Упражнения для спины детям дцп

Упражнения для спины детям дцп thumbnail

Медицинский эксперт статьи

Fact-checked

х

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

ДЦП – серьезная патология, которая связана с нарушением мозговых функций, ответственных за движения. Такие нарушения не усугубляются с ростом и развитием ребенка: они возникают при рождении и не исчезают с возрастом. Упражнения для детей с ДЦП – важный момент помощи больному малышу, ведь расстройства двигательной функции часто выражаются в слабости некоторых мышечных групп.

Занятия могут позволить ребенку больше координировать свои движения, по возможности выпрямить походку, улучшить повороты шейного отдела.

Упражнения лечебной физкультуры лучше чередовать с сеансами массажа, а также с другими процедурами, улучшающими микроциркуляцию в тканях.

trusted-source[1], [2], [3], [4], [5]

Лечебная физкультура при ДЦП

Применение занятий лечебной гимнастикой при ДЦП входит в обязательную схему детского медицинского восстановления, как активная составляющая комплексного лечения, средство поддержания организма ребенка в активном двигательном состоянии, стимулятор внутренних резервов и защитных сил.

Из чего состоит комплекс лечебной физкультуры?

  • Выполнение физических упражнений, самостоятельно или при помощи взрослых.
  • Массажные процедуры.
  • Закаливание и укрепление организма, активный образ жизни.
  • Рефлексотерапия, иглоукалывание.
  • Привлечение ребенка к легкой трудовой деятельности.

Все перечисленные методы в комплексе способны вылечить патологические расстройства и восстановить поврежденные функции пациента. Помимо этого, улучшается общее состояние организма, укрепляется иммунитет, стабилизируется психологическое состояние ребенка.

Успех в лечении детей с ДЦП напрямую зависит от четкого соблюдения графика тренировок, недопущения пропуска занятий, поддерживания режима дня. Однако необходимо отдавать себе отчет в том, что процесс восстановления будет длительным и достаточно сложным.

Основные направления и цели занятий:

  • приведение мышечной системы в нормальный тонус, укрепление неразвитой и ослабленной мускулатуры;
  • улучшение движений в суставах;
  • развитие координационных функций, умения поддерживать равновесие;
  • разработка навыков самостоятельной смены положений тела (стояния, сидения, передвижений);
  • активизация двигательных функций (подвижные игры, развитие реакции);
  • развитие самостоятельности, прививание бытовых и трудовых навыков.

Любой комплекс упражнений следует начинать с верхней части туловища, а заканчивать нижними конечностями. Иногда ребенку легче выполнять упражнения перед зеркалом: имея возможность следить за своими движениями, малышу легче их координировать.

Комплекс упражнений для детей с ДЦП

Предлагаем вам ознакомиться с рядом наиболее эффективных упражнений, которые рекомендуются для проведения детям с ДЦП.

Занятия, развивающие навыки движения:

  • ребенок сидит на корточках, взрослый становится перед ним так же, кладет ручки ребенка на свои плечи и, придерживая его у пояса, пытается поставить малыша на колени;
  • ребенок стоит на коленях, взрослый поддерживает его подмышками и наклоняет в разные стороны. Такой прием позволяет ребенку научиться распределять нагрузку то на правую, то на левую ножку;
  • взрослый стоит позади стоящего ребенка, придерживая его подмышки, и мягко толкает своими коленями подколенные впадины ребенка, заставляя его присесть;
  • ребенок сидит на стуле, взрослый стоит напротив него, зафиксировав его ножки, прижав ступни к полу. Взрослый берет руки ребенка и вытягивает их кпереди и кверху, что заставляет малыша встать;
  • придерживая ребенка, просить его постоять попеременно на каждой ножке, стараясь сохранить равновесие;
  • подстраховывая ребенка за руки, производить толчки и тянущие движения в разные стороны, заставляя ребенка сделать шаг.

Занятия для нормализации суставных функций:

  • ребенок лежит на спине, одна ножка вытянута, а другую следует постепенно приводить коленом к животу, после чего вернуться в первоначальное положение;
  • ребенок лежит на боку, при помощи взрослого медленно отводя бедро то в одну, то в другую сторону. Колено при этом согнуто;
  • ребенок лежит на спине, попеременно поднимает и опускает ножки, сгибая их в колене;
  • ребенок лежит на животе, под грудью подложена подушка. Взрослый приподнимает ребенка за верхние конечности, разгибая верхнюю часть туловища.

Занятия для мускулатуры живота:

  • ребенок сидит на стуле, взрослый помогает ребенку наклониться вперед. Возврат в исходное положение малыш должен проделать самостоятельно, либо при небольшой помощи взрослого;
  • ребенок лежит на спине, ручки вдоль тела. Необходимо стимулировать попытку малыша перевернуться на живот и снова на спину самостоятельно, не используя при этом ручки;
  • научить ребенка напрягать мышцы животика, упражнение можно сочетать с глубокими вдохами и выдохами;
  • ребенок сидит на полу, ножки вытянуты. Помочь малышу дотянуться пальчиками рук до пальчиков ног, не сгибая ножки в коленях;
  • ребенок лежит на спине, взрослый помогает ребенку поднять прямые ножки и довести их, прикоснувшись пальцами пола над головой.
Читайте также:  Упражнения для рост мышц спину

Занятия для устранения гипертонуса мышц рук:

  • проводить активные движения кистью ребенка в разных направлениях, изредка потряхивая рукой и расслабляя мускулатуру;
  • крепко удерживать руку или предплечье ребенка до устранения состояния гипертонуса, после чего покачать или встряхнуть конечность для расслабления.

Занятия для мышц ног:

  • ребенок лежит на спине, ручки вдоль тела, ножки привести к животу. Взрослый удерживает голени и поочередно отводит ножки в тазобедренном суставе, сочетая отведения в стороны с круговыми вращениями ноги;
  • взрослый проводит ребенку сгибательные и разгибательные движения тазобедренного сустава, после этого ребенок пробует удержать ножку самостоятельно.

Занятия для поддержания шейной мускулатуры и мышечного корсета туловища:

  • ребенок лежит на спине, а взрослый, приподнимая туловище за подмышки, покачивает его из стороны в сторону, поворачивает вправо и влево, не позволяя ребенку сопротивляться. Точно так же покачивают и голову, придерживая её на весу;
  • ребенок лежит на боку, а взрослый пытается опрокинуть его на живот, либо на спину. При этом малыш должен пытаться не поддаваться толчкам, оказывая сопротивление;
  • ребенок сидит на стуле, руки и голова расслаблены. Взрослый поворачивает голову в разные стороны, наклоняет вперед и назад, а ребенок пытается максимально расслабить мышцы шеи.

Занятия для стабилизации дыхания:

  • попросить ребенка сымитировать глубокое дыхание, задуть горящую свечу, сдуть с ладони перышко. Полезно вместе с малышом надувать воздушные шарики или играть, пуская мыльные пузыри;
  • отличный эффект можно ожидать, если научить ребенка петь. Схожее действие наблюдается при игре на губной гармошке, свирели, для начала можно использовать обычный свисток;
  • научить ребенка пускать пузыри через соломинку в стакан воды.

trusted-source[6]

Развитие мимики лица у детей с ДЦП

Зачастую ребенок с диагнозом ДЦП не всегда может определить свое эмоциональное состояние, правильно отреагировать на положительные и негативные эмоции, продемонстрировать именно то выражение лица, которое бы соответствовало необходимому чувству, которое испытывает малыш. Как научить ребенка распознавать эмоциональное разнообразие и правильно толковать его? Как добиться имитации малышом тех или иных эмоций, чтобы в будущем быть понятым в обществе и понимать окружающих? Для этого существуют специальные психогимнастические упражнения:

  • взрослый должен демонстрировать малышу, как принюхивается щенок, прислушивается птица, как кошка выслеживает мышку. Затем следует попросить ребенка повторить увиденное;
  • продемонстрировать удивленные глаза, попросить повторить;
  • описать момент счастья и удовольствия, показать, как радуется ласке котенок, а щенок – вкусному угощению;
  • описать ощущение боли, продемонстрировать боль в животе, плач, чувство холода;
  • показать момент отвращения: пусть малыш представит, что пьет горькое лекарство или ест лимон;
  • объяснить, что такое злость, показывая сердитого человека;
  • продемонстрировать чувство страха, потери родного дома или родных людей;
  • развивать чувство стыда и вины за свои поступки, научить просить прощения.

trusted-source[7], [8]

Упражнения в бассейне при ДЦП

Водные процедуры успешно применяются при физическом восстановлении детей, пораженных ДЦП. Ни для кого не секрет, что вода отлично расслабляет мускулатуру, стабилизирует мышечный тонус, придает энергии. Занятия в воде ослабляют действие стрессов и излечивают депрессивные состояния. Особый эффект можно ожидать от совмещения ЛФК с пребыванием в воде. Такой способ лечения называют гидрокинезотерапией. Он может включать в себя проведение определенных упражнений или игр в воде, а также применение подводного массажа. Непередаваемый эффект наблюдается при плавании ребенка в дельфинарии: общение с дельфинами считается истинно лечебным. Понять механизм данного лечения трудно, однако положительные результаты такой терапии неоспоримы.

Собственно, следует понимать, что лечебные мероприятия и уход за малышом с ДЦП – это длительный процесс, которому необходимо посвятить максимум времени и сил, и лишь тогда принятые меры воздадутся долгожданными положительными результатами. Только постоянная забота и безграничное внимание близких помогут добиться желаемых сдвигов в физическом развитии ребенка. Упражнения для детей с ДЦП необходимо проводить постоянно и настойчиво, на протяжении всего периода патологии.

trusted-source[9], [10]

Источник

Дочке 1,1, ставят ДЦП (легкая форма), не сидит, у опоры не стоит, хоть и прогнозы хорошие, сидеть и ходить будет, как говорят врачи, только вот когда? переживаю…

мы занимаемся ЛФК,делаем массажи и плюс к этому всему занимаемся в «здоровом детстве»,нам подобрали спец.курс для укрепления мышц спины

странно что вам ставят «легкую»степень, или вы сами?
у меня дочке уже 7 лет-ходит, пытается прагать на 2- ногах—и то нам ставят ДЦП средней тяжести
1.ЛФК каждый день!!!! но надо грамотное лфк. мне очень нарвится врач ЛФК в Бонуме Елена Николаевна , очень грамотно составляла нам комплекс упражнений. у лочки начался гиперлогдоз поясничного отдела так только она, а не врач невролог ,заметила это и отменила упраженения,которые усугубляют лордоз.
2.Плавание 3-4 раза в неделю, жаль только что гидрореабилитологов у нас в ЕКБ нет…

Читайте также:  Упражнения на пресс щадящие спину

Моей дочке уже 13 лет, у нее ДЦП, все не так просто как кажется в самом начале когда только ставят такой диагноз ребенку, нам кажется что у нашего ребенка не все так плохо и все будет хорошо, но отчаиваться не надо= это главное, а надо бороться с болезнью и трудится каждый день!!! Мы прошли множество различных центров и специалистов. Вот мой совет, сейчас пока ребенок еще маленький звоните и договаривайтесь о занятиях с Аллой Валентиновной, когда то она работала в Особом ребенке, сейчас это Бонум, у нее огромный опыт работы с такими детьми, при чем она не только будет заниматься с ребенком она и вас всему научит!!! она врач ЛФК И педиатр, очень хороший специалист и человек, все кто когда послушал моего совета и обратился к ней, все очень благодарны мне за совет!!! Вот ее телефон 89028756990 Она делает массаж и занимается лечебной физкультурой.

У каждого человека есть шанс…

Все у нас получилось из-за долгого нахождения в реанимации и на ИВЛ, сразу после родов, тяжелая двухсторонняя пневмония. Весь первый год жизни по больницам.А что легкая степень ДЦП (и еще куча всего) — такой диагноз нам поставили в год, у нас в руках больше проблем, они в тонусе, чем в ножках. Мы хорошо переступаем, спластика в ногах есть, но не грубая, ползаем по-пластунски, игрушки больше берет левой рукой, правую использует редко. Массаж, ЛФК, плаванье (правда в ванной), все это регулярно. Развиваемся медленными шажочками… но и это вседь хорошо!

В год не сидит, не стоит, ползает по пластунски…. Извините не хочется вас расстраивать, но это не легкая форма ДЦП!!! И поверьте очень большое значение имеет кто и как занимается с ребенком т.к. мы то же всегда и с первых дней Ксюшу лечили и только спустя время мы поняли что не те люди занимались с ней, вы попробуйте поездить к Алле Валентиновне и вы сразу все поймете!

У каждого человека есть шанс…

Танюша67

В год не сидит, не стоит, ползает по пластунски…. Извините не хочется вас расстраивать, но это не легкая форма ДЦП!

Не факт. У дочки было то же самое. Не ходила, не стояла, самостоятельно не садилась, ползала как разведчик через границу. :gy:
Ставили угрозу дцп, потом дцп под вопросом. В итоге не подтвердилось.
Села и поползла дочка в полтора года, самостоятельно пошла почти в 3. У нее сочетание миотонического и атаксического синдрома, что и дает задержку развития. Проблемы, конечно, остаются, куда без них.

Не говорю, что у автора то же самое, но не факт, что все совсем тяжело.

Автор, Вам, кстати. какую форму ставят?

Бывают такие люди наоборотные: чем меньше они думают, тем больше пользы. (с)

у нас тоже миотонический синдром. сама села в полтора., в 2 поползла. сейчас нам 2.8 начали сами ходить но еще не уверено. нам помог очень массаж,но и конечно должна быть мативация или желание ребенка ходить. вкладывайте по максиму, то и получите. нам в 9 м тоже ставили дцп в омм атонико- остатическую форму вроде так не помню уже, я сразу поехала в бонум, и невроглог там сняла этот диагноз и поставила миотонический синдром. удачи автор и огромного терпения и конечно веры.

мышцы укрепляют только массажем и лфк проверенно на нашем опыте. в талисмане хорошее лфк нас там научили опираться на ручки на 2 день лечения!!! показали как учить садиться самостоятельно как на полу так и на мяче. и через месяца 2 сама села. сьездите туда вас научат и дома будите заниматься. мяч большой хорошая штука!!!

автор если вам интересно могу объснить как научить ребенка садиться, там нечего сложного нет!

Большое всем спасибо за советы, завтра ложимся в НИИ Материнства и Детства на плановый курс лечения (лфк, массаж, физиотерапия, обкалование — много всего) Оканчательный диагноз поставят там, еще будет решаться вопрос об инвалидности.

Читайте также:  Упражнения при лечение остеохондроза спины

Да и три опытных невролога нашего города сошлись во мноении, что дочка пойдет около двух лет, не могут же все ошибаться? обычно бывает, что наоборот перестраховываются. Как вы считаете?

Нам 3,5 и всё вот вот пойдёте вот вот пойдёте уж и не знаю что ещё нам попробовать %) ставили ставили ДЦП под вопросом сейчас полностью сняли теперь только органику оставили %)

Нам сначала вообще говорили что у нее все нормально просто не доношенная! Потом ставили легкую степень и говорили что пойдет в 2 года! НО нам уже 13 и что мы только не делали и где только не лечились!!! а врачам нашим не стоит доверять! Но ни в коем случае не отчаивайтесь, просто не расслабляйтесь, сейчас у вас самое благодатное время, пока ребенок маленький сделать можно очень много!!! Знаю многих кому сказали, что ребенок безнадежный, растение и родители сделали не возможное поставили ребенка на ноги! Но знаю не меньше примеров когда говорили, что ребенок не тяжелый и скоро пойдет, а по итогу дети не ходят!!!

У каждого человека есть шанс…

Источник

Примерный комплекс упражнений для людей с ДЦП.
Упражнение 1. «Разгибание головы»
Основная цель: укрепить разгибатели спины и шеи, подавить патологический лаби-
ринтный тонический рефлекс.
Исходное положение на животе. Руки согнуты в локтевых суставах, опираются ладо-
нями в пол.
Задание: максимально разогнуть голову, и удерживать ее в этом положении 3-10 сек.,
опираясь на ладони, затем возвратиться в исходное положение. Количество повторений:
5-7 раз.
Методические указания: при разучивании движения возможна поддержка головы.

Упражнение 2. «Разгибание головы и туловища в упоре на прямые руки».
Основная цель: улучшение одновременного выпрямления головы и туловища, опор-
ной функции рук, подавление шейных тонических рефлексов.
Исходное положение на животе, руки согнуты в локтях, опираются ладонями в пол.
Задание: максимально разогнуть голову и туловище, удерживая такое положение в
течение 3-8 сек с помощью выпрямленных в упоре на ладони рук, затем возвратиться в
исходное положение.
Количество повторений: 7-8 раз.
Методические указания: методист плавно разгибает корпус ребенка, оказывая давле-
ние на грудь.

Упражнение 3. «Лодочка».
Цель упражнения: подавление сгибательной синергии, укрепление выпрямителей
шеи и туловища.
Исходное положение: лежа на животе, руки вдоль туловища.
Задание: одновременно поднять голову и прямые ноги до их максимального разгиба-
ния.
Количество повторений: 6-8 раз.
Методические указания: методист придерживает таз ребенка одной рукой, а другой
помогает поднять ноги.

Упражнение 4. «Корзиночка».
Цель упражнения: растянуть спазмированные мышцы груди, живота, конечностей;
устранить контрактуры суставов.
Исходное положение: лежа на животе.
Задание: захватив ноги в области лодыжек максимально разогнуть туловище, бедра и
голову.
Количество повторений: 4-5 раз.
Методические указания: при захвате голеней методист придерживает руки ребенка.

Упражнение 5. «Сесть-сложиться».
Цель упражнения: расслабить разгибатели спины и мышцы живота, нормализовать
реакцию выпрямления, укрепить мышцы спины и живота.
Исходное положение: лежа на спине.
Задание: попытаться сесть с помощью инструктора и максимально согнувшись лечь
на прямые ноги.
Количество повторений: 6-8 раз.
Методические указания: движения совершаются плавно, без рывков.

Упражнение 6. «Часики».
Цель упражнения: снижение тонуса и укрепление косых мышц живота.
Исходное положение: лежа на спине, ноги согнуты под прямым углом в тазобедрен-
ных и коленных суставах, руки в положении отведения прижаты к полу.
Задание: поворачивать ноги вправо и влево до упора, не отрывая лопаток от пола.
Количество повторений: 10-12 раз.
Методические указания: методист фиксирует плечевой пояс ребенка.

Упражнение 7. «Полумост».
Цель упражнения: снижение тонуса и растяжение мышц груди и живота.
Исходное положение: стоя на коленях, руки вдоль туловища.
Задание: медленно прогнуться назад (на счет 1-4), достать пальцами пятки. После
паузы в 3-4 сек выпрямиться в исходное положение.
Количество повторений: 6-8 раз.
Методические указания: прогиб осуществляется за счет пояснично-грудного отдела
позвоночника в медленном темпе.

Упражнение 8. «Сгибание-разгибание ног».
Цель упражнения. Расслабить мышцы ног и туловища.
Исходное положение: лежа на спине.
Задание: согнуть прямые ноги, разогнуть прямые ноги.
Количество повторений 10-12 раз.
Методические указания: движения выполнять в быстром темпе с помощью методи-
ста.

Упражнение 9. «Рыбка»
Цель упражнения: расслабить мышцы живота, четырехглавые и подвздошно-
поясничные мышцы.
Исходное положение: сидя на коленях.
Задание: прогнуться назад до касания затылком пола, удержать положение в течение
2 сек, возвратиться в исходное положение.
Количество повторений: 6-8 раз.
Методические указания: методист придерживает колени, поддерживает спину. Дви-
жения плавные.

Источник