Упражнения на спине из хореографии

Упражнения на спине из хореографии thumbnail

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дом Детского Творчества Нижегородского района»

Структурное подразделение Центр детского творчества «Созвездие»

Методическая разработка занятия «Развитие подвижности позвоночника в современной хореографии и элементы контактной импровизации»

Разработал педагог д.о.

Пазухина Ю.В.

2016 г.

Введение

Данный урок проводится в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «С любовью к России» на 7 –ом году обучения, для детей с 15 лет. Данный урок разработан в помощь педагогам преподающим современную хореографию на базе других танцевальных направлений. Урок предназначен для ознакомления с основными терминами современной хореографии и правильностью исполнения базовых движений.

Тема занятия : «Развитие подвижности позвоночника в современной хореографии и элементы контактной импровизации»

Цель занятия: развитие подвижности позвоночника, достижение достаточного расслабления мышц позвоночника.

Задачи:

Предметные:

  • формировать систему знаний по современному танцу

Личностные:

  • Развивать физическую культуру и навыки здорового образа жизни
  • Создавать условия для развития хореографических способностей воспитанников
  • Развивать творческие способности воспитанников

Метапредметные

  • Содействовать процессам саморазвития личности
  • Содействовать самореализации, самоутверждения личности воспитанников, создавая условия для развития их социальной активности
  • Создавать условия для формирования детского коллектива, как средства развития личности

Методическое обеспечение: танцевальный зал, магнитофон, телевизор для просмотра видео фрагмента, зеркала.

Ход занятия:

5 минут – вводная часть

5-7 минут – разогрев

10 минут – партер

10 минут – кросс

30 минут – упражнение

10 минут – отдых

20 минут – закрепление урока

Вводная часть

Танец модерн и джазовый танец долгие годы развивались как самостоятельные направления, и только в 70-е годы начался процесс заимствования приёмов из различных школ. Причём не только из вышеупомянутых  техник, но и из классического балета.

Основное отличие джаз танца, танца модерн и классического балета прежде всего лежит в держании позвоночника. Если в классическом балете позвоночник является осью всего тела, осью вращения и прыжка, то в джазовом танце все диаметрально противоположно – позвоночник мягкий и расслабленный.

В танце-модерн позвоночник, как и в классическом танце, является осью движения, но не всегда ось направлена строго вертикально, а очень часто изгибается в различных отделах.

Задача занятия

Добиться достаточной свободы позвоночника, что бы совершать движения различных частей. Но в тоже время тело должно быть достаточно напряженным, что бы движения были энергичны. Умение распределять напряжение в позвоночнике называется релаксаций.

Разогрев

Задача данного раздела – разогреть все мышцы тела (или нужные для дальнейшей работы)

Упражнение 1

На середине зала

И.П. – 2 параллельная позиция ног, руки свободно опущены вдоль торса.

1-4 – Начиная от головы, спиральное закручивание торса вперёд вниз до точки расположения 7 позвоночника (rolldown)

5-8 – качение корпуса вверх-вниз на каждый счёт(bounce).

1-4 – Углубить rolldown до точки 14-15 позвонка

5-8 – повторить bounce.

1-4 Углубить rolldown до максимального наклона вниз, руки свободны.

5-8 – повторить bounce.

1-16 – Rollup.

Упражнение 2

И.П. – 2 парал.поз. ног, руки свободно опущены вдоль торса.

1-8 – Rolldown, руки касаются пола.

1-4 – Demi-plie

5-8 – Вытянуть колени.

1-8 – Rollup

1-4 – Подняться на полупальцы.

5- Опустить всю стопу

6- Перевести стопы в 1 аут позицию.

7-8 – Пауза.

1-24 – Повторить по 1 аут – позиции, на счёт 6 перевести стопы во 2 парал. поз.

1-24 – Повторить по 2 парал. поз. ног, на счёт 6 перевести во 2 аут-поз.

1-24 – Повторить по2 аут-поз., на счёт 6 через battementtendu закрыть П.Н. а И.П.

Упражнение 3

И.П. – 1 аут-поз. ног, руки свободно опущены вдоль торса.

1-4 –Наклонить торс влево, одновременно отвести бёдра и ноги вправо, П.Р. в III  поз., Л.Р. в подготовительном положении.

5-8- И.П.

1-8 – Повторить в другую сторону.

1-4 – Повторить 1-4, руки диагонально, П.Р. в V пол. вверху, Л.Р. в V-пол. внизу.

5-8 – Не останавливаясь, в центре исполнить в другую сторону.

1-8 – Повторить последние 8 счетов.

Упражнение 4

И.П. – 2 парал. поз. ног, руки во II поз., локти выпрямлены, ладони вниз.

1-4 – Twist торса вправо

5-8 – Повторить влево.

1-4 – Повторить вправо.

5-8 – Сохраняя twist, arch торса.

1-8 – влево.

Упражнение 5

И.П. – 2 парал.поз. ног, руки в III поз.

1-4 –Flatback вперёд

5-8 – Demi-plie

1-4 – Вытянуть колени, сохраняя положение flatback.

5-8 –Low back

7-8 – Flat back

1- Drop торсавперёд.

2- Flatback.

3-4 – Повторить 1-2.

5 – Droup торса вниз.

6-8 – Rollup.

Рекомендация для педагога: обратите внимание на то, чтобы движение позвоночника всегда начиналось в пояснице; расслабление, напряжение и округление позвоночника начинается в крестцовом отделе. Не начинать движения от плеч или головы.

Партер

Более эффективны упражнения на изоляцию на данном уровне, т.к. вес тел держать ненужно и все центры двигаются свободно)

Упражнение 6

И.П. – Frog-position, руки, вытянутые в локтях, лежат на коленях.

1-4 – Выдох – округлить спину, голова слегка наклоняется вперёд.

5-8 – Вдох – спина выпрямляется в вертикальное положение.

Установите взаимосвязь дыхания и движением позвоночника. Движение всегда начинаются из пояснично-крестцового отдела, как при округлении, так и при выпрямлении, последней в движение приходит голова, являясь как бы «последним» позвонком. Недопустимо начинать округление, а в дальнейшем и contraction с движения головы.

Упражнение 7

И.П. – Frog-position, руки во II поз.

1-4 – Четыре bounce торсом вперёд, сохраняя прямую линию, голова на одной оси с позвоночником, руки на одной прямой с плечами.

Читайте также:  Тяжелые базовые упражнения для спины

5- Расслабить торс, droup вперёд, руками взять стопы, голова касается пяток.

6-7 – Сохраняя максимальный наклон, выпрямить спину диагонально вперёд.

8 – И.П.

При всех  bounce – наклонах необходимо следить за вертикальным положением спины, голова продолжает линию торса и не наклоняется вперёд или назад.

Упражнение 8

И.П. – Frog-position, руки, вытянутые в локтях, лежат на коленях.

1-4 Battment devloppe П.Н. вперёд, нога выворотная

5- Flex стопы.

6- Point.

7-8 – закрыть ноги в И.П.

1-8 – Повторить с Л.Н.

При открытии ноги в воздух торс должен оставаться неподвижны и в строго вертикальном положении, недопустимо отклонение от ноги или округление спины. Высота подъема зависит от возможности учащихся.

Упражнение 9

И.П.- Первая поз. Ног, руки в I поз.

1-4 Bounce торсом вперёд.

5- Расслабить торс и наклониться максимально вперёд, руками взять щиколотки ног.

6-7 – Выпрямить торс диагонально вперёд, держась руками за щиколотки.

8- И.П.

Упражнение 10

И.П. — Первая поз. Ног, руки в I поз.

1- Flex стоп (пятки отрываются от пола)

2- Point.

3- Flex стоп, одновременно – выдох и contraction

4 —  И.П.

Кросс. Передвижение в пространстве.

Задачи этого раздела – развить танцевальность, приобрести манеру и стиль современного танца. Виды движений: шаги, прыжки и вращения, сочетания этих элементов.

Комбинация

Завершающим разделом урока современного танца является комбинация. Здесь  все зависит от фантазии педагога, его балетмейстерских способностей. Комбинации могут быть на различные виды шагов, движения изолированных центров, вращений.

Могут быть комбинации в партере, связанные с положением contraction и release, спиралями и твистами торса, а так же с нетрадиционными передвижениями на полу с использованием элементов акробатики и т.д. комбинации могут быть на основе движений, заимствованных из модных стилей бытовой хореографии.

Однако, главное требование к комбинации – ее танцевальность, использование определенного рисунка движения, различных направлений и ракурсов, чередование сильных и слабых движений, т.е. использование всех средств танцевальной выразительности, раскрывающих индивидуальность исполнителя.

Обычно комбинация изучается на протяжении 3-4 уроков, шлифуется и отрабатывается. Возможен путь, когда несколько комбинаций соединяются в единый, хореографически выстроенный номер. Также могут использоваться для разучивания элементы импровизации самих учащихся.

Отдых

Просмотр видео ролика выступления ведущих танцоров современной хореографии и ролика о контактной импровизации.( См. Приложение 1, Приложение 2 на диске)

Закрепление урока

Закрепление урока проводится в игровой форме – контактная импровизация.           Контактная Импровизация, Перфоманс (КИ) — это вид физического взаимодействия между людьми в свободном импровизационном танце. 

Задание 1

Один ложится на пол, лицом вниз. Второй надавливает на отдельные части тела отдавая свой вес на 30 %. Потом поменяться местами.

Задание 2

Использую пластику тела двигаться в пространстве, постоянно соприкасаясь с партнером любой частью тела.

Задание 3

Один представляет, что он — скульптор, второй – глина. «Скульптор» начинает «лепить» из глины фигурки, при этом «глина» поддаётся и принимает нужную форму. После этого скульптор должен обрисовать запястьем любой контур своей скульптуры. Затем поменяться ролями.

Задание 4

Самому придумать комбинацию на 16 тактов. Далее изменить её по следующим критериям:

-быстрая

-медленная

-неоднородная по темпу

-пространственная (работать во всех направлениях)

— в другой плоскости( есть вся комбинация на полу , нужно показать её стоя на ногах)

Литература:

  1. В.Ю. Никитин «МОДЕРН –ДЖАЗ ТАНЕЦ. Этапы развития. Метод. Техника.»
  2. С.С. Полятков «Основы современного танца»

Источник

Как влияют балетные упражнения на осанку?

Очень положительно! «Когда человек начинает занятия в балетном классе, первые тренировки как раз и направлены на то, чтобы сформировать правильное положение спины, — комментирует Яна Татарунис, педагог по балету школы танца Александра Могилева «ЭТО». — Потому что осанка — это есть та ось в танце, на которую потом в балете «нанизываются» все знания и умения. Батманы, прыжки — все это происходит не только за счет силы ног и растяжки, но и, пожалуй, за счет работы спины».

Работать над осанкой очень важно не только в эстетических целях (прямая спина — кратчайший путь к «обретению» красивого бюста и плоского живота). «Она также обеспечивает и нормальную работу организма и защищает наш опорно-двигательный аппарат от перегрузок и травм. За счет того, что осанка выравнивает наше тело, нагрузка распределяется равномерно», — добавляет Яна Татарунис.

Интересен и «механизм» балетных упражнений. «Балет — это сочетание гибкости и силы, причем силы не мужской, а такой, которая добавляет женственности, — отмечает Екатерина Юрочкина, основательница школы растяжки и балета YaYaDance и автор программы «Фитнес-балет онлайн». — Это происходит благодаря тому, что балет задействует внутренние мышцы. Плюс,  балетные упражнения построены на вытяжении спины. Причем вытягивается не только спина, но и шея. Не случайно мы любуемся длинными, лебедиными шеями балерин. Также в балете много упражнений, связанных с раскрытием верхней части спины. Все это и формирует королевскую осанку. Здоровая спина, грациозность и стройность без «мужского» фитнеса и внешних утяжелителей — это то, что дают занятия балетом и боди-балетом».

Балет — это силовые или кардионагрузки?

И то, и другое. «Это микс силовой и аэробной нагрузки, — поясняет Екатерина Юрочкина. — Секрет прокачки — в особой выворотной позиции ног. Благодаря ей, мы прокачиваем не только внешние, но и внутренние, глубокие мышцы. Тело становится сильным, но при этом остается изящным и женственным. Также во время тренировки мы обязательно делаем кардио-пик — 5-7 минут сверхэффективных кардио-упражнений (батманы, релеве, полупрыжки). В это время происходит наиболее интенсивное жиросжигание, сушка и разогрев мышц всего тела».

Читайте также:  Упражнения на мышцы спины дома для девушек видео

Балетные упражнения по-особому воздействуют на мышцы. «Если брать разогрев на балетном класс, все упражнения направлены на то, чтобы мышца и напрягалась, и в то же время растягивалась. То есть ваши мышцы станут не только сильными, но и эластичными, мягкими, длинными, — отмечает Яна Татарунис. — Ноги мы поднимаем и за счет силы мышц, и за счет растяжки. Из больших плюсов — у балерин, как правило, не бывает перекаченных ног и рук, именно за счет растяжки. Мышцы есть, они очень сильные, длинные, красивые».

Таким образом, выполняя балетные упражнения, вы сможете укрепить мускулатуру, визуально подтянуть фигуру и избежать излишней рельефности. «В отличие от занятий с внешними утяжелителями (гантели, гири и прочее) балет делает мышцы не выпукло-рельефными, а сильными, гладкими и эластичными, — говорит Екатерина Юрочкина. — Благодаря этому вся ваша фигура как бы «вытягивается», шея, ноги, руки и даже пальцы становятся визуально длиннее».

Кому подойдут балетные упражнения

Возрастных ограничений для занятий балетом нет. «Если у человека нет тяжелых заболеваний, и ему разрешены физические нагрузки в целом, то и на балетные упражнения ограничений нет, — отмечает Екатерина Юрочкина. — Более того, занятия балетом и боди-балетом помогают смягчить некоторые хронические проблемы. Например, связанные с осанкой и спиной. Ученицы через один-два месяца регулярных тренировок забывают о болях в спине, появляется грациозность, плавность и легкость движений. Налаживается сон, улучшается настроение. Бонусом ученицы получают подтянутое тело и минус 3-5 кг на весах. Балет способствует гармоничному развитию всего тела, а не отдельных его частей».

Однако если у вас есть некоторые проблемы со здоровьем, к занятиям балетом нужно относиться с осторожностью. «Ограничением к тренировкам могут стать проблемы с коленями, плоскостопие, вальгусная деформация, большие грыжи и протрузии, — добавляет Яна Татарунис. — Для таких случаев врачи рекомендуют отдельные терапевтические упражнения. Вы можете проконсультироваться со специалистом и заниматься с минимальной нагрузкой на проблемные зоны (например, вместо полупальцев оставаться на полной стопе)».

Какие ошибки чаще всего допускают на занятиях балетом

Эти недочеты способны свести к минимуму все ваши усилия во время уроков балета.

  • Неправильная осанка. «Во всех упражнениях отслеживайте ее, — говорит Яна Татарунис. — Откуда выстраивается осанка? От ваших стоп. Вы всегда должны очень плотно стоять на полу, чувствовать пол. Дальше мы исследуем свое тело. Смотрим, куда у нас направлены колени. Они обязательно должны смотреть в сторону среднего пальца ноги. Следующий очень важный момент — это наш живот. Мы его не втягиваем, чтобы не надувалась грудная клетка, но мы его подтягивает вверх на выдохе. Вы сразу же почувствуете в вашем крестце, спина отзовется. У нас всегда подбородок параллельно полу, и голова чуть отведена назад. Даже если вы вспомните о голове, это уже выровняет ваш позвоночник».
  • Компенсация недостаточной растяжки движениями спины. «Например, во время наклона к ноге очень многие начинают сгибать спину, это неверно, — добавляет Яна Татурнис. — Пусть это будет не так низко, как вы рассчитываете сейчас, но это будет по-королевски. У вас два ровных бедра, два ровных плеча, и вы всегда наклоняетесь чуть в диагональ животом, потом грудью и только потом голова».
  • Неправильное дыхание. «На занятиях мы всегда очень равномерно, спокойно дышим, — говорит Яна Татарунс. — Важно совершать основное усилие и вытяжение на выдохе. Почему? Потому что на выдохе наши мышцы разжимаются. Напряженная мышца очень твердая и не эластичная. Выдохом ваша мышца удлиняется, и вам легче выполнять упражнение. Всегда, прилагая какое-то усилие, выдыхаем в мышцы».

Какие упражнения балета подойдут всем

Мы попросили экспертов составить комплекс балетных упражнений, которые помогут улучшить осанку и укрепить основные группы мышц. Выполняйте их все (если хотите проработать все мышцы тела) или только те, что задействуют одну определенную зону тела.

Как построить занятие

  • Начните тренировку с легкой суставной гимнастики.
  • Выполняйте все упражнения в 3 подхода по 8 повторов в каждом.
  • Не торопитесь и четко соблюдайте технику выполнения упражнения.
  • Занимайтесь по этой программе 3-4 раза в неделю.

Для выполнения комплекса вам понадобится коврик, полотенце и стул с высокой спинкой (или подоконник).

Активная разминка

Комментарий Яны Татарунис: «Это упражнение хорошо растягивает грудной отдел. Это основа нашей осанки, так как в первую очередь все нарушения видны здесь — сутулость или перегиб. Хорошо проработанный грудной отдел возвращает спину в правильное положение и улучшает работу всех внутренних органов».

Встаньте прямо, стопы поставьте на ширине плеч, носки вперед. Распределите вес тела равномерно по всей стопе, выравнивайте спину. Поднимите руки вверх на вдохе и сильно раскройте грудную клетку, взгляд направлен в потолок, растягивайте спину по всей поверхности. Задержитесь в этом положении на 3-4 секунды. Следите за плечами, чтобы они не поднимались к ушам вслед за руками. На выдохе раскройте руки в стороны и переведите их вперед, разместив ладони перед собой. Сцепите пальцы в замок и сильно-сильно округлите спину как кошка. Одновременно с этим слегка согните ноги в коленях. Копчик при этом подкручен, выполните 8-10 повторов.

Читайте также:  Какие упражнения для спины нужно делать при протрузии

Первое упражнение

Комментарий Яны Татарунис: «Также для растяжки грудного отдела хорошо подходит упражнение с полотенцем (можно заменить на скакалку, спортивную резинку, ремень, пояс от халата). Мое любимое упражнение, да и, наверное, нравится всем танцорам. Оно хорошо раскрывает грудную клетку, плюс идет работа лопаток и среднего отдела спины.».

Возьмите полотенце обеими руками, встаньте прямо, расставьте ладони пошире, чтобы  плечевой сустав не был зажат при движениях. Ноги поставьте на ширине плеч, носки смотрят прямо. Плавно поднимите руки вверх над собой и попытайтесь их максимально увести назад, удерживая в ладонях полотенце, затем вернитесь в исходное положение. Проворачиваться в плечевом суставе полностью, как это делают гимнасты, не нужно. Выполните 8-10 повторов упражнения.

Второе упражнение

Комментарий Яны Татарунис: «Можно также поработать с мышцами спины, грудного отдела и небольшим растяжением. Это то, что формирует нашу осанку. Для выполнения этого упражнения вам понадобится диван или стул. В балетном классе мы обычно задействуем станок, стул или другую доступную мебель».

Лягте на живот головой к дивану, руки вытяните вдоль туловища. Плавно поднимайте над полом подбородок, голову, спину (как будто кто-то за руки тянет вас назад). Выдохните  в течение секунды-двух, медленно переведите руки вперед, не опуская корпус. Положите руки на диван, опираясь на него, пытайтесь приподняться на ровных руках, взгляд направлен вниз. Главное здесь – не допускать болевых ощущений, не пытаться «продавить» дальше своего предела. Зафиксируйте это положение. Не опуская корпус, разведите  руки в стороны, затем прижмите их к корпусу. Плавно опуститесь в исходное положение, выполните 8-10 повторов.

Третье упражнение

Комментарий Яны Татарунис: «Здесь мы задействуем заднюю поверхность бедер, которая связана прямой длинной мышцей с нашей спиной. Крепкие и растянутые ноги также формируют нашу осанку за счет того, что снимают со спины лишнюю нагрузку».

Встаньте перед стулом, опустите руки на спинку, головой и корпусом слегка наклонитесь вперед. Поднимите правую ногу назад, направляя носок стопы вниз. Ощутите работу ягодицы и задней поверхности бедра. Поднимите ногу настолько, чтобы образовалась прямая линия от спины до ноги. Удерживая ногу в этом положении, начните медленно и плавно разворачивать правое колено и бедро вправо. Останьтесь в этом положении 2 секунды, затем разверните стопу и бедро обратно, не опуская стопу на пол. Выполните еще 4 таких движений, затем опустите стопу на пол. Это один подход. Сделайте 2-3 таких в каждую сторону.

Четвертое упражнение

Комментарий Екатерины Юрочкиной: «Это упражнение для изящных балетных рук. Выполняя его, контролируйте положение шеи и плеч — не напрягайте их».

Встаньте прямо, плавно поднимите руки в стороны на уровне плеч. Сгибая локти и опуская их вниз, подтяните кисти ближе к лицу, затем снова оттолкните их в стороны. Сохраняйте спину прямой, макушкой тянитесь вверх. Выполните 8 плавных движений — это один подход. Затем плавно опустите руки вниз и слегка встряхните. Выполните 3 подхода упражнения.

Пятое упражнение

Встаньте в первую позицию: пятки вместе, носки врозь, плечи натянуты вниз, спина прямая, макушкой тянитесь вверх. Расположите руки перед собой. Затем плавно поднимите их вверх, опустите в стороны и вниз. Это составит один повтор, выполните 8 таких повторов. Отдохните в течение 20 секунд, затем выполните еще 2 подхода. Затем выполните еще 3 подхода, повторяя все движения в быстром темпе.

Шестое упражнение

Комментарий Екатерины Юрочкиной: «Это упражнение  помогает растянуть боковые мышцы спины. На занятиях мы обычно используем балетный станок, а в домашних условиях подойдет любая опора: стул, стол, подоконник».

Встаньте правым боком к опоре, заняв первую позицию: пятки вместе, носки врозь. Макушкой тянитесь вверх. Отведите левую руку в сторону, выполните наклон корпуса к опоре, тянитесь вверх и вправо. Выполните 8 наклонов. Затем зафиксируйтесь на 8 счетов в наклоне, это составит один подход. Выполните 3 таких в каждую сторону.

Седьмое упражнение

Комментарий Екатерины Юрочкиной: «Это упражнение поможет быстро расслабить и растянуть спину и плечи, особенно актуально после длинного трудового дня».

Встаньте лицом к стене (можно использовать стул или стол), ноги поставьте чуть шире плеч. Потянитесь руками вверх, наклонитесь, упритесь ладонями в стену. «Провисните» корпусом немного вниз, ноги и локти прямые, спина прямая. Задержитесь в этом положении на несколько секунд. Далее слегка скрутитесь в грудном отделе и вернитесь в исходное положение. Выполните 6-7 таких движений.

Восьмое упражнение

Встаньте лицом к стене (можно использовать стул, стол, балетный станок и т.п.), ноги расставьте шире плеч. Потянитесь руками вверх, наклонитесь, упритесь ладонями в стену. Прогните спину вниз, останьтесь в таком положении на 8 счетов. Затем слегка согните колени, сохраняя прогиб в спине. Выпрямите колени. Это составит один повтор, выполните 8 таких повторов.

Занимайтесь по этой программе 3-4 раза в неделю или чаще, если чувствуете потребность в этом. Постарайтесь постепенно повышать нагрузку, ускоряя темп или увеличивая количество повторов в упражнениях.

Источник