения занятий и правил безопасности.

Но есть общие правила ЛФК, которые должны знать все, кто хочет пройти такие занятия:

  • Занятия для детей проводит специалист: учитель, врач или тренер.
  • Не стоит нарушать методу проведения ЛФК: сначала разминка, далее основные упражнения, заминка.
  • Не продолжать занятия после начала болевых ощущений, которые могли спровоцировать занятия.
  • Не допускать резких движений во время ЛФК.
  • Не проводить вытягивание позвоночника самостоятельно. Это же касается и занятий на турниках.

Упражнения для детей до 1 года

Виды зависят от возрастной группы малыша:

  • 1-4 месяца. Направлены на нормализацию тонуса конечностей. Идет активное развитие рефлексов.

Чаще всего ЛФК детям до 4 месяцев включает в себе выкладывание на живот, легкое массирование ног и живота, массирование рук, ног, когда ребенок лежит на спине. Развитие рефлекса ползания – под подошвы подставляется ладонь, что заставляет ребенка пытаться ползти.

Рефлекторное сгибание и разгибание – нужно провести пальцами с обеих сторон позвоночника в направлении к шее от таза. Малыш при этом лежит на боку. Упражнение повторяется и на левом, и на правом боку. В качестве массажа применять только поглаживание. Для такой возрастной группы занятия не должны длиться более 8 минут.

  • 4-6 месяцев. Закрепление, обучение двигаться, укрепление мышц спины, шеи.

В качестве упражнений можно использовать: выкладывание на живот, массирование спины и ног, поворачивание с живота на спину и наоборот, руки отводятся в стороны, после чего сводятся, скрещиваются на груди, стимулирование ползания, массирование живота и рук, отведение и соединение ног, согнутых в коленях, сгибание и разгибание ног. Держать в невесомости малыша до 5 секунд полезно для укрепления мышц и развития чувства невесомости.

  • 7-9 месяцев. Здоровый малыш в этот промежуток времени сам садится, встает, стоит, пытается ходить, сам может взять предметы, сесть. ЛФК должна быть направлена на стимуляцию этих процессов и их усовершенствование.

Для этого нужно проводить поднятие рук во все стороны, сгибать и разгибать ноги одновременно, стимулировать повороты на живот или спину с помощью игрушки, задерживать малыша в воздухе до 10 секунд, массаж спины, живота, стимулирование ползания при помощи игрушки, проводить круговые движения в тазобедренных суставах, делать присаживание. Все упражнения сопровождаются словесными указаниями.

  • 10-12 месяцев. ЛФК направлена на усовершенствование таких навыков как стояние, ходьба, приседание и сидение. Обязательно используются голосовые инструкции, несколько исходных положений: сидя, стоя, лежа. Как вспомогательное средство пользоваться предметами, игрушками. После ЛФК провести расслабляющий массаж.

Упражнения для дошкольников

Виды заданий зависят от возрастной группы:

  • 1-3 года. Все умения развиваются и совершенствуются в этом возрасте очень быстро. Рекомендована ежедневная зарядка по 5-6 минут после пробуждения и гимнастические упражнения не менее 2 раз в неделю, направлены на закрепления ходьбы, совершенствование координаций движений.

Рекомендуется проделывать такие упражнения:

Ходить по гимнастической доске, учить ребенка поднимать ноги до палки, которую вверху держит взрослый, присаживание с помощью палки, поднятие груди и головы, лежа на животе, ползание под предметом, который находится на высоте 25-30 см, прыгание через предмет на полу, поднятие и опускание на носочки, ходьба по ребристой поверхности.

  • 4-6 лет. Задания направлены на легкость бега и ходьбы, укрепление мышц. Для этого проводят бег или прыжки с препятствиями, прыжки в высоту, длину, через препятствие, бросание мяча, упражнения на гимнастической стенке. Упражнения направлены на выравнивания или формирования осанки, даются основы спортивных игр. Такие занятия нужно проводить не менее 3 раз в неделю.

Упражнения для школьников

Допускают проведения комплексов по 30-40 минут. В основном они направлены на:

  • формирование правильной осанки,
  • симметрического развития мышц,
  • используется как профилактическое средство от искривления позвоночника,
  • патологий внутренних органов.
  • Поэтому подбирают в зависимости от возраста школьников, их физических возможностей, нарушений в здоровье.

Отметим! В этом возрасте используют для занятий специальный инвентарь и тренажеры. Особая роль отводится активным играм на свежем воздухе, в которых задействованы ходьба, бег, приседание, прыжки, метание. Можно использовать сюжетные игры и игры-эстафеты.

Упражнения при сколиозе

Такие комплексы подбирают индивидуально специалистом. Есть несколько вариантов их проведения: на четвереньках, стоя, лежа.

Они направлены на:

  • снятия нагрузки и напряжения с позвоночника,
  • восстановление мышц спины,
  • нормализацию мышц спины,
  • корректировка осанки и физического состояния,
  • регулировка кровообращения и дыхательной функции.

Количество заданий, их вид зависит от стадии сколиоза.

Упражнения при плоскостопии

К подбору комплексу специальных заданий нужно подойти серьёзно, поскольку неправильные занятия могут даже навредить. Осознано дети начинают делать упражнения от плоскостопия в 5-6 лет. Они должны быть одобрены ортопедом.

Рекомендованные упражнения ЛФК при плоскостопии для дошкольников

  • Сгибание и разгибание стоп, круговые движения стопами по часовой, против часовой стрелки.
  • Поднятие на носочки, опускание на пятки. После этого поочередно пройтись на носочках, на пятках.
  • Полуприседание на пальчики. Ортопеды советуют отложить это упражнения детям, у которых не получается и попробовать опять проделать через пару недель после занятий.
  • Задания в форме игры: достать пальчиками ног мелкие предметы с пола, сделать рисунок пальцами ног, сдвигать и раздвигать пальчики ног.
  • В завершении занятия пройтись на внутренней и на внешней стороне стоп.
Читайте также:  Комплекс упражнений на пресс для девушек в домашних

Особенности ЛФК при плоскостопии для школьников

  • Для школьников допускается повышение нагрузок, усложнение занятий.
  • Сведение, разведения пяток. При этом носки касаются пола.
  • Захват, подъем мяча ногами.
  • Сгибание, разгибание стоп, поднятие и захватывание пальцами ног мелких предметов.
  • Собирание пальцами ног тонкого коврика в складки, катание стопами мяча или палки.
  • В положении стоя полезны перекаты с носков на пятки, приседания на носки, на пятки, занятия на гимнастической стенке, хождение по палке, ребристой, поверхности, коврике с супинаторами.

Выполняя подобные задания очень важна регулярность занятий. Для достижения результатов обязательно нужно пройти весь комплекс.

Примечание! Чтобы ЛФК принесла пользу, был заметен желаемый результат, важно обратиться к специалисту, который проведет правильную диагностику, назначит подходящий комплекс заданий.

Источник

К формированию правильной осанки важно приступать с раннего детского возраста. Малоподвижный образ жизни, связанный с длительным учебным процессом и увлечением компьютерными играми, приводит к искривлению позвоночника. Неправильная осанка, вызванная проблемами с позвоночным столбом, негативно повлияет и на здоровое развитие внутренних органов. Регулярное выполнение лечебной физкультуры для детей – шанс избежать развития серьезных заболеваний или откорректировать уже имеющиеся проблемы со здоровьем.

дети повторяют упражнение за инструктором

ЛФК при нарушении осанки

Осанка – возможность человеческого тела контролировать свое положение в пространстве, на которое влияет действие внешних сил. Такое определение верно для статичной позы и положения тела во время движения.

В определенные периоды жизни детей (6-7, 13-15 лет) начинается ускоренный рост костной массы, интенсивно увеличиваются в размерах внутренние органы. Если к этому времени их мышечная ткань «не подготовлена», то позвоночник остается без «поддержки». Он уязвим для развития патологических изменений, формирования неправильных изгибов. При таких нарушениях у детей уменьшается диапазон движения грудной клетки во время дыхания, начинаются сбои в работе пищеварительного тракта, сердца и сосудов. Наблюдается развитие близорукости.

Чтобы таких опасных последствий не возникло, ребенок должен регулярно развивать мышечную массу. Начиная с 5-6 лет, детям нужно делать зарядку, направленную на профилактику проблем с позвоночником. Если же патологические изменения уже начались, на помощь придет ЛФК для детей с нарушением осанки.

Помните!

Чем раньше начнутся занятия, тем проще исправить осанку.

ЛФК состоит из комплекса лечебных упражнений, которые выполняют такие задачи:

  1. Тренировать мышцы и связки спины (применяют с профилактической целью);
  2. Корректировать положение позвоночника (используют при выявленных дефектах осанки).

Используют упражнения для осанки, разработанные для детей, для таких целей:

  • Укрепить мышечную ткань так, чтобы добиться правильной симметрии;
  • Развивать функцию двигательной активности;
  • Стимулировать правильный обмен веществ, работу сердца и легких;
  • Стабилизировать эмоциональный фон;
  • Устранить легкую степень деформации;
  • Остановить прогрессирование сложных форм.

Занятия ЛФК при нарушении осанки у детей дошкольного и школьного возраста проводят от 2 до 4 раз в неделю 2-3 месяца. Затем делается перерыв в 1 месяц и тренировки возобновляются. Для достижения эффективного результата ребенок должен пройти 4 таких «подхода», причем каждый раз комплекс упражнений усложняют.

Противопоказания

Рекомендуется воздержаться от выполнения упражнений для исправления осанки у детей, если на момент занятий у них зафиксированы такие нарушения здоровья:

  • Болезни, вызванные острыми воспалительными процессами;
  • Вирусные или инфекционные патологии, вызывающие повышенные показатели температуры тела;
  • Ущемление нервных корешков;
  • Сильная суставная или мышечная боль;
  • Прогрессирующий сколиоз.

После того, как заболевания устранили, можно приступать к занятиям.

дети на коврике выполняют упражнение

Подготовительный этап

Несмотря на то, что занятия ЛФК необходимы детям, большинство из них не спешит выполнять нужные упражнения. В этом случае им на помощь должны прийти взрослые. Правильная мотивация и контроль – важные составляющие успеха занятий.

Готовятся к занятиям после того, как врач определит вид нарушения осанки и исключит возможные противопоказания. Независимо от того, какой комплекс упражнений при нарушении осанки для детей определят медики, к ним нужно подготовиться:

  1. Прием пищи осуществлять не ранее, чем за 2 часа до занятий. Предпочтение отдавать продуктам, содержащим сложные углеводы.
  2. С собой всегда иметь питьевую воду.
  3. Проветривать помещение перед тренировкой.
  4. Заниматься в спортивной одежде свободного покроя, чтобы она не стесняла движения.

Вначале занятия проводят в специально оборудованных кабинетах под руководством инструктора. Затем, если состояние здоровья и общее самочувствие ребенка позволяет, продолжить тренировки можно в домашних условиях.

Перед занятиями детям объясняют правила занятий на ЛФК.

  • Нельзя пропускать тренировки без уважительной причины, сокращать или увеличивать их длительность;
  • Во время выполнения упражнений обязательно следить за  правильным дыханием;
  • Все движения выполнять медленно, без рывков;
  • При появлении боли и дискомфорта сообщать инструктору;
  • Если в день занятий плохое самочувствие, то их нужно отменить.

Как и все физкультурные занятия, лечебные упражнения выполняют в такой последовательности:

  1. Разминка;
  2. Основные упражнения;
  3. Расслабление (растяжка).

Упражнения для исправления осанки

Приведем примеры выполнения базовых упражнений для детей разных возрастов.

Разминка

Упражнение 1

Занятия начинают с разминки. Она должна «подготовить» мышцы и связки к последующим нагрузкам, «разогреть» их. Для детей 7 лет можно начать зарядку с такого упражнения.

  • Исходная позиция (И.п.) – стоим прямо с опущенными руками;
  • Во время глубокого вдоха медленно становимся на носочки и поднимаем руки вверх;
  • Тянем руки вверх, стараясь «достать до потолка»;
  • Возвращаемся в исходную позицию, выдыхаем.

Для правильного «разогрева» понадобится 10 подходов.

Упражнение 2

Следующее упражнение направлено на разогрев» мышц рук и шеи:

  • И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль тела;
  • По очереди поднимаем плечи по 5 раз каждое;
  • Делаем махи правой рукой 5 раз;
  • Делаем махи левой рукой 5 раз;
  • Обводим круговыми движениями правой рукой вдоль тела 5 раз;
  • Повторяем это движение левой рукой 5 раз;
  • Делаем двумя руками круговые движения одновременно 5 раз;
  • Возвращаемся в И.п.

Упражнение 3

Дети 10 лет смогут выполнить это упражнение, интенсивно «разминая» мышечную и суставную ткань:

  • И.п. – стоим, расставив широко ноги, опустив руки вдоль тела;
  • Хождение на месте с высоким подъемом коленей в течение 2 минут;
  • Вернуться в исходное положение;
  • Подпрыгнуть на правой ноге 5 раз;
  • Подпрыгнуть на левой ноге 5 раз;
  • Подпрыгнуть на двух ногах 5 раз;
  • Прыгнуть, развернувшись на 180 градусов, 5 раз;
  • Вернуться в исходную позицию;

дети делают упражнение на больших мячах

Основные упражнения

Упражнение 1

  • И.п. – стоим, широко расставив ноги и согнув руки в локтях;
  • На спину кладут гимнастическую палку, удерживая ее локтями;
  • Делаем наклоны вперед, держа спину ровно;
  • Возвращаемся в И.п.

Упражнение 2

  • И.п. – стоя,  широко расставив ноги и согнув руки в локтях;
  • Гимнастическую палку держим за спиной около плеч;
  • Не спеша поднимаем руки с фиксированной палкой вверх;
  • Возвращаемся в исходное положение.

Упражнение 3

  • И.п. – лежа на животе, с выпрямленными в одну линию с телом руками и ногами;
  • На выдохе медленно поднимаем ноги как можно выше;
  • Возвращаемся в И.п.

Упражнение 4

  • И.п. – стоя на четвереньках, делая упор на колени;
  • Вдохнуть и опуститься ягодицами на ступни;
  • Выдохнуть и потянуться всем телом вперед, медленно прогибая спину;
  • Вернуться в И.п.

Упражнение 5

  • И.п. – стоя на четвереньках, делая упор на колени;
  • Выдохнуть и поднять вверх правую руку, повернув к ней голову;
  • Вернуться в исходное положение;
  • Выдохнуть и поднять вверх левую руку, повернув к ней голову;
  • Вернуться в И.п.
Читайте также:  Упражнения для культуристов в домашних условиях

Упражнение 6

  • И.п. – сидя, делая упор на руки;
  • Медленно выдыхаем воздух, приподнимая таз;
  • Вдыхаем и возвращаемся в И.п.

Упражнение 7

  • И.п. – лежа на спине, руки и ноги вытянуты вдоль тела;
  • Упираясь ступнями и ладонями в пол, прогибаем спину, медленно поднимаясь в позицию мостик;
  • Зафиксироваться в таком положении на 2-3 минуты;
  • Вернуться в И.п.

Упражнение 8

  • И.п. – сидя, с широко разведенными в сторону ногами;
  • Правой рукой тянемся к носку левой ноги;
  • Возвращаемся в исходную позицию;
  • Левой рукой тянемся к носку правой ноги;
  • Возвращаемся в И.п.

Упражнение 9

  • И.п. – стоя с вытянутыми вдоль туловища прямыми руками;
  • Сгибаем колено правой ноги и поднимаем его;
  • Делаем под ним хлопок;
  • Сгибаем колено левой ноги и поднимаем его;
  • Делаем под ним хлопок;
  • Вытягиваем правую ногу и поднимаем ее как можно выше;
  • Хлопаем под ней в ладоши;
  • Вытягиваем левую ногу и поднимаем ее как можно выше;
  • Хлопаем под ней в ладоши;
  • Возвращаемся в исходную позицию.

Количество повторений каждого упражнения определяет инструктор. В среднем оно составляет – 5-6 раз.

Упражнение на расслабление

  • И.п.- стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль тела;
  • Подняться на носочки, делая вдох и поднимая руки вверх;
  • Опуститься на всю стопу, делая выдох и опуская руки вниз, наклониться вперед;
  • Вернуться в И.п.

Повторить 10 раз.

Физкультминутка для правильной осанки

Правильная осанка помогает сохранить красивый внешний вид спины и здоровье ребенка. Поэтому не стоит «запускать» ситуацию до лечения уже образовавшейся проблемы. Следите за тем, чтобы ваш ребенок много и активно двигался, занимался спортом. А во время длительных учебных занятий делал перерыв для проведения физкультминутки, которая поможет сохранить правильную осанку.

Для гимнастического перерыва можно использовать любые упражнения, которые помогут «размять» мышцы и связки спины. Например, можно устроить детям конкурс красоты, во время которого они должны удержать на голове как можно дольше книгу, или конкурс отжиманий.

Приучайте своих детей к регулярным физическим нагрузкам с раннего детства, и тогда упражнения на поддержание хорошей осанки станут для них привычным занятием. В этом случае их здоровью и красоте спины ничего не грозит.

Источник

Лечебная физкультура для подростков и детей необходима для их здорового развития. Чем младше ребёнок, тем теснее его умственное и физическое развитие связано друг с другом. В школьном возрасте эта связь становится менее тесной, чем в раннем детстве, но появляется другая проблема – необходимость длительного нахождения в сидячем положении и недостаток движения.

Положительные стороны занятий ЛФК для детей

Лечебная физкультура отличается от обычной тем, что направлена не только на гармоничное физическое развитие, но и на исправление физических дефектов.

Таких, например, как:

  • ускорение выздоровления после болезней;
  • борьба с нарушениями осанки;
  • адаптация детей с врождёнными и приобретёнными нарушениями.

Заболевания, с которыми позволяют справиться физические упражнения:

  • нарушения осанки – тренирует мышцы спины, развивает симметричность тонуса;
  • плоскостопие – тренирует мышцы свода стопы;
  • ДЦП – корректирует нарушения походки и поддержания позы;
  • болезни дыхательной системы — развивает адаптационные возможности;
  • болезни сердечно-сосудистой системы – развивает адаптационные возможности организма;
  • эмоциональные нарушения – развивает навыки взаимодействия с тренером, снижает уровень тревожности.

Для детей до года используются особые комплексы, которые развивают их мускулатуру, готовят мышцы к сидению, ползанью и ходьбе. Каждый из комплексов составлен с учётом целей, для которых он применяется.

Виды упражнений

ЛФК преследует две цели – повысить общий тонус организма, его сопротивляемость болезням и выносливость (ту же цель преследует обычная физкультура) и исправить конкретные нарушения, которые выражены у маленького пациента. Комплекс всегда должен включать упражнения, направленные на обе эти цели.

По воздействию на организм упражнения бывают:

  • дыхательные – развивают дыхательную систему и повышают общий тонус;
  • рефлекторные – тренируют мышцы, повышают общий тонус;
  • координационные – развивают взаимодействие различных групп мышц;
  • растягивающие – равномерно распределяют мышечный тонус;
  • расслабляющие – снимают напряжение после силовых упражнений;
  • коррегирующие – направлены на проработку строго определённого движения.

Составляя комплекс упражнений, следует учитывать, что он должен включать разминку (упражнения на общий тонус, подготовка дыхательной и сердечно-сосудистой системы к активным движениям), упражнения на общий тонус, упражнения на проработку дефекта (коррегирующие, координационные), упражнения на растяжку и расслабление мышц.

Противопоказания к занятиям

Заниматься физкультурой нельзя в следующих случаях:

  • острая форма любого заболевания, в том числе высокая температура;
  • тяжёлые пороки сердца и лёгких требуют специального комплекса упражнений;
  • склонность к кровотечениям;
  • злокачественные опухоли.

Если ребёнок плохо себя чувствует, лучше отказаться от занятия – плохое самочувствие может быть признаком начала острой формы заболевания. При врождённых пороках сердца двигательная активность необходима, но она строго регламентируется специалистами, и такие занятия нельзя назвать ЛФК в привычном смысле слова.

Пациентам назначаются пассивные упражнения, облегчённые версии дыхательных упражнений, прогулки регламентированной длительности.

Правила при занятиях ЛФК с ребенком

Основное правило в лечебной физкультуре – это лечебная манипуляция, и её назначает врач после осмотра и обследования. Проводить занятия должны специалисты, которые имеют медицинское образование. Эти вопросы принципиально важны, поскольку от них зависит здоровье ребёнка.

Комплекс ЛФК, выполняемый неправильно, не принесёт пользы, а может принести вред.

Группы, в которых проводятся занятия, должны быть небольшими. Точный размер зависит от тяжести патологии – чем сложнее состояние детей, тем меньше их должно быть в группе, при тяжёлых заболеваниях нужны индивидуальные занятия. Максимальный размер группы – 12 человек.

Это нужно, чтобы тренер успевал уделить внимание каждому ребёнку, проследил, чтобы дети правильно выполняли упражнения и не отвлекались. Продолжительность каждого занятия – 30-40 мин в зависимости от возраста детей, регулярность занятий – 2-3 раза в неделю.

Чтобы ребёнок, особенно маленький, чувствовал себя комфортно, родителям придётся ходить на занятия вместе с ним. Первый раз малышу могут предложить просто посмотреть, как занимаются другие дети. Нагрузки будут расти постепенно, чтобы организм ребёнка успевал к ним адаптироваться.

Занятие должно начинаться и заканчиваться чем-то приятным для ребёнка. У грудничков это поглаживания, у детей постарше – игровые моменты. Элементы игры сделают тренировку более интересной, стимулируют малыша развивать собственное тело.

Принимать пищу нужно за 45 мин – 3 часа до начала занятия. Полный желудок во время тренировки создаст чувство тяжести и боли в животе, а чувство голода будет отвлекать и не позволит полноценно выполнять упражнения.

Упражнения для новорожденных

Назначение гимнастики для новорожденных – развитие мускулатуры малыша. Назвать её лечебной в полном смысле нельзя – скорее, это развивающая тренировка. Выполняется комплекс упражнений в хорошо проветренном чистом помещении на жёсткой поверхности (пеленальный столик подойдёт, а диван или кровать – вряд ли).

Малыша нужно раздеть, чтоб одежда не сковывала движения, начать занятие нужно с ласковых поглаживаний, чтобы упражнения ассоциировались с приятными эмоциями. Приступать к занятию нужно через 15 мин после кормления, за это время комната успеет проветриться и согреться.

Читайте также:  Упражнения с гирей в домашних условиях для девушек

Несколько упражнений, которые можно делать дома:

  • переворачивания – мама кладёт малыша на спину, переворачивает на животик, чтобы он поднимал головку;
  • подтягивания – мама даёт ребёнку указательные пальцы, чтобы он мог за них ухватиться, после этого подтягивает до сидячего положения;
  • подготовка к ползанью – малыш ежит на животике, и мама даёт ему возможность упереться ножками в свою ладонь;
  • сгибания-разгибания ручек и ножек.

Всё занятие не должно занимать больше 10 минут, иначе малыш устанет. Если ребёнок капризничает, не хочет заниматься, то лучше перенести упражнения на другое время. Важно обращать внимание на реакцию малыша на упражнения – он должен видеть, что родителям интересно его развитие.

ЛФК для детей до года

Лечебная физкультура для детей младше года включает несколько комплексов – они меняются по мере роста малыша, который в первый год жизни происходит очень быстро. До 3 месяцев основной вид упражнений – рефлекторные. Мама или методист ЛФК воздействует на рефлексогенные зоны малыша, а его мышцы в ответ сокращаются.

Эти упражнения не только тренируют мышцы, но и выявляют ряд патологий, если они есть.

Рефлексогенная зонаНормальная реакцияПатологическая реакция
Проведение пальцами с двух сторон от позвоночника снизу вверхРазгибание позвоночника. Упражнение нужно выполнять на каждом бокуОтсутствие разгибания позвоночника, резкие движения конечностей
Поднимание малыша, лежащего на животе, вверх в горизонтальном положенииПопытка поднять голову, позже – поднимание головыОтсутствие попыток поднять голову
Надавливание пальцами на стопуСгибание пальцев в сторону подошвыОтсутствие сгибания, обратное сгибание
Проведение рукой по наружному краю стопыТыльное сгибание большого пальца, расхождение остальных пальцев (рефлекс Бабинского)Другая реакция
Придерживание малыша подмышки над твёрдой поверхностьюПританцовывание, имитация ходьбыОтсутствие реакции

В 3-6 месяцев упражнения нацелены на развитие умения сидеть и ползать. Упражнения напоминают присаживание, топание и пританцовывание. По-прежнему активно используются рефлекторные упражнения, задача которых – общая тренировка мускулатуры и раннее выявление неврологических патологий.

Рефлекс Бабинского к этому времени исчезает, его сохранение – неблагоприятный признак.

Некоторые специалисты считают этот рефлекс патологическим независимо от того, в каком возрасте он выявлен, даже у новорожденных детей. После полугода на первый план выходят пассивные упражнения для рук и ног, развитие тазобедренных суставов, появляются первое активное упражнение – ползанье.

https://www.youtube.com/watch?v=FWrVB_2U5bY

Со временем малыш начинает осваивать больший список активных упражнений – приседания, сгибание  разгибание ног, вставание на ноги, попытки ходьбы. К году здоровый ребёнок умеет стоять, держась за опору, может ходить при помощи взрослых, а небольшие расстояния может пройти самостоятельно.

Упражнения для детей при болезнях суставов

Лечебная физкультура для детей с болезнями суставов направлена на то, чтобы способствовать укреплению связочного аппарата, усилению двигательной активности, разработке мышц. В ряде случаев спортивные занятия становятся единственным способом исправления нарушений.

Заниматься ЛФК можно тогда, когда нет острой боли.

Комплекс упражнений подбирается исходя из особенностей определённого ребёнка. Обязательно в него должны входить и упражнения на общий тонус мышц – в детском возрасте патологии суставов часто бывают следствием общих нарушений в опорно-двигательном аппарате, и для решению проблем необходимо укреплять мышцы комплексно.

Упражнения для суставов ног, позволяющие восстановить подвижность:

  • сгибания-разгибания стопы (стопу нужно тянуть сначала на себя, потом от себя);
  • сжимание и разжимание кулаков;
  • вращения в суставах (колено, голеностоп, тазобедренный, локоть, плечо, лучезапястный);
  • «велосипед» для коленей и тазобедренных суставов;
  • сведение и разведение согнутых ног, затем прямых в положении лёжа (тазобедренные суставы);
  • глубокий присед при широко расставленных ногах (тазобедренный сустав, колени, мышцы ягодиц и бедра);
  • упражнения на баланс («ласточка», стойки на одной ноге) развивают координацию и мышцы ног, выполнять нужно в течение одинакового времени для каждой ноги;
  • «обними себя» — плечевой сустав.

При патологиях суставов рук упражнения выполняются только под руководством методиста ЛФК – плечевой и локтевой сустав очень легко повредить, поэтому правильное выполнение заданий становится критически важным.

Упражнения для дошкольников

Основа занятий для дошкольников – развитие координации движений и социализации. В этом возрасте рекомендованы групповые занятия, чтобы ребята учились взаимодействовать друг с другом (не все дошкольники имеют возможность ходить в детский сад, но в школе с необходимостью взаимоотношений в коллективе сталкиваются многие).

Координационные упражнения позволяют развить ловкость, научиться чувствовать собственное тело.

Пример комплекса упражнений для дошкольников:

  • поднимание рук с одновременным вставанием на цыпочки – развивает равновесие и координацию;
  • отведение рук назад с одновременным приседанием – также необходимо для удержания равновесия и координации;
  • «Ласточка» — развитие равновесия;
  • облегчённая форма «ласточки» — стойка на одной ноге с разведёнными в стороны руками;
  • упражнения с гимнастической палкой, мячом, скакалкой – развитие координации, работы со спортивными снарядами;
  • командные игры – выработка навыков командного взаимодействия, чувства партнёрства.

С комплексом физических упражнений для детей младшего школьного возраста, можно ознакомиться здесь:

https://www.youtube.com/watch?v=LJcONmQhKQs

В дошкольном возрасте уже выделяются группы здоровья, которые потом будут иметь значение в школе. Пока это носит предварительный характер. Основная группа – это здоровые дети, на которых ориентируются нормативы физической подготовки. Подготовительная —  дети с ослабленным здоровьем – выздоравливающие после травм, болезней и т.д. К ним предъявляются менее строгие требования.

Если есть возможность, подготовительная группа занимается отдельно от основной.

Лечебная физкультура для спецгруппы (детей с серьёзными болезнями или восстанавливающихся после травм) заключается в выполнении упражнений, направленных на общий тонус, повышение выносливости и адаптации организма к патологии.

Занятия специальной группы проходят отдельно от основной и подготовительной, желательно формирование групп по схожести патологии. Методист, занимающийся с группой, должен иметь медицинское образование или на занятиях присутствует медсестра. Комплекс упражнений разрабатывается для каждой группы.

Комплекс упражнений для подростков

Ряд врождённых патологий остаётся с человеком всю жизнь, и ЛФК необходима, чтобы поддерживать хорошее самочувствие и работоспособность. Кроме того, часть врождённых заболеваний манифестирует именно в период полового созревания. Третья проблема подросткового возраста – травмы, которые подростки получают в процессе познания мира.

Все эти патологии требуют медицинского внимания. Комплексы упражнений становятся сложнее и разнообразнее, из них исчезает игровой элемент, появляется больше упражнений, направленных на развитие мышечной силы (даже у страдающих различными патологиями).

Упражнения при сколиозе

Сколиоз – самая распространённая причина назначения ЛФК для детей. Наиболее эффективно корректируется в дошкольном возрасте. Цель упражнений – выработать равномерно развитый мышечный корсет спины, который будет поддерживать позвоночник в правильном положении и со временем способствует выправлению осанки.

Показания для ЛФК – сколиоз 1-2 степени, при более сильных нарушениях занятий недостаточно.

Лечебная физкультура для детей со сколиозом проводится в группах по 6-7 человек. Комплекс начинается с разминки, подготавливающей мышцы к активной работе. Основная задача упражнений – формирование правильной осанки. Методист поможет принять правильное положение в начале занятия, а в процессе будет следить за тем, чтобы дети его сохраняли. Все упражнения выполняются с прямой спиной.

Лечебная физку